Воспоминания учителей о поощрениях и наказаниях, которые применялись в школах в разные исторические периоды ее существования


Приложение 3.
Воспоминания учителей о поощрениях и наказаниях, которые применялись в школах в разные исторические периоды ее существования
Иванов Геннадий Егорович, бывший директор МКОУ « Чернокурьинская СОШ» Мамонтовского района.
По Вашей просьбе отправляю вам отрывок из моей книги о наказаниях в деревенской школе в предреволюционные годы. (Иванов Г. Е. Алтайская деревня на перекрестках истории.- Барнаул: Азбука. – 2016. 516 с. С. 67) Отрывок из воспоминаний Ивана Аввакумовича Норенко, учившегося в начале XX века в с. Бутырском (центр Касмалинской волости Барнаульского уезда):
«Закон Божий преподавали священники Семен Голиков и Владимир Тихомиров. Первый из них, был очень душевный и рассказывал о том или ином «чуде Господнем» своим елейным голосом, стараясь внушить ученикам, что мир и благолепие на земле – все от Всевышнего.
Поп Владимир же, наоборот, был очень груб. Всё своё учение о Боге сводил к страшному суду, к каре господней. За непослушание и несоблюдение заповедей господних, за малейшее нарушение дисциплины или за плохое знание урока давал строгое наказание – ставил ученика на колени на горох, выгонял из школы. Или заставлял по воскресеньям ходить в церковь и бить поклоны.
Однажды я провинился и понес суровое наказание… Урок шел по изучению двенадцати израильских колен, от которых, якобы, пошел весь род человеческий. Вместо того чтобы слушать объяснение урока, мы увлеклись делением земли, которую наши отцы получили лесничестве под бахчи. На парте я разложил чистый лист бумаги, а сидел я в середине, и стал чертить примерные полосы земли, на которой мы будем сажать арбузы, дыни и тыкву. Этим занятием мы так увлеклись, что не слышали, как поп Владимир подошел к нам и долгое время слушал наш спор. Окрик «встать» сразу поднял нас на ноги. Поп берет меня и Мышкина за волосы и двенадцать раз со злостью стучит лоб об лоб, приговаривая: «это вам арбузы, дыни и тыква». Затем берет за волосы Сечинова и снова со мной двенадцать раз стучит лоб об лоб, приговаривая: «это вам 12 израильских колен, от которых произошли вы, болваны». Затем меня, как главного инициатора, выгоняет из класса до конца урока и назначает в течение трех церковных служб ходить в церковь и бить 40 поклонов. Пришлось выполнять..»
23.10.2016
Григоренко Полина Егоровна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Шипуновская СОШ имени А. В. Луначарского»:
«Бабушкина сестра Коннова Елена Яковлевна (в девичестве Волётюк) родилась в 1908 в с. Коробейниково. В 1915 году ее зачислили в Зеркальскую церковно-приходскую школу. Кроме уроков письма, чтения, арифметики, еще был урок Закона Божьего. Вел его сам священник Зеркальской школы. Вот из-за этого урока Елена Яковлевна и бросила учиться в школе. По ее словам, священник был большой, черноволосый и с сильным голосом, и она его очень боялась. К уроку нужно было заучивать молитвы, отрывки из Библии; учить было тяжело, потому что было много непонятных слов. Дома всё помнила, а как только священник заходил в класс, от страха все забывала. В наказание нерадивых учеников ставили в угол коленями на соль или горох, в руки давали книгу, которую нужно было держать над головой. Как только руки от усталости опускались, по ним священник бил розгой (прутом). По этой причине стала пропускать уроки. Когда отец узнал об этом, наказывать не стал. Обучение в школе “ окончилось”, отдал в няньки.»
