Урок по сельскохозяйственному труду в коррекционной школе: Уход за садом. Обрезка ветки на почку

Урок: «Уход за садом. Обрезка ветки на почку»

Цели: дать понятие об обрезке плодовых деревьев, как части ухода за садом; формировать умение обрезать ветку на почку;
актуализировать о способах и правилах обрезки плодового дерева;
воспитывать добросовестное отношение к труду, самостоятельность.

Ход урока:
1. Орг. момент.
Корр. минутка (расшифровать тему)
2. Повторение
1. Какую тему мы изучаем?
- Какие плодовые деревья растут в школьном саду?
- Надо ли ухаживать за садом, чтобы получить хороший урожай?
- В чем заключается уход за садом?
обработка почвы (перекопка приствольного круга)
- внесение удобрений (азотные весной, калийные и фосф. осенью)
- полив (по чашам, бороздам, капельный)
- борьба с вредителями
(показать на слайдах вредителей и рассказать о них)
как мы можем с ними бороться?
: сбор зимних гнезд насекомых-вредителей
:очистка штамбов
: побелка
: опрыскивание хим. средствами до набухания почек, до цветения)

Корр. упражнение. ОБРЕЗКА ( из букв составить слово)

3. Новая тема
Сейчас я вам расскажу еще об одном способе ухода за садом – это обрезка.
За кроной нужно ухаживать. Обрезку проводят тогда. когда деревья находятся в состоянии покоя. В северных районах это делают ранней весной, до набухания почек. Во время набухания почек обрезку прекращают. В более южных районах обрезку проводят осенью или зимой.

Если не проводить обрезку крона загущается, ветви быстро нарастают, плохо утолщаются. отвисают. Это приводит к тому, что внутренняя часть кроны оголяется, ветви часто ломаются, не выдерживая тяжести плодов, урожаи снижаются. В неухоженных садах ветви низко наклоняются к земле, поэтому трудно не только обрабатывать почву, но и бороться с вредителями и болезнями пл. деревьев.
Чтобы предупредить это явление, в молодых садах проводят формирующую обрезку, с помощью которой формируют деревья, т.е. создают кроны определенной формы. Кроны молодых деревьев формируют для того, чтобы повысить прочность ветвей, создать хорошую освещенность в центре кроны. сделать ее удобной для ухода и сбора урожая. Правильное формирование кроны способствует ускорению плодоношения, повышению урожайности, долговечности и морозостойкости плодового дерева

Есть несколько способов обрезки ветвей: обрезка на почку, обрезка на боковую ветвь. обрезка на кольцо, удаление (ослепление) почки и тд.
Сегодня я вам покажу, как правильно укоротить ветвь. Этот способ называется обрезка на почку. При укорачивании удаляют верхнюю часть ветви. В зависимости от состояния и возраста дерева ветви укорачивают на Ѕ -1/4 длины. Чем больше укорочена ветвь, тем больше образуется на ней боковых побегов. Укороченная ветвь утолщается, становится прочной и не ломается под тяжестью плодов. При укорачивании срез делают непосредственно над почкой. Срезая ветвь на почку, нужно, чтобы верхняя часть среза находилась на уровне или на 2 мм выше уровня вершины почки, а нижняя на уровне ее основания. Если нижняя часть среза будет находиться ниже основания почки, а верхняя – ниже ее вершины, то почка подсохнет. Нельзя обрезать ветвь и выше почки, т.е. оставлять пенек, в этом случае побег, который вырастает из этой почки, может значительно отклониться в сторону от направления роста ветви.
Показ на карточках правильной и неправильной обрезки.
Показ правильной обрезки ветви на почку учителем.

Прежде чем приступить к практической работе вспомним правила ТБ при работе с секатором.
1. Пользоваться секатором только по назначению.
2. Приводить секатор в рабочее состояние непосредственно перед обрезкой.
3. Работать в отведенном месте спокойно, не торопясь.
4. При работе секатором соблюдать осторожность. Не размахивать им, чтобы ни кого не задеть.
5. По окончании работы привести секатор в нерабочее состояние, поместить в чехол, убрать на место.

Практическая работа «Обрезка ветви на почку». Контролировать работу учащихся,

4. Закрепление

1. О чем говорили сегодня на уроке?
2. В какое время необходимо поводить обрезку ветвей?
3. Для чего нужна обрезка пл. деревьев?
4. Какому способе обрезки научились?

5 Рефлексия
6. Подведение итогов. Выставление оценок
15