Доклад по дополнительному образованию на тему: От творчества учителя к творчеству ученика


Милёхина Ирина Александровна
Жамбылская обл., Кордайский р-он, с. Кордай
Центр детского юношеского творчества
Доклад
Тема: «От творчества учителя к творчеству ученика»
Ребенок – не кувшин, который надо наполнить,
а лампада, которую надо зажечь.
Творчество - одно из сложных и таинственных явлений человеческой жизни. Творчество- это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью (слайд 3).
Нет смысла убеждать кого-либо в том, что педагогический труд – дело, прежде всего творческое. Педагог, остановившийся в своем развитии, живущий старым багажом, не успевающий следить за стремительным бегом времени, может дать занимающимся определенную сумму знаний, но никогда не сможет научить их постоянно пополнять эти знания. Сегодня стране нужны творчески мыслящие люди, способные к самостоятельному и нестандартному решению многообразных задач. В связи с этим основная цель системы образования - пробудить в человеке творца и развить в нем заложенный творческий потенциал. Современный учитель понимает, что педагогический процесс важно рассматривать не как две деятельности – учителя (обучающего) и ученика (обучающегося), а как деятельность совместную, как взаимодействие учителя с учениками. Воспитать творческого ученика может только творческий педагог.
Возможно ли обучение учителя творчеству? Н. Роджерс отмечал, что важно не заглушать креативность критикой, оценкой, осуждением. Основные условия, необходимые для стимуляции креативности – психологическая безопасность, свобода от оценок, а также климат психологической свободы, атмосфера дозволенности,  игры, спонтанности. Замечено, что большую творческую активность обнаруживают учителя с широким запасом профессиональных знаний  и умений, с более высоким уровнем мастерства.
Современного творческого учителя отличает прежде всего высокий уровень идейно-нравственного сознания, являющийся надежной гарантией активизации его творческих усилий. Ему характерны такие качества: объективность, активность, разносторонность, целеустремленность, динамизм, гибкость, мобильность, самокритичность и критичность (слайд 4).  Творческий учитель должен прежде всего быть нацеленным на формирование творческой личности школьника, обладать педагогическим тактом, уметь развивать детское воображение, артистизм, уметь ставить интересные, занимательные вопросы, создавать интересные ситуации, обладать чувством юмора. Ведь нет ни одного ребенка, которого природа не наделила бы скрытым творческим потенциалом. Творческий учитель должен выявить его.
Как показывает жизнь, успех сопутствует в работе только тем учителям, у кого и общечеловеческие качества, и профессиональные, и общая культура личности (разносторонние интересы, развитый интеллект, широкий кругозор, эрудиция) высоко развиты.
Работа «от творчества учителя – к творчеству ученика» достигает своей цели в том случае, если ребенок видит результаты своего труда и чувствует позитивное отношение к себе. Можно, например, устраивать выставки творческих работ, ярмарки. Результаты своей работы – вышивку, доклады, разработки творческих проектов, грамоты и благодарности – учащиеся могут накапливать в портфолио, а на выставках продемонстрировать их. Ещё, например, привлекать учащихся к внеклассной работе, применяя межпредметную связь. Так, преподавателями казахского языка и хореографии, вокала и хореографии, «Малой академии» и вокала, «Малой академии» и хореографии, проводились успешные совместные мероприятия (слайд 5). Наши хореографические коллективы участвуют во всех районных, областных и международных мероприятиях, где всегда занимают призовые места (слайд 6,7,8) и, конечно же, для этого необходимо, чтобы внешний вид соответствовал выбранному репертуару. Костюмы для танцев я отшиваю сама и очень часто подключаю в помощь учениц (слайд 9). И от этого все участницы танцевальной группы к костюмам относятся более бережно и с большой гордостью. Деятельность ученического коллектива в данном направлении привела к тому, что жизнь в ЦДЮТ стала интересней, повысилось качество проведения мероприятий (слайд 10), прослеживается творческий подход к учебной и внеклассной работе. Данный подход к образовательному процессу в ЦДЮТ стал для всех нас нормой, а это значит, что наши выпускники будут строить свою жизнь тоже творчески, используя те навыки и способности, которые закладывались и развивались педагогами.
Я предлагаю нашим педагогам использовать в своей работе такую форму, как проектная деятельность. Она в полной мере способствует реализации творческого потенциала, индивидуальных способностей и педагога, и ученика. Уроки-проекты приводят к тому, что дети учатся самостоятельно добывать знания, сочиняют стихи и частушки, рисуют, делают коллажи и т.д.». Так в 2015-2016 учебном году мной была проведена экспериментальная проектная работа на тему «Современные педагогические технологии в формировании творческой мотивации младших школьников на уроках хореографии». Я ставила перед собой следующие задачи (слайд 11):
-определить технологию, с помощью которой можно помочь детям в формировании творческой активности;
- содействовать всестороннему развитию ребенка, стимулируя двигательную познавательную и творческую активность;
- создавать условия для реализации потребности детей в творческой двигательной активности;
- развивать жизненно необходимые двигательные умения и навыки;
- путем танцевальной импровизации развивать способность к самостоятельному творческому самовыражению.
