Системы программирования и прикладное программное обеспечение. Практическая работа №2 «Программное обеспечение компьютера


Технологическая карта урока. Босова. Информатика . 7 класс. ФГОС.
ДатаУрок №
Тема урока: «Системы программирования и прикладное программное обеспечение. Практическая работа №2 «Программное обеспечение компьютера»».Цель урока: Познакомить учащихся с системами программирования и прикладным программным обеспечением.
Задачи урока:
Образовательная– дать преставление о назначении программ, которые относятся к прикладному ПО; назначение систем программирования.
Развивающая – развивать информационную культуру и умения определять, к какому программному обеспечению относится конкретная программа.
Воспитательная – воспитывать культуру работы в группе; рассмотрение правовых норм использования программного обеспечения.
Тип урока: комбинированный.
Средства обучения:
Информатика: Учебник для 7 класса ФГОС / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова,2013 г.
Информатика: Рабочая тетрадь 7 класс ФГОС/ Л. Л. Босова, А. Ю. Босова
персональный компьютер (ПК) учителя.
мультимедийный проектор.
Экран.
ПК учащихся, подключенные к сети Интернет.
Электронные образовательные ресурсы:
презентация «Программное обеспечение компьютера» из электронного приложения к учебнику;
демонстрации к лекции «Системы программирования», «Прикладное программное обеспечение».
Планируемые образовательные результаты:
предметные – представление о программировании как о сфере профессиональной деятельности; представление о возможностях использования компьютеров в других сферах деятельности;
метапредметные– понимание назначения прикладного программного обеспечения персонального компьютера;
личностные – понимание правовых норм использования программного обеспечения; ответственное отношение к используемому программному обеспечению.
Основные понятия, изучаемые на уроке:
программное обеспечение (ПО);
прикладное ПО;
система программирования;
приложение общего назначения;
приложение специального назначения;
правовой статус ПО.
Этапы урока Материал ведения урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД на этапах урока
1 Организационный момент Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей. Личностные УУД:
- формирование навыков самоорганизации
- формирование навыков письма
2 Актуализация знаний 1)беседа: проверка изученного материала по вопросам к §2.3;
2) визуальная проверка выполнения домашнего задания в РТ
Проводит беседу с учащимися по вопросам типа продолжи фразу (Приложение 1) Отвечают на вопросы учителя Коммуникативные УУД:
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами
4 Мотивационный этап. Формулирование темы и целей урока. Отгадывание ребуса (Приложение 3)
- Проверь в учебнике на с., 68верно ли ты сформулировал цель урока? Предлагает отгадать ребус, спроецированный на экран, отгадка и есть тема урока. Задает вопросы: Какие программы вы знаете? Для чего они нужны? Что такое прикладная программа? Где взять программы? - отгадывают ребус и отвечают: речь пойдет о системах программирования.
Отвечают на вопросы учителя, формулируют тему, цель. Регулятивные УУД:
- умение ставить учебную задачу, называть цель, формулировать тему.
5 Объяснение нового материала
§2.3 стр. 68-74 объясняет с использованием презентации «Программное обеспечение компьютера»,«Прикладное программное обеспечение», «Системы программирования»из электронного приложения к учебнику.Особое внимание следует уделить вопросам правовых норм использования программного обеспечения. изучаем параграф §2.3 стр. 68-74, слушают объяснение учителя
Познавательные УУД:
- развитие читательских навыков, умения поиска нужной информации в тексте, выборочно передавать содержание текста;
- умение кратко формулировать мысль
- умение обрабатывать информацию
- развитие навыков исследования, закрепление навыков групповой работы,
Коммуникативные УУД:
- формирование владения монологической и диалогической формами речи с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка
Регулятивные УУД:
- формирование навыков работы с экранными объектами
Регулятивные УУД:
- формирование навыков работы с ПК
Коммуникативные УУД:
- умение работать в парах, развитие диалогической речи
6 Компьютерный практикум Работа учеников с ресурсами сети Интернет, взяв за основу задание №11 к §2.3 и дополнить его заданием «Лицензионное и свободное программное обеспечение», заключающееся в том, чтобы:
1) найти в Интернете информацию о возможностях программы Gimp и текст лицензионного соглашения для этой программы;
2) найти в Интернете информацию о возможностях AdobePhotoshop и текст лицензионного соглашения для этой программы;
3) сравнить возможности программ;
4) сравнить условия, на которых вы можете использовать эти программы (по текстам лицензий);
5) высказать мнение о том, какую программу и почему стали бы использовать лично вы. Консультирует учащихся Выполняют практическую работу, отвечают на вопросы. Подведение итогов практической работы выводы
-Итак, вы закончили практическую работу. А теперь запишете вывод, к которому вы пришли.
- Подведем итог и прочитаем в учебнике о самом главном Записывают вывод в тетрадях
7 Физминута Выполняют упражнения Личностные УУД:
- формирование здорового образа жизни
8 Закрепление Работа в рабочей тетради Т№30 Личностные УУД:
- развитие умений работы с разными видами информации: текстом, рисунком.
9 Итоги урока, рефлексия Можете ли вы назвать тему урока?
- Вам было легко или были трудности?
- Что у вас получилось лучше всего и без ошибок?
- Какое задание было самым интересным и почему?
- Как бы вы оценили свою работу? Работа с дневниками Личностные УУД:
- развитие самооценки
Приложение 1.
Проверка теоретических знаний
1) Универсальное электронное программно управляемое устройство для работы с информацией…. (компьютер).
2) Информацию, предназначенную для обработки на компьютере и представленную в виде двоичного кода принято называть …(данными).
3) Характеристики процессора …(тактовая частота, разрядность).
4) различают память:… (внутреннюю и внешнюю).
5) В системном блоке находятся:… (материнская плата, центральный процессор. Оперативная память, жесткий диск, карты расширений, блок питания, дисковод, накопитель, порты компьютера)
6) Группы клавиш: … ( функциональные, символьные, управления курсором, специальные клавиши)
7) Компьютеры сети, которые хранят, сортируют и поставляют общую для сети информацию, называют … (серверами)
8) Совокупность всех программ, предназначенных для выполнения на компьютере, называют … (ПО).
9) Системное программное обеспечение включает в себя … (ОС и сервисные программы).
10) Средства, обеспечивающие взаимодействие между устройствами системы, называют… (интерфейсом).
11) К сервисным программам относят: … (архиваторы, вирусы, антивирусы, коммуникационные программы).
Приложение 2.
Теоретические основы урока
Программное обеспечение – набор всех существующих программ, используемых компьютером
Программное обеспечение делиться на три группы:
Системное программное обеспечение
Программы, обеспечивающая совместное функционирование всех устройств компьютера и предоставляющая пользователю доступ к его ресурсам Операционные системы
Windows,
Linux,
MS-DOS
Файловые менеджеры Windows Commander
Total Commander
FAR
Программы диагностики Антивирусные программы DrWeb, Антивипус Касперского,Nod 32
Программы обслуживания дисков Архиваторы WinRar
WinZip
Прикладное
программное обеспечение Программа, позволяющая пользователю решать информационные задачи с использованием компьютера Текстовые процессоры MicrosoftWord,
Openoffice.Writer
Табличные процессоры Microsoft Excel, Openoffice.Calc, 1C:бухгалтерия
СУБД Microsoft Ассess, Openoffice.Base
Компьютерная графика и анимация Paint,Adobe, Photoshop, CorelDraw
Средства коммуникаций Internet Explorer, Outlook Express, The Bat
Обучающие программы Клавиатурные тренажеры, тесты
Игры Системы программирования
Программа, предназначенная для разработки различного программного обеспечения Pascal, Basic
Программирование - это процесс создания программ, разработки всех типов программного обеспечения.
Комплекс программных средств, предназначенных для разработки компьютерных программ на языке программирования, называют системой программирования.
ввод текста программы
редактирование
отладка
компиляция
исполнение
работа с файлами
режим помощи
Режим работы
систем программирования
Создание, отладка и выполнение
программ с целью:
решения вычислительных задач
обработки текстов и графики
создания системного ПО
создания прикладного ПО
Назначение систем
программирования
ввод текста программы
редактирование
отладка
компиляция
исполнение
работа с файлами
режим помощи
Режим работы
систем программирования
Создание, отладка и выполнение
программ с целью:
решения вычислительных задач
обработки текстов и графики
создания системного ПО
создания прикладного ПО
Назначение систем
программирования

