Патриотическое воспитание как средство формирования основ гражданской идентичности личности в свете требований ФГОС НОО

Богданова Светлана Анатольевна
учитель начальных классов
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением отдельных предметов
№56 г. Курска»

Патриотическое воспитание как средство формирования основ гражданской идентичности личности в свете требований ФГОС НОО

«Заботливый садовник укрепляет корень,
от мощности которого, зависит жизнь
растения на протяжении нескольких
десятилетий. Так и учитель должен
заботиться о воспитании у своих детей
чувства безграничной любви к Родине».
В.А Сухомлинский.

В настоящее время государственная политика в области образования и воспитания подрастающего поколения определяет ведущие направления развития системы образования.
Среди них – формирование гражданской идентичности личности, осознание себя человеком как гражданином российского общества, уважающего историю своей Родины и несущего ответственность за её судьбу в современном мире.
Направленность развития личности в большой степени зависит от исходной установки. С чего начинается Родина для первоклассника? С места, где он родился и живет, со школы и её традиций, имени первой учительницы, красоты окружающей природы, родословной его семьи, любви к матери и так далее. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны.
В содержании системы воспитания гражданской идентичности учащихся можно выделить следующие направления реализации воспитательных задач:
1) духовно – нравственное и ценностно – смысловое воспитание.
Это – формирование приоритетных ценностей гуманизма, духовности и нравственности, чувства собственного достоинства, социальной активности, ответственности, стремления следовать в своем поведении нормам морали, нетерпимости их нарушения.
2) историческое воспитание.
Это – знание основных событий истории Отечества и её героического прошлого;
- представление о месте России в мировой истории, знание основных событий истории народов России;
- формирование исторической памяти, чувства гордости и сопричастности к событиям героического прошлого;
- знание основных событий истории края, республики, области, в которой проживает учащийся, представление о связи истории своей семьи, рода с историей Отечества, формирование чувства гордости за свой род, семью, город (село).
3) политико – правовое воспитание
направлено на:
- формирование представлений учащихся о государственно – политическом устройстве России, государственной символике, основных правах и обязанностях граждан, правах и обязанностях учащегося;
- информирование об основных общественно – политических событиях в стране и мире;
- правовую компетентность.
4) патриотическое воспитание
направлено на формирование чувства любви к Родине и гордости за принадлежность к своему народу;
- уважение национальных символов и святынь;
- знание государственных праздников и участие в них, готовность участия в общественных мероприятиях.
5) трудовое (профессионально – ориентированное) воспитание
направлено на:
- формирование картины мира культуры как порождения трудовой предметно – преобразующей деятельности человека;
- ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием;
- формирование добросовестного и ответственного отношения к созидательному труду, уважение труда людей и бережное отношение к предметам материальной и духовной культуры, созданных трудом человека.
6) экологическое воспитание.
Задачи экологического воспитания могут быть определены как:
- формирование высокой ценности жизни, потребности учащихся сохранять и улучшать окружающую природную среду;
- обучение экологически сообразному поведению.
Важнейшим компонентом формирования гражданской идентичности является патриотическое воспитание.
В соответствии с Концепцией национальной безопасности Российской Федерации была разработана Федеральная целевая программа патриотического воспитания граждан России. В рамках указанной программы «патриотизм» понимается как «одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, важнейшее духовное достояние личности и одновременно с этим, как залог жизнеспособности и необходимое условие эффективного функционирования всей системы государственных и социальных институтов».
Государственная политика направлена на формирование у граждан Российской Федерации духовно-патриотических ценностей.
Формирование патриотизма представляет собой не столько стихийный, сколько управляемый процесс, важнейшим элементом которого является процесс воспитания и образования.
Формирование патриотизма выступает как акт духовного творческого самоопределения личности посредством проникновения в духовную жизнь своего народа и отождествления с ней в условиях личной свободы (автономии). Это означает необходимость принять русский язык, российскую историю, российское государство, российское историческое миросозерцание как свои собственные, пережить тождественность. Однако процесс самоотождествления переживается личностью самостоятельно и самобытно. Никто – ни государство, ни общество, ни родители, ни воспитатели не могут обязать, принудить, предписать любовь ребенка к Родине. Ключевым моментом является переживание и осмысления своего отношения к Родине.
Задачи формирования гражданской идентичности и патриотических чувств реализуются как в урочной, так и во внеурочной деятельности (посещение общественных музеев, организация деятельности военно-исторических и культурно-исторических кружков, организация поисковых работ, походов, военно-спортивных соревнований). Соответственно, обе эти сферы деятельности должны планироваться в комплексе.

Воспитание гражданской идентичности включает в себя следующие составляющие:
- воспитание творческого и ответственного отношения к труду на благо других людей своей малой родины;
- формирование культуры межнационального общения, толерантности;
- формирование правовой и нравственной культуры гражданина;
- приобщение к социально значимой созидательной деятельности;
- сознательное самоопределение личности как основу гражданственности.

Содержание воспитания гражданской идентичности может быть представлено следующими видами деятельности:
- творческой деятельностью, формами которой являются конкурс сочинений и рисунков на тему «Я – гражданин России», фестиваль патриотической песни, смотр строя и песни и т.д;
- информационно-образовательной деятельностью, предполагающей формирование умения использовать разнообразные источники информации (общение друг с другом, взрослыми, обмен мнениями, литературные, научно-популярные печатные источники, цифровые виды источников, интернет-ресурсы и т.д.) и позволяющей повысить культурный и образовательный уровень воспитанников;
-поисково-исследовательской деятельностью, направленной на совершенствование навыков работы с информацией;
- краеведческой деятельностью, которая является мощным источников нравственных и патриотических чувств;
- трудовой деятельностью, которая приобщает детей к преобразованию окружающей среды, формирует важные умения и навыки, необходимые для успешной жизни, готовит к сознательному выбору профессии;
- экологической деятельностью, формирующей экологическое сознание, потребность бережно относиться к природе, окружающей среде, способность вести природоохранную работу;
- оздоровительной деятельностью, которая способствует формированию установки на здоровый образ жизни, развивает способность осознанно сохранять и укреплять здоровье.

В рамках сетевого взаимодействия школ города Курска учащиеся нашей школы принимали участие в коллективной работе над созданием электронного образовательного ресурса «Книга славы», во Всероссийской акции «Бессмертный полк».
В нашей школе проходят различные акции: «Чистота спасёт мир!», «Пусть всегда будет завтра!», ежегодная «Благотворительная ярмарка», а также социально-значимые проекты «Зеленый город», «Больше кислорода».
Особое внимание обращается на опыт использования проектной деятельности.
Таким образом, главное при выборе подходов к воспитанию гражданственности – это создание условий для самореализации человека в пространстве своей страны и своего времени.
Воспитание гражданской идентичности – многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность педагогов и школьников по формированию у учащихся качеств, присущих гражданину, патриоту своей страны. Принципиальное отличие новых образовательных стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна прежде всего сама личность ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения.

ФГОС второго поколения определяет «портрет» выпускника начальной школы, включающий, в том числе, такие качества, как:
- готовность к объединению для решения личных и общественно-значимых
проблем, готовность к сотрудничеству и согласию;
- неприятие агрессии, жестокости, насилия над личностью;
- любовь к своей Родине, стремление быть полезным своей семье, обществу,
государству.