- снять мышечное и психологическое торможение посредством игры.
Проблема, над которой я работала - формирование творческой активности. Творческая активность – это способность личности инициативно и самостоятельно находить «зоны поиска», ставить задачи, выделять принципы, лежащие в основе тех или иных конструкций, явлений, действий, переносить знания, навыки и умения из одной области в другую.
Актуальность поднятой проблемы вызвана потребностью педагогов дополнительного образования в методах, и организационных форм учебно-воспитательной работы в хореографическом коллективе, с целью формирования творческой активности детей. Использование педагогических приемов и методов, их последовательность и взаимосвязь будут способствовать в решении данной проблемы.
Из большого разнообразия технологий можно выбрать несколько, наиболее применимых к хореографии для наиболее эффективного получения результата при обучении детей танцевальной лексике. В своей работе я использовала игровую технологию, как наиболее эффективную в работе со школьниками младшего возраста.
Ожидаемые результаты (слайд 12):
● раскрытие творческих двигательных способностей;
● овладение детьми новыми двигательными навыками;
● повышение уровня музыкально-ритмической подготовленности и развития психофизических качеств;
● формирование интереса к занятиям танцами, потребности в ежедневной двигательной деятельности;
● формирование моральных, волевых и эстетических качеств детей.
Эксперимент имел успех – уже за первый год обучения экспериментальная группа детей приняла участи е в областном конкурсе «Кел, шыркайык!», где заняли первое призовое место (слайд 13).
В современных условиях все больше появляется учителей-мастеров своего дела. Творчество и мастерство – одно и то же или нет? (Вопрос участникам семинара).
Педагогическое мастерство - это деятельность педагога на уровне образцов и эталонов, отработанных в практике и уже описанных в методических разработках и рекомендациях. Мастерство педагога прямо не связано со стажем его работы. В отличие от мастерства педагогическое творчество (как отмечает А.К.Маркова, автор книги «Психология труда учителя») - это всегда поиск и нахождение нового: либо для себя (обнаружение педагогом вариативных нестандартных способов решения педагогических задач), либо для себя и для других (создание новых оригинальных подходов, отдельных приемов, перестраивающих известный педагогический опыт).
По уровню творчества педагогов можно разделить на несколько групп (слайд 14). В первую группу входят учителя, владеющие набором стандартных приемов, способные создавать новое в рамках несложной деятельности; другая группа – педагоги, стремящиеся выработать новую систему методов в условиях более сложной деятельности и, наконец, педагоги, создающие систему обучающих технологий. Сейчас я хотела бы провести с вами практическую работу одной из форм творческой деятельности (Приложение 1):
Участники семинара выполняют практическую работу.
Выступления педагогов от творческих групп.
Обсуждение.
Определение уровня сформированности опыта творческой педагогической деятельности педагогов (ОТПД) (Приложение 2).
Для определения уровня творческих умений учащихся на уроках можно посредством занятия-тренинга. Я хочу вам предложить, как вариант, памятку «Учебное занятие - тренинг как перспективная форма развития творческих умений учащихся» (Приложение 3).
В завершении своего выступления я хочу рассказать вам притчу (слайд-презентация 2):
Невозможное - возможно. Притча о лягушке, дошедшей до цели. Однажды лягушки решили посоревноваться между собой, кто первый взберется на вершину высокой горы. Лягушек желающих поучаствовать в этом соревновании оказалось не мало. Со всего леса собрались его обитатели, чтобы посмотреть, как лягушки потерпят фиаско и посмеяться над ними, так как задание казалось невыполнимым. Соревнование началось и лягушки ринулись взбираться на вершину. И тут же начались насмешки со стороны лесных гостей: - «Ты посмотри на них, они же сейчас упадут все!» - «Это же невозможно, что они о себе вообразили!» - «Вам никогда не достигнуть вершины!» Лягушки начали падать с горы одна за другой. Звери продолжали кричать: - «Вы посмотрите как высоко, а Вы такие маленькие и слабые!» - «Это же тяжело, а у Вас такие маленькие лапки!» - «Вы же лягушки, а не орлы!» Слыша эти насмешки, все больше лягушек сходило с дистанции. Прошло еще немного времени, и все лягушки попадали и отказались от своей цели. Только одна лягушка упорно карабкалась на вершину. Несмотря на насмешки, громкие высказывания «невозможно» и тяжелый путь она взбиралась все выше и выше. И вот настал тот миг, когда лягушка-победитель была уже на вершине горы, добралась до своей цели. Все были удивлены и даже шокированы: «Как же эта маленькая лягушка могла вскарабкаться до вершины такой большой и плоской горы?» Когда она спустилась, то к ней подошли участники соревнования и наблюдатели и спросили: «Как тебе это удалось? Какой у тебя секрет?» А она просто была глухая! Она не слышала, что это "невозможно".
