Духовно-нравственное воспитание учащихся во внеурочное время.



ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«МОСОЛОВСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»
Духовно-нравственное воспитание учащихся во внеурочное время.
Доклад подготовила и провела учитель русского языка и литературы
Митряшова Тамара Евгеньевна
2017год
Духовно-нравственное воспитание учащихся во внеурочное время.
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной изактуальных проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и
государством в целом в наше нелегкое время. Характерными причинами
недостатков духовно-нравственного воспитания явились:
* отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, спад культурно - досуговой работы с детьми и молодежью;
* резкое снижение физической подготовки молодежи, подмена физического
воспитания и заботы о здоровом физическом развитии детей;
* отсутствие патриотического воспитания, целенаправленной комплексной
молодежной, семейной государственной политики, государственной
политики в интересах детей;
* резкие, непродуманные изменения в образовательной системе,
вымывающие многолетний положительный опыт отечественной педагогики, ориентированной на формирование нравственной, всесторонне - развитой
личности.
Все это происходит на фоне, жестокости и насилия, при полной
неспособности правоохранительных органов и иных органов государственной
власти реагировать на факты нарушения прав детей и каким-либо образом
изменить сложившуюся ситуацию. Это приводит к духовному истощению,
безнравственности, агрессивности, формированию вредных привычек у детей
и деградации личности молодежи.
Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было
беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали
им путь, который определит им жизнь. От того, направим ли мы их на путь
истины, добра и света или оставим во тьме неведения смысла жизни
человека, зависит и наш завтрашний день.
Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и
страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и
умение мужественно переносить трудности закладывается еще в раннемдетстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь
им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться
понимать других, проявлять сочувствие, уважение, милосердие, честно
признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте
окружающей природы, бережно относиться к ней. Важной педагогической3
задачей формирования личности является выработка учащимися активной
жизненной позиции, сознательного отношения к общественному долгу,
единства слова и дела, нетерпимость к отклонениям от норм
нравственности. Эти качества должны закладываться у детей с раннего детства.
Мой педагогический опыт и труд, направлен на стремление и желание
воспитать каждого своего ученика добрым и порядочным человеком.
Используемые в школе методические разработки внеклассных мероприятий
представляют особую ценность, так как содержат крупицы опыта работы
педагогов по формированию интереса учащихся к подлинным ценностям роднойистории и культуры, духовной жизни, природы родного края, что так
актуально сегодня. Воспитательный процесс в урочное время планируется и
строится во взаимосвязи духовного и нравственного направлений, а
внеклассная деятельность является продолжением начатой на уроке работы.
При разработке планов, содержания воспитательной работы учитывается
возраст учащихся, прослеживается последовательность в развитии личности
ребенка. Однако, чтобы вся эта система воспитательных мероприятий была
эффективной, необходимо чтобы каждое воздействие педагога было
целенаправленно, осмысленно и закреплено своим личным позитивным
примером, особенно это касается педагога младших классов, т.к. для детей
младшего школьного возраста педагог является большим авторитетом и
примером поведения. Поэтому, в группе продленного дня при работе смладшими школьниками я применяю технологию личностно- ориентированного
взаимодействия педагога с детьми, которая направлена на понимание
ребенка, как отдельной целостной уникальной личности, стремящейся кмаксимальной реализации своих возможностей и взаимопонимание междупедагогом и ребенком. Своим личным примером доброжелательного отношения
ко всем учащимся, их родителям, своим коллегам я стараюсь воспитать у
детей доброжелательность, уважение, чуткое отношение друг к другу. Я
всегда провожу с ними беседы на этические и нравственные темы, особенно
темы добра и зла. В нашем классе составлена памятка – заповедь:
*Старайся делать добро;
*Познай мир и себя;
*Лучше отдай своё, чем возьми чужое;
*Поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы они поступали
по отношению к тебе; *
* Уважай людей живущих рядом.
Современные дети уже с раннего возраста проявляют себя как жестокие
агрессивные взрослые люди. За последнее время очень часто во время игр
наблюдаешь такую картину, как небольшой конфликт между младшими
школьниками постепенно перерастает в кровавую бойню и ногами, и руками
под всеобщий смех своих одноклассников. Дети, вместо того, чтобы
успокоить конфликтующих, наоборот, обостряют конфликт. И такое
неприятное зрелище многим детям приносит удовольствие! Это настораживает
- все это вредное влияние от просмотра фильмов – боевиков или фильмов –
ужасов, агрессивных и безнравственных компьютерных игр. Многие родители,
не понимая всей пагубной роли всего этого для своего ребенка, сами
предлагают ему полюбить этот жестокий агрессивный мир. Когда я проводила
внеклассное мероприятие «Дарите людям доброту!» среди учащихся 1-го и
4-го классов, на вопрос: «Вспомните, с чем за последнее время вы чаще
встречались со злом или добротой?» больше половины учащихся вспомнили
сразу о злых действиях по отношению к ним. Добрые воспоминания были у
немногих учащихся. Поэтому, необходимость таких бесед надуховно-нравственные темы с младшими школьниками еще раз доказывает
приведенный пример. С детьми необходимо, как можно чаще разговаривать
обо всем, чтобы выявить затаенную обиду, месть, зависть, т.е. все то,
что отравляет, светлую детскую душу и затем, путем бесед объяснить, как
надо поступать в той или иной ситуации, учить любить тех, кто рядом сними, учить относится друг к другу так, как если бы они хотели, чтобы
относились к ним люди.
В своей практике духовно- нравственного воспитания учащихся я также
применяю сказку-терапию. Дети любят слушать сказки, а сказки учат жить.
Недаром говорится: «Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам –
урок». Сказка может в увлекательной форме и доступными для понимания
словами показать окружающую жизнь, людей, их поступки и судьбы, в самоекороткое время показать, к чему приводит тот или иной поступок героя.
Педагогическая коррекция на основе работы со сказками позволяет
ребенку на вербальном и эмоциональном уровне осознать, что такое
«хорошо» и что такое «плохо», примерить на себя роль обидчика и
обиженного, сильного и слабого, заботливого и равнодушного, иными
глазами взглянуть на окружающий мир и близких людей.
Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка является
организация совместной деятельности детей, способствующая развитию
общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых
ребенок усваивает социально - исторический опыт, получает представления
о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях.
Поэтому, я стараюсь привлекать детей к участию во всех5 организуемых
школой или внутригрупповых мероприятиях - будь то конкурс рисунков,
выставка поделок или музыкальное представление, спортивное состязание.
Совместно с воспитателями возрождаем народные праздники, создавая
интересные познавательные музыкальные проекты – «Новый год»,
«Масленица», «Пасха». Эти мероприятия позволяют познать детям, что-то
новое и получить удовольствие от проведения праздников и создания
веселого настроения своим одноклассникам, учителям, родителям. Веселые
старты, эстафеты, соревнования, игры и просто прогулки на свежем воздухе
оказывают неоценимую роль в оздоровлении не только тела ребят, но и их
души. Во время спортивного часа учащиеся разучивают новые спортивные
игры, учатся гуманным отношениям между собой во время игр, отношениям
взаимного сотрудничества и коллективизма, общительности и
коммуникабельности. Во время спортивных состязаний у детей воспитываются
такие важные качества характера, как воля, сознательная дисциплина. Дети
приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать
свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других.
Хочется отметить, что большую роль в успешном осуществлении
духовно-нравственного воспитания учащихся младших классов играет
привлечение и участие родителей во всех широкомасштабных проектах школы,
класса. Родители-первые помощники воспитателя и учителя. Активная
позиция родителей по отношению ко всему тому, что происходит в школе, вклассе у ребенка, играет положительную роль для самого ребенка. С
родителями своих учащихся я стараюсь наладить тесную связь и
сотрудничество, провожу беседы по поводу духовно- нравственного,
этического и эстетического воспитания детей в семье, привлекаю кактивному участию в конкурсах, выставках, родительских семинарах,
приглашаю на утренники, посвященные «Дню матери», православным
праздникам «Рождество Христово», «Пасха», «Масленица», праздничные
вечера, спортивные состязания. Патриотическое воспитание является важной
частью духовно- нравственного воспитания учащихся. За последнее время
патриотические чувства молодого поколения ослабли. Это результат
перестроечной политики нашего правительства в лихие 90-е годы, когда
патриотическое воспитание молодежи было сведено к нулю, началось
постепенное разложение и расслоение общества на «новых русских» и
«нищих», одновременно происходил развал страны. Сейчас все изменилось влучшую сторону.
Патриотическому воспитанию подрастающего поколения уделяют огромное значение и отводят наиважнейшую роль в духовно-нравственном воспитании
молодежи. Каждый год я нахожу интересный материал по патриотическомувоспитанию детей среднего школьного возраста и провожу внеклассныемероприятия, посвященные «Дню защитника Отечества», «Дню космонавтики»,
«Дню Победы»; классные часы о подвигах защитников Отечества, о
детях-героях; конкурсы рисунков на военную, космическую тематику,
осуществляю просмотр документальных и художественных фильмов о войне.
Все это создает в душе каждого ребенка гордость за свой народ, за свою
страну, воспитывает патриотические чувства к своей Родине.
Неотъемлемой частью духовно-нравственного воспитания является
экологическое воспитание, охрана природы. Каждый год в сентябре я
провожу с детьми экологическую игру «Природа родного края», с помощью
которой дети получают много интересной и познавательной информации обокружающей их природе (растениях и животных). Как важно детям знать,
какие растения произрастают в их родном крае, какой животный мир
окружает их. Какое значение для человека имеет тот или иной вид растения
или животного? Как и почему человек должен охранять родную природу?
Ответы на все эти вопросы дети находят во время игры. Получая новые
знания о природе родного края, они начинают понимать значение
природоохранительной деятельности человека. В течение учебного года
проводятся беседы, викторины, конкурсы рисунков, игра «Что? Где?
Когда?», выставки поделок из природного материала, которые посвящены
экологическому воспитанию учащихся, привитию любви и заботы о родной
природе.
Все эти годы я наблюдала, как дети ведут себя во время общих дел,
каких-либо событий в классе, на переменах и после уроков и пришла квыводу, что еще очень много нужно сделать учителям,
родителям, чтобы воспитать в детях нравственные
чувства, вести их к подлинной духовности. Формирование нравственныхпонятий - это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянныхусилий учителя, воспитателя, систематической и планомерной работы поформированию чувств и сознания детей.
Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность
в себя, умение наслаждаться окружающим миром, Это подготовит ребят квступлению во «взрослую» жизнь, с ее нормами и требованиями, привьет им
оптимистическое восприятие жизни, сделает их коллективистами,
стремящимися сделать нашу землю еще лучше.