Комарова Валентина Степановна, бывший учитель истории и обществознания Шипуновской СОШ №2:
Я, Комарова Валентина Степановна (Плешивцева) родилась в 1941 году. В 1ый класс пошла в 1949г. Первой моей учительницей была Кузнецова Вера Михайловна. Для меня она была второй мамой, потому что моя мама умерла в марте 1950г. Вера Михайловна оказала на меня большое влияние в выборе профессии. Поэтому, я тоже стала учителем истории. А истории потому, что любила этот предмет и свою учительницу Романову Нелли Николаевну, заканчивая Краснояровскую среднюю школу.
Вы спрашиваете, какие были в то время поощрения и наказания? Время было послевоенное, трудное, хотя уже были 50ые годы. Я училась хорошо. Каждый год в школе проходил пионерский слет. Все учащиеся школы пионерского возраста старались хорошо учиться, чтобы попасть на слет от класса, потому что там угостят сладким чаем с конфетами. А “конфеты” это голые подушечки-карамельки их тогда называли “Дунькина радость”. Ежедневным поощрением было то, что учитель на уроке похвалит и погладит по голове (это была радость и гордость для ученика). Никакой “зависти черной” среди учеников не было, наоборот соклассники гордились. При окончании учебного года за хорошую учебу награждали похвальным листом.
Постыдным наказанием для нас было “стоять в углу” лицом к стене или стоять за партой. Но такое тогда было редко, дети как-то были сознательнее. О срыве урока тогда понятия не имели. Самым страшным наказанием было исключение из школы (за плохое поведение и плохую успеваемость). За семь лет моей учебы в Шипуновской семилетней школе был только один случай исключения. Наказанием считалось “оставление после урока” – выучишь то, что не ответил на уроке и выучишь то, что задали на завтра. За это было очень стыдно.
Такие мои воспоминания о школе, учебе, в трудное, но приятно вспомнить, то далекое мое детство.
Маргарита Бобровская, методист ЦДТ Железнодорожного района г. Барнаула:
Припоминаю историю , когда работала в Змеиногорском ДЮЦ в 1980 году. Мальчик лет 14, хулиган, двоечник, пришел к нам в объединение "Лидер". Очень ему хотелось быть в знамённой группе, нести знамя. Было поставлено условие: исправить двойки, поведение! Вы знаете, сработало. Изменился парень в лучшую сторону, и ребята стали с ним дружить. И доверили ему нести знамя на День детских организаций!!! Вот такой "кнут и пряник"
21.10.2016
Курасова Надежда Петровна, учитель биологии МКОУ «Солоновская СОШ» Новичихинский район
Когда я начинала работать в Солоновской школе как учитель в 1986 году метод наказания за нарушение дисциплины- щелкание семечек, опоздание, бег по коридору- мытье полов после уроков в коридорах, а классный руководитель должен был проследить выполнение наказания. Директор школы за опоздания на уроки наказывал гимнастикой 10 мин. За невыполненные уроки - выполнение после уроков. Сейчас дежурный учитель наказывает бегающих детей по коридору прохождением дважды расстояние по коридору спокойным шагом.
21.10 2916
Алмакаев Ибрагим Аминович, воспитанник Чернокурьинского детского дома:
«… Потом пришёл к нам новый директор, звали его Макар Селин. Видимо, перед этим он прочёл какую – то книгу Макаренко и любил применять к нам его методы воспитания. Вечерами он подолгу держал нас в строю и произносил, как он считал, пламенные речи, ссылаясь на Макаренко, а потом заставлял до ночи ходить строем, чем окончательно развеял перед нами педагогические заслуги Антона Семёновича. Хотя, когда на физкультуре нам выдавали деревянные винтовки и мы маршировали, как хунвейбины Великого кормчего, то нам это наоборот, очень нравилось. Сам того не подозревая, директор научил нас курить: на нашем огороде, росли огурцы и помидоры а заодно и несколько директорских грядок самосада. Естественно, мальчики рвали листья табака и, высушив, делали из них самокрутки. Секрет – по запаху раскрыла воспитатель Вероника Анатольевна и теперь, когда мы перед входом в столовую показывали ей, чистые ли у нас руки, она отслеживала курильщиков по жёлтым пальцам, заставляя оттирать желтизну кирпичом. К счастью, курение как – то у нас не привилось.