Мораль:
Никогда не слушай тех, кто подрывает твою веру в себя, потому что они крадут у тебя твои мечты и надежды.
Всегда помни о силе слова. Любое слово, написанное или произнесенное, оказывает влияние на твои поступки!
И поэтому: ВСЕГДА мысли ПОЗИТИВНО! Гони прочь негативные мысли! Ты победитель! И вера день за днем должна крепнуть, несмотря на обстоятельства.
Прежде всего: будь просто ГЛУХ, когда тебе говорят, что ТЫ не можешь осуществить Свои Мечты.
Невозможное – возможно!
Желаю Вам творчески активных учеников и творческих побед! Спасибо за внимание!
Приложение 1
«Философский стол» методом коллективной мыслительной деятельности.
1. Работа творческих групп по предложенным вопросам.Оформить свои ответы на ватмане.
Первая творческая группа
 Какие способности человека служат ступеньками к педагогическому творчеству? Факторы, способствующие развитию творческой активности? Источники творчества?
Способности: Умение – наблюдать, анализировать, обобщать, выделять главное, предвидеть; способности – гибкость и нестандартность мышления; комбинирование, реконструирование; видеть проблемы и противоречия.Факторы: система дидактических умений, аналитический подход к определению качества преподавания и качества ЗУН, анализ развития творческих способностей: внедрение педагогического опыта, коллективная работа над научно-методической проблемой, самообразование, система стимулирования педагогического труда.
Источники: анализ УВП, изучение опыта коллег, чтение научной литературы, картотека интересных фактов, вопросы учащихся, которые анализируются, общение с коллегами, друзьями, учащимися.
Таким образом, творческий педагог – обладает научным, психолого-педагогическим мышлением, высоким уровнем педагогического мастерства, определенной исследовательскою смелостью, критическим анализом и разумным использованием передового педагогического опыта.
Вторая творческая группа
 Какие условия нужны для того, чтобы учитель развивался творчески? Есть ли они у вас в учреждении? Если нет то, что для этого нужно нам изменить?
Условия: нравственно – психологический климат коллектива, стимулирование к нестандартным решениям, материальная база, свобода критики, проведение дискуссий, влияние личности руководителя, наличие свободного времени.
Таким образом, чтобы наш коллектив развивался творчески нужно:
точность во всем
дисциплина
порядочность
вдохновение
умение слушать критику
внимание
воля
уверенность в собственных силах
способность доводить дело до конца
высокий общий уровень развития
знание своего дела
Третья творческая группа
Какие качества творческого педагога позволяют выявить и развить творческий потенциал ученика? В чем заключается задача педагога по развитию творчества учащихся? Формы педагогического творчества.
Качества: педагогический такт, способность к сочувствию, сопереживанию, артистизм, умение ставить неожиданные вопросы, создание проблемных ситуаций, поощрение учителем детского воображения.
Формы: творческие группы – проблемные, инициативные; разработка моделей, схем рекомендаций по применению на практике.
Приложение 2
Определение уровня сформированности опыта творческой педагогической деятельности учителей. (ОТПД)
№ Содержание вопросов. Предлагаемые варианты ответов.
1 Можете ли вы дать определение понятия «педагогический опыт»? 1. Нет, не могу.
2. Понимаю, но затрудняюсь сформулировать.
3. Для меня это не трудно.
2 Как часто в своей педагогической практике вы обращались к педагогической теории? 1 .Эпизодически, не видел (а) в этом особой необходимости.
2.Часто, но, как правило, в рамках своего учебного предмета.
3. Постоянно, использовал (а) в своей работе последние достижения педагогической теории.
3 В своей педагогической деятельности вы: 1 .Часто допускаете теоретические и практические ошибки.
2. Редко ошибаетесь, умеете связать теорию с практикой.
3. Умело применяете полученные в процессе обучения знания.
4 Какого вида педагогическая деятельность преобладает у вас? 1 .В основном репродуктивная, воспроизводящая, использую имеющиеся у учащихся знания, умения.
2. Репродуктивная, но с элементами творчества.
3. Творческо-репродуктивная.
