Подвижные игры для детей младшего школьного возраста


Практический материал и указания к использованию подвижных игр
Педагогический анализ игр некомандных и переходных к командным
Некомандные игры
1.«У медведя во бору»
Описание игры. Один из играющих изображает медведя. В начале игры он стоит или лежит за чертой на одном конце зала (в берлоге в лесу). Остальные играющие находятся за чертой на противоположной стороне зала. По сигналу дети выходят из дома в лес, изображая сбор ягод и грибов, подходят близко к берлоге и хором говорят: « У медведя на бору грибы, ягоды беру, а медведь не спит и на нас рычит. После слова рычит медведь встаёт, а дети быстро убегают домой за черту. Медведь бежит за ними и старается кого-либо коснуться. Осаленные идут к медведю в берлогу и там остаются до конца игры. Игра оканчивается, когда «медведь» осалит условное количество детей ( 7-8 человек).Восьмой назначается медведем, и игра начинается снова.
Правила.1. До сигнала о начале игры за черту не выходить. 2.Речитатив выполняется всеми равномерно без выкриков.3.Убегать детям и выбегать медведю из берлоги раньше, чем, будет произнесено слово рычит, нельзя.
Если позволяют размеры помещения, можно назначить 3-4 медведей.
Анализ игры и методические указания. « У медведя во бору» - одна из начальных игр для учащихся 1-го класса Она сюжетна и относится к группе некомандных игр.
По правилам и организации она проста. В игру входит ходьба по прямому направлению к водящему, который находится в покое. Его положение в начале игры не позволяет ему быть полностью готовым к бегу. Ходьба играющих несколько осложняется речитативом. Произношение слов хором увеличивают напряжение играющих, а последнее слово «рычит» служит сигналом к разрядке. Игровые действия просты и вполне доступны играющим.Взаимодействия играющих так же просты, каждый убегает независимо от другого, бежит, как умеет. Основная задача в этой игре - показать быстроту и ловкость в действиях: для водящего – как можно больше осалить перебегающих, а для остальных – как можно дольше оставаться не осаленными.
Главным правилом в данной игре следует считать требование убегать от медведя лишь после слова «рычит». Это развивает у детей активное торможение и приучает их управлять собой. Чтобы педагогически воздействовать на всех учащихся, необходимо игру повторить несколько раз. Во время остановок напоминать о главных правилах и всем произносить слова речитатива. После повторения игры сознательная активность играющих повышается, большинство начинает быстро и ловко действовать. Нагрузка будет зависеть от размеров зала (площадки), повторения игры. Рассказ о содержании игры должен быть красочным и настраивать детей так, чтобы они выразительно выполняли главные действия.

Описание игры. Один из играющих изображает волка. Остальные- коз. Волк находится в середине зала во рву (ров обозначен двумя линиями на расстоянии ¾ метра и больше одна от другой). Козы находятся до начала игры дома, за чертой , на одном конце зала. По сигналу « Беги!» - они перебегают из одного дома в другой на противоположную сторону зала, обязательно перепрыгивая ров. Сигнал подаётся на каждую перебежку. Волк, бегая вдоль рва, пятнает их. Запятнанные выходят из игры, садятся в указанном месте, где и остаются до окончания игры. Выходят из игры те, кто не перепрыгнул ров. Игра оканчивается, когда осалены 7-8 человек. Запятнанный, как более ловкий, назначается волком, и игра возобновляется.
Правила. 1. Выбегать козам из дома можно только по сигналу. 2. Каждый запятнанный или попавший в ров выходит из игры до её окончания. 3. Волк не может выбегать из рва. Если он выйдет из него ( двумя ногами ) , то также выбывает из игры. На его место идёт последний запятнанный. 4. Перебегающим, нельзя хвататься за стенки и снаряды.
