Учебно — исследовательская работа по искусству по теме Элементы узоров коми — пермяцкого костюма (4 класс)


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Юксеевская средняя общеобразовательная школа»
Элементы узоров коми – пермяцкого костюма
(учебно – исследовательская работа по искусству)
Исследовательская работа
выполнена: Андровым
Василием Алексеевичем
учеником 4 класса
Руководитель:
учитель начальных классов
Дозморова В.С.

Юксеево, 2015
Содержание
Введение _________________________________________________3
Глава 1. Национальный костюм, его составные части ____________5
Глава 2. Названия орнаментальных мотивов____________________7
Глава 3. Мои исследования __________________________________8
Выводы __________________________________________________9
Заключение _______________________________________________11
Список используемой литературы ____________________________12
Приложения
Приложение №1. Презентация «Коми – пермяцкий орнамент»
Приложение №2. Вопросы «Ваше отношение к коми – пермяцкой одежде»
Приложение №3. Анкета «Что вы знаете о коми – пермяцких узорах»
Введение
Во втором классе я участвовал в районном конкурсе «Коми – пермяцкий орнамент» в номинации «Рисунок». Когда готовился к конкурсу, думал, что обозначают эти символы - «крестик», «ромбик» и другие. Своим вопросом обратился к учительнице Валентине Семёновне. Она объяснила, что каждый узор имеет своё название. Ими коми – пермяки украшали свою одежду. К сожалению, у нас в доме не сохранилась национальная коми – пермяцкая одежда. Но коми-пермяцкие костюмы я видел на фестивале фино – угорских народов в Пармайлово. Выступающие с разных деревень были одеты в национальные коми-пермяцкие костюмы. Это очень ярко, красиво и привлекательно. Узоры на костюмах у групп артистов Большой-Кочи, Бачманово, Юксеево, Кудымкара, Сергеевского, артистов драматического театра были самые разные: и цветом, и фигурой, и символом. Мне стало интересно узнать, какие элементы узоров можно увидеть на коми – пермяцкой одежде и, какие названия имеют эти узоры.
Тема исследования: «Элементы узоров коми – пермяцкого костюма».
Целью нашей работы является:
изучение особенностей узоров коми-пермяцкой национальной одежды на примере коми-пермяцкого сарафана, мужской рубашки и кушака.
Для достижения этой цели в работе мы решаем следующие задачи:
- изучить литературу по теме;
- проанализировать национальный костюм, его составные части;
- изучить элементы узоров коми – пермяцкого костюма;
- создать слайдовую презентацию и организовать в классе выставку « Коми – пермяцкий орнамент».
Объект исследования: национальный коми – пермяцкий костюм.
Предмет исследования: элементы узоров коми – пермяцкой одежды.
Методы исследования:
* теоретический анализ литературы;
* рассказ моей учительницы, моей бабушки;
* наблюдение;
* опрос – интервью;
* анкетирование учащихся.
Актуальность исследования заключается в том, что мы, современные школьники, мало знаем о национальной культуре коми-пермяков, об одежде наших предков, поэтому, считаю нужным, расширить знания учащихся по данной теме. Мы ведь живем в Коми-Пермяцком округе, значит, обязательно должны знать культуру своего народа, в том числе и коми-пермяцкие узоры, их назначение.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты работы могут быть использованы на занятиях, при знакомстве с культурой моего народа, на уроках технологии, искусства, окружающего мира.
Гипотеза: Предполагаю, что данное исследование будет ниточкой связи между изучением прошлого, настоящей современной жизнью и будущим нашей малой Родины; связью между детьми и родителями, бабушками и внуками.
Степень изученности темы:
О коми – пермяцком национальном костюме писали многие. Так об истории коми – пермяцкого национального костюма в книге «Коми – пермяцкий национальный костюм» писали в соавторстве Г.Н.Чагин, В.В.Климов, Л.В.Караваева. В книге Г.Н.Климовой «Текстильный орнамент коми» освещаются вопросы типового состава орнамента. Все эти обстоятельства свидетельствуют о неподдельном и нарастающем интересе к коми – пермяцкой народной культуре, к коми – пермяцкому национальному костюму, в частности изучению орнамента костюма.
Глава 1. Национальный костюм, его составные части.
Таинственная земля – Парма. Она древняя и прекрасная и относиться к ней надо бережно, с пониманием. Особенным, уникальным является и наш национальный костюм. Национальные костюмы очень красивы и разнообразны. Каждый костюм рассказывает об индивидуальных особенностях его населения, его возрасте, социальном положении, характере, эстетических вкусах.
У мужчин и женщин большую роль играли рубахи. Делали их обычно дома, начиная от прядения и кончая вышивкой.
У коми – пермяков распространилась мужская рубаха – косоворотка туникообразного покроя с разрезом на правой стороне и невысоким стоячим воротником. Дополняли мужскую одежду штаны. Их кроили из прямых полотнищ. Носили рубаху навыпуск, поверх штанов, и подпоясывали узким поясом (Приложение №1, слайд №13).
Женская рубаха была длинной, иногда длина доходила до ступней. В 19 веке покрой женских рубах поменялся. Женская рубаха состояла из двух частей разного материала: верх – из красивой пестряди, тонкого холста или фабричных тканей, а низ – из грубого холста (Приложение №1, слайд №14).
Повседневной одеждой женщин были сарафаны. Первоначально их называли дубасами. В дальнейшем на смену сарафана приходит парочка – юбка и кофта. В 1920-е г.г. она стала основным видом женского костюма.
Женский костюм дополнялся ношением передника (запона, фартука). При этом применялись два вида передника – только до талии и с нагрудником. Праздничные передники украшались вышивкой и кружевами, пришитыми к подолу.
Священник с. Гайны Н.Попов рассказал в 1848 г. о том, что у мужчин и женщин бытовали два вида костюма – праздничный и будничный. Праздничный костюм выглядел более нарядно (Приложение №1, слайд №13).
Коми – пермяцкий костюм на протяжении многих веков был наиболее стойким, в нем отразились традиции и целесообразно объединенные художественные функции. Он поражает красотой и удобством ношения. Его художественная ценность так велика, что в наше время он необходим для фольклорных коллективов, театрализованных постановок, для познания духа и души народа. Ему, как символу народа, невозможно уйти в прошлое.
Глава 2. Названия орнаментальных мотивов.
Изучая книгу Галины Николаевной Климовой «Текстильный орнамент коми», я узнал, о названиях орнаментальных мотивов. Показывая свои вещи, женщины обязательно назовут узоры по имени. Приводим некоторые из них.
- Узор «Грабли» (см. Приложение №1, презентация «Коми – пермяцкий орнамент»)
- «Крестик» - «Зубья пилы»
- «Перна» («Нательный крестик»)
- «Птица» - «Ягодка»
- «Бараньи рога» - «Сорочья нога»
- «Гребешок» - «Круг»
По тому, какие понятия передают названия, мы выделили четыре основных групп.
Названия, соотносящиеся с названиями орудий труда, предметов быта или их частей (грабли, зубья пилы, гребешок).
Названия, отражающие существенный признак узора (крестик, круг).
Названия, соотносящиеся с названиями представителей животного мира и их органов (сорочья нога, бараньи рога, птица).
Названия, соотносящиеся с названиями растений и их частей (ягодка).
Вывод: коми – пермяцкий орнамент заключает в себе названия растений и животных, орудий труда.
Глава 3. Мои исследования.
С целью выявления отношения учащихся к коми – пермяцкой одежде был разработан опрос по теме «Ваше отношение к коми – пермяцкой одежде».
Были опрошены учащиеся 1 и 4 классов, в количестве 23 человек. Ученики отвечали на 3 вопроса (см. Приложение №2).
Все результаты опроса внесли в таблицу и составили по каждому ответу диаграмму для сравнения.
Имеется ли у вас в доме национальная коми – пермяцкая одежда?
1 класс 4 класс %
Да, имеется - 1 чел. 4 %
Нет, не имеется 10 чел. 12 чел. 96 %