Воспитателей я любил. Особенно Фёдора Степановича Голощапова. Когда он ходил с нами в лес, то всегда брал из дома ведро картошки, чтобы нам было что печь на костре. Из женщин – воспитателей очень любил Веронику Анатольевну. Она очень много пересказывала нам прочитанных ею книг…» (Иванов Г. Е. Алтайская деревня, с. 271).
25.10.2016
Чубаров Михаил Иванович, воспитанник детского дома с Коробейниково Шипуновского района:
«Директора, Дмитрия Филипповича Бая, абсолютно заслуженно называли все мы Батей, он действительно был для нас настоящим отцом. Одновременно строгий и добрый, он мог посадить на колени, как настоящий отец, погладить по голове, пожалеть, или, наоборот,- пожурить, если было за что. Но любовь Бати к нам не ограничивалась только поглаживанием по голове. Он прилагал все свои силы для того, чтобы каждый из нас вырос. прежде всего, порядочным человеком, старался привить нам уважение к труду. Благодаря Бате у нас был хороший сад возле детского дома, большая пашня за селом…Дмитрий Филиппович не считал зазорным для себя, чтобы переодеться и работать вместе с нами на скотном дворе или на пашне садить картофель. Он не только словом, но и на деле, на своём собственном примере старался приучить нас к труду…Батя прилагал много усилий для того, чтобы мы не чувствовали себя обделёнными судьбой…В его карманах всегда были припасены конфеты. Батя придумал для нас обоюдный обмен подарками. Пацаны, например, дарили девчонкам какие-нибудь поделки из дерева, а девчонки в ответ нам дарили расшитые узорами рубашки. Это так трогательно было…Батя был мудрейшим человеком, он стремился, чтобы в наших детских сердцах было как можно больше любви и добра к друг другу…Во всех своих делах Батя старался сделать всё так, чтобы мы не считали жизнь в детском доме временным проживанием, а был для нас настоящим домом. И гарантом этого домашнего тепла и уюта был наш Батя. Он любил нас всех, и мы его любили».
Гончарова Александра Ивановна, Почетный работник общего образования, учитель МБОУ СОШ №2 , с. Поспелиха, педагогический стаж- 52 года
Мои мысли о поощрениях и наказаниях. Поощрение и наказание- непременные рычаги в воспитании. Надо только уметь ими пользоваться. Поделюсь с вами, друзья, своими воспоминаниями и мыслями на эту тему. Я думаю, что огромное значение имеет АВТОРИТЕТ воспитателя. В нашей многодетной учительской семье авторитет отца был огромным. Поощрением могла быть его одобрительная улыбка, слово молодец», взгляд. И наоборот, холодность, короткое замечание, иногда одно слово ставило всё на свои места. Папа, оценивая мой поступок, говорил, пожав плечами: «Глупо». И это заставляло меня осмыслить свой поступок, сделать правильный вывод. Недалеко от нашего дома находился сад с танцплощадкой. Летними вечерами оттуда доносилась музыка, молодёжь отправлялась на «танцы». Но папины слова, что «танцплощадкой могут увлекаться только легкомысленные девушки», сделали своё дело: я никогда не ходила «на танцы». «Читайте только хорошие книги, иначе вы не успеете их прочесть»,- говорил отец , и моим любимым занятием стало чтение, прежде всего классики, русской, зарубежной, советской. И я ничуть не жалею, что книги заменили мне танцплощадку. Мы жили в Новоалтайске , и каким счастьем было, когда мы с папой отправлялись в «путешествия»: то в лес, то в ТЮЗ, то катались на катере по Оби. Сколько интересных историй рассказывал папа! Это и было поощрением за хорошую учёбу, за прилежание.
