«Влияние компьютера на здоровье обучающихся» Работу выполнила Верховникова Елена Ученица 9 класса Руководитель работы Жукова Ольга Павловна Учитель географии и биологии


Филиал МБОУ Сосновская СОШ № 2 в селе Правые Ламки«Влияние компьютера на здоровье обучающихся»
Работу выполнила
Верховникова Елена
Ученица 9 класса
Руководитель работыЖукова Ольга Павловна
Учитель географии и биологии
2015 г.
Актуальность
Современные подростки очень много общаются с телевидением, компьютером. Если предыдущее поколение было поколение книг, то современное получает информацию через видео ряд.
Персональный компьютер давно уже превратился из экзотического и крайне дорогого устройства в постоянного спутника человека, как дома, так и на работе.
Современные дети также не могут обойтись без компьютера, учась как в школах, так и в институтах и других учебных заведениях.
К сожалению, сейчас нередко встречаются подростки, которые перешли грань разумного в общении с компьютером. Чрезмерное общение с компьютером может привести к ухудшению зрения ребенка. Как сберечь и сохранить зрение.
Я поставила перед собой цель определить количество времени, проведенного обучающимися за компьютером, и зависимость их здоровья от этого фактора.
Поставила перед собой следующие задачи: проанализировать литературу по теме исследования;
1. описать как влияет на глаза работа на компьютере, к каким последствиям это приводит.
2. провести анкетирование с целью выявления зависимости школьников от компьютера;
3.  распространение памятки с гимнастикой для глаз.
4. обработать данные и показать обучающимся в виде презентации;
Оглавление
1. Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
2. Основная часть . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5- 11
2.1.Основные вредные факторы, действующие на человека за компьютером . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
2.2. Признаки развития зависимости у ребенка . . . . . . . . . . . . . . . 8
2.3. Здоровье сберегающие технологии при работе с компьютером . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
3 Практическая часть . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
4. Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
5. Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
6. Приложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
1. Введение
ХХ век дал много «технических чудес», среди которых и компьютер с его многочисленными возможностями, в том числе и мировая информационная сеть Интернет. О пользе и вреде этих изобретений можно спорить бесконечно, ведь у всякого явления или события есть свои сторонники и противники. Бесспорно компьютер подрастающего поколения, порой даже заменяя подросткам друзей, родителей, школу...
Вопросы компьютеризации, влияние компьютера на здоровье человека являются одной из важных проблем современности. Компьютер хоть и облегчает человеку жизнь, но в то же время может вызвать серьезную зависимость. Погружаясь в виртуальный мир, человек как бы отгораживается от реальности, перестает интересоваться окружающим. И особенно уязвимы в этом плане дети и подростки, которые еще не сформировались как личности и легко поддаются пагубному влиянию. Тем более что компьютерный мир так заманчив, красочен и моден. Компьютер влияет на все биологические характеристики организма человека, и в первую очередь, на его физическое и психическое здоровье. И поэтому я решила исследовать зависимость обучающихся школы от компьютера, влияние компьютера на здоровье школьника и к каким изменениям в организме может привести это влияние.
Цель определить количество времени, проведенного обучающимися за компьютером, и зависимость их здоровья от этого фактора.
Задачи:
1. проанализировать литературы по теме исследования;
2. проведение анкетирования с целью выявления зависимости школьников от компьютера;
3.  распространение памятки с гимнастикой для глаз.
4. показ обучающимся, презентации с обработанными данными и разместить презентацию на сайте школы;
Методы исследования:
Исследование проводилось через анализ; опрос; наблюдение; сбор информации из книг, газет; эксперемент.
Основная часть
2.1. Основные вредные факторы, действующие на человека за компьютером
Персональный компьютер давно уже превратился из экзотического и крайне дорогого устройства в постоянного спутника человека, как дома, так и на работе. Современные дети также не могут обойтись без компьютера, учась как в школах, так и в институтах и других учебных заведениях.
