Статья ОСОБЕННОСТИ УМЕНИЙ РЕШАТЬ ТЕКСТОВЫЕ АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ У УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Албаева А.Г.
МБОУ Бажирская ООШ
Особенности умений решать текстовые арифметические задачи у умственно отсталых младших школьников
Арифметическая задача играет важную роль в курсе математики специальной (коррекционной) школы VIII вида. Это обусловлено тем, что арифметические задачи помогают не только развивать логическое мышление у учащихся, познавательные процессы, но, и являются основой для их социальной адаптации. Арифметические задачи по своей структуре имеют две составляющих – условие и требование (вопрос). Классифицируются арифметические задачи по числу действий на простые и составные. В содержании арифметической задачи раскрываются взаимоотношения между различными частями задачи, играющие большое значение для развития познавательной деятельности учащихся.
Процесс обучения решению задач строится на формировании у учащихся представлений не только о структуре самой задачи, но и формировании у них навыков поэтапного решения задачи, которая включает в себя такие этапы: работа над содержанием задачи, поиск решения задачи, решение задачи, формулировка ответа, проверка решения задачи, последующая работа над решенной задачей. Умственно отсталые школьники испытывают значительные затруднения при решении арифметических задач, что выражается в том, что они неверно формулируют вопрос к задаче, опускают важные числовые данные, неправильно записывают решение задачи, неправильно производят вычисления, путают арифметические действия и многие другие трудности.
Умственно отсталые школьники испытывают значительные затруднения при решении арифметических задач, что выражается в том, что они неверно формулируют вопрос к задаче, опускают важные числовые данные, неправильно записывают решение задачи, неправильно производят вычисления, путают арифметические действия и многие другие трудности.
Изложенные выше факты определили тему нашего исследования «Особенности умений решать текстовые арифметические задачи у умственно отсталых младших школьников».
Цель исследования: описать особенности сформированности умений решать текстовые задачи у умственно отсталых младших школьников
Объект исследования: методика обучения решению арифметических задач умственно отсталых младших школьников.
Предмет исследования: умения решать арифметические задачи у умственно отсталых младших школьников.
Методы исследования: педагогический эксперимент (констатирующий) методы.
Практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы для повышения эффективности работы по формированию умений решать текстовые арифметические задачи у умственно отсталых младших школьников.
Базой исследования выступало МБОУ Бажирская основная общеобразовательная школа и МБОУ ЗСШ №2. В исследовании приняли участие умственно отсталые школьники 4 класса, обучающиеся по специальной (коррекционной) программе VIII вида, в количестве 24 человек.

Цель эксперимента: выявить сформированность умений решать арифметические задачи у умственно отсталых младших школьников.
Учащимся предлагалось решить следующие задачи самостоятельно.
Задача на уменьшение числа в несколько раз и на нахождение целого.
Ученики старших классов сшили для кукольного театра 12 больших кукол, а маленьких в 3 раза меньше. Сколько кукол сшили ребята?
Задача на увеличение числа на несколько единиц и на нахождение целого.
На одной улице поселка 35 домов, а на другой на 8 домов больше. Сколько домов на улицах поселка?.
Задача на нахождение остатка.
Для школы приобрели 90 стульев. 44 стула поставили в кабинеты первого этажа, 12 стульев в кабинеты второго этажа, а остальные - в кабинеты третьего этажа. Сколько стульев поставили в кабинеты третьего этажа?