Программы, с помощью которых пользователь может работать с разными видами информации, не прибегая к программированию, принято называть прикладными программами или приложениями.
Можно выделить приложения общего назначения и приложения специального назначения.
Приложения общего назначения: текстовые редакторы, электронные таблицы, графические редакторы, мультимедийные проигрыватели, редакторы презентаций, СУБД
Наибольшее распространение получили следующие офисные пакеты:
MicrosoftOffice для операционных систем Windows и Mac OS;
OpenOffice.org для операционных систем Windows и Linux.
Приложения специального назначения: издательские системы, бухгалтерские программы, САПР, математические пакеты, геоинформационные системы, медицинские экспертные системы.
Обучающиеся записывают в тетрадь основные определения
Вопросы для закрепления?
Для чего предназначены системы программирования?
Сколько, по вашему мнению, существует систем программирования?
Кто и где использует прикладные программы общего и специального назначения?
На уроке: РТ № 99, 101, 79, 82, 84, 85, 86, 88, 91, 92, 94, 96
5. Подведение итогов урока, оценивание работы учащихся на уроке.
Д/з: §2.3 стр. 68-74, РТ № 98, 100, 102, 103
Приложение 3
 Разгадка ►Файловая система

 2  = Й
 1  = С
      
Поделиться… Ссылка на ребус ►  http://rebus1.com/index.php?item=rebus450076
Посетите другие, не менее интересные, разделы нашего сайта:
  Как разгадывать ребусы    ^   Справочник    ^   Генератор ребусов    Математические ребусы  1=П1=В

1=С
1=П

1=В