экологический праздник как средство воспитания экологической культуры.Приложение:сценарий праздника

Детский экологический праздник как средство воспитания экологической культуры в учреждениях УДО.
Сегодня, как никогда остро, перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе. Каждому человеку надо овладеть минимальным набором экологических знаний для того, чтобы его поведение было экологически осмысленным.Контакт с естественной окружающей средой у человека начинается с раннего возраста. Именно тогда закладываются начала экологической культуры личности.
Экологическая культураэто воспитание эмоциональной эстетической культуры, в которую входят :пробуждение у детей интереса к природе, растениям, животным ,к самому себе ;освоение элементарных знаний о растениях и животных; воспитание у ребенка чувства ответственности за всё живое.
Очень важно вовремя научить детей любить уголок родной земли и всю природу как один большой дом.
В формировании экологического сознания у школьников большая роль принадлежит массовым экологическим мероприятиям. Содержание любого экологического праздника направлено на развитие познавательной активности у детей ,стимулирование интереса к изучению своего города, области и страны.
Детский праздникодна из наиболее эффективных форм педагогического воздействия на подрастающее поколение. Массовость, эмоциональная приподнятость, красочность, соединение фольклора с современностью способствуют усвоению новых знании ,воспитанию патриотизма, ответственности за судьбу родной природы.
Праздник- это всегда радостное событие, экологический праздник-это уникальное мероприятие, насыщенное оригинальными идеями, позитивными мыслями и улыбками детей .Педагогический смысл экологических праздников заключается в том ,чтобы вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на их «природное» содержание. Эмоции рождают отношение ,воздействуют на личность ребенка в целом ,поэтому праздники следует проводить регулярно, завершая ими сезон или какой либо блок (но все- таки не чаще одного раза в 1,5-2 месяца).В сценариях этих мероприятий используется материал ,который детям хорошо знаком.
Детский праздник-важная часть жизни ребенка, это радостное событие ,которое позволяет расслабиться, встряхнуться, забыться, а порой и просто отдохнуть от будней .Праздники духовно обогащают ребенка ,расширяют его кругозор, помогают восстанавливать старые подзабытые традиции, объединяют и побуждают к творчеству.
Ключ к успеху праздников - в преодолении формализма и штампа в их проведении. Занимаясь подготовкой праздника, педагоги должны в первую очередь ориентироваться на интересы каждого конкретного ребенка и группы детей, для которых готовится этот праздник .И главный критерий подбора материала здесьзрелищность ,яркость и веселость .Праздник используется для подведения итогов обучения, является удобной ситуацией для повторения пройденного за последнее время материала ,а также развивает детей ,готовит их к творческой деятельности.
Экологические праздники можно условно разделить на два типа: календарные и тематические. Экологические праздники могут быть посвящены временам года ,урожаю (осенью),снежной и ледяной скульптуре (зимой),весеннему возрождению природы («жаворонки», «веснянки»)Летом проводятся праздники ,посвященные воде и солнцу, цветам, праздники оздоровительного характера.
В пример можно привести наш ежегодный экологический праздник -Широкая Масленица. Сценарий прилагается.











Праздник «Широкая Масленица».
Цель: духовно – нравственное воспитание подрастающего поколения с использованием народных традиций.
Задачи:-ознакомить учащихся с одним из народных праздников – праздником «Масленица»,его обычаями и обрядами;
-развить интерес к народным обычаям;
-развивать творческое воображение и социальную компетентность;
-воспитывать навыки культурного поведения,дисциплинированность,ответственность за порученное дело;
-воспитывать уважение к укладу жизни,быту,обычаям наших предков,пробудить эмоциональное отношение к жизни;
-воспитать самостоятельность,аккуратность в работе;
-воспитывать интерес к истории своего народа,желание поддерживать древние традиции,любовь к русской культуре,народной музыке,играм.
Форма мероприятия: праздник.
Методы и приёмы: беседа ,викторина,конкурсы,элементы театрализации.
Наглядные пособия: плакаты с пословицами о Масленице,чучело Масленицы,макеты «Солнце» и «Весна».
Оборудование и принадлежности: русские народные костюмы для скоморохов и ведущей,записи народной музыки,оборудование для конкурсов,фотоаппарат.
Подготовка праздника:подобрать на роли скоморохов ребят,разучить слова.Подготовить с детьми реквизит,подарки-сувениры для игр.Сделать чучело Масленицы.Разучить частушки.Создать инициативную группу родителей для помощи в проведении праздника (чаепитие с блинами).
Рекомендуемый возраст- 9-11 лет.

