Статья по методике преподавания в начальной школе Формирование навыков чтения


Формирование навыков чтения:
виды трудностей в процессе обучения.
Письмо и чтение- сложнейшие навыки, которые длительно формируются, проходя ряд одинаковых этапов. Процесс чтения, при котором ребёнок хорошо должен воспринимать, различать и дифференцировать все буквенные знаки, уметь переводить их в звуки, складывать из них слова, понимать и знать смысл слов, правильно выделять грамматическую структуру письменной речи и понимать смысл читаемого текста.
Процесс чтения на начальном этапе разделяется на отдельные операции. Ребёнок должен освоить весь набор письменных знаков (букв), научиться сознательно различать и выделять их, соотносить эти графические знаки с отдельными звуками, усвоить правила воссоздания из графического образа слова его звучащий вариант, потом нужно узнать это слово, понять его смысл. И только научившись выполнять все эти «технические» операции, ребёнок может учиться понимать не только слово, но и текст.
В формировании навыка чтения можно выделить три этапа:
Первый – аналитический: этап осознанной, контролируемой дифференцировки буквенных знаков, сопровождаемой фонемным анализом, и связания её с буквой и на этой основе – воссоздание звукового образа слова (чтение побуквенное, послоговое).
Второй – синтетический, когда процесс дифференцировки буквенных знаков, фонемного анализа, связывания буквы со звуком сливается в единый процесс и воссоздаётся звуковой образ слова (чтение словами).
Третий этап – автоматизация. Это уход из под контроля сознания дифференцировок букв, фонемного анализа, воссоздание звукового образа слова и переход к прямой ассоциации звучащего слова (или при дальнейшем совершенствовании навыка чтения про себя-видимого слова) с его семантикой, с его значением, восприятие целостного высказывания и понимание его смысла.
Очень важно отметить, что далеко не все учащиеся к окончанию начальной школы переходят к третьему этапу формирования навыка.
Многие из них умеют читать «технически», но при этом страдает восприятие текста, его понимание. Одна из главных причин, форсирование скорости обучения, недостаточное освоение и закрепление навыков, формируемых на первых этапах. Оказалось, что на первом этапе формирования навыка движения глаз отслеживают каждый элемент буквы.
Нетрудно представить себе, что трудности концентрации внимания, несформированность зрительно-пространственного восприятия и зрительной памяти, нарушение фонетико – фонематического восприятия способны резко увеличить паузы при чтении, а значит, резко снижать скорость чтения. У многих первоклассников эти базовые функции, необходимые для формирования навыка чтения, ещё недостаточно сформированы, а значит, быстрое чтение для них – недостижимая задача.
Нарушается механизм чтения – ребёнок плохо дефференцирует (путает) буквы, неверно проводит фонемный анализ, затрудняется в воссоздании звукового образа слова и в результате читает с ошибками. Но чаще при требовании «читать быстрее» формируется такой механизм чтения, при котором ребёнок успевает отдиффиринцировать лишь только первые 2-3 буквы слова, а остальные угадывает (очень часто неверно), и ему приходится начинать чтение слова заново. Многократные угадывания, повторный анализ слов приводит к тому, что формирования навыка чтения «застревает» на втором этапе, не позволяя осознать семантику слов, нарушая восприятие текста. Такие дети читают, не понимая, и в основной, и в старшей школе, а формировать навык чтения заново очень сложно. Невозможно научить пятиклассника или девятиклассника понимать текст, если он не освоил эффективную технику чтения в начальной школе. Формируя навык чтения, следует понимать, что техника чтения, скорость чтения важны не сами по себе, а только как основа понимания текста. «Читать и не понимать – то же, что совсем не читать» Я.А.Каменский.
Чтение с ошибками создаёт трудности понимания слов, их связи в предложении и смысла предложений. Всё это усугубляет порочной практикой требования высокой скорости чтения (порой более80-90 слов в минуту), что нарушает физиологические возможности слухового и зрительного восприятия, артикуляции и ведёт к высокому функциональному напряжению. На следующих этапах обучения несформированность элементарной техники чтения не позволяет подростку научиться грамотно, читать больше по объёму, сложные по содержанию и форме тексты учебной и внеучебной литературы.
Выделяют несколько уровней сформированности навыка чтения.
Уровень элементарного чтения
Безошибочная дифференцировка буквенных знаков
Безошибочное чтение слов
Понимание смысла слов
Понимание смысла предложения
Уровень грамотного чтения вслух
Понимание общего содержания текста
Умение выделять главную мысль текста
Понимание связанности и последовательности событий
Умение находить заданную информацию
Умение предсказывать содержание
Уровень грамотного чтения про себя
Понимание общего содержания
Умение выделять главную мысль текста
Понимание связанности и последовательности событий
Умение находить заданную информацию
Умение предсказывать содержание
Уровень грамотного чтения
Понимание связи информации
Рефлексия по поводу формы текста
Осмысление и анализ текста
Неадекватное несвоевременное неэффективное обучение чтению лишь один путь, не позволяющий ребёнку научиться грамотно читать и стать грамотным читателем. Фактически количество «плохо» читающих детей от начальной школы к старшей не уменьшается, а увеличивается, но основа этих проблем – в начальной школе.
Трудности обучения чтению на начальном этапе
Виды трудностей Возможные причины
1 Плохо понимает конфигурацию букв Недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия
Недостаточная сформированность зрительной памяти
Несоответствие методики обучения (формирование темпа обучения)
2 Затруднение в различии близких по конфигурации букв (п-н, г-т) Недостаточная сформированность зрительного восприятия
Недостаточная сформированность зрительной памяти
Недостатки методики обучения (быстрый темп)

3 Перестановка букв при чтении (кар-рак, сон-нос) Недостаточная сформированность зрительного восприятия
Быстрый темп обучения

4 Замены букв, неправильное произношение при чтении Недостаточная сформированность звуко-буквенного анализа
Нарушения произношения
Трудности артикуляции
Несформированность механизмов организации деятельности (трудности концентрации внимания)
Быстрый темп обучения

5 Трудности слияния букв при чтении (каждая буква читается отдельно) Недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия, зрительной дифференцировки
Трудности концентрации внимания

6 Пропуск слов, букв («невнимательное чтение») Трудности концентрации внимания
Выраженное напряжение, утомление
Низкая, неустойчивая работоспособность
Быстрый темп обучения

7 Пропуск слогов, букв. Угадывание, возвратные движения глаз («спотыкающийся ритм») Форсирование скорости чтения
Выраженное напряжение, утомление

8 Быстрый темп чтения, но плохое восприятие прочитанного («механическое» чтение) Форсирование скорости чтения

9 Очень медленный темп чтения (побуквенное или слоговое, без продвижения в течении года) Недостаточная сформированность зрительного восприятия
Недостаточная сформированность звуко-буквенного анализа, артикуляции
Трудности концентрации внимания

10 Медленный темп чтения (без продвижения в течении года) Индивидуальные особенности темпа деятельности