5 Если у вас возникла интересная педагогическая идея, то способны ли вы, предварительно теоретически её обосновав, экспериментально её проверить? 1.Мне это будет сделать сложно.
2. Не всегда.
З.Да, мне хватает теоретических знаний и способов практической деятельности.
6 Есть ли у вас потребность пополнять свой опыт творческим опытом других педагогов? 1 .Нет, считаю, что приду ко всему сам (а). 2. Смотря, какой педагог, это очень индивидуально.
3. Считаю это обязательным условием становление профессионализма педагога.
7 Встречаясь с интересным педагоги-ческим опытом, вы: 1 .Наблюдали и по возможности оценивали.
2.Наблюдали, оценивая и выделяя новое, творческое в нем.
3.Наблюдали, оценивали и анализировали новое, творческое с позиции возможности и необходимости применения в своей творческой деятельности.
8 В какой мере вы испытываете потребность в постоянном педагогическом творчестве. 1. Пока об этом говорить рано.
2. Минимальной.
3. Чувствую в нем постоянную необходимость.
9 Каковы, на ваш взгляд, роль и место повышения квалификации в формировании у вас ОТПД? 1. Формирование ОТПД происходит в период профессиональной деятельности, а не в период повышения квалификации. 2.Повышение квалификации - начальный этап формирования ОТПД.
3.Очень важную роль, но большое значение имеет самостоятельная педагогическая деятельность в этом направлении.
10 Способны ли вы, обобщив результаты своей педагогической деятельности, подготовить выступление, написать творческую работу, статью диссертацию, т.е. провести собственное педагогическое исследование? 1.Наверное, но только в виде небольшого творческого выступления, отчета.
2. Мне это интересно, смог (ла) бы.
3. Я уже работаю в этом направлении.
Первый уровень (теоретический) - знание о сущности и компонентном составе ОТПД, стремление его развить и расширить, овладеть им как составляющей профессиональной культуры.
Второй уровень (теоретико-практический). Педагог не только полностью владеет теорией ОТПД, но и переходит к непосредственному формированию собственного опыта. Это происходит преимущественно на репродуктивном уровне, по образцу, известному в педагогической теории и практике. Такой процесс имеет сугубо индивидуальный характер. При этом в силу определенных барьеров, в основном психологических (неуверенность в собственных силах, скованность, излишняя самокритичность и др.), творческие элементы в опыте педагога выражены еще недостаточно. Этот уровень соответствует началу целенаправленного формирования собственного опыта творческой педагогической деятельности.
Третий уровень (творческо-репродуктивный) характеризуется стремлением выйти за рамки собственного педагогического опыта с помощью наблюдений, сравнения, анализа и оценки новых педагогических явлений в педагогической деятельности других учителей. Ведется целенаправленный отбор творческих решений из опыта коллег, при этом Идёт активное, целенаправленное обобщение, определение значения наблюдаемых явлений, их эффективности, перспектив использования в собственной педагогической деятельности. Отдельные творческие элементы используются в собственной педагогической практике. Этот уровень можно рассматривать как уровень целенаправленного отбора и применения всего нового, творческого в собственной деятельности.
Четвертые уровень (новаторский) - сформированностъ ОТПД как профессионально - личностного образования. Его отличает стремление учителя не только апробировать, внедрять в свою деятельность творческие, инновационные, оригинальные решения, но и корректировать, расширять и углублять своп педагогический опыт за счет его постоянного и целенаправленного обогащения новыми элементами - самыми эффективными, перспективами; у педагога вырабатывается позиция исследователя по отношению к собственному ОТПД.
Все перечисленные уровни связаны между собой, они скорее последовательны, непрерывны, чем дискретны, и поэтому могут иметь промежуточные позиции.
Вместе с тем выбранный нами интегративный подход к формированию ОТПД предполагает, что каждый предшествующий уровень - подготовительный по отношению к последующему, более высокому, а каждый из последующих обязательно включает в себя все предыдущие и вносит в них качественные изменения.Эти уровни целесообразно определять с помощью следующего текста: здесь каждый вопрос позволяет учителям выбрать соответствующий их уровню сформированности ОТПД вариант ответа: они располагаются в соответствии с компонентным составом ОТПД и оцениваются 1, 2, 3 баллами соответственно. Следовательно, сумма баллов при ответе на вопрос составляет:
0-6 баллов - 1-й уровень (теоретический);
6-15 баллов - 2-й уровень (перехода к непосредственному формированию ОТПД);
15 - 24 баллов - 3-й уровень (начало целенаправленного формирования собственного опыта творческой педагогической деятельности);
24 - 33 баллов - 4-й уровень (наваторско - исследовательский, сформированностъ ОТПД как профессионально личностно - деятельностного образования).