Выступление из опыта работы: «Учебное сотрудничество как способ формирования умения учиться»

Выступление на городском методическом объединении учителей начальных классов

«Учебное сотрудничество как способ формирования умения учиться».

В.В. Столярова
Учитель начальных классов
Первой квалификационной категории
г.Хабаровска

«Мои ученики будут узнавать новое не от меня;
Они будут открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрыться и развить собственные идеи».
И.Г. Песталоцци
С переходом на работу по стандартам второго поколения современная школа ставит перед учителем новые задачи, направленные на формирование личности, способной к саморазвитию, самосовершенствованию, самостоятельно принимать решения, находить пути их реализации, ориентироваться в информации, добывать знания, обладать коммуникабельностью, уметь применять приобретенные знания в практической ситуации и повседневной жизни, другими словами - уметь учиться.
Новые социальные запросы заставляют педагогов отказываться от традиционных методов обучения, появляется необходимость осваивать новые развивающие общеобразовательные технологии. С целью построения процесса обучения, в условиях которого младшие школьники будут переходить из пассивных обучающихся в действенных субъектов учения.
Изучив ряд альтернативных программ и современных общеобразовательных технологий (технологию развития критического мышления, технологию учебного проблемного исследования, метод проектов, технологию интерактивного обучения и другие), пришла к выводу, что многие современные педагогические технологии включают в себя принципы учебного сотрудничества. Изучив первоисточники в рамках данной проблемы, и проанализировав деятельность своих учащихся, убедилась, что проблема сотрудничества младших школьников приобретает все более острую актуальность, так как многие дети, приходя в начальную школу, не умеют общаться и сотрудничать. Они не могут знакомиться друг с другом, не знают, как вежливо обратиться к другому ребенку или спокойно отказать. Плохо ориентируясь в понятиях «мое», «твое», «общее», способны брать без разрешения чужие вещи. Не умеют отличить искреннее непонимание или шутку от агрессии.
Каждый из нас, учителей стремится научить детей умению правильно спорить и отстаивать своё мнение, грамотно задавать вопросы, быть инициативным в получении новых знаний. Эта задача решается посредством дифференцированного обучения, которое учитывает темп каждого ученика, уровень его обученности, сформированности умений и навыков. А умение учиться связано с освоением формы учебного сотрудничества. Психологи давно определили, что «инкубатором» самостоятельного мышления, познавательной активности ребёнка является не индивидуальная работа под руководством учителя, а сотрудничество в группах совместно работающих детей.
Под сотрудничеством понимается совместная работа нескольких человек, направленная на достижение общих целей. Работая в коллективе, человек вынужден думать не только о собственном благе, но и о благе тех, кто трудится рядом с ним. Следовательно, обучение в сотрудничестве создает условия для позитивного взаимодействия между учащимися в процессе достижения общей цели: каждый понимает, что может добиться успеха (т. е. овладеть определенными знаниями) только при условии, что и остальные члены группы достигнут своих целей. Главная идея обучения в сотрудничестве может быть сформулирована так: учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе.
Новизной в моей работе является то, что сочетая дифференцированное обучение и используя групповую форму организации учебного процесса, значительно повышается эмоционально-положительное отношение к совместной деятельности и деловые отношения на уроках у учащихся, а так же уровень их развития.
Работу по развитию сотрудничества начала с организации учебной деятельности в парах. Парную работу рассматриваю как начальную стадию формирования деловых межличностных отношений учащихся. Этот вид работы, на мой взгляд, является одним из наиболее эффективным. Он обеспечивает регулярное общение учащихся друг с другом на уроке. В паре могут успешно работать сильные и слабые ученики при единственном условии – взаимное расположение друг к другу. Важно, что парная работа приучает учащихся внимательно слушать ответ товарища. Для этого использовала различные задания, которые можно предложить для работы в парах:
1. Проверка домашнего задания друг у друга (например, по обучению грамоте – чтение слов в столбиках, диалога).
2. Устное обсуждение пословиц.
3. Разучивание скороговорок, стихотворений.