Но главной в семье у нас была всё – таки мама. Она кормила, одевала, лечила нас, знала всех наших друзей и подруг, наши проказы, мечты… Мама и жалела, любила нас и наказывала, когда мы этого заслуживали. Её осуждающего взгляда не выносили не только я, но и мои братья. Солгать под её взглядом было невозможно! Мы много времени проводили на улице: играли в лапту, гоняли мяч, пропадали на речке, любили велосипед, лыжи и коньки. Заигравшись, могли забыть о времени, (о тревогах матери тогда никто не задумывался) опаздывали на обед или ужин. Тогда следовало наказание: мама говорила спокойным голосом: «Завтра из дому ни шагу». Каким длинным казался следующий день! Ни книги, ни настольные игры (их у нас было много) не помогали. Невольно начинал размышлять над своим поступком и просить прощения.
Поощрением было - выбрать себе подарок на День рождения. Торжественно с мамой мы шли в магазин и выбирали ткань на платье по моему вкусу. Это был недорогой ситец, сатин, поплин. И мама шила всем девчонкам (у меня 3 сестры) одинаковые платья. Подарок получали все! А известно, что «разделённая радость – двойная радость!» Я могла выбрать настольную игру, поездку- это тоже было поощрение. Родители НИКОГДА не поднимали на нас руку, были примером честности, порядочности и чести.
В школе я училась хорошо, всегда была занята общественными делами. Помню, какую огромную роль играла пионерская организация в деле воспитания. Нарушителя дисциплины , двоечника могли вызвать на Совет отряда или на Совет дружины. Не очень – то ему было приятно, когда его поступок обсуждали и осуждали одноклассники! Обычно « нарушители» раскаивались, давали « обещание исправиться» Очень строгим было наказание - « лишить права носить галстук на какой – то срок». И хотя некоторые мальчишки не всегда носили пионерский галстук, это наказание было суровым и действенным . В школе нас часто поощряли за хорошую учёбу, за общественную деятельность, за успехи в спорте хорошими книгами с надписью. Я и сейчас храню такие книги. А вот дипломов и грамот по разному поводу в те времена не расточали! Портфолио у школьников не было, не было и «погони за успехом».
В каждой ли школе есть сейчас «Доска почёта»? А во времена моего детства и в 70-80 гг - они были. И оказаться на « Доске почёта» была большая честь. Отличившиеся пионеры и комсомольцы получали пионерские и комсомольские значки особого образца, и это ценилось. Путёвки в «Артек» и «Орлёнок» вручались лучшим школьникам ( и не только за учёбу ). Соревновались не только в спорте. : за « лучшее звено», за « лучший отряд», за « лучшую дружину». В действии были вымпелы, флажки, поощрительные поездки.
Став учителем, я старалась создать свою «систему поощрений и наказаний». Я училась у великих педагогов. А. С. Макаренко писал, что он много работал над собой, пока не научился произносить фразу « Иди сюда» с двадцатью пятью оттенками. Зато она действовала безотказно.Я научилась владеть голосом : когда было необходимо, могла добавить в голос « металл», « серебро». Если я говорила « молодец», и « хорошо», мои ученики знали , что это, действительно, так. Они чутко реагировали на сухость в моём голосе, официальное обращение « по фамилии» воспринималось, как наказание и наоборот - обращение по имени принималось, как поощрение, как награда. Помню, однажды, наслушавшись в учительской много жалоб в адрес своих учеников, я , не обдумав, не сдержалась и отругала всех . После перестала заходить к ним на переменах , а необходимое общение свела к минимуму. Так продолжалось 3 дня. Мы все измучились. После уроков дети, окружив меня, просили прощение и обещали больше не огорчать меня, я тоже просила прощение за резкость. Мы обнимались, немного всплакнули , а потом ребята дружно пошли провожать меня домой. Они чувствовали мою искренность и любовь.