Вариант игры. Можно переменить место, где находится волк, он бегает за рвом и не имеет права вступать в ров. В таком варианте игры можно усложнить действия перебегающих: 4-5 человек размещаются во рву в шахматном порядке. Хотя они не могут сами пятнать перебегающих, но всё же затрудняют их действия.
Анализ игры и методические указания. Игра относится к некомандным и применяется во 2-3 классах. Содействует развитию наблюдательности, решительности, помогает совершенствовать прыжки в длину, развивает ловкость. Основные движения в игре – бег с прыжком в длину. Размеры рва необходимо сообразовать с возможностью и подготовленностью учащихся. Нагрузка зависит от размеров зала, числа перебежек, величины рва. Если играющих много, а зал небольшой, то рекомендуется строить детей в две шеренги и давать перебежки сначала одной, а затем другой шеренге.
Преподавателю следует привлечь к судейству двух помощников. Чтобы лучше следить за правилами. Если ров велик по длине, необходимо назначить 2-3 водящих ( волков) иначе игра затянется и один водящий может устать. Допускается начать игру с одним волком, а во время игры назначить и выбрать помощников для водящего. Если кто-либо долго задерживается перед рвом, следует подать сигнал: «Волк выбегай» - и волк может пятнать задержавшихся вне рва.
3. «Невод »
Описание игры. Двое из играющих - рыбаки, остальные - рыбы. Рыбаки находятся в середине зала, взявших рука за руку. По сигналу играющие перебегают с одного конца зала на другой. Рыбаки их пятнают свободной рукой. Запятнанные становятся между рыбаками, берутся с ними за руку и образуют сеть. При следующей перебежке рыбаки пятнают, бегая сетью. Сеть не задерживает пробегающих и не пятнает, пятнают лишь оба рыбака, которые находятся на концах сети. Игра продолжается пока перебежки, не будут пойманы 6-8 человек. Последние двое назначаются рыбаками, и игра назначается снова.
Правила. 1. Играющий запятнан, если рыбаки не разъединили рук . 2. Сеть не задерживает и не пятнает перебегающих. 3.бегать можно вне сети и под руками стоящих в сери. 4. Перебегающие не могут разрывать сеть; кто разорвёт сеть, тот считается запятнанным. 5. Если образующие сеть разъединяется во время перебежки, то запятнанные в это время остаются в игре.
Вариант игры. Можно усложнить игру, внеся в неё элементы сопротивления – сеть может задерживать перебегающих. Рабы не имеют дома. Этот вариант рассчитан на небольшое число играющих и более подготовленную группу детей.
Анализ игры и методические указания.
Игра с перебежкой применима в первом варианте в 3 и 4-х классах. В игру входят бег с препятствием и бег цепью. От играющих требуются согласованные действия и выносливость. Перебегающие должны действовать быстро и ловко. Нагрузка в игре значительная, особенно для рыбаков. Лучше всего эту игру проводить на воздухе. После каждой перебежки необходимо делать остановку, чтобы осаленные разместились между рыбаками и образовали сеть. Дозировать нагрузку можно, ограничивая площадь бега и уменьшая число водящих в сеть. Полностью поймать всех сможет лишь подготовленный, сильный и сыгравшийся коллектив. Если команда не сыграна, игру нужно закончить, когда будут осалены 8-10 человек.
4. «Не давай мяч водящему»
Описание игры . Играющие становятся по кругу, один или двое водящих находятся в середине круга. Дети быстро перебрасывают мяч друг другу в различных направлениях, водящий старается перехватить мяч. Если он поймает мяч, то в середину круга идёт тот, кому мяч был брошен, а водящий становится на место выбывшего из круга. Если мяч случайно упадёт, то ближайший к нему играющий берёт его и перебрасывает любому. Если же упавший мяч успеет взять водящий, то на его место идёт тот, кому был брошен мяч. Игра продолжается определённое, заранее намеченное преподавателем время.
Правила. 1. Нельзя бросать мяч выше вытянутых рук. 2. Играющий, неправильно бросивший мяч, исключается из игры до смены водящего. 3.Водящему не разрешается выбегать из круга.