Музыкальное оформление: подборка русских народных композиций для проведения игр.
Ход мероприятия:
1-й скоморох. Добры молодцы и красны девицы, дедушки, старушки, милые ребятушки, здравствуйте!
2-й скоморох. Здравствуйте, почтенные господа. Вот и праздник к нам пришел! Не стесняйтесь, веселитесь, удовольствия желаем вам три короба!
1-й скоморох. Подходите, ближе подходите и глаза свои протрите, мы развесёлые потешники, известные скоморохи и насмешники.
2-й скоморох. За медный пятак расскажем вам всё этак да так. Полюбуйтесь, как встречали Масленицу во времена древние.
Скоморохи вместе. Широкая Масленица пришла!
Проводится конкурс частушек
Ведущий. Дорогие ребята. А сейчас я расскажу вам про праздник Масленицы.Она пришла к нам всего на 7 дней. О каждом из этих дней я вам и расскажу. Понедельник называется встреча, в этот день ребятишки выбегали на улицу, лепили из последнего снега снежную бабу, строили снежные горки и устраивали битвы снежками. Так они прощались с зимой, готовились встретить весну. Давайте и мы поиграем с вами в снежки.
Игра "Снежки". Дети, разделившись на две команды, берут в руки "снежки" комочки ваты, зашитые в марлю, - и пытаются попасть в корзину. Побеждает команда, которая сделала больше метких попаданий. (Звучит композиция "Вдоль по улице").
Ведущий.
Вторник назывался заигрыши. В этот день дети и молодежь усаживали в санях чучело, изображающее Масленицу, надевали на него шубу шерстью вверх, шапку, подпоясывали кушаком, обували в лапти и возили его по деревням. Кроме этого, съезжали с гор на санях, салазках, обледенелых рогожах, катались на лошадях. Когда темнело, молодежь устраивала общие вечеринки. На вечеринках пели, веселились, играли, водили хороводы. Давайте и мы поиграем в одну из таких игр.
Наша игра называется  «Ручейки»

Ведущий.
Среда считается лакомкой. В этот день тещи угощали зятьев блинами. Для выпечки блинов много секретов надо знать. Тесто ставили на снеговой воде, на дворе, когда всходил месяц, да еще приговаривали:
Как на масленой неделе Из печи блины летели.
А как вы думаете, почему блины круглые? Какие блины бывают? С чем их едят?
Игра "Испеки блины". В игре участвуют 2 команды.
Для игры надо приготовить 2 ракетки от бадминтона , «блины» из бумаги. Задача участников - быстро «испечь» блины. Для этого им нужно поставить «сковородку» с бумажным «блином» в «печь» (стул), затем принести обратно. Побеждает команда ,которая сделает это быстрее. (Звучит музыкальная композиция).
1-й скоморох.
Получайте безделушки, Самодельные игрушки, За улыбку и за шутку, За любую прибаутку. Подходи и налетай - Все, что хочешь, выбирай!
2-й скоморох.
Кто задачку отгадает - Весь товар мой забирает.
Проводится конкурс загадок. За правильный ответ скоморохи выдают приз.
Загадки.
Всех оденет, А себя никогда. (Иголка с ниткой).
В одном месте метров двести. (Клубок).
Четыре четырки, Две растопырки, Один вертун И два - как яхонты. (Кошка).
На весь мир хватает И во все щели пролезает. (Свет).
Берега крыты, рыба без костей, вода дорога. (Сковорода, блины, масло).
Ток железный, посад яровой. (Блин на сковороде).
Сидит царь-птица на золотых яичках. (Сковорода на углях).
Слушайте внимательно, Очень занимательно: Чего нет в капусте, Ни в свекле, ни в репе, А есть в моркови, Огурце, помидоре? (Буквы "О").
Каким гребешком никто не причесывается? (Петушиным).
Отчего гусь плавает? (От берега).
Какой в реке камень? (Мокрый).
Летела стая гусей, одного убили. Сколько осталось? (Один).
Несла баба в корзине 100 яиц, а дно упало. Сколько яиц осталось? (Ни одного).
Скоморохи. Торговали, торговали, даже устали.
Ведущий.
Четверг назывался широкий, или разгуляй-четверток. Веселье усиливалось. Днем молодежь веселилась на улице, разгуливая с песнями и гармониками или устраивая хороводы. Парни и девушки ходили также на ледяные горки, где усаживались толпой на больших санях, лихо скатывались с них. Считалось, что чем дальше скатишься, тем длиннее уродится лен. Вечером встречались на вечеринках, гуляньях, которые сопровождались песнями, частушками, плясками. Приходили ряженые.
1-й скоморох
Ой, было, давно это было. Да и по сей день осталось. Добры молодцы собирались на площади силой своей померяться да затеять кулачные бои, да и посмотреть на бои петушиные.
2-й скоморох. Приглашаем самых сильных посостязаться.
Игра "Петушиный бой". На площадке рисуют круг, в который становятся 2 участника, левой рукой нужно держать свою левую ногу, а правым плечом, без помощи рук, вытолкнуть соперника из круга.
(Звучит музыкальная композиция)
Ведущий.
В пятницу и субботу устраивали посиделки, потому эти дни так и называли. В эти дни ходили к родственникам в гости на блины. В городах устраивали балы, маскарады, в театрах давали дневные спектакли. Особенно популярным было катание по улицам в нарядных санях с бубенцами под дугой. Везде светились огни балаганов, выступали артисты, продавали чай, блины, сладости.
1-й скоморох.
А вот еще одна забава - Победителя ждет слава! Кто в беге в мешках победит, Того скоморох наградит.
Проводится бег в мешках.
Конкурс « Кто быстрей оденется».
В конкурсе участвуют два человека, их задача как можно больше на себя одеть за несколько минут.

