открытый урок русского языка на тему Имя числительное в словосочетании и предложении

ГУ «Пятигорская средняя школа» отдела образования Жаркаинского района Акмолинской области








Открытый урок русского языка







Целевая группа: учащиеся 6 класса

Учитель русского языка и литературы Яшкина Е.И.

Районный семинар учителей гуманитарного цикла на базе ГУ «Пятигорская СШ» «Современные технологии на уроках общественно-гуманитарного цикла»

24.02.2015


Класс: 6 Дата: 24.02.2015
Предмет: Русский язык Урок № 68

Тема: Имя числительное в словосочетании и предложении

Цели урока:
Обобщение раннее полученных знаний о числительном, его разрядах.
Развитие умения находить числительные в тексте; определять и объяснять морфологические признаки; правильно писать и употреблять падежные формы.
Воспитание патриотических чувств; формировать представление о том, как люди защищали Родину от врагов; воспитывать уважение и любовь к защитникам Отечества, любовь к Родине.
Тип урока: урок обобщения изученного материала.
Интегрированный урок русского языка и истории

Оборудование: словарики настроений, иллюстрации о ВОВ, георгиевские ленты, ленты памяти, проекты учащихся, интерактивная доска, или проектор, кроссворд, конверт с цветами и заданиями, слайдовая презентация, музыкальное сопровождение, запись песни «Дети солнца», оценочные листы, бумажные голуби, буклеты о блокадном Ленинграде.

Методы и приемы: словесный, демонстрация, поисковый, стратегии КМ, индивидуальная и коллективная работа, работа в парах, оценивание

Использование модулей программы «Лицом к лицу»:

ИКТ: слайдовая презентация, запись песни.
Новые подходы в обучении: диалог на всех этапах урока, коллективная и индивидуальная работа, работа в парах.
Работа с талантливыми и одаренными: работа по развитию речи, самостоятельная работа на опережение, стратегия «Научи другого» (при необходимости), защита мини проектов.
Обучение критическому мышлению: стратегия «Научи другого», создание проблемной ситуации, рефлексия.
Преподавание в соответствии с возрастными особенностями: материал (содержание), форма урока, приемы и методы обучения соответствуют возрастным особенностям школьников.
Оценивание обучения и оценивание для обучения: оценивание происходит на каждом этапе урока в виде словесных поощрений, рефлексия, оценка
Управление и лидерство: реализуется при организации работы в парах, защиты проектов.




Ход урока



Организационный этап.
Здравствуйте, гости, ребята, рада вас видеть!

Психологический настрой. Круг радости.
Здравствуй, солнце золотое! (Ручки вверх).
Здравствуй, небо голубое! (Ручки в стороны).
Здравствуйте, мои друзья! (Все берутся за руки).
Очень рад вас видеть Я! (Раскачивают ручки).
И это здорово!!! (рука в руку).

Ребята, у вас на партах лежат "Словарики настроений". Найдите, пожалуйста, в списке прилагательное, которое характеризует ваше настроение, и объясните свой выбор. (Учащиеся находят в списке прилагательное, которое описывает их настроение, и объясняют свой выбор.)
Если ждете от сегодняшнего урока новых открытий, настроение можно назвать ожидающим.
Если не боитесь трудностей, не боитесь ошибаться, хотите спокойно работать дальше, спокойное настроение.
Если любите урок русского языка, интересные задания, настроение приподнятое и т.д.


Вижу, что вы готовы к работе. У меня сегодня таинственное и радостное настроение, потому что мы отправляемся с вами в очередное путешествие по Великой Стране РУССКОГО ЯЗЫКА. Удачи вам и новых открытий!

Сегодня мы будем общаться в режиме диалога, поэтому при ответе можете не вставать.

Этап повторения пройденного материала (в форме решения кроссворда).
Ребята, чтобы понять, о чем пойдет речь на уроке, предлагаю вам ответить на вопросы кроссворда.
На какой вопрос отвечают количественные числительные?
Назовите собирательное числительное, сочетающееся с существительными женского рода.
Какое числительное пишется с удвоенной нн?
К какому разряду относятся числительные полтора, полтораста?
Какое числительное изменяется по родам, числам, падежам?
Отрезок времени, составляющий 365 дней.
Числительные какого разряда склоняются как прилагательные?
Образуйте порядковое числительное от 20.
Сколько форм склонения имеют числительные 40, 90, 100?

