Рабочая программа Факультативного курса «Историки спорят» (проблемно-теоретические вопросы по истории России с древнейших времен до конца ХIХв)

Согласованно Соласованно Утверждаю
Руководитель МО Завуч школы Директор школы
_______________ _______________ ________________
«___»_______2015г. «___»________2015г. «___»________2015г













Рабочая программа
Факультативного курса «Историки спорят»
(проблемно-теоретические вопросы по истории
России с древнейших времен до конца ХIХ века).

Учитель: Соколова А.А.


























2015/16 учебный год.
Пояснительная записка.

Программа специального курса «Историки спорят» разработана в соответствии с Федеральным компонентом среднего(полного)общего образования, Примерной программы среднего (полного) общего образования на профильном уровне по истории, ФБУПа» и ориентирована на расширение и углубление представлений учащихся о важнейших проблемах и теориях Отечественной истории. Подготовка этого курса вызвана тем, что сегодня доступных учебных пособий для изучения проблемно-теоретического курса по истории старших классов нет. Однако он может быть востребован учащимися, выбравшими ЕГЭ по истории, а так же как возможность для повышения компетентности в сфере формирования гражданской культуры. Курс опирается на предметные знания учащихся в области отечественной и всемирной истории, экономики, политологии, права, отечественной и зарубежной литературы. Интерактивные формы проведения занятий, самостоятельная исследовательская работа, работа в группах с историческими документами способствуют формированию у учащихся представления о политическом и социально-психологическом фоне эпохи, ведущих тенденций и альтернатив исторического развития России. Направленность курса развивающая. Он ориентирован на удовлетворение любознательности старших школьников, их аналитические способности. Общий объем развернутого курса – 34 часа. Возможна интеграция учебных занятий с курсами всемирной истории, экономики, права при условии согласования программ.  Цели курса.
- способствовать формированию у учащихся целостной картины российской истории с - ведущими тенденциями и альтернативами развития;
- подготовить учащихся к восприятию многообразия многовариантности окружающего мира;
- развивать способности к самостоятельному осмыслению окружающей действительности.
Задачи курса. Учащиеся должны овладеть:
- конкретно-историческими знаниями по истории России;
- знаниями по основным проблемам и теориям истории России;
- приемам описания и анализа исторических событий и явлений;
- навыками работы с научной и справочной литературой, историческими документами;
- элементами исследовательских процедур, связанных с поиском данных, их отбором, анализом, обобщением, представлением результатов самостоятельной работы;
- подходом, исключающим односторонность и предвзятость в оценке исторического материала.
Формы организации учебных занятий. - интерактивные лекции с последующими дискуссиями; - лекции с включением фрагментов исторических документов; - самостоятельная работа учащихся на занятии в малых группах, последующая  презентация результатов работы с историческими документами:
-сообщение;
- анализ текстов; - конспект; - таблица; - вопросы для дискуссии;
- самостоятельная работа учащихся во внеурочное время: - подбор исторических документов к теме;
- составление библиографического списка;
- составление энциклопедической справки;
- написание доклада, реферата;
- выполнение опережающего задания;
- подготовка сценария дискуссий, дебатов.
Формы контроля знаний. Текущий контроль: беседы по изучаемым темам, проблемам, рецензирование. Тематический контроль: текстовые задания, тематические зачеты. Зачетный практикум: выполнение практического задания по историческим документам. Обобщающий контроль: презентация личных достижений: а) предоставление портфолио; б) выступление на конференции; в) историческое сочинение; г) публикация в печати. Критерии успешности учащихся.
Ученик получает не ниже оценки «хорошо» при следующих условиях:
подготовка доклада, реферата;
участие в дискуссиях, дебатах не менее 3-х раз;
выполнение задания по собственной инициативе.


Основное содержание.

