Конспект урока по обучению грамоте «Звук [ж]. Буквы Ж,ж»

Обучение грамоте.
Тема: Звук [ж]. Буквы Ж,ж.

Цель: познакомить с новым согласным звуком и буквами.
Задачи:
дать характеристику звука, показать зрительный образ-букву, создать условия для закрепления навыка слогового чтения;
способствовать развитию фонематического слуха, внимания; создать условия для развития речи, памяти, логического мышления, коммуникативных навыков;
способствовать воспитанию бережного отношения к насекомым, толерантного отношения друг к другу.
Планируемые результаты:
узнают: буквы Ж, ж;
научатся: выделять согласный звук ж, читать слоги и слова с этим звуком; устанавливать
на основе наблюдений, что звук ж всегда твёрдый и звонкий.

УУД: Р – формулировать и удерживать учебную задачу, составлять план и последовательность действий, осуществлять прогнозирующий и констатирующий контроль по результату и по способу действия.
П – вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия.
К – слушать и понимать речь других.
Л – установка на общечеловеческие ценности и правила, определяющие отношение сверстников друг к другу, позитивное сотрудничество, проявление терпимости друг к другу; адекватная мотивация: самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности; установка на экологическую культуру, ценностное отношение к природному миру.

Оборудование: карточки с дифференцированным текстом для чтения, цветные карточки для определения успешности, карточки для работы в группах с пословицами, стрелочки-указатели. Демонстрационные домики, снежинки и буквы, презентация.
Техника: ноутбук

I Орг . момент .
Снег порхает и сверкает
В золотом сиянье дня.
Словно пухом устилает
Все дороги и дома.
Сыплет, сыплет снег-снежок.
Начинаем наш урок.
-Как тихо падает снег, также тихо сядьте и вы.

II Повторение пройденного материала. Актуализация знаний.
1. Индивидуальная работа (У доски 3 ученика).

В природе, ведь, по- разному бывает. Но, как говорится, всякая погода – благодать.
Посмотрите, сколько снежинок собралось в хоровод, как метель их закружила.
Постарайтесь правильно разместить снежинки. Подумайте, какие снежинки лягут на красную крышу, какие на синюю, а какие - на зелёную.

2. Фронтальная работа.
Работа с чистоговоркой (про ш) – подобрать
Какой звук слышится чаще других? Что знаете про звук? (согласный, глухой, всегда твёрдый).
Проблемный вопрос. А есть у звука ш парный звук по звонкости-глухости?

3. Проверка индивидуальной работы.
- Какие снежинки опустились на домик с красной крышей? (Буквы а, у, и я обозначают гласные звуки).
- Какие снежинки особенные? Почему? ( я, е обозначают мягкость согласных звуков, могут обозначать два звука).
- Какие снежинки упадут на домик с синей крышей? ( ш всегда обозначают твёрдые согласные звуки).
- Какие снежинки упадут на зелёную крышу? ( ч обозначают всегда твёрдые согласные звуки).
- Чем отличаются гласные звуки от согласных? (гласные образуют слоги, при произношении воздух не встречает преград).
4. Вывод. Молодцы, ребята.
III Формулирование темы урока.

(включаю звук) Но что это? Кто это так жужжит?
- Сформулируйте тему урока.
IV. Выяснение знания и незнания по данной теме.
Сможете ли вы дать характеристику звуку ж?
Вы знаете, какой это звук по произношению?
Это гласный звук?
Это согласный звук?
Это парный звук по твёрдости-мягкости?
Это звонкий звук?
Это глухой звук?
Кого называют жужелицей?
Вы знаете особенности чтения слогов с буквой ж?

V. Постановка учебной задачи.
Отталкиваясь от темы и опираясь на начало предложений, записанных на доске, сформулируйте цели урока.