С
К
О
Л
Ь
К
О








О
Б
Е












О
Д
И
Н
Н
А
Д
Ц
А
Т
Ь




К
О
Л
И
Ч
Е
С
Т
В
Е
Н
Н
Ы
Е

О
Д
И
Н











Г
О
Д












П
О
Р
Я
Д
К
О
В
О
Е





Д
В
А
Д
Ц
А
Т
Ы
Й






Д
В
Е














Итак, ребята, ключевое слово кроссворда – это Ленинград.
Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? Сегодня на уроке мы обобщим полученные знания о числительном и поговорим об одной из страниц ВОВ – о блокадном Ленинграде.
Что вы знаете о войне?

Все, кто считают себя патриотами, в день празднования Победы надевают на грудь георгиевскую ленточку в знак памяти всех погибших, как символ памяти о событиях ВОВ.

Воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий.

Сегодня на уроке каждый из вас имеет возможность прикрепить георгиевскую ленточку в знак уважения к историческому прошлому, если ответит на вопрос.
Какая часть речи называется числительным?
В чем отличие порядковых числительных от количественных?
Чем отличаются простые числительные от составных?
Какие числительные склоняются особо и почему?
Расскажите о числительном один.
Что вам известно о склонении числительных оба, обе?
Как склоняются порядковые числительные?
На какие группы делятся количественные числительные?

Оформление записи в тетрадях.
Прологом урока станут слова великого казахского поэта Д.Джабаева: Ленинградцы, дети мои! Ленинградцы, гордость моя! - А кто знает, как называется Ленинград сегодня?

Этап актуализации познавательной деятельности.
Выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений.

Выборочный диктант.
Формирование навыка употребления падежных форм числительных в соответствие с контекстом. 23 августа 1941 года горькая дата- день, когда замкнулось вражеское кольцо вокруг Ленинграда, начались суровые 900 дней блокады. Город отбил штурмы, отразил все воздушные налеты, преодолел голод, холод, которыми фашисты хотели задушить защитников Ленинграда. Планы фюрера рухнули! За 900 дней блокады заводы Ленинграда дали фронту более 2 тысяч танков, 1500 самолетов, 150 тяжелых морских орудий, 4500 полевых орудий разных калибров, 12 тысяч минометов, 212 тысяч единиц стрелкового оружия, более 7 миллионов артиллерийских снарядов и мин. А ведь город голодал! (При повторном чтении по отдельным предложениям учащиеся выписывают числительные, определяют их разряд, какие они по составу - простые или составные)
Ребята, а вы сможете отличить числительные от слов других частей речи с числовым значением? Проверим?
Удваивать (гл)
Трижды (нар)
Пятеро (числ)
Шестой (числ)
Одна пятая (числ)
Двухэтажный (прил)
Шестерка (сущ)
Семиглавый (прил)
Оба(числ)
Четверо (числ)
Миллион (числ)
Сто пятьдесят (числ)
Двойник (сущ)
Трехлетний (прил)
Одиннадцатый (числ)

Хлеб всему голова.

Рассказ Мадины. В музее истории Ленинграда хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. 20 ноября 1941 год. Пятое снижение норм выдачи хлеба - норма самая низкая за все время осады: 250 граммов по рабочей карточке, 125 граммов- всем остальным. А людям надо было работать, нужно было жить, нужно было выжить – назло фашистам, назло бомбежкам и обстрелу.
Даляпраз читает стихотворение Р.Рождественского.
Живой – значит победа! В дыму ленинградского неба, На горше смертельных ран Тяжелого хлеба, Блокадного хлеба Сто двадцать пять грамм.

Практическая работа. Послушайте, ребята, из каких компонентов выпекали блокадный хлеб: Мука ржаная дефектная – 50% Жмых – 10% Соевая мука – 5% Отруби – 5% Солод – 10% Целлюлоза – 15% Обойная пыль – 5% - В чем особенность написания этих числительных? - Образуйте от количественных числительных порядковые.

50, 10, 5, 15
1) Запишите первое числительное в творительном падеже (пятьюдесятью); 2) Запишите второе числительное, как порядковое (десятый); 3) Третье числительное преобразуйте в собирательное (пятеро)
4) Четвертое числительное запишите в родительном падеже (пятнадцати) 5) Сложите все числа, полученную сумму запишите (восемьдесят):

Игра «Цепочка»
Произнесем сочетания количественного числительного с существительным в косвенном падеже, передавая это слово по цепочке, беря следующее числительное и подбирая новое существительное.
Двух рук, трех ног, четырех окон
Тремя стульями
О пяти книгах

Игра «Редактор»
Наш поселок находится в сороках километрах от районного центра. В селе проживает более пятьсот жителей. Глубина Ишима достигает полтора – три метра. В нашем классе трое ребят учатся на «отлично». Четверо девочек быстро решают логические задачи. Дастан держит книгу обоими руками. На обоих мальчиках надеты спортивные костюмы. На обеих костюмах красные лампасы.