Варианты игры. Для усложнения можно перебрасывать два мяча сразу.
Анализ игры и методические указания. Игра требует большой точности, быстрых и согласованных действий. От водящего требуются большая подвижность, внимание и настойчивость. Игра посильна учащимся 4-5 классов. Нагрузка в игре, значительная, особенно для водящего, поэтому, когда сменился водящий, необходимо сделать паузу чтобы дать отдохнуть играющим и навести порядок в построении. Можно очертить границы круга. Чтобы добиться точности в бросках и ловле мяча, надо повторять игру.
С этой же целью можно в начале игры ввести такое правило – перебрасывая мяч, играющий должен предварительно назвать по имени того, кому он бросает мяч. Дальнейшем надо перейти к внезапным броскам, чтобы развивать у играющих внимание и быстроту реакции. Если игра усвоена, преподаватель может давать задание учащимся самостоятельно упражняться в ней на переменах, в часы досуга, на воздухе, на прогулках.
5.Бездомный заяц
Описание игры. Играющие, за исключением двух водящих, рассчитываются по четыре; затем четвёрки размещаются по всему залу на некотором расстоянии одна от другой. Расстояние зависит от числа играющих и размеров помещения. В каждой четвёрке трое играющих образуют круг, взявшись за руки. Первый номер каждой четвёрке становится в середине круга. Эти круги изображают собой заячьи норки, а стоящие в середине - зайцев. В каждой норке – по одному зайцу. Водящие (один из них охотник, другой заяц) до начала игры находятся в середине зала на расстоянии двух – трёх шагов друг от друга. О команде или сигналу заяц убегает, а охотник его догоняет и пятнает, пока он не успеет укрыться в норке. Заяц может укрыться от охотника в любую норку. Как только заяц забежит в норку, находящийся там заяц должен из неё выбежать. Охотник устремляется за убежавшим, если охотник запятнает зайца, они меняются ролями: охотник становится зайцем и убегает, а заяц – охотником и должен его догонять.
Правила. 1. Охотник может пятнать зайца лишь до тех пор, пока заяц не укрылся в норку. 2. Охотник не может забегать в норку и пятнать забежавшего туда зайца.3. если в норке будут два зайца, то охотник может любого из них пятнать. 4. Находящийся в норке заяц может выбегать только после того, как в норку забежит другой заяц, но не раньше.
Вариант игры. Можно увеличить число водящих, например, назначить две – три пары охотников и зайцев.
Игра принимает ещё более оживлённый характер, если вести сигналы: по первому сигналу норки закрываются и не выпускают зайца. По второму сигналу норки открываются, и заяц может в них забегать.
Анализ игры и методические указания. Игра некомандная, для учащихся 3-4-х классов. Варианты можно рекомендовать для 5-6-х классов. Основные движения в игре – бег с остановками и быстрой переменой направления. Игра направлена на совершенствование быстроты реакции и быстроты переключения от одного действия к другому (смена ролей). В игре нагрузка для охотника и бездомного зайца.
Если охотник не может долго запятнать зайца, то необходимо поменять роли охотника и зайца или назначить других водящих. Чтобы игра была интереснее и все играющие были активны, руководителю надо следить за тем, чтобы играющие становились в середину кружка.
6.Третий лишний.
Описание игры. Все играющие рассчитываются по два. Первые и вторые номера становятся парами, образуя два круга (внутренний и внешний). Все играющие обращены лицом к центру круга. Пары размещаются на расстоянии одного – двух шагов одна от другой. Водящих двое: один убегает другой догоняет. Они бегают вне круга. Задача убегающего – вбежать во внутренний круг и, пока его не запятнал догоняющий, успеть стать впереди какой либо пары и сказать: « Третий лишний». Второй из этой пары выбегает со своего места и старается догнать того, кто до этого был догоняющим. Если догоняющий запятнает убегающего, то они меняются ролями.
