Проблемы введения ФГОС: методическое сопровождение


Проблемы введения ФГОС : методическое сопровождение Филиппова Л.В., заместитель директора по УМР МБОУ «Нижне – Талицкая ООШ» «Жизнь – это всегда движение вперёд, и нужно знать не только то, что делать сегодня, но и куда идти завтра» Особенности введения ФГОС ООО Обусловлены спецификой самого стандарта Связанны с системными изменениями Ведущие принципы ФГОС — принципы преемственности и развития. личностный ориентир —портрет выпускника Преемственность и развитие реализуются в требованиях к результатам освоения основных образовательных программ. Новые образовательные стандарты — это переход от освоения обязательного минимума содержания образования к достижению индивидуального максимума результатов. цели образования требования к результатам планируемые результаты ряд системных задач: необходим новый подход к системе повышения квалификации учителя. Какой педагог нужен? способный овладеть технологиями, обеспечивающими индивидуализацию образования, достижение планируемых результатовмотивированный на непрерывное профессиональное совершенствование и инновационное поведение Что необходимо? новая образовательная средаобразовательный процесс, обеспечивающий формирование у выпускников компетенций, соответствующих требованиям ФГОСсоздать эффективную систему оценки качества образованияобеспечить гласность и прозрачность всех действий и процедурэффективный государственный и общественный контроль за введением Стандарта. проводить разъяснительную работу среди педагогов и родительской общественности о целях и задачах СтандартаПроцесс работы над внедрением новых стандартов ООО в школе начался уже в 2013-2014 уч. году. В соответствии с требованиями ФГОС ООО проводится мониторинг условий с целью выявления готовности введения ФГОС в 2015 году. Готовность школы к введению ФГОС Критерии:Нормативно-правовое обеспечение введения ФГОСФинансово-экономическое обеспечение введения ФГОСОрганизационное обеспечение введения ФГОСКадровое обеспечение введения ФГОСИнформационное обеспечение введения ФГОСМатериально-техническое обеспечение введения ФГОС изучение уровня готовности материально - технического и кадрового потенциала, санитарно - гигиенических условий, информационно - методических ресурсов. Методической основой реализации стандартов в образовательном процессе был выбран УМК «Начальная перспективная школа». Проблема организация деятельности по данному УМК - это «мост» к переходу на новый образовательный Стандартдля основной школы продолжения этого УМК нет. И встает проблема о линии учебников на основной ступени.Как обеспечить преемственность? Проблема Школа не располагает соответствующей материально - технической базой и оптимальным уровнем оснащения учебных кабинетов необходимой техникой. Готовность школ к введению ФГОС (результаты анкетирования) Нормативно-правовое обеспечение введения ФГОС (20% всех опрошенных ответили положительно) Финансово-экономическое обеспечение введения ФГОС (7-8%)Организационное обеспечение введения ФГОС (18%)Кадровое обеспечение введения ФГОС (75%)Информационное обеспечение введения ФГОС (30%)Материально-техническое обеспечение введения ФГОС (27%) Ключевая фигура Учитель – ключевая фигура современной школы, от его профессионализма зависит качество образованиясовременный педагог должен быть креативным: владеющим современными образовательными технологиямиэффективно взаимодействующим с семьями обучающихсябыть открытым новшествам, мотивированным на работу с учащимися, способным к личностному и профессиональному развитию. Икт - компетентность 75 % педагогов активно используют информационные технологии, владеют мультимедийными информационными источниками, инструментами коммуникации, ИКТ- средствами. Необходимо высококвалифицированные кадры, прошедшие специальную подготовку, готовые технологически обеспечить процесс внедрения федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения. Поэтому педагогические работники были направлены на целевые курсы по вопросам введения нового ФГОС. Проблемой стало содержание курсовой подготовки педагогов. В 2012 года в школе была сформирована рабочая группа создание нормативно - правовой базы организация работы с педагогическим коллективом по изучению методических материалов ФГОС второго поколенияинициирование деятельности педагогов по разработке ООП ОООразработке рабочих учебных программ по предметам учебного плана и рабочих программ внеурочной деятельности. Большое количество вопросов у учителей по созданию рабочих программ. Шаги… Создание системы ознакомления с ФГОС второго поколения родителей (законных представителей) и обсуждение ФГОС с родителями (законными представителями)изучение УМК, предлагаемых разработчиками ФГОС второго поколенияразработка системы мониторинга достижения основных планируемых результатов образованияобеспечение педагогов информационным, научно-методическим сопровождением процесса формирования УУД и методическими рекомендациями по развитию компетентности педагога. Методическое сопровождение организация систематического методического сопровождения внедрения ФГОС, чтобы педагогические работники смогли овладеть всеми компетентностями, которые необходимы для эффективного внедрения новых образовательных стандартов. Что необходимо? мотивационная и методическая готовность учителей ОУблок мероприятий по сопровождению педагогов в условиях перехода на ФГОС нового поколения Основными целями методической работы - создание модели методического сопровожденияобеспечение профессиональной готовности педагогических работников к реализации ФГОС ООО через создание системы непрерывного профессионального развития. задачи методической работы: создать и актуализировать нормативную базу введения ФГОС основной школы; разработать методическое обеспечение введения ФГОС основной школы; обеспечить преемственность методических и учебно-методических разработок федерального, регионального и муниципального уровней; обеспечить повышение профессиональной компетенции педагогических работников по вопросам ФГОС; разработать систему мониторинга реализации ФГОС основной школы.   Методическая работа Разработка методической документации и дидактических пособий Повышение квалификации учителей Открытые уроки и их анализ Самообразование Тематические семинары и педсоветы Методическая работа Работа творческих групп Проблема введение ФГОС второго поколения кардинально изменило представление педагогов о том, какими должны быть содержание основного образования и его образовательный результат. Технологиями развития учащихся учителя овладели, а вот как перестроить сформировавшиеся убеждения и методику работы самого учителя – взрослого человека – это стало самой серьёзной проблемой для администрации школы. 75% курсовую переподготовку и организованное методическое сопровождение вопросы формирования и оценки УУД являются для них наиболее сложнымединая диагностика предметных, тем более личностных и метапредметных результатов, практически не разработанасистема оценки поддерживает и стимулирует учащихся и включает учащихся в самостоятельную оценочную деятельность. Проблемы в организации методической работы и формировании системы повышения квалификации Многотемье самообразовательной деятельности, снижение возможности глубокого изучения проблем и выработки общих подходов на уровне всего коллектива. Преобладание в планах работы школы и личных творческих планах учителей текущих учебных, организационно-методических проблем и контрольных функций в ущерб непрерывному образованию и развитию профессионально-педагогической культуры. Отсутствие дифференцированного подхода к планированию повышения квалификации педагогов в зависимости от их уровня квалификации и потребностей. Меняем к лучшему! первые итоги введения ФГОС НОО материально-технические возможности школы не всегда позволяют организовать урочную и внеурочную деятельность эффективновыстраивает учебный процесс по принципу: «ученик-субъект» учебной деятельности владеет мультимедийными информационными источниками, инструментами коммуникации, ИКТ - средствами. проблемы при введении ФГОС: в здании школы не хватает учебных кабинетов для организации внеурочной деятельностиучебно-методических ресурсов не обеспечено в полной мереединое программно-методическое обеспечение образовательного пространства для преемственности на ступенях обученияпроблемы кадрового характера: традиционная методика проведения урока тормозит внедрение новых форм и технологий. * Традиционная дидактика Деятельность учителя Деятельность ученика Новая дидактика Совместная деятельность учителя и ученика Влияние внешних оценок мешает эффективному введению новой системы контроля в оценочную деятельность обучающихсяотсутствие диагностических материалов для оценки освоения метапредметных действий осложняет деятельность учителяпроведение комплексной диагностики и анализ результатов требуют достаточно много времени, что не может не сказываться на качестве деятельности педагогов. Параметры оценки профессиональной компетентности учителя Внутренние показатели Результаты обучения Профессионализм и педагогическое мастерство Организация образовательного процесса Степень и качество обученности Результаты освоения теоретической и практической части программыРеализация учебных возможностей учащихся Эффективность урокаУровень педагогического мастерстваУровень профессионализмаСостояние информационных потребностейПовышение квалификации Тематическое и поурочное планированиеВедение журналаВедение дневниковСостояние ученических тетрадейКабинетКачество внеурочной деятельности Внешние показатели Результаты контроля РУО Участие в конкурсах и олимпиадах Результаты предметного мониторинга Результаты ГИА Система оценивания новые подходы к системе оценивания. для организации мониторинга сформированности как предметных, так и универсальных учебных действий и учителям, и администрации необходимо иметь полное представление о содержании оценки, общих подходах к определению уровня освоения учебного материала, особенностях используемых заданий. Критериальное оценивание – требование и ресурс компетентностного подхода Применение в жизни коммуникация мышление знания 1 4 3 2 КАЖДАЯ контрольная , итоговая работа по теме КАЖДОГО предмета Введение Стандарта изменит школьную жизнь ребенкановые формы организации обучения, новые образовательные технологии, новая открытая информационно - образовательной среде введение новых образовательных стандартов - это веяние времени. Не дай вам Бог жить в эпоху перемен (древняя китайская мудрость)Но жить, работать и получать от всего этого удовольствие всё-таки стоит!!!