В младших классах воспитывать детей мне очень помог такой приём. У нас за шкафом « поселился» Манфус. Это добрейшее существо, которое никто не видел. Дети даже попробовали изобразить его( получилось что- то среднее между Винни – Пухом и котом. Манфус то присылал письмо, в котором жаловался, что в классе за батареями много бумажек от конфет. И мы устраивали тщательную уборку класса, и получали от таинственного друга» спасибо» и шоколадку. Манфус « знал» про ребят всё: присылал записки двоечнику и журил его, хвалил добросовестных дежурных, за добрые дела « награждал конфетами». Особенно всех восхищала « подпись Манфуса»- след от крошечной лапки. Я все руки чернилами пачкала, прежде чем получала хороший отпечаток. Манфус прислал нам « прощальное письмо» в 8 классе. И я видела ,что ребятам было грустно, хотя они давно догадались, кто шлёт им « строгие « и « радостные» письма. Манфус « объявился « на выпускном вечере: прислал персонально каждому «Напутствие», что вызвало много добрых воспоминаний, шуток и грусти.
Конечно, и в советской школе были перегибы в области наказаний школьников: исключение из школы, вызовы в школу неадекватных родителей ( ребёнка после вызова избивали , что усугубляло проблему ), но много и сегодня можно успешно использовать в воспитании.
Появились новые формы поощрения: стипендии от Губернатора, от Мэра, от Главы района. Вместе с Аттестатом вручаются Грамоты «за особые успехи». Некоторые ребята накапливают пухлые портфолио с Дипломами и Грамотами, но иной раз это не говорит о таланте ученика. Поэт сказал: «слова у нас ветшают, как платья». Мне кажется, это происходит сейчас. Многие учителя, не задумываясь, расточают поощрения: «умница», «классно! », «гениально! ». Сколько «звёзд» и «звёздочек»! Грамоты сыплются, как из рога изобилия! (учителя получают баллы и увеличивают таким образом зарплату, а у учеников складывается завышенная самооценка). Дошло до того, что учителя отказываются участвовать в мероприятиях, если им не гарантируют Грамоту. Вот и подписывают 3- первых места , 3 вторых, , 3- третьих, «За смекалку», «За оригинальность», и т. п. При таком положении значимость награды умаляется, уменьшается и ее воспитательная роль. И кому это нужно?!
24.10.2016.
Бушуева Людмила Анатольевна, Заслуженный учитель РФ, учитель математики МКОУ «Чарышская СОШ», руководитель музея истории школы:
Отправляю вам отрывок из воспоминаний выпускницы Чарышской средней школы 1943 года Клары Иосифовны Шутто. Полный текст доступен по ссылке: http://museumchr.ucoz.ru/load/vospominanija_vypusknikov/vospominanija_k_i_shutto/2-1-0-2«И вот мы в Чарыше. Сани скрипят, полозья скользят по накатанной колее. О том, что мы едем, знала уже вся деревня. Папа встретил нас в натопленной квартире. Это был небольшой деревянный домик из кухни и комнаты на краю деревни. К дому было пристроено помещение для лошадей. В нем держали 4 лошади отдела ЦСУ, все принадлежности для езды верхом, сани, небольшая кошевка, телега и прочее. Первое, что бросилось в глаза, это огромная гора. За домом огород. За огородом дорога, за дорогой гора. Перед домом тоже дорога пешеходная. По ней редко проезжали на лошадях. За этой дорогой речушка Боровушка. Через Боровушку мостик. Он раньше был деревянный. От мостика шла дорога влево к совхозу «Красный партизан», вправо – в сторону центра села. По ней мы ходили в школу. В Чарышской средней школе я начала учиться с декабря 1940 года по 1943 год – с 8 по 10 класс. Школа мне нравилась, хотя после городской казалась маленькой. Наш класс размещался в проходной комнате. Запомнилась на всю жизнь огромная, во всю стену, красочная, с рисунками – шаржами, со стихотворными надписями новогодняя стенгазета и выставка рисунков членов изокружка, которым руководил преподаватель рисования Борис Иванович Шантуров. Он погиб в первый год войны. Под его руководством и непосредственном участии в школе были яркие, профессионально оформленные стенные газеты. Ежегодно в течение трех лет, что я училась в школе, отмечали все праздники вечерами с докладами, с выступлениями (стихи, песни, пляски), с танцами. В новогодний вечер был всегда бал-маскарад. Принимали участие в маскараде многие. Костюмы, маски делали сами. В 10 классе за маскарадный костюм «Смерть фашизму» мне вручили премию – 75 рублей. Эти деньги я внесла за учебу. Тогда обучение было платным. Помню, когда в школе подходило к концу топливо, старшеклассники с пилами и веревками отправлялись в горы на заготовку дров. По крутому склону, по колено в снегу, забирались по цепочке, держась за веревку, на гору. Было много смеху и слез, когда кто-нибудь падал, и вся цепочка катилась вниз с визгом, криком и хохотом. Руки зябли, в валенки набирался снег, часто оттирали обмороженные щеки, нос. Но было весело.
… Помню встречу Нового 1941 года. Я сделала себе маскарадный костюм «Кот в сапогах». Всегда делала все сама, придумывала и использовала все, что можно было взять из семейного гардероба. Слепила маску кота. Помню, на этом новогоднем вечере плясала за костюм, получила второе место. Первое место получила Качесова Васса за костюм «Ночь». Очень красивый. Черная накидка сияла на голове луной и звездами по всей накидке. Еще помню, когда зашла в зал в костюме «Кот в сапогах», то Эрик Октябрь не давал мне покоя весь вечер: дергал за хвост, пытался снять маску. И этим испортил мне весь вечер. Мне он вовсе не нравился в школе в это время. В райкоме партии узнали о моем костюме. 2 или 3 января к нашему дому подкатила карета с дедом Морозом. Лошадь была украшена цветными лентами. Приехали за мной. Для детей сотрудников райкома партии был устроен утренник, и решили пригласить «Кота в сапогах». Мне пришлось с ними танцевать, водить хоровод. Получила и я кулек сладостей. Это было большой радостью для всей нашей семьи.
Как-то из отдела пропаганды пришли ко мне на работу с просьбой нарисовать карикатуру на Гитлера из газеты «Правда». Там часто печатали карикатуры. Так я стала «художником», выполняя общественную работу. Перед зданием райкома партии стоял большой стенд на ножках. Вот такие большие карикатуры по размеру стенда рисовала. Однажды в наш отдел зашла Антонина Николаевна Олейникова, учитель русского языка и литературы, увидела, как я рисую. Очень удивилась, что я так рисую. Сравнила мои рисунки с первыми рисунками учеников Репина в Ленинграде в музее, и они ей показались хуже, чем мои. Мне было лестно. Позже меня от райкома партии в клубе на торжественном собрании наградили отрезом на костюм. В пакете оказался отрез портяночного материала, но мы и этому были рады. Жили очень бедно, как и многие в войну, что не скажешь о семье Эрика. Он сам рассказывал, что их семья никогда не нуждалась, были сыты и одеты. Его отец работал председателем райпотребсоюза. Позднее мне рассказали, кто и кому, заменил материал на костюм.
Уколов Сергей Иванович, директор МБОУ «Шипуновская СОШ имени А. В. Луначарского»:
Я учился в 60-е 70-е годы в Самсоновской восьмилетней школе. Наше поколение умело «слушать» и «слышать» слово. Слово отца было непререкаемо, если отец сказал, не было даже мысли, чтобы не выполнить его. Меня в детстве никогда не били. Мой папа прошел всю Великую Отечественную войну, его авторитет был для меня очень важен. Для меня это был пример для подражания.