​ Сидячее положение в течение длительного времени
Казалось бы, за компьютером человек сидит в расслабленной позе, однако она является для организма вынужденной и неприятной: напряжены шея, мышцы головы, руки и плечи, отсюда остеохондроз, а у детей - сколиоз. У тех, кто много сидит, между сиденьем стула и телом образуется тепловой компресс, что ведет к застою крови в тазовых органах, как следствие - простатит и геморрой, болезни, лечение которых - процесс длительный и малоприятный. Кроме того, малоподвижный образ жизни часто приводит к ожирению.
​ Утомление глаз, нагрузка на зрение
Суть работы на компьютере - ввести или прочитать текст, нарисовать или изучить детали чертежа. А это - огромная нагрузка на глаза, ведь изображение на экране дисплея складывается не из непрерывных линий, как на бумаге, а из отдельных точек, к тому же светящихся и мерцающих. У пользователя ухудшается зрение, глаза начинают слезиться, появляется головная боль, утомление, двоение изображения... Это явление получило название "компьютерный зрительный синдром".
​ Перегрузка суставов кистей
Нервные окончания подушечек пальцев как бы разбиваются от постоянных ударов по клавишам, возникают онемение, слабость, в подушечках бегают мурашки. Это может привести к повреждению суставного и связочного аппарата кисти, а в дальнейшем заболевания кисти могут стать хроническими. Чтобы длительная работа на компьютере не привела к возникновению синдрома запястного канала, достаточно выполнять несложные рекомендации по организации своего рабочего места и режима работы, каждый час делать короткие перерывы, во время которых выполнить несколько упражнений для кистей рук.
​ Стресс при потере информации
Далеко не все пользователи регулярно делают резервные копии своей информации. А ведь и вирусы не дремлют, и винчестеры лучших фирм, бывает, ломаются, и самый опытный программист может иногда нажать не ту кнопку... В результате такого стресса случались и инфаркты.
​ Возникновение компьютерной зависимости
Компьютерная зависимость наиболее часта в детском и подростковом возрасте.
2.2. Признаки развития зависимости у ребенка
По результатам опроса обучающихся 2 — 9 классов нашего филиала МБОУ Сосновской СОШ №2 в селе Правые Ламки, на вопрос «Чем ты обычно занимаешься в свободное время?» ответили:

Компьютерная зависимость — пристрастие к занятиям, связанным с использованием компьютера, приводящее к резкому сокращению всех остальных видов деятельности, ограничению общения с другими людьми. Компьютерная зависимость наиболее часта в детском и подростковом возрасте, особенно у мальчиков. Признаком является не само по себе время, проводимое за компьютером, а сосредоточение вокруг компьютера всех интересов ребенка, отказ от других видов деятельности.
Признаки зависимости
​  Если ребенок ест, пьет чай, готовит уроки у компьютера.
​ Провел хотя бы одну ночь у компьютера.
​ Приходит домой, и сразу к компьютеру.
​  Забыл поесть, почистить зубы (раньше такого не наблюдалось).
​ Пребывает в плохом, раздраженном настроении, не может ничем заняться, если компьютер сломался.
​ Конфликтует, шантажирует в ответ на запрет сидеть за компьютером.
Существует 3 стадии зависимости:
1 стадия — интерес (друзья посоветовали, как отвлечься от проблем, «убить время», развлечься).
2 стадия — втягивание (воздержание сопровождается настоящими «ломками»: и скучно, и грустно, и дела не идут на ум).
3 стадия — полная зависимость (конечно, люди с нарушенной психикой находят мир и покой в Интернете, потому что избавляются там от многих реальных проблем. Но и психически здоровые люди при чрезмерном увлечении Интернетом становятся зависимыми от него, а всякая зависимость в той или иной степени - нарушение психики).Симптомы зависимости
Установленные симптомы зависимости можно условно разделить на три группы: психические, социальные, духовные.
