Статья Формирование регулятивных УУД на уроках технологии в начальной школе


Статья «Формирование регулятивных УУД на уроках технологии в начальной школе»Т.Н. СолодниковаМАОУ «Гимназия №4 им. бр. Каменских», Пермь
Наше время отличается необыкновенной стремительностью. Мир вокруг нас наполняется электронными машинами, меняются и инструменты обучения. Один из таких инструментов – образовательные конструкторы.
Реализуемый мной в 3 классе обучающий курс Технологии сводится к изучению роботехники и работе с конструкторами Lego WeDo. Набор состоит как из классических, так и из специальных деталей (шестерни, оси, моторы, датчики, кулачки, ремни, втулки, шкивы и т.д.).Регулятивные УУД формируют способность ребёнка к самоорганизации учебной деятельности, что, безусловно, является основой успешного обучения в начальной школе. К регулятивным УУД относятся такие процессы, как целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.
Рассмотрим, как именно использование конструкторов LEGO WeDo позволяет воздействовать на формирование регулятивных УУД:
1. Формирование способности к целеполаганию: школьник учится ставить цель в начале занятия и, удерживая её на протяжении всего урока, достигает необходимого результата. Самостоятельно разрабатывая собственного робота из набора LEGO WeDo, ребёнок учится ставить перед собой учебную задачу.
2. Формирование способности к планированию: поставив перед собой цель, школьник составляет краткий или подробный план деятельности по моделированию нового робота или изменению уже знакомого. Ребёнок учится работать и по готовым инструкциям (входящим в комплект конструктора), и по схемам, разработанным учителем. Помимо этого, работая в команде, надо уметь правильно распределить обязанности между всеми участниками процесса.
3. Формирование способности к прогнозированию: школьник учится прогнозировать результаты своей деятельности, выбирая различные способы выполнения одного и того же задания, так как, изменяя схему или последовательность сбора модели, используя разные детали, ученик получает различные варианты одного и того же робота.
4. Формирование действия контроля: выполнив задание, учащийся получает готовую модель и имеет возможность самостоятельно проверить правильность её выполнения. Тем самым формируется умение контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, указанное в числе метапредметных результатов обучения.
5. Формирование действия коррекции: обнаружив недочёты в своей работе, школьник имеет возможность внести коррективы на любой стадии сборки модели. Он учится критично относиться к результатам своей деятельности и деятельности окружающих. Если модель робота LEGO WeDo не выполняет запланированные функции, значит, на какой-то стадии работы допущена ошибка, которая требует исправления. В итоге происходит формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности действовать даже в ситуациях неуспеха.
6. Развитие способности к оценке: учащийся получает возможность сравнивать свою модель с моделями одноклассников, а значит, оценить уровень выполнения своей работы: сложность, функциональность, внешнюю эстетичность, рациональность робота. При этом ребёнок учится объективно оценивать результат не только своей, но и чужой деятельности. На основе полученных результатов он может сделать выводы об уровне своих знаний и умений.
7. Формирование саморегуляции: процесс сборки модели требует терпения и самообладания. Если по каким-то причинам школьнику приходится делать работу сначала, ему нужно приложить некоторое волевое усилие для успешного устранения недочётов. При общении с напарниками по заданию ребёнку необходим самоконтроль, поскольку в ходе планирования или выполнения модели у детей могут возникать разногласия. Таким образом происходит формирование навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, развитие умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
В заключении, хочется сказать, что конструкторы Lego WeDo обладают большим потенциалом в формировании УУД учащихся, они придают учащимся высокий мотивационный импульс. Как правило, занятия с конструкторами пользуются большой популярностью у школьников. Правильная организация, в соответствии с компетентностно-ориентированным подходом, усиливают эффект. Новые подходы в образовании заставляют и учителя переосмыслить используемые методы и приемы обучения, заставляют учиться, искать и двигаться вперед.
Список литературы
1. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пос. для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская [и др.] ; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008. – 151 с.
2. Кирьякова А.В. «Проект – технология» в компетентностно-ориентированном образовании:   учебно-методическое пособие / А.В. Кирьякова, Н.А. Каргапольцева, Т.А. Ольховая, Е.А. Матвеева; Оренбургский гос. ун-т. – Оренбург : ОГУ, 2011. – 114 с.