Кто из вас надевал (хоть 1 раз) национальную коми – пермяцкую одежду?
1 класс 4 класс %
Да, надевал 1 чел. 3 чел. 17 %
Нет, не надевал 9 чел. 10 чел. 83 %

3.Знаете ли вы, что означают узоры?
1 класс 4 класс %
Да, знаю - - -
Нет, не знаю 10 чел. 13 чел. 100%

Выводы
На основании полученных результатов опроса сделали следующие выводы:
- Из 23 учащихся только у одного в доме хранится национальный женский костюм и надевается во время традиционных праздников;
- Надевали национальную одежду учащиеся во время инсценирования сказки на родном языке и в конкурсе чтецов произведений коми – пермяцких поэтов и писателей;
- Никто из опрошенных учащихся не знает названия узоров коми – пермяцкого орнамента, но хотели бы узнать.
Далее среди учащихся начальных классов, в количестве 31 человек, провели анкетирование «Что вы знаете о коми – пермяцких узорах», а среди учащихся средних классов, в количестве 29 человек, и учащихся старших классов, в количестве 13 человек, провели опрос (см. Приложение № 3). Им были предложены следующие вопросы:
Нравятся ли вам коми – пермяцкие узоры?
Начальные классы
(%) Средние классы
( %) Старшие классы
(%)
Нравятся 97 % 62,1 % 76 %
Не нравятся 3 % 37,9 % 24 %
2.Кто придумал коми – пермяцкие узоры?
Начальные классы
(%) Средние классы
(%) Старшие классы
( %)
Не знаю 32,3 % 55,2 % 7,7 %
Народы коми – пермяки 25,8 % 20,7 % 76,9 %
Женщина 41,9 % 24,1 % 15,4 %
3.Как вы думаете, почему женщина придумывала коми – пермяцкие узоры?
Начальные классы
(%) Средние классы
( %) Старшие классы
( %)
Не знаю 12,9 % - -
Из – за интереса 9,7 % 10,3 % -
Для украшения одежды 77,4 % 89,7 % 100 %
4.Где вы видели коми – пермяцкие узоры?
Начальные классы
(%) Средние классы
( %) Старшие классы
( %)
На празднике 58,1 % 79,3 % 53,8 %
В библиотеке 19,4 % 17,2 % 38,5 %
Дома - 3,5 % 7,7 %
На уроке 22,5 % все -
На основании полученных результатов анкетирования сделали следующие выводы:
-Коми – пермяцкие узоры нравятся своей красотой, привлекательностью;
- Многие учащиеся не смогли назвать автора коми – пермяцких узоров;
-Большинство видели коми – пермяцкий орнамент на одежде артистов во время праздника, а учащиеся средних классов узнали на уроках искусства.
Заключение
В процессе исследования мы пришли к выводам:
- В узорах коми - пермяцкого орнамента присутствуют элементы животного и растительного происхождении и орудий труда.  
- Орнаменты служат не только для украшения одежды, но и являются оберегом.
- В национальной одежде продолжает жить стремление коми - пермяцкого народа к красоте.
Закончив исследование, мы познакомили одноклассников с итогами нашей работы, оформили выставку работ «Коми – пермяцкий орнамент»
(Приложение №1, слайд №12). Ученики нашего класса узнали много интересного и нового о культуре коми – пермяков, а, значит, мы помогли сохранить ещё одну частичку культуры коренных народов коми – пермяков.
Если у кого из вас дома хранится коми – пермяцкая одежда, относитесь к ней бережно, аккуратно. Никогда нельзя забывать искусство наших бабушек и дедушек.
Данная работа мы надеемся, окажет неоценимую помощь для организации работы со школьниками.
Коми – пермяцкие орнаменты красивы –
В них все приметы родины моей.
Ты больше не найдёшь по всей России
Таких узоров и сказочных зверей.
Узоры на одежде и посуде
Красны, как солнце, и белы, как снег, –
На них сызмальства глядя, наши люди
С прекрасным не расстанутся навек.
Они явились в жизнь совсем не просто
Из – под иглы, и кисти, и резцы:
Ведь мастера по дереву
В них вкладывали души и сердца.
Список используемой литературы
1.Гуреев М.П. Радуга над Пармой.- Кудымкар: Коми-Перм. кн. изд., 1994.-51с.
2.Климова Г.Н. Текстильный орнамент коми. – Кудымкар: Коми – Перм. кн. изд., 1994. – 130 с.
3. Климов В.В., Чагин Г.Н. Круглый год праздников, обрядов и обычаев коми – пермяков. – Кудымкар: Коми – Пермяцкое кн. изд., 2005. – 256 с.
4. Чагин Г.Н., Климов В.В., Караваева Л.В. Коми- пермяцкий национальный костюм. - Коми-Перм. кн. изд.,2006; Пермь: Пермское кн. изд., 2006. – 88 с.
Приложение №2
Социологический опрос
Уважаемые ученики! В связи с проведением научно – практической работы и в рамках исследования «Элементы узоров коми – пермяцкого костюма», просим Вас ответить на наши вопросы по теме «Ваше отношение к коми – пермяцкой одежде».
1.Имеется ли у вас в доме коми – пермяцкая одежда?
а) Да, имеется
б) Нет, не имеется
2.Кто из вас надевал (хоть 1 раз) национальную коми – пермяцкую одежду?
а) Да, надевал
б) Нет, не надевал
3.Знаете ли вы, что означают узоры?
а) Да, знаю
б) Нет, не знаю
Приложение №3
Социологический опрос
Уважаемые ученики! В связи с проведением научно – практической работы и в рамках исследования «Элементы узоров коми – пермяцкого костюма», просим Вас ответить на наши вопросы по теме «Что вы знаете о коми – пермяцких узорах»
1.Нравятся ли вам коми – пермяцкие узоры?
Нравятся ______
Не нравятся ________
2.Кто придумал коми – пермяцкие узоры?
Не знаю_____
Народы коми – пермяки_____
Женщина ________
3.Как вы думаете, почему женщина придумывала коми – пермяцкие узоры?
Не знаю _____
Из – за интереса________
Для украшения одежды______
4.Где вы видели коми – пермяцкие узоры?
На празднике ____
В библиотеке _____
Дома _____
На уроке_____
Другое (указать)_____________________