Психические признаки: появление чувства радости, эйфории при контакте с компьютером или даже при ожидании, «предвкушении» контакта; отсутствие контроля за временем взаимодействия с компьютером; желание увеличить время взаимодействия с компьютером («дозу»); появление чувства раздражения, либо угнетения, пустоты, депрессии при отсутствии контакта с компьютером; использование компьютера для снятия внутреннего напряжения, тревоги, депрессии; эмоциональная неустойчивость; навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту, снижение самооценки и т. д.
Социальные признаки: возникновение проблем во взаимоотношениях с родителями, в школе; проблемы экономические, т.к. много денег приходится платить за такое удовольствие; пренебрежение личной гигиеной, неряшливость.
Духовные признаки: потеря смысла реальной жизни, жизнь становится ненужной, пустой, лишенной всякого смысла, что приводит к духовному обнищанию.
Очевидно, что это плата за овладение современными возможностями связи людей между собой, другая сторона цивилизации, лишившая нас чего-то невидимого, но столь ценного — неспешной переписки вместо электронной почты, тишины библиотек вместо адаптированных файлов, прогулок с друзьями вместо ожидания «дешевого» ночного времени связи, и еще многого. Не слишком ли дорогая цена?
2.3. Здоровьесберегающие технологии при работе с компьютером.
Основные правила гигиены зрения.
Комфортное рабочее место.
Оно должно быть достаточно освещено, световое поле равномерно распределено по всей площади рабочего пространства, лучи света не должны попадать прямо в глаза. Укомплектуйте компьютер хорошим монитором, правильно его настройте, используйте качественные программы.
Специальное питание для глаз.
Людям с ослабленным зрением нужно употреблять продукты, укрепляющие сосуды сетчатки глаза: чернику, черную смородину, морковь. В рационе близоруких должна присутствовать печень трески, зелень. При дистрофии сетчатки помогает шиповник, клюква.
Гимнастика для глаз.
Существуют компьютерные программы, имитирующие отдых для глаз. Трудно сказать, насколько они действенны. Наверное, лучше те же 10 минут отдохнуть по-настоящему, чем разглядывать экран с имитацией отдыха.
Наибольшую пользу гимнастика для глаз приносит для профилактики и на первых стадиях ослабления зрения. Желательно выполнять "глазной" комплекс упражнений и тем, кто работает за компьютером, и тем, чьи глаза склонны к переутомлению.
3. Практическая часть
Я провела анкетирование (приложение 1) среди учеников 2 - 9 классов. Было опрошено 52 ученика. Анализ полученных результатов показал, что 79% обучающихся имеют дома компьютер;
6% обучающихся начали работать на компьютере с 6 лет;
48% - с 10 лет;
24% - с 13 лет.
Так же я выяснила, что у 26% обучающихся есть постоянное желание играть в игры. Вероятно, эти ученики склонны к игромании. 48% ответили, что у них нет тяги к компьютерным играм. Я поставила перед выбором ребят: компьютер или лыжная прогулка - 40% выбрали компьютер, а 60% - лыжная прогулка. Общение по электронной почте или общение с другом на яву - 5% выбрали общение по электронной почте, а 40% общение с другом на яву. На вопрос: что больше всего интересует: компьютер, чтение книг или решение логических задач – 65 % обучающихся выбрали компьютер, 10% опрошенных чтение книг, 15% решение логических задач. В ходе анкетирования я постаралась выяснить, пребывают ли в плохом, раздраженном настроении школьники, если был сломан компьютер? 35% детей пребывают в раздраженном настроении, не могут ничем заняться, 65% - не испытывают зависимости.
На вопрос конфликтовали ли вы с родителями, шантажировали их в ответ на запрет сидеть за компьютером? 95% ответили, что, не конфликтовали, а 5% ответили, что вступают с родителями в конфликтные ситуации из-за запрета «общения» с компьютером.