Правила. 1.Бегать разрешается только по кругу, не пересекая его. 2.Во время бега нельзя хвататься за стоящих в кругу. 3.Забежав в промежуток между двумя парами, надо стать направо или налево перед парой, не перебегая круга. 4. Если догоняющий запятнал убегающего до того, как он стал впереди пары, то они меняются ролями.
Вариант игры. В игру можно ввести следующие изменения: 1. Все становятся по кругу парами, рядом друг с другом, взявшись под руку. Убегающий, спасаясь от догоняющего, должен стать справа и слева от пары, взяв под руку одного из них. 2.Убегающий может стать сзади пары; в этом случае из пары выбегает стоящий впереди.
Анализ игры и методические указания. Игра направлена на развитие быстроты действия и внимания. Основное движение в игре – бег по кругу. Игру можно применять в 4-6-х классах.
Роль догоняющего интересна и сложна: он должен очень быстро бежать по кругу и запятнать убегающего до того, как тот станет перед парой. Если ему это удаётся, то их роли меняются: догоняющий становится убегающим. Если не успел, то ему надо быть внимательным и следить за действиями убегающего, как только тот станет перед парой, убегать дальше от этой пары, потому что сзади стоящий в паре будет его догонять. Внимание и быстрая реакция требуются от стоящего в паре сзади. Игра повторяемая в трёх – четырёх уроках, даёт заметный результат у играющих развиваются быстрота и координация. Необходимо следить за тем, чтобы не бегала одна и та же пара.

Командные игры
«Русская лапта»
Описание игры
Игра проходит на ровной площадке прямоугольной формы – как открытой, так и закрытой. Это могут быть земляные или травяные спортплощадки, манежи, спортивные залы. На игровом поле проводят две черты на 40/55-метровом отдалении. Ширина полос составляет 25…40 метров. Одну из сторон отводят под город, другую – под кон.
Игроки делятся на 2 команды с одинаковым числом участников. После разыгранного жребия одна команда занимает позицию на площадке города, а другая – водит. Игру начинает команда, оказавшаяся в городе. Подающий отбивает лаптой (битой) мяч как можно дальше, направляясь бегом через игровое поле за линию кона, и тут же возвращается обратно. В это время команда, которая водит, ловит направленный в поле мяч и, поймав его, пытается осалить (запятнать) бегущего соперника. При этом им разрешается перекидывать мяч один другому, чтобы точнее попасть в противника с более удобной дистанции.
Если им удается это сделать, то представитель команды соперников переходит к ним. Но если они не смогли попасть в него, то перекидывают мяч на поле противников. Причем сделать это необходимо как можно быстрее, поскольку игрок, не успевший вернуться обратно в город, будет вынужден остаться на той стороне – за линией кона.
Если подающий (бьющий) наносит по мячу неудачный удар и противники быстро ловят его, то бежать в таком случае опасно, поскольку его легко можно будет осалить. В этой ситуации игрок может не бежать, а остаться за линией, с другой стороны от команды – в так называемом пригороде. Отбивают мячи все игроки поочередно.
Те, кто находится за коном и в пригороде, ждут, когда их освободят (выручат). Сделать это может лишь подающий игрок, который хорошо отобьет мяч, направив его довольно далеко, что даст ему достаточно времени на собственную пробежку и на перебежку вырученным игрокам из кона и пригорода.
Нередко на поле может возникнуть затруднительное положение, при котором все представители подающей команды (кроме одного) находятся в пригороде и за чертой кона. Тогда игроку, который еще не делал удара, разрешается трижды бить по мячу, но если он промахивается, команда уступает свою позицию водящим.
Мяч, перелетевший за боковую линию, не считается. Подающий не должен заступать за линию города. Тому, кто не может отбить мяч битой, допускается бросать его рукой. Выигрыш засчитывается тогда, когда все спортсмены ударили по мячу, но никто не пересек черту кона. По завершении партии команды меняются площадками.