На доске: Познакомиться со звуком “ж”;

Учиться отличать звук “ж” от других звуков;

Учиться читать слоги и слова с новой буквой.
VI. “Открытие” новых знаний. Знакомство с новым звуком.
Учитель: Что нужно узнать о звуке?
Дети: Согласный он или гласный; если согласный, то твёрдый или мягкий; звонкий или глухой.
Соотнесение слов и схем.
В какое время года можно услышать такие звуки?
Если правильно отгадаете загадки, мы сможем одним глазком заглянуть в летний лес. А как это одним глазком? (осторожно). Почему надо осторожно? (чтобы не потревожить его обитателей).
Он живёт в лесу дремучем, Сам он круглый и колючий. Угадайте, это кто же? Ну конечно, это                                                      (Ёжик).
В каком месте встретился новый звук? (в середине)
Узнать его нам просто, Узнать его легко: Высокого он роста И видит далеко (жираф)
В каком месте встретился новый звук? (в начале)

Длинноногий, длинношеий
Длинноклювый, телом серый,
По болотам ходит-бродит,
Там лягушек ищет, ловит (журавль)
В каком месте встретился новый звук? (в начале)

Как можно назвать всех одним словом? (животные)

Звуко-буквенный разбор слова животные.
Определите, подходит ли данная схема к слову животные?
Выделим первый звук.

Характеристика звука [ж]. Работа в парах по составленному плану.
(По слайду)
Дайте характеристику звука ж. Сделайте сообщение.
А вот слов, где бы наш новый звук был мягким, мне не удалось найти. Придумайте вы такие слова, чётко интонируя звук.
Дети называют разные слова с новым звуком.

Учитель: Смогли ли вы придумать слова с мягким звуком?

Дети: Нет.

Учитель: Какой можно сделать вывод?

Дети: Звук “ж” всегда твёрдый.
Игра «Поймай звук».
Послушаем, как произносится звук в словах. Я буду называть слова, если вы услышите в слове звук [ж], хлопайте. Будьте внимательны.
Пиджак, рубашка, майка
Шарф, жилет, шапка
Шорты, бриджи, штаны
Брюки, носки, джинсы
Где услышали звук, как он произносится?
Обобщите группу слов. Назовите одним словом (одежда).
5. Краткий звуко-буквенный разбор слова одежда.
4. Самостоятельное составление схемы слова одежда (по группам).

Знакомство с буквой.
Про звук мы узнали, теперь познакомиться и с буквой, с помощью которой он записывается.
Физминутка.
Почему же нет буквы? Я думаю, что жуку будет приятно послушать стихотворение, а мы немного отдохнём.
На лужайке, по ромашкам
Жук летал в цветной рубашке:
Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
Я с ромашками дружу.
Тихо на ветру качаюсь
Низко, низко наклоняюсь.

5. Буквы Ж, ж.
Вот и буква Ж. На что похожа буква? (СЛАЙД №6)

Эта буква широка и похожа на жука.
И при этом точно жук издаёт жужжащий звук:
Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж! (С.Я.Маршак)

