Статья на тему: «Формирование творческого самовыражения у детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях»

Статья на тему:
«Формирование творческого самовыражения у детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях»
Все родители мечтают о том, чтобы их малыш вырос яркой и неординарной личностью, настоящим творцом своей жизни. Однако мечту от реальности отделяет не один шаг и для того, чтобы она осуществилась, родители должны активно участвовать в творческом развитии своего ребенка. Прежде чем задатки превратятся в таланты и способности пройдет немало времени.
Современный этап развития общества характеризуется становлением образования нового типа, смыслообразующим фактором которого выступает идея воспитания человека культуры, «человека – созидателя», «человека - творца», способного позитивно и конструктивно подойти к решению актуальных жизненных проблем.
Дошкольное детство – период, в процессе которого происходит становление личности, закладываются его основные личностные качества, характер и психические особенности. Высокая природная активность детей обеспечивает их быстрое развитие.
Самовыражение является способом, который помогает ребенку заявить о себе окружающим, реализовать себя.
Под самовыражением детей дошкольного возраста понимают возрастное проявление самостоятельности в творческой деятельности.
Мониторинг музыкального развития дошкольников показывает, что развитие способностей к творческому самовыражению часто является «проблемной зоной» в работе музыкального руководителя. В связи с этим, важной является проблема изучения особенностей развития творческого самовыражения детей, разработка системы формирования у них музыкально-ритмического чувства, двигательной сферы, творческой активности, являющейся одной из составляющих в развитии творческих способностей дошкольника.
Учитывая возрастные особенности психического, физического и речевого развития детей в дошкольном возрасте можно выделить некоторые способы самовыражения ребенка.
В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других. Эти же способы самовыражения мы формируем на музыкальных занятиях. Например, слушая музыку в верхнем регистре, легкую, подвижную, дети перевоплощаются в «зайчиков». Или слушая музыку в нижнем регистре, дети перевоплощаются в «медведей». Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами и проявляются в игровой деятельности.
Анализ психолого – педагогических исследований показал, что в дошкольном возрасте существует целостная система объективных и субъективных предпосылок успешного развития творческого самовыражения детей в различных направлениях и с помощью различных средств. И особая роль отводится предметам художественно – эстетического цикла, так как по своей специфике они призваны создавать условия для развития творческого самовыражения детей, способствовать раскрытию их творческого потенциала, решать проблемы развития творческих способностей.
Самовыражение детей дошкольного возраста носит рефлекторно – импульсивный характер, обусловленный природой ребенка. У детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия в игровой деятельности. Дети могут на музыкальных занятиях самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему, собственные несложные танцевальные движения, рисуют картину к фрагменту музыки. Все это характеризует проявление самостоятельности детей и стремление к самовыражению. В этот период у детей проявляется ситуативно – имитационное самовыражение, и оно зависит от объема знаний, информации, а также от условий, в которые ребенок попадает.
Самовыражение в данном возрасте приобретает новые качественные характеристики, ребенок может выразить возникающие образы различными способами: в движении, в чувствах и эмоциях, в образах и знаках. Терапия самовыражением – актуальное и набирающее силу направление психологической помощи. Наиболее популярными на современном этапе являются арт – терапия и танцевально – двигательная терапия.
Ребенок старшего дошкольного возраста входит в стадию импровизационно – действенного самовыражения.














Исходя из этого можно сделать вывод: каждый ребенок проходит стадии самовыражения: в младшем дошкольном возрасте рефлекторно – импульсивный характер самовыражения, в среднем дошкольном возрасте ситуативно – имитационное самовыражение, старший дошкольник входит в стадию импровизационно – действенного самовыражения, у детей подготовительной группы активизируется импровизационно – образное самовыражение.
Таким образом, можно сказать, что дошкольный возраст является сензитивным для развития основ творческого самовыражения ребенка.




15