Мы, ученики ходили в форме, на голове – фуражки. Когда встречали старшего, обязательно снимали фуражку и здоровались. Если просмотрел на пожилого человека и не поздоровался, то мог получить костыльком по спине. Это было наказанием, и не было обидно, но это было хорошим уроком.
Помню всю жизнь, урок, который мне очень помог в жизни, урок терпеливого отношения директора школы к ученику. Мой директор Фирсов Сергей Никифорович шел по коридору, под мышкой нес учебник и тетради. Я выскочил из кабинета и со всего размаха столкнулся с ним. Все тетради и учебники разлетелись по коридору. Я извинился перед Сергеем Никифоровичем, мы вместе всё собрали, он ничего не сказал. До сегодняшнего дня, то. как поступил мой директор школы. является для меня образцом для подражания.
Дегтярева Анна
Я с 1951 года. Таких ужасов в школах не было, но  я с любовью вспоминаю моих стареньких родителей. Я РОСЛА ШКОДНИЦЕЙ, Т.К.В СЕМЬЕ БЫЛА ДЕВЯТЫМ ПОСЛЕДНИМ РЕБЁНКОМ -  ПОЗВОЛЯЛОСЬ БУКВАЛЬНО ВСЁ. НО ВОТ ПОШЛА В ШКОЛУ И КАШЛЯНУТЬ БОЯЛАСЬ В КЛАССЕ. Однажды я получила «единицу». Были в учебнике слова, написанные не  совсем понятными мне буквами.   
(д-д) и я написала все слова дом, еду, иду с буквой б, что получилось - вы понимаете! Идя домой, я разорвала лист с «1» и развеяла по ветру. Как про это узнал папа, мне неведомо. Но наказание не замедлило себя ждать. Папа меня усадил  на табурет без спинки, ноги на перекладину внизу,  и так должна была сидеть, не шевелясь, пока не осознаю свою вину. «Посиди, подумай!» Это наказание для меня было страшнее всего. Я не могла объяснить, но было жутко и больно. Лучше бы мама хворостиной отлупила. Когда я стала мамой и учителем, я применила это наказание - вначале на сыне - он посидел полчаса, и взмолился: - Не буду, мама!   Лучше ремень возьми.
 А вечером рассказывал отцу: - Знаешь, как меня жестоко сегодня мама наказала? На стул посадила!
А когда ученик  пятиклассник изорвал тетради своей соседки по парте, я после уроков пригласила его в кабинет и посадила на стул. «Посиди, подумай! Правильно ли ты поступил?» Он  посидел, не шевелясь! на стуле минут двадцать и предложил: -«Можно я пол помою в классе и в шкафах порядок наведу?». «А чем тебе это наказание не подходит?»  Своим ответом он  выразил моё состояние в детстве. Я тогда не могла объяснить, почему мне не нравится этот стул?
-Сидишь, словно это электрический стул. Страшно - а что если он подключен к сети.
 Я рассмеялась, обняла его, он прижался ко мне, беззащитный, маленький и, всхлипывая, поклялся:
-Никогда девочку не обижу!
Он сдержал своё  слово. С семьёй живёт прекрасно. Жена и две дочки - его радость и счастье.
Но и я больше никогда не применяла наказаний. Всё можно решить с добром и улыбкой, понять каждого ребёнка. Ведь и мы, взрослые делаем часто такие глупости, что стыдно бывает.
с уважением А.И. Дегтярёва.
23.10.2016,
Приложение 4.
Копии приказов по Коробейниковскому детскому дому

Копия приказа №17 от 14.04. 1943г 2 «О единоначалии в детском доме»
Источник: Книга приказов по детскому дому с Коробейниково, архив комитета по образованию администрации Шипуновского района
Приложение 3. Документ 2-3.


Копии приказов №18 от 14. 07и1944 и №29 от 15.07.1943
Источник: Книга приказов по детскому дому с Коробейниково, архив комитета по образованию администрации Шипуновского района