2-й скоморох. Ай да Масленица-веселуха! Всех рассмешила да позабавила!
Ведущий. В старину на площади ставили высокий столб. А наверху всякие призы вешали: петух в клетке, сапоги и другой дорогой товар. Многие смельчаки пытались на него взобраться. Кто добирался доверху, получал богатый приз. А уж, сколько зевак собиралось - видимо-невидимо! Кто из вас самый смелый и ловкий? Выходи - прояви сноровку!
Игра «Перетягивание каната»

Ведущий:
Суббота - золовкины посиделки. В этот день молодожены приглашали к себе в гости родных и потчевали их угощением. Велись разговоры о житье-бытье, мирились, если до этого в ссоре находились. Вспоминали и умерших родственников, говорили о них хорошие и добрые слова.
Ведущий. А теперь еще один конкурс. Я посмотрю, как вы с шайбой дружите и с зимними видами спорта, какие вы ловкие. Слушайте внимательно. Сейчас игрок каждой команды должен провести шайбу между кеглями вперед и назад и передать ее следующему. Кегли не сбивать. Победит та команда, которая проведет шайбу быстрее и не собьет кегли.
Воскресенье - прощенный день. Это были проводы Масленицы. В поле раскладывали костер из соломы и сжигали куклу с песнями. Пепел разбрасывали по полю, чтобы наследующий год собрать богатый урожай. В прощенное воскресенье ходили друг к другу мириться и просили прощения, если обидели раньше. Говорили: "Прости меня, пожалуйста". "Бог тебя простит", - отвечали на это. Потом целовались и не вспоминали об обидах. Но если даже не было ссор и обид, все равно говорили :"Прости меня". Даже когда встречали незнакомого человека, просили у него прощения. Так заканчивалась Масленица.
Ведущий: А теперь ребята давайте дружно попросим друг у друга прощение.
Скоморохи  выносят  чучело  Масленицы, дети и родители  одеваются  и выходят  на  улицу.

1-й скоморох
У нас такой обычай есть: Надо масленицу сжечь, Чтоб тепло ее костра Весна – девица красна Всей душою ощутила, В свои права, Весна, вступай, Природой править начинай!

Ведущий   Отойдем подальше и скажем Масленице прощальные   слова!
(Все встают вокруг чучела) .

Все вместе:

Гори, гори ясно, Чтобы не погасло, Чтобы все метели Разом улетели. Чтобы птички пели, Небеса синели. Ну, а все невзгоды, Холод, непогоды, Зимние морозы, Неудачи, слезы Пусть они сгорают. Гори, гори ясно, Чтобы не погасло!

Сжигают чучело, угощают всех блинами, которые принесли родители.
2-й скоморох.
До свиданья, до свиданья, До свиданья через год! Через год на это место Приходи, честной народ. Будут снова чудеса, Будут развлечения, А теперь прощаемся Все без исключения !
После проведения праздника оформляется фотоотчёт.
15