Правила. 1. Участники команды города отбивают мяч по очереди. 2. Отбивать мяч в сторону или назад не разрешается. 3.Перебегать может только отбивший мяч. 4.Отбивший мяч может бегать из города и обратно, независимо от того ,где находится мяч. 5. Последнему из команды города разрешается три удара. 6.Вышедший за черту города должен пробежать за линию поля. 7. Команда города не может касаться мяча, коснувшейся считается осаленным. Осаленный может взять мяч и осалить игрока команды соперника. 8. Подающему игроку разрешается салить всех перебегающих из города в город.
Анализ игры и методические указания. В « Русскую лапту» играют дети разных возрастов. Приведённые правила игры. Применимы в 5-6 классах. В данной игре развивается быстрота, меткость, быстро ориентироваться в сложной обстановке. Сложность действий усугубляется соревнованием двух команд и различием их интересов. Игра сложна по содержанию и взаимоотношением играющих. Для участников команды города главное приносить очки своей команде и дольше держаться в городе. У команды, находящейся в поле, основное – салить играющих. Это даёт право занять город. И тем и другим для успеха необходимо действовать ловко, быстро и точно. Подбирать команды лучше всего поручить самим учащимся; сначала выбирают капитанов команд, затем капитаны по очереди набирают себе команду. Важно обеспечить хорошее судейство, привлечь помощников судей из среды учащихся. После игры обязательно подвести итоги, чтобы дети лучше поняли правила и тактические действия игры.
«Перестрелка»
Описание игры.
Игру можно проводить на волейбольной площадке. В этом случае имеется средняя и лицевые границы площадки. Отступив на 1—1,5 м от лицевой линии внутрь зала, проводят параллельно ей другую линию, чтобы образовался коридор («плен»). Дополнительная линия проводится и на другой стороне (рис.).

Играющие делятся на две равные команды, каждая из которых произвольно располагается в своем городе на одной половине площадки (от средней линии до коридора). В ходе игры ребята не могут заходить на половину противника.
Учитель подбрасывает волейбольный мяч в центре между капитанами, и те стараются отбить его своим игрокам. Задача каждой команды — получив мяч, попасть им в противника, не заходя за среднюю черту. Противник увертывается от мяча и в свою очередь пытается осалить мячом игрока противоположной команды.
Осаленные мячом идут за линию плена на противоположную сторону (в коридор). Пленный находится там до тех пор, пока его не выручат свои игроки (перебросив мяч без касания стены или земли). Поймав мяч, пленный перебрасывает его в свою команду, а сам перебегает из коридора на свою половину поля.
Играют 10—15 мин, после чего подсчитывают пленников в каждой команде. Игра заканчивается досрочно, если все игроки одной из команд оказались в плену.
Правила: 1.Салить мячом можно в любую часть туловища, кроме головы; руками ловить мяч можно, но если игрок выронил мяч, то он считается осаленным, и идет в плен.2.Не разрешается бегать с мячом в руках по площадке, но можно вести его. Мяч, вышедший за границы площадки, отдается команде, из-за линии которой он укатился. За допущенные нарушения мяч передается противнику.
Анализ игры и методические указания. Игра относится к командным, применяется в 5-6 классах. Основные движения в игре: быстрые передвижения в ограниченном пространстве, метание в подвижную цель и ловля мяча. От играющих требуются наблюдательность, ловкость, быстрота и находчивость. Преподаватель указывает играющим, что нужно пользоваться передачей мяча и настаивает, чтобы играющие выручали запятнанных. Через определённое время рекомендуется меняться полями. Размещая играющих, а поле, капитаны должны учесть их подвижность, меткость и быстроту действий. Например, в начале игры на передний план надо поместить наиболее подвижных участников. Повторяя игру, можно переместить играющих с тем, чтобы побудить пассивных участников команды действовать более активно и быстро. Игра служит средством, позволяющим совершенствовать навыки необходимые в дальнейшем для спортивных игр.