На вопрос, сколько часов рекомендуется сидеть за компьютером
​ До 30 мин – 2% .
​ От 30 мин до 1часа – 15% .
​ От 1часа до 2 часов – 58 %.
​ Более 2 часов –2 5% .
Гимнастику для глаз делают 45% из числа опрошенных.
На вопрос, вы знаете, какую угрозу представляет компьютер вашему здоровью? 83% ответили, что знают, 17% ответили – нет.
Устают глаза при работе с компьютером у 74% опрошенных ответили да, у 24% глаза не устают, а 2% не придают значения этому.
Я спросила каковы плюсы иметь компьютер дети ответи:
​ - быстрый поиск и обработка информации (рефератов, курсовых, презентаций и т.д.)
​ - удобнее изучать предметы (интерактивные курсы на дисках);
​ - в компьютерной сети есть масса учебных материалов и пособий;
​ - возможность слушать любимую музыку во время работы;
​ - чтобы написать письмо родителям или другу, не надо куда-то бежать;
​ - множество чатов, где можно познакомиться с новыми друзьями и отдохнуть;
​ - огромное количество юмора в сети Интернет;
 
И многие назвали минусы:
​ - наличие компьютера в своей комнате дает кучу соблазнов (игры, чаты), что негативно сказывается на учебе;
​ - компьютер дома - это всегда толпа гостей в комнате в виде друзей и родственников, жаждущих Интернет и чая с плюшками. Это ОЧЕНЬ отвлекает и мешает учебе;
​ - очень часто компьютер становится причиной конфликтов между его пользователями;
​ - компьютер требует финансовых затрат на ремонт, модернизацию, оплату доступа к сети и т.д.
​ - в Интернет есть готовые домашние задания, которые не заставляют работать головой!
Я провела профилактическую работу среди школьников, которая включала в себя распространение памятки с комплексом упражнений для глаз.
Обучающимся была представлена презентация, с результатами моего исследования по школе.
4. Заключение
Исследуя литературу по вопросу влияния компьютера на здоровье школьника я сделала вывод, что компьютер хоть и облегчает человеку жизнь, но в то же время может вызвать серьезную зависимость. Погружаясь в виртуальный мир, человек как бы отгораживается от реальности, перестает интересоваться окружающим. И особенно уязвимы в этом плане дети и подростки, которые еще не сформировались как личности и легко поддаются пагубному влиянию. В отношении некоторых игр у подростков формируется зависимость, подобная наркотической. Многие компьютерные игры вызывают агрессивный настрой, но есть и такие, которые развивают положительные качества. Но все – таки лучше сделать компьютер не средством развлечения, а инструментом для обучения, в этом школьникам поможет школа.
Проведя анкетирование, я узнала, что большинство обучающихся имеют компьютер, но всего 45% учеников заботятся о здоровье своих глаз. У 26% обучающихся есть постоянное желание играть в компьютерные игры. 45% обучающихся проводят за компьютером от 3 до 10 часов. 26% ребят выбрали компьютер вместо прогулки на лыжах, 2% - предпочли компьютер вместо общения с другом на яву, большая часть (57%) предпочитают компьютер вместо чтения книг и разгадывания логических игр.
По статистике отмечается рост числа персональных компьютеров у учеников дома, и это влияет на здоровье школьников.
Отношения учителей к появлению у школьников персональных компьютеров практически однозначно: машина создана не для развлечений, а для работы. Дети должны, в первую очередь, пополнять свои знания, а не играть. Конечно, есть игры, которые развивают память и мышление, но современные подростки чаще предпочитают различные «стратегии и др.». Это отнюдь не положительно сказывается на их психике и работоспособности.