У нас в комнате тоже есть буквы Ж. Найдите их (дети расходятся по классу, ищут буквы, заранее спрятанные учителем в разных местах; можно спрятать и буквы Х, К).
Жук на ромашке оставил нам слоги. Прочитаем их. (СЛАЙД №7)
Жук нам показал только одну букву. Но у буквы Ж есть пара (показ карточки Ж, ж)
Когда слова начинаются с большой буквы Ж?
Игра «Большая -маленькая».
ПРАВИЛА: если слово нужно писать с большой буквы – тянемся к солнышку, а если с маленькой приседаем. Будьте внимательны.
-Жучка, жираф, журавль, Женя, жучок, Жанна, жёлудь, желток, Журавлёв.
6. Закрепление.
- Ребята, жук нас с буквой познакомил, слоги показал, а как называется жук, мы не узнали. Хотите узнать? Об этом можно прочитать в скороговорке
Работа в группах.
А вот с какой, вы должны разгадать сами. (две группы)
Жужжитжужелица,жужжитикружится.
и кружится, жужжит, жужелица, Жужжит.
Дифференцированное чтение.
Чтобы узнать об этом интересном жуке, вот вам задание. На жёлтой карточке задание лёгкое, для тех, кто пока читает медленно, на зелёной- потруднее, а на красной – самое трудное. Выберите себе карточку по силам и прочитайте.
А ты знаешь, что?..
В нашей природе много жуков- жужелиц.
Почти все жужелицы хищники. Охотятся жужелицы в основном ночью. Жук с удовольствием поедает гусениц.
Жуки встречаются на деревьях. По ним жуки лазают в поисках гусениц бабочек, которыми питаются. Жужелицы приносят большую пользу, уничтожая вредителей леса и сада.
Многие люди, найдя у себя в погребе жужелицу, со злостью убивают её, не зная, что она не ест овощей, а наоборот уничтожает их вредителей.
Дополнительное задание.
С. 29, загадка-шутка
Проверка.
Беседа по содержанию.
Чем питаются эти жуки?
Кто такие хищники?
Почему жужелиц называют хищниками? Когда охотятся жужелицы?
Где можно встретить жужелиц?
Почему люди убивают их?
Работа в паре.
Какой совет вы дала бы всем людям? Посоветуйтесь сначала.
VII. Выяснение незнания и коррекция знаний.
Игра «Знаю, не знаю».
VIII. Итог урока.
С какой буквой познакомились? Какой звук обозначает буква ж? Как читается с гласными, которые обозначают мягкость согласных звуков? (твёрдо).
Мы здесь и сейчас. Подойдём к домикам. На какой домик упала бы снежинка с буквой ж? Почему?
Задание по-желанию, дифференцированное.
Кстати, а вы знаете, что снежинки -это очень интересное явление природы. Чем интересны снежинки, можно узнать из текста. Я приготовила вам интересный текст про снежинки, кто захочет, может взять и почитать его на переменках или дома. На красных – самый трудный текст, на зелёных – полегче, а на жёлтых самый лёгкий.
Это интересно!
Снежинки не всегда бывают белыми. Бывали случаи, когда на земле выпадали снежинки красные, синего и жёлтого цвета. Происходило это из-за присутствия пыльцы, которая находилась в воздухе перед тем, как начал падать снежок.
По снежинкам можно предсказывать погоду. Если на землю падают маленькие снежинки, будет холодно. Если падают большие снежинки, будет тепло.
IX. Самооценка. (слайд и цветные карточки).















А ты знаешь, что?..
В нашей при-ро-де много жуков, ко-то-рых на-зы-ва-ют жу-же-ли-ца-ми.

А ты знаешь, что?..

Почти все жужелицы хищники. Жук-жужелица любит гусениц.
Охотятся жужелицы в основном ночью.


А ты знаешь, что?..

Жуки живут на деревьях. Жужелицы приносят большую пользу. Они уничтожают вредителей леса и сада.
Многие люди, найдя у себя в подвале жужелицу, со злостью убивают её. Многие не знают, что она не ест овощей.

Это интересно!

Сне-жин-ки не всегда бы-ва-ют бе-лы-ми. Бы-ва-ли слу-ча-и, когда на земле вы-па-да-ли сне-жин-ки крас-но-го, синего и жёл-то-го цвета.
..
Это интересно!
Снежинки не всегда бывают белыми. Бывали случаи, когда на земле выпадали снежинки красного, синего и жёлтого цвета. Происходило это из-за пыльцы, которая находилась в воздухе перед тем, как начал падать снежок.
..
Это интересно!
Снежинки не всегда бывают белыми. Бывали случаи, когда на земле выпадали снежинки красного, синего и жёлтого цвета. Происходило это из-за пыльцы, которая находилась в воздухе перед тем, как начал падать снежок.
По снежинкам можно предсказывать погоду. Если на землю падают маленькие снежинки, будет холодно. Если падают большие снежинки, будет тепло.














15