Критериями оценки выступали следующие умения:
1 умение: понимает содержание прочитанного, выделяет числовые данные и вопрос задачи, может передать содержание задачи устно, а также составить краткую запись;
2 умение: умение планировать ход решения (понимает взаимосвязь числовых данных, осуществляет поиск решения, может устно проговорить ход решения задач);
3 умение: умение выполнять арифметические действия арифметической задачи (понимает смысл арифметического действия, владеет приемами вычисления, самостоятельно проверяет, замечает ошибки);
4 умение: умение осуществлять проверку (соотносит полученный ответ с данными задачи, использует способы проверки, самостоятельно проверяет).
Балльная оценка:
3 балла – умение полностью сформировано;
2 балла – умение сформировано, но учащийся допускает единичные ошибки и может их исправить;
1 балл – умение сформировано слабо, выполняет только с помощью;
0 баллов – умение не сформировано (помощь непродуктивна).
Максимальный балл за задание- 12 баллов.
По этим результатам выполнения выделялись группы успешности по уровню развития познавательной деятельности:
IV хороший уровень (10-12б) - все задачи выполнены правильно, самостоятельно, учащиеся понимают смысл задачи, умеют переждать его содержание, планировать ход решения задачи, осуществлять необходимые арифметические действия для решения задачи, осуществлять проверку решения.
III достаточный уровень (7-9б) - задачи учащийся решает самостоятельно, но допускает ошибки чаще всего в процессе выполнения арифметических действий и проверки решения задачи.
II недостаточный уровень (3-6 б) - учащиеся решают задачи только с помощью учителя, неточно понимают смысл прочитанного, затрудняются в его передачи, самостоятельно не планируют ход решения задачи, допускают ошибки при выполнении арифметических действий, проверку решения не выполняют.
I крайне низкий уровень (0 -2 б) – учащиеся не справляются с решением задачи даже с помощью, не понимают смысл прочитанного, не владеют приемами вычисления, не понимают значение проверки и не выполняют ее.

2.2.Анализ полученных результатов.
В ходе проведения исследования нами были получены следующие результаты:
Показатели сформированности умений решать задачи у умственно отсталых четвероклассников
Испытуемые
1 умение: понимает содержание прочитанного, выделяет числовые данные и вопрос задачи, может передать содержание задачи устно, а также составить краткую запись;

2 умение: умение планировать ход решения (понимает взаимосвязь числовых данных, осуществляет поиск решения, может устно проговорить ход решения задач);

3 умение: умение выполнять арифметические действия арифметической задачи (понимает смысл арифметического действия, владеет приемами вычисления, самостоятельно проверяет, замечает ошибки);

4 умение: умение осуществлять проверку (соотносит полученный ответ с данными задачи, использует способы проверки, самостоятельно проверяет).