Тема 1. Сами ли русские создали государство. Теории происхождения государства у восточных славян. (2 часа) Нестор «Повесть временных лет». Норманнская теория создания Русского государства(Г.Ф.Миллер, А.Г.Шлецер). Антинорманисты(М.В.Ломоносов, В.Н.Татищев, Н.М.Карамзин). Материалистическая теория возникновения государства у восточных славян. Границы «русской земли».
Тема 2. Князь Святослав – дальновидный политик или рыцарь, ищущий славы?(2 часа) Первые русские князья. Внешняя и внутренняя политика князя Святослава и результаты.
Тема 3.Каким был общественный строй Древней Руси Х - начала ХIIвв. (2 часа)
Дискуссии об уровне социально-экономического развития Древней Руси. Возникновение феодальной земельной собственности. Зависимое население. Государственное управление. Города. Церковь. Первые княжеские усобицы.
Тема 4. Исторический выбор Александра Невского в пользу подчинения русских земель Золотой Орде.(2 часа) Русь между двумя цивилизационными потоками – «вызов» Востока и «вызов» Запада. Выбор князя Александра Невского. Русь и Восток: диалог культур. Русь и Золотая Орда. Влияние ордынского ига на развитие русской цивилизации и культуры.
Тема 5. «Московское государство родилось на Куликовом поле, а не в скопидомном сундуке Ивана Калиты». В.Ключевский.(2 часа) Дискуссии о путях и центрах объединения Руси. Причины подъема Северо-Восточной. Причины усиления Москвы.
Начало открытой борьбы против Золотой Орды. Куликовская битва и ее историческое значение.
Тема 6. Опричная политика Ивана Грозного. Можно ли ее назвать реформой?(2 часа). Дискуссии о характере опричнины. Опричнина. Опричный террор. Последние годы правления Ивана Грозного.
Тема 7. Смутное время – время упущенных возможностей? (2 часа) Роль Смуты в истории Руси. Альтернативы начала ХYIIв. Земский Собор 1613г. и его значение для судьбы России.
Тема 8. Россия во второй половине ХYII в.: от Средневековья к Новому времени.(2 часа) Споры о новом периоде русской истории. Споры между сторонниками формационного подхода к истории. Споры между сторонниками формационного и цивилизационного подходов к периодизации истории. Традиционализм и модернизация.
Тема 9. Петр I – «чудо» или «чудовище» в российской истории?(2 часа) Реформы Петра I. Дискуссии о месте и роли Петровских реформ в истории. Оценки Петра Великого и его деятельности.
Тема 10. «Немка на престоле» или Великая государыня. (2 часа) Личность Екатерины Великой. Внутренняя и внешняя политика. Сущность политики просвещенного абсолютизма и ее последствия. Результаты деятельности Екатерины II.
Тема 11. Павел I. «Зажать» или «ослабить»(2часа) Личность Павла I. Внутренняя и внешняя политика. Причины дворцового переворота 1801г.
Тема 12. «Отечественная война 1812г – это обычная война двух монархий или великий подвиг народа, защищавшего свою независимость?» (2 часа) Вторжение в Россию наполеоновских войск. Смоленское и Бородинское сражение. Кто поджег Москву? Партизанская война. Историческое значение победы в Отечественной войне 1812г.
Тема 13. Восстание декабристов 1825г. «Вся будущность России в один прекрасный день была разыграна в кости несколькими молодыми людьми, между трубкой и бокалом вина». П.Чаадаев (2 часа) Внутренняя политика Александра I после Отечественной войны 1812г. Тайные организации. Выступление декабристов и их оценка в российской исторической науке.
Тема 14.Общественное движение ХIХв. (2часа) Общественное движение при Николае I. Западники и славянофилы. Кружки 20-30гг. Общественное движение второй половины ХIХв.
Тема 15. Политика контрреформ Александра III отбросила Россию назад в ее развитии?(2 часа) Россия в конце ХIХв. Контрреформы АлександраIII. Промышленный подъем 90-х гг.ХIХв. Достижения и просчеты. Споры о месте России в мировой экономике в конце ХIХ- начале ХХв.
Тема 16. Итоговый урок. Особенности российской цивилизации. (2 часа) Особенности российской цивилизации.
Тема 17. Итоговый урок. Русский национальный характер и особенности ментальности. Существует ли сходство между географией природной и «географией душевной» (2часа) Система ценностей русских. Русские мыслители о ментальности и характере русского человека.













































Тематическое планирование курса
«Историки спорят».

№ п/п
Темы (проблемно-теоретические вопросы)
Алгоритм структуры занятия
Кол-во часов
Дата

1
Сами ли русские создали государство. Теории происхождения государства у восточных славян.
1час.
Работа учащихся с исторической литературой в групп- пах,парах. Обсуждение проблемы, выступление с сообщениями.
1час. Тестирование.
2 часа


2
Каким был общественный строй Древней Руси Х - начала ХIIвв
По алгоритму.
2 часа


3
Князь Святослав – дальновидный политик или рыцарь, ищущий славы?
По алгоритму.
2 часа


4
Исторический выбор Александра Невского в пользу подчинения русских земель Золотой Орде.




5
«Московское государство родилось на Куликовом поле, а не в скопидомном сундуке Ивана Калиты». В.Ключевский.




6
Опричная политика Ивана Грозного. Можно ли ее назвать реформой?




7
Смутное время – время упущен- ных возможностей?
По алгоритму.
2часа


8
Россия во второй половине ХYIIв.: от Средневековья к Новому времени.

2 часа


9
Петр I – «чудо» или «чудовище» в российской истории?
По алгоритму.
2 часа


10

«Немка на престоле» или Великая государыня




11
Павел I. «Зажать» или «ослабить»




12
«Отечественная война 1812г – это обычная война двух монархий или великий подвиг народа, защищав- шего свою независимость?»
По алгоритму.
2 часа


13
Восстание декабристов 1825г. «Вся будущность России в один прекрасный день была разыграна в кости несколькими молодыми людьми, между трубкой и бокалом вина». П.Чаадаев
По алгоритму.
2 часа


14
Общественное движение ХIХв.
По алгоритму.
2 часа


15
Политика контрреформ Александра III отбросила Россию назад в ее развитии?

2 часа


16
Итоговый урок. Особенности российской цивилизации.

2 часа


17
Итоговый урок. Русский национальный характер и особенности ментальности. Существует ли сходство между географией природной и «географией душевной»


2 часа










Список литературы.


В.Г.Пашков. Русь. Россия. Российская империя. Хроника правлений и событий 862 – 1917гг. Москва., 2000г.
Н.М.Карамзин. Предания веков. Сказания, легенды, рассказы из «Истории государства Российского». Москва, 1998г.
В.Волькова, О.Волькова Правители России М.. Рольф, Айрис-пресс, 2000г.
Е.Н.Захарова Методические рекомендации к изучению истории в средней школе. Владос, М., 2002г.
Е.Н.Захарова Методические рекомендации к изучению истории. Москва «Владос» 2002г.
А.Н. Сахаров В.И. Буганов «История России с древнейших времён до конца XVII в.», В.И. Буганов и др. «История России конец XVII –XIX вв». Учебник для профильных классов. «Просвещение»2008г.
15