«Мяч ловцу»
Описание игры: На площадке размером не менее 6 на 12 метров (лучше больше) в противоположных углах, находящихся с правой стороны короткой линии площадки, проводится линия, образуя треугольник. Параллельно ей на расстоянии двух-трех метров проводятся еще по линии, которые образуюткоридор около каждого бокового треугольника; эти коридоры - нейтральные зоны. Посередине площадки чертится круг диаметром в один метр - отсюда начинается игра. Играющие делятся на две команды.
Каждая выбирает себе капитана и водящего - ловца. Одна команда от другой отличаетсяцветом маек, шапочек и т.п.Разыгрывается какой команде принадлежит тот или другой угол. Ловцы - водящие - становятся в свои углы, капитаны - около центрального круга лицом друг к другу и в сторону своих ловцов.
Все остальные размещаются произвольно по площадке, стараясь придерживаться парами - один из одной команды, другой - из другой (рис.).

Судья бросает мяч между капитанами у центрального круга. Каждый из них старается отбить мяч своим игрокам.Завладев мячом, игроки каждой команды стремятся, передавая мяч друг другу, подвести его как можно ближе к своему ловцу и бросить ему мяч так, чтобы он поймал его с лёту.Соперники стараются перехватить мяч и, в свою очередь, подвести его поближе и бросить своему ловцу. Играющие могут мешать ловцу поймать мяч, но при этом не имеют права заходить в нейтральную зону. Ловец старается ловить мяч так, чтобы тоже не заходить в нейтральную зону.
С целью более организованной игры игроки каждой команды делятся на нападающих и защитников. Те и другие передвигаются по всему полю, но защитники стараются быть ближе к ловцу соперника, мешая нападающим бросить ему мяч, а нападающие ближе к своему ловцу, чтобы при случае передать ему мяч.Когда ловец какой-либо команды поймает мяч на лету, его команда получает очко и игра опять начинается с центра поля.
Игра проводится в два тура (периода), по 10-15 минут каждый. После каждого периода команды меняются местами.
Их ловцы переходят на противоположную сторону площадки.
Правила:1. С мячом разрешается пробежать только два-три шага, не более, а на четвертом обязательно передать его товарищу. В противном случае мяч передается команде соперников, а та выбрасывает его из-за боковой черты напротив того места, где была допущена ошибка.2. Мяч считается пойманным, если ловец поймал его с воздуха или после отскока от соперника. Мяч, пойманный после отскока от земли или стены, не засчитывается.3. Мяч, вылетевший за границу площадки, вбрасывается игроком из команды соперников с того места, где мяч перелетел через эту границу.4. Если защитник или нападающий зайдут в нейтральную зону, мяч вбрасывается их соперником сбоку.5. Если ловец при ловле мяча зайдет в нейтральную зону, очко команде не засчитывается.6. После того, как ловец поймал мяч, игру начинают с середины поля или вбрасывают мяч с лицевой стороны около угла соперника (по договоренности).7. Нельзя толкать друг друга и вырывать мяч. За нарушение этого правила дается штрафной бросок: пострадавший игрок становится в пяти-шести метрах от своего ловца и бросает ему мяч, который имеет право отбивать только один из защитников команды соперника. Штрафная линия чертится в пяти-шести метрах от границы угла. Все остальные играющие во время штрафного броска должны находиться за штрафной линией.8. Если два игрока одновременно схватили мяч, дается спорный бросок: судья бросает мяч между игроками, схватившими одновременно мяч, и каждый из них старается отбить его своим игрокам.
Анализ игры и методические указания. Игра типична для подготовительных игр к баскетболу, применяется в 8-10-х классах. В данной игре развиваются быстрота, выносливость, координация. Игра требует согласованных действий. Нагрузка может быть очень большой. Обязательно нужно менять ловцов и перехватывающих. Игру необходимо многократно повторять. В правила игры преподаватель может вносить различные изменения и дополнения.