Всего баллов
Группа успешности

Сергей Ч.
3
0
0
0
3
II

Максим М.
0
1
1
0
2
I

Иван С.
0
0
0
0
0
I

Люба Л.
3
3
3
3
12
IV

Вадим Г.
2
1
2
0
5
II

Александр О.
2
2
3
2
9
III

Елена Б.
3
3
2
3
11
IV

Юля Ч.
3
2
2
2
9
III

Ира Л.
3
3
2
2
10
III

Никита П.
1
1
2
2
6
II

Александр С.
3
3
3
2
11
IV

Дима Я.
0
0
0
0
0
I

Полина П.
0
0
0
0
0
I

Сергей В.
2
2
1
1
6
II

Анатолий Б.
0
0
0
0
0
I

Тагиев Р.
1
1
1
0
3
II

Никита М.
1
0
0
1
2
I

Игорь П.
2
2
1
1
6
II

Максим М.
2
1
1
1
5
II

Юля К.
3
3
3
2
11
IV

Юра З.
2
1
3
2
8
III

Дима Д.
3
2
3
1
9
III

Павел С.
2
2
2
1
7
III

Сергей В
0
0
0
0
0
I

Средний балл




6,5



В таблице мы видим, что средний балл за решение задач в составил 6, 6 балла, что говорит о недостаточной сформированности данного умения у умственно отсталых четвероклассников. Исходя из того, что максимальное значение среднего балла составляет 12, полученные нами результаты указывают на низкий уровень сформированности умений решать задачи.
Рассмотрим подробнее результаты решения задач учащимися. При оценке умения понимать содержание прочитанного, выделять числовые данные, основные компоненты задачи - вопрос и содержание мы выявили, что большинство учащихся допускают ошибки в передаче содержания задачи. Например, Полина П. прочла первую задачу так: « Ученики старших классов сшили для кукол театра 12 кукол, а маленьких 3. Сколько кукол сшили ребята?». Мы видим, что содержание задачи было искажено, следовательно, девочка запуталась при выборе пути решения этой задачи.
Некоторые учащиеся неверно формулируют вопрос к задаче. Например: «Сколько кукол осталось сшить ребятам? (Максим М.), «Сколько домов на одной улице? (Дима Я). При выделении условий также наблюдаются искажения, когда учащиеся, например, могли перепутать сколько и каких было домов, или назвать количество стульев, которые поставили на третий этаж, хотя их количество неизвестно.
Большое количество трудностей возникает у учащихся при планировании хода решения задачи, это связано в основном с непониманием взаимосвязи между числовыми данными и отношений «больше-меньше». «во сколько раз больше или меньше». Практически все учащиеся нуждались в помощи при составлении плана, также отмечалось, обозначив первое действие, когда переходили к планированию второго , первое уже забывалось, или забывался вопрос и содержание задачи. Например, Игорь П. при решении третьей задачи сказал, что сначала узнаем, сколько стульев поставили на второй этаж, а потом узнаем, сколько стульев поставили на третий этаж, хотя количество стульев на 2 этаже в задаче было известно. В ходе устного проговаривания учащиеся с умственной отсталостью чаще всего нарушали последовательность изложения и могли начать проговаривать задачу с вопроса, например: «Нужно узнать, кукол сшили, потому что было 12 больших и 3 маленьких» (Юля Ч.).
На этапе выполнения арифметических действий также наблюдалось большое количество трудностей. Наиболее распространенными являлись следующие: неправильное понимание смысла арифметического действия или неправильные вычисления, особенно в действиях с переходом через десяток. Большинство учащихся не осуществляют без напоминания проверки решения и не замечают ошибки, результат не оценивают критично. Например. При решении третьей задачи Елена Е. записала решение и ответ так: «44-12 - 32. Ответ: 32 стула поставили на третий этаж».
При проверке решения учащиеся иногда пытаются проверять ответ на пальцах, не знаю способов проверки, самостоятельно не проверяют.
Таким образом, результаты выполнения задания показали, что умения решать задачи сформировано у учащихся с умственной отсталостью на низком уровне. По результатам все учащиеся были распределены на 4 группы (таблица 3).
Таблица 3
Уровни умений решать текстовые арифметические задачи
(в абс. числах и %)

Испытуемые
Уровни выполнения заданий


хороший
достаточный
недостаточный
низкий


абс. ч.
%
абс. ч.
%
абс. ч.
%
абс. ч.
%

Умственно отсталые четвероклассники
6
25%


13
54,2%
5
20,8%

В таблице мы видим, что у большинство обучающихся(13 (54,2%) сформированность умений относятся к недостаточному уровню. Эти ученики характеризуются тем, что решают задачи только с помощью учителя, неточно понимают смысл прочитанного, затрудняются в его передачи, самостоятельно не планируют ход решения задачи, допускают ошибки при выполнении арифметических действий, проверку решения не выполняют.
У 5(20,8%) учеников умения сформированы на низком уровне. Характеризуются они тем, что не справляются с решением задачи даже с помощью, не понимают смысл прочитанного, не владеют приемами вычисления, не понимают значение проверки и не выполняют ее.
Но также имеется 6 (25%) обучающихся, у которых хороший уровень сформированности умений. Эти испытуемые все задачи выполнены правильно, самостоятельно, учащиеся понимают смысл задачи, умеют переждать его содержание, планировать ход решения задачи, осуществлять необходимые арифметические действия для решения задачи, осуществлять проверку решения.
Таким образом, умения решать арифметические задачи сформированы на низком уровне и характеризуется следующими трудностями: учащиеся решают задачи только с помощью учителя, неточно понимают смысл прочитанного, затрудняются в его передачи, самостоятельно не планируют ход решения задачи, допускают ошибки при выполнении арифметических действий, проверку решения не выполняют. Кроме того, интерес к задачам сформирован слабо, многие из учащихся относятся к решению задач негативно, особенно если необходимо самостоятельное решение.