Организация парной (и групповой) работы имеет свои особенности. При построении учебного сотрудничества школьников необходимо учитывать, что такой формы общения в детском опыте не было, поэтому ее надо культивировать с той же тщательностью, как и любой другой навык, не игнорируя мелочей и не пытаясь перейти к сложному без доработки простейшего:
- как сесть за партой, чтобы видеть товарищей;
- как соглашаться и не соглашаться друг с другом, просто сказать:
«Ты прав», «Я тоже так думаю»;
- как возражать – «У меня есть свой взгляд», «Мое мнение, которое основано на чем – либо»,
- как просить о помощи;
- задавать вопросы - про то, что забыл член группы;
- как предлагать помощь и т.д.
Во всем мы даем образец сотрудничества, акцентируя тот или иной момент взаимодействия. Затем необходимо внимательно пронаблюдать за работой детских групп и выделять наиболее удачные, и наиболее конфликтные способы построения взаимодействия. Попросить детей, работавших наиболее слаженно, продемонстрировать свой стиль работы классу. Остальные дети должны рассказать, что им понравилось в работе группы. Мои комментарии помогают детям выделить наиболее продуктивные особенности того или иного стиля групповой работы.
Образец совместной работы будет освоен детьми после разбора 2-3 ошибок. Главный принцип разбора ошибок совместной работы: разбирать не содержательную ошибку (например «Вы неправильно составили схему предложения»), а ход взаимодействия как правильно разговаривать (шепотом, доброжелательно) во время совместного обсуждения.
При оценке работы следует подчеркивать, прежде всего, человеческие качества: терпеливость, доброжелательность, дружелюбие, вежливость. Оценивать можно лишь общую работу. Нельзя давать детям, работающим вместе разные оценки.
В I-II классах нужно научить школьников работать в парах, проверяя друг у друга выполнение определенных заданий (правильность и красоту письма, чтение текстов, таблица сложения, выполнение заданий по вариантам с последующей взаимопроверкой).
Каждому ученику дается небольшой по объему текст. Учащиеся работают парами, по очереди диктуя друг другу свои тексты. Затем они проверяют их, исправляют ошибки, обмениваются текстами и уходят в новые пары. В новой паре ученик уже диктует текст, который он прежде писал. Теперь он учит тому, чему сам уже научился. В парах сменного состава можно диктовать словарные слова. Тексты диктантов надо периодически обновлять в связи с изучением новых тем, менять их объем.
В III-IV классах в парах сменного состава можно учить таблицу умножения. Такая работа активизирует учащихся. Им нравится такая работа, а значит, повышается ее результативность.
Организация работы в парах постоянного состава и сменного состава прошла без особых трудностей. Ученикам работать сообща было приятно и интересно.
Таким образом, работа в парах позволяет оценивать степень развития навыков сотрудничества у первоклассников и целенаправленно организовывать их совместную деятельность на уроке.
После того, как учащиеся научились принимать общую цель и сопроводительные указания к ней, разделять обязанности, согласовывать способы достижения предложенной цели; соотносить свои действия с действиями партнера по совместной деятельности, стала организовывать работу в малых группах по 3-4 человека.
Работая в группе, ученик учится вступать во взаимодействие с людьми, учитывая не только свои интересы, но и интересы других, понимать собеседника, активно высказываться, самостоятельно принимать решения.
Групповая работа на уроке даёт учителю не только дополнительные мотивационные средства вовлечения детей в содержание обучения, но и возможность органически сочетать на уроке обучение и воспитание – строить человеческие и деловые отношения детей. На первом, очень важном этапе – объединение учеников в группы, учитывала очень многие факторы: и эмоционально положительные отношения друг к другу, и уровень подготовленности, и индивидуальные особенности каждого.
Подробнее остановлюсь на моменте образования групп.
Как я объединяю детей в группы?
1. На первом этапе я распределяю детей в группы так, чтобы в каждой группе был сильный учащийся. Роли в группах распределяю сама.
2. Сама делю на группы, назначая организатора. Организатор распределяет роли, следит за правильностью хода обсуждения.
3. Сама назначаю лидера для каждой группы из числа наиболее способных учащихся, а лидеры по очереди отбирают по одному участнику, таким образом, равномерно распределяя между собой сильных и слабых.
4. Разрезаю открытки или листы бумаги разного цвета на части и предлагаю детям вытянуть любой кусочек. Собрали частички одного цвета или одной открытки – получилась группа.
5. Через загадки. Назначаю командиров групп – например, тех, кто быстро и правильно справились с предыдущим