Информационно-коммуникационные технологии в преподавании русского языка и литературы как элемент современной модели в изучении предмета и повышении качества знаний.

Информационно-коммуникационные технологии
в преподавании русского языка и литературы как элемент современной модели в изучении предмета и повышении качества знаний.
Степанова Наталья Петровна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории
МОУ лицей «Экос» г. Новоалександровск
Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, системно-деятельностная образовательная система.

Современный образовательный стандарт поставил перед учителем четкие цели и задачи, которые возможно решить, если учитель обладает высоким профессионализмом, готов повышать уровень самообразования, использовать новые технологии для формирования универсальных способов деятельности учащихся, определяющих современное качество образования.
Хороший учитель не только трепетно относится к своему предмету, но и находит такие способы и методы в преподавании, позволяющие ученикам полюбить этот предмет. Учитель должен пробудить интерес к изучению предмета. Не секрет, что именно интерес – это эмоциональная составляющая, вызывающая у детей желание познать изучаемое и стимулирующая увлечение этим предметом.
Итак, современный урокСегодня – это не только деятельность учителя, но и в большей степени – деятельность ученика.
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования опираются на деятельностный характер, ставящий главной задачей развитие личности ученика. ФГОС требует реальных видов деятельности, требует перехода к системно-деятельностной образовательной системе, которая связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, меняются технологии обучения, внедряются информационно-коммуникационные технологии, которые, как показывает практика, являются эффективным средством в изучении предмета и повышении качества знаний.
В основе моей педагогической деятельности лежат требования к современному образовательному процессу, который характеризуется общей направленностью на дидактические системы гуманно-личностной ориентации. Урок строится на основе личностно-ориентированных технологий: начиная с первого этапа урока, необходимо быстрое включение учеников в работу. Активные методы и приемы, позволяющие с первых минут урока настроить на деятельность учеников: анонс, эффект неожиданности, эстетические средства воздействия. На помощь приходят информационные и коммуникационные технологии, которые помогают создать мотивацию к изучению темы. Применение информационных технологий совершенствует все виды познавательных мотивов: интерес к знаниям, к содержанию и процессу учения. Когда ученик участвует в поиске и обсуждении разных способов решения проблемы, разных путей его проверки, у него, безусловно, совершенствуются и учебно-познавательные мотивы интерес к способам добывания знаний. Становятся более зрелыми и приемы целеполагания школьников. Компьютер позволяет создать условия для повышения процесса обучения: совершенствование содержания, методов и организационных форм.
В применении информационных технологий необходима систематичность, только тогда можно говорить о наличии  информационной технологии обучения. На уроках филологического цикла, я ставлю следующие задачи, которые помогает решать ИКТ:
1.    Интенсификация учебного процесса.
2.    Активизация познавательной деятельности учащихся.
3.    Формирование образовательных компетенций:
- формирование языковой компетенции: развитие с помощью педагогических программных средств орфографических и грамматических умений учащегося;
- формирование лингвистических компетенций: самостоятельное получение знаний о науке, ведущих положениях и ученых-лингвистах из цифровых образовательных ресурсов;
-  формирование коммуникативной компетенции:
4. Обогащение понятийного аппарата: повышение уровня умений работать с информацией различных источников, баз данных.
5.     Осуществление самообразования.
6.     Формирование информационной культуры.
ИКТ в процессе обучения с целью активизации познавательной деятельности учащихся можно представить в виде таблицы:
этапы
направление деятельности
содержание деятельности

1 этап (подготовительный)
Выявление учебного материала, требующего компьютерной подачи
–   анализ образовательной программы;
–   анализ тематического планирования;
–  выбор тем;
–   выбор типа урока;
–   выявление особенностей материала данной темы.

2 этап (созидательный)
Подбор и создание информационных продуктов
–   подбор готовых образовательных медиаресурсов;
–   создание собственного продукта (презентационного, обучающего, тренирующего или контролирующего)

3 этап (реализационный)
Применение информационных продуктов
–   применение на уроках разных типов;
–   применение во внеклассной работе по предмету;
–   применение при руководстве научно-исследовательской работы

4 этап (мониторинговый)
Анализ эффективности использования ИКТ
–   изучение динамики результатов;
–  отслеживание рейтинга по предмету.

На уроках литературы применение ИКТ позволяет использовать разнообразный иллюстративно-информационный материал. Причем материал находят сами учащиеся в Интернете, составляют презентации, просматривают передачи «Русская литература» канала «Бибигон» и готовят задания по просмотренному материалу. Интересно звучит на уроке лекция с использованием мультимедийного проектора, когда компьютер позволяет учителю расширить возможности обычной лекции, демонстрировать учащимся красочные схемы, для пояснения использовать звук и анимацию, быстрые ссылки на ранее изученный материал. Таким образом, ИКТ развивает самостоятельность учащихся, умение находить, отбирать и оформлять материал к уроку. Уроки с использованием ИКТ развивают умение учащихся работать с компьютером, самостоятельно решать учебные задачи. Использование тестов помогает не только экономить время учителя, но и дает возможность учащимся самим оценить свои знания, свои возможности.
  Использование ИКТ на уроках русского языка позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость.
Современная модель изучения русского языка и литературы через использование информационно-компьютерных технологий, действительно, имеет свои преимущества. Но компьютезировать учебный процесс полностью нецелесообразно, так как компьютер в полной мере не развивает диалогическую и монологическую речь учащихся. Следовательно, применение информационно-коммуникационной технологии необходимо как одно из средств обучения и активизации познавательной деятельности.
      
Литература, ссылки:
Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы. М.: Педагогика, 2005
Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. М.: НИИ школьных технологий, 2005
www.limu.com - Интерактивный класс
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]/ - Педсовет: образование, учитель, школа.
http://school.edu.ru/ - Российский общеобразовательный портал: основная и полная средняя школа, ЕГЭ
http://teleschool.demo.metric.ru[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Телешкола. Интернет- школа. Просвещение.RU  
                  








13PAGE 15


13PAGE 14315