Ученые проводят параллель между частым использованием компьютера и резким ухудшением зрения у подростков. Однообразная и длительная работа с компьютером приводит к чрезмерному напряжению глаз и проблемам с фокусировкой. Симптомы проявляются в виде головных болей, неприятных ощущений в глазах, расплывчатости изображения. Но, как это ни странно звучит, дети быстро адаптируются и, скорее всего, просто не обращают внимания на проявившиеся симптомы.
В ходе работы я научилась проводить анкетирование, обрабатывать и анализировать полученные данные. В рамках работы я распространила комплекс упражнений по классам, создала презентацию, на основе полученных данных. Презентацию разместили на сайте школы. http://prlamskaya.68edu.ru/metodika%20.html
Я удовлетворена результатами своей работы.
5. Литература
1.​ Анастасова Л. П., Гольнева Д. П. Человек и окружающая среда. - М: Просвещение, 1997
2.​ Популярная медицинская энциклопедия. Гл. ред. Б. В. Петровский. - 2-е издание - Таллин, 1993 - 703 с.
3.​ Смирнов А. Т., Мишин Б. И. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. - М: Просвещение, 2001
4.​ Материал из Интернета: Как компьютер влияет на здоровье школьника
5.​ Ермилова И.А. Собираетесь в школу? Тренируйте глаза!/ Ермилова И.А.//Здоровье школьника – 2008 - №8, стр.56.
6.​ Ермилова И.А.Ограничьте просмотр передач!/ Ермилова И.А.//Здоровье школьника – 2008 - №8, стр.22
Приложение 1
Анкета.
1. Чем вы обычно занимаетесь в свободное время?
а) общаюсь в сети б) посещаю кружки, секции
в) общаюсь по телефону г) смотрю телевизор
д) читаю книги е) играю в компьютерные игры
ж) провожу время с друзьями
2. Есть ли у вас дома компьютер?
а) да; б) нет
3. Как давно он у вас появился?
а) год назад б) два года назад в) не помню
4. Сколько часов в день вы сидите за компьютером?
а) от 1 – до 2 часов; б) от 2 – до 4 часов; в) от 4 – до 10 часов
5. Со скольки лет вы работаете на компьютере?
а) с 4 лет; б) с 10 лет; б) свой вариант ответа ___________________
6. Есть ли постоянное желание играть в игры?
а) да; б) нет; в) не знаю
7. С лёгкостью можете оторваться от игры?
а) да; б) нет; в) не знаю
8. Какое общение вы предпочитаете?
а) общение по электронной почте; б) с другом на яву; в) не важно как
9. Может ли заменить вам компьютер лыжную прогулку?
а) не может; б) да; в) не знаю
10. Вы кушаете, пьете чай, готовите уроки у компьютера?
а) да; б) нет; в) когда как
11. Проводили вы хоть одну ночь за компьютером?
а) нет; б) да
12. Придя, домой вы сразу садитесь за компьютер?
а) да; б) нет
13. Вы забывали чистить зубы и кушать заигравшись за компьютером?
а) да; б) нет; в) не придаю значения
14. Пребывали вы в плохом, раздраженном настроении, не могли ничем заняться, если был сломан компьютер?
а) да; б) нет
15. Что вас больше всего интересует?
а) компьютер; б) чтение книг; в) разгадывание логических игр
16. Конфликтовали вы, угрожали, шантажировали в ответ на запрет сидеть за компьютером?
а) нет; б) да
17. Сколько часов рекомендуется сидеть за компьютером?
а) 1 час; б) 2 часа; в) 10 часов
18. Устают ли глаза при работе с компьютером?
а) да; б) нет; в) не придаю значения
19. Вы делаете гимнастику для глаз?
а) да; б) нет; в) как получится
20. Вы знаете, какую угрозу представляет компьютер вашему здоровью?
а) да; б) нет; в) мне все равно
21. В какие игры вы предпочитаете играть?
а) бродилки; б) стратегии; в) логические
22. С приобретением компьютера твой интеллект:
а) повысился; б) остался на том же уровне; в) не замечаю