Выступление на педсовете на тему Содействие освоению младшими школьниками программ общего и дополнительного образования










ВЫСТУПЛЕНИЕ
на ПС
«Содействие освоению младшими школьниками программ общего и дополнительного образования»







Подготовила
учитель – дефектолог
1 категории
Т.И.Алексеева





Содействие освоению младшими школьниками программ общего и дополнительного образования.
«Человека нельзя ничему научить,
Можно лишь помочь ему обнаружить
Что-то внутри себя».
(Г.Галилей)
Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи - вооружить учащегося знаниями на другую формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.
На первой ступени обучения педагог призван сформировать у детей желание и умение учиться; гуманизировать отношения между учащимися, учителями и учащимися; помогать школьникам приобретать опыт общения и сотрудничества; сформировать первые навыки творчества на основе положительной мотивации к обучению; прочной базой образовательной подготовки школьников на основе гуманизации образования.
Традиционная модель начального образования на сегодняшний день ориентирована на формальное усвоение информации. Сегодня общество требует выработки и реализации качественно новой, личностно ориентированной, целостной стратегии начального образования, в которой особое внимание уделялось бы деятельному, практическому его содержанию, конкретным способом деятельности, применению приобретённых знаний и умений в реальных жизненных ситуациях. И главная роль в этом отводиться учителю. Насколько подготовлен педагогически и методически учитель, насколько он владеет приёмами и методами учебного труда, насколько он сможет сделать учения увлекательным, творческим, тем самым вовлекая каждого в учебный процесс настолько и можно прогнозировать ожидаемый результат.
На стадии начального обучения большой интерес к изучаемым предметам вызывают нетрадиционные формы организации учебной работы. Нетрадиционные разнообразные методы и приёмы, способствующие вовлечению каждого ребёнка в позитивный процесс, нацеливают его на положительный результат.
Применение на уроках современных образовательных технологий, сам творческий процесс стал необходимостью, т.к. нетрадиционные методы обучения позволяют создать комфортность пребывания обучаемого в определённой уровневой группе, где ребёнок может реализовать свои интеллектуальные способности. Конечно, нельзя проводить все уроки в нетрадиционной форме, но опыт проведения таких уроков показал, что учащимся предоставляется возможность:
Проявить себя с позиции творческого субъекта;
Включаться в деятельность для испытания своих возможностей;
Проявить свой интерес и активность;
Шире развивать познавательные способности.
Нестандартные уроки способствуют формированию познавательных интересов к предмету, активизации деятельности учащихся на уроке , наилучшему усвоению учебного материала учащимися, обеспечению развития индивидуальных способностей каждого ребёнка.
Среди нетрадиционных методов, наиболее часто используемых мною в работе, были следующие:
Урок-путешествие, где учащиеся, самостоятельно ставя цели, двигаются к их достижению, путешествуя от «станции» к «станции», выполняют разноуровневые задания и таким образом, включая в работу всех учащихся.
Уроки-соревнования, КВН, викторины сплачивают учащихся, работая в коллективе, учащиеся понимают, как важен их ответ, как от вклада каждого зависит общий результат. Такой урок позволяет помочь ребёнку осознать то, что учиться вместе легче.
Создание игровой атмосферы на уроке развивает познавательный интерес и активность учащихся, снимает усталость, позволяет удерживать внимание. В играх обогащается словарный запас, расширяется кругозор, прививается интерес к предмету, развивается творческая фантазия, воспитываются нравственные качества.
В подготовке нестандартных уроков и внеклассных мероприятий принимает участие не только учитель, но и учащиеся, т.к. значительное время на таком уроке отводится представлению домашних заготовок. Это позволяет дать посильное задание каждому ученику в соответствии с его возможностями, склонностями, интересами. И оказывает непосредственное содействие освоению младшими школьниками программ общего образования.
Особенность организации образовательного процесса заключается в интеграции учебной и внеурочной деятельности (основных и дополнительных) программ, дополнительных образовательных услуг и воспитательных мероприятий в единую образовательную программу, которая позволяет получить запланированный результат образования «модель» выпускника школы.    
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.
Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д. Посещая кружки и секции, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя,  глубже изучается материал. На  занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии подростков.
  Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность. Большое внимание в организации учебно-воспитательного процесса первой ступени обучения следует уделять здоровье сберегающим технологиям.
Все учащиеся должны быть вовлечены во внеурочное время. И здесь можно раскрыть следующие моменты деятельности классного коллектива и учителя:
Формирование культуры умственного труда;
Организация и проведение внеклассных мероприятий; позитивно влияющих на интеллектуальное развитие учащихся;
Сотрудничество с логопедом и психологом школы по организации развивающих коррекционных занятий, интеллектуальных возможностей учащихся.
Конечный результат: учащиеся имеют представление о ценности знания, о единстве знания и морали, что любое знание должно быть направлено на благо человека.


15