Лента памяти. На ленте записаны небольшие тексты. Учащиеся выходят к доске, зачитывают текст, правильно употребляя в нем числительные. 1 лента. Сыны казахского народа были в первых рядах защитников города Ленинграда. Только на Краснознаменном крейсере «Киров» несли службу 156 казахстанцев. 2 лента. Золотыми буквами вписаны в историю обороны Ленинграда славные имена героев- казахстанцев. Снайпер гвардии ефрейтор Мамадалы Мадаминов, истребивший 126 гитлеровцев. 3 лента. Султан Баймагамбетов – Герой Советского Союза. В 1943 году повторил героический подвиг прославленного русского солдата Александра Матросова. 4 лента. Многие казахстанцы прославились, защищая бессмертный Ленинград. На здании 140-й ленинградской школы установлена памятная доска из мрамора с надписью: «Здесь училась Герой Советского Союза Алия Молдагулова». Когда началась война, Алие было 15 лет. В 1942 году она поступила учиться в школу снайперов, с октября 1943 года на Ленинградском фронте. Погибла в 1944 году смертью храбрых. 5 лента. Более 500 казахстанцев удостоены звания – Герой Советского Союза. Это Алия Молдагулова, Султан Баймагамбетов, Малик Габдулин, Николай Бердников, Нуркен Аубакиров.

Работа в парах. Морфологический разбор числительного.
За годы блокады погибло, по разным данным, от 800 тысяч до 1,5 миллиона человек. Только 3 % из них погибли от бомбёжек и артобстрелов; остальные 97 % умерли от голода

План морфологического разбора.
Часть речи. Общее значение. Начальная форма.
Морфологические признаки: простое, сложное или составное; количественное (указать целое, дробное, собирательное) или порядковое; падеж, число (если есть), род (если есть).
Синтаксическая роль.

От восьмисот – числ.
(от скольких?) – от восьмисот, н.ф. – восемьсот;
слож., колич., целое; Р.п.
погибло сколько? От восьмисот человек

до полутора миллиона – числ.
(до скольких?) – до полутора, н.ф. – полтора;
сост., колич., Р.п., м.р.
погибло сколько? До полутора миллиона человек.

Три – числ.
(сколько?) – три, н.ф. – три;
прост., колич., целое, И.п.
что? Три процента

девяносто семь – числ.
(сколько) – девяносто семь, н.ф. – девяносто семь
сост., колич., целое; И.п.
что? Девяносто семь

Составление букета.
По обоим сторонам
Трое школьниц
Двое тигрят
Семеро суток
К обеим холмам
Четверо мальчиков
Двое сирот
Шестеро ножниц
Семеро летчиков
В обеих тетрадях
Трое овец
Четверо книг
У обоих сестёр
Семеро сосен
Пятеро сестёр
С обеими школьниками

Реализация домашнего задания. Представление мини-проектов по теме «Имя числительное».

Организация самостоятельной работы.
27 января 2015 года исполнился 71 год со Дня полного освобождения советскими войсками города Ленинграда от блокады его немецко-фашистскими войсками.
Длилась блокада с [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] по [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Ровно  872 дня. Блокадное кольцо было прорвано [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].

Марина.
Неугасима память поколений,
И память тех, кого мы свято чтим,
Давайте, люди, встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим.

Итог урока.
9 мая 2015 года – День 70-летия Победы советского народа над фашисткой Германией.
У каждого из вас на парте лежит голубь. Я предлагаю вам написать пожелание людям 21 века на обратной стороне голубя, и давайте отправим их в полет в наше мирное небо. (На доске появляется картина, составленная учащимися. Яркое солнце, голубые облака и голуби, которых ребята отправляют в мирный полет).

Этап рефлексии и оценивания.
Заполнение карточек выхода по уроку.
Этап подачи домашнего задания с комментированием
Домашнее задание: Выписать из буклетов о блокадном Ленинграде имена числительных в сочетании с существительными в нужной форме (по контексту), сделать морфологический разбор 2 числительных.
Имя числительное
в словосочетании и предложении
·