Урок по предмету Человек. Общество. Право 11-класс


Западно - Казахстанская специализированная школа-интернат для одаренных детей
Разработка урока по предмету «Человек. Общество.Право.»
11класс
Тема: Социальная стратификация и мобильность

Учитель истории : Танатова Г.К.
Уральск-2016
Аннотация к уроку
Данный урок разработан в соответствии с темой и учитывая особенности учащихся.
На уроке используется ИКТ, как сопровождение изучаемого материала.
Использование ИКТ наиболее полно позволяет развивать речевые способности
учащихся, увеличить объем предлагаемого для ознакомления материала,
а также развивает интеллектуальные творческие способности.
Визуальный материал способствует лучшему закреплению и усвоению знаний и
повышает мотивацию учащихся к предмету.
Во второй части урока работа с классом поставлена так, чтобы учащиеся выполняя
творческие задания самостоятельно освоили новую тему.



Класс:11
Четверть: Вторая
Тема : Социальная стратификация и мобильность ( § 11 )
Тип урока: урок освоения новых знаний
Цели урока:
образовательная: ознакомить с некоторыми понятиями и положением социологии как систематизированной области знаний: класс, страта, социальная структура, социальная мобильность и ее каналы; выявить с учениками наиболее значимые социальные проблемы развития общества, критерии выделения основных социальных групп, влияние экономических факторов на социальные отношения;
развивающая: развить умения характеризовать основные элементы социальной структуры общества; сопоставлять классовый и стратификационный подходы к анализу общества; интерпретировать противоречивость социальных процессов; оперировать терминами и полученными знаниями при изучении материала; сравнивать, анализировать, обобщать и систематизировать информацию;
воспитательная: помочь осознать ученикам свою собственную социальную позицию.
Методы и приёмы:
элементы проблемного обучения,
беседа с элементами дискуссии,
использование информационной технологии.
Основные понятия, изучаемые на уроке:
социальная стратификация и социальная мобильность
классы,
страты,
касты,
сословия,
каналы социальной мобильности,
маргиналы.
Оборудование урока:
раздаточный материал в виде рисунков и текстов,
мультимедийное оборудование,
фрагмент из мультипликационного фильма “Чиполлино”,
записанные песни для прослушивания.
Ход урока :
I.Организационный момент
II.Опрос домашнего задания
§10. Общество как система взаимодействия.
Опрос на усмотрение учителя, чтобы осталось больше времени на вторую часть урока . ( Индивидуальный либо фронтальный )
Индивидуальный опрос:
1. Рассказать о видах социальных взаимодействий.
2. Рассказать о социальных группах и дать их классификацию.
3. Рассказать о социальных институтах, их видах и основных функциях.
4. Как производится оценка отклоняющего поведения? Что значит отклоняющее поведение?
Фронтальный опрос:
Вопросы:
1. Как называется наука о поведении ?
2. Кто является родоначальником бихевиоризма?
3. Перечислите функции социологии?
4. Какие группы различают?
5. Опишите большие социальные группы.
III.Самостоятельное изучение нового материала путем выполнения творческих заданий .
§ 11.Социальная стратификация и мобильность . План для самостоятельного изучения нового материала : 1.Исторические формы социальной стратификации
2.Шкала стратификации
3.Виды социальной мобильности
4.Причины социальных конфликтов
5.Пути разрешения социальных конфликтов.
1.Творческое задание « Встречают по одёжке…»
У каждого класса свой стиль одежды в соответствии со статусом. Даны три фигуры представителей высшего, среднего и рабочего классов и список вещей, в которые их можно одеть. Вам надо подобрать гардероб для всех трех классов.

В гардеробе: галстук, джинсы, кроссовки, смокинг,рубашка,костюм, «бабочка», футболка, рабочий комбинезон, туфли
2.Просмотр фрагмента из мультипликационного фильма “Чиполлино”.
Как в сказке показана стратификация общества?
3. «Старые песни» о социальном.
(Можно вначале прослушать песни в исполнении артистов , а потом раздать тексты песен).
Знаю милый, знаю, что с тобой.Потерял себя ты, потерял.Ты покинул берег свой родной,А к другому, так и не пристал. ( Алла Пугачева «Без меня» )
Какие социальные группы, “потеряв свой берег”, так и не могут пристать к другому?
Я начал жизнь в трущобах городских,И добрых слов я не слыхал.Когда ласкали вы детей своих,Я есть просил, я замерзал.О, увидав меня, не прячьте взгляд,Ведь я ни в чем, ни в чем не виноват. ( Бригада.Игорь Морозов )
Кто и что виновато в том, что сегодня кто-то начинает жизнь в городских трущобах? На какое неравенство указывает автор песни?
По диким степям Забайкалья,Где золото моют в горах,Бродяга, судьбу проклиная,Плетется с сумой на плечах. ( народная песня)
Какому классу посвящены эти строчки? Что на это указывает.
Полный текст этой народной песни для верного ответа .
По диким степям Забайкалья,Где золото роют в горах,Бродяга, судьбу проклиная,Тащился с сумой на плечах.Бежал из тюрьмы темной ночью,В тюрьме он за правду страдал.Идти дальше нет уже мочи –Пред ним расстилался Байкал.Бродяга к Байкалу подходит,Рыбацкую лодку беретИ грустную песню заводит,Про Родину что-то поёт.Бродяга Байкал переехал,Навстречу родимая мать.«Ах, здравствуй, ах, здравствуй, родная,Здоров ли отец мой и брат?»«Отец твой давно уж в могиле,Землею засыпан лежит,А брат твой давно уж в Сибири,Давно кандалами гремит».
Для выполнения творческих заданий использовать учебник по новой теме
§ 11.Социальная стратификация и мобильность .IV. Закрепление новой темы §11
Вопросы на странице 108 . V. Домашнее задание § 11, учебник Человек.Общество.Право. ( ЕМН ) 2015 г.
Написать эссе на тему «Система образования является главным
«социальным лифтом»».