Конспект урока по обучению грамоте на тему Звук Й, буквы Й,й

ТИП УРОКА: «Изучение и первичное закрепление новых знаний»
ТЕМА: «Звук [Й’], буквы Й, й ».
ЦЕЛИ:
Познакомить со звуком [ Й’ ] и буквами Й, й ;учить акцентированному произнесению этого звука на основе одноуровневых моделей слов; перекодированию звуковой формы слов в буквенную на основе двухуровневых моделей слов; чтению слов по слогам и орфоэпически;
упражнять в чтении предложений; развивать речь, фонематический слух, мышление; воспитывать культуру учебного труда, трудолюбие, стремление помогать родителям.

ОБОРУДОВАНИЕ:
Таблица гласных звуков; таблицы условного обозначения согласного звонкого мягкого звука и согласного [Й’]; конверты с шаблонами печатных букв; одноуровневые и двухуровневые модели слов;
демонстрационная карточка с печатными и прописными буквами Й, й. Мелодия к физкультминутке.

ХОД УРОКА.
I.Организационный момент.
II.Повторение
-Откройте учебники.
-На какой странице открыли? (34)
-Почему? (вчера работали на этой странице)
-Какая тема была на прошлом уроке? (Звуки [ Р ] , [Р ' ] , буква «Р»)
-Что вы знаете о звуке [ Р ] ? (Согласный, , звонкий, твёрдый, .)
-Что знаете о звуке [ Р '] ?
-Какие гласные звуки вы знаете? ( А О У И Ы Э)
-Хором прочитайте.
-Чтение столбика слов по цепочке.
-Чтение предложения
Сколько слов в предложении?
О чём говориться в этом предложении?
3 правила написания.
III.Выявление темы и цели урока.

-Посмотрите на следующую страницу.
-Определите тему урока, которая задана в верхнем левом углу. (Новый звук: согласный, звонкий, мягкий. На письме обозначается новой буквой) ,
Итак, цель нашего урока познакомиться со звуком [Й’], буквой «Й».

IV.Изучение нового материала.
1.-Какой предмет изображен на первом рисунке? (улей)
-Назови последний звук.
-Посмотрите на рисунок справа, как одним словом назвать много пчёл? (рой)
-Назовите последний звук в слове «рой».
-Прочитайте схемы этих слов, выделяя последние звуки.
(1 ученик у доски, затем хором)
-Этот звук [Й’] - согласный или гласный?
Почему? (Когда произносится )
Определите: гласный или согласный?
Приложите пальцы к гортани и определите звонкий или глухой звук [Й’].
Скажите, какой по характеру звук [Й’]?

Вывод: Звук [Й’ ] - согласный, звонкий, всегда мягкий.
·

На письме записываем буквой Й .
Назовите слова со звуком [Й'].
Конструирование печатной буквы Й. (На парте)

Букву Й, зовут «И кратким»
«Й» как «И» в тетрадке.
Чтобы Й не путать с И
Сверху галочку пиши.
Буква «Й»- ленивая. В начале слова она редко встречается и то только в иностранных словах йод, йога, йогурт.

Мы читаем слова, в которых «Й» встречается в середине и на конце слова.
3.Знакомство с обозначением изученного звука в модели слова. ,
Итак, что вы знаете о звуке [Й]?
Какой он по характеру?···
На схеме он будет обозначаться квадратом с запятой за правым верхним углом и точкой внутри

В транскрипции обозначим с помощью квадратных скобок [ Й].
В текстах -печатной буквой «Й».
Итак: Буква «Й» обозначает один согласный звук мягкий, звонкий.

4.Работа по двухуровневым схемам.
Посмотрите на картинку. Что делает девочка? (Девочка помогает маме. После обеда она моет посуду.)
Как вы помогаете родителям? Что вы делаете по дому? (Ответы детей).
Какое слово записано в схеме?
Назовите звуки этого слова по порядку.
(Палец на верхней строке, ведёт 1 ученик)
Прочитайте слово по слогам, ориентируясь на буквы во II строке
Прочитайте с ударением. Назовите хором слово ( ударение - это выделение гласного звука).
Сколько звуков в слове? Слогов? ( ( В слове «МОЙ»: 3 буквы, 3 звука, 1 слог, т. к. 1 гласная.)
Дайте характеристику звука [ Й’] . (Согласный, всегда мягкий и звонкий)
ОТГАДАЙТЕ ЗАГАДКУ:
Огородник тот
С длинным носом живёт
Как поклонится,
Так дождь пойдёт
(Лейка)
Поставьте пальчик на верхнюю строку схемы слова «лейка». Произнесите слово «лейка», выделяя голосом каждый звук.(1 ученик ведет у доски)
Прочтите слово по слогам, ориентируясь на буквы.
Прочитайте с ударением.
Определите количество слогов в слове «лейка»? Докажите ?
Какой по характеру в этом слове звук [ Й ] ?
5.Физкультминутка.
V.Закрепление.
Чтение слогов по заданной схеме:
По цепочке,
Самостоятельно
Хором.
Чтение слов:
Что значит унылый? (Печальный)
Наоборот? (Веселый)
К слову названия признака придумайте слово название предмета. (вид, мальчик, пора, настроение)
Чтение текста по предложению:
Кому сказали помыть раму? (Марине)
Как зовут маленькую девочку? (Лара)
Что у Лары? (Рана)
Как она кричит?
Чтение пар слов:
МАЙ-РАЙ.
Чем отличаются слова? ( Рай ,например , земной рай: красивое приятное место)
VI.Итог урока.

Чему вы научились на уроке?
Расскажите по схеме:
Я Знаю
Я Запомнил(а)
Я Смог(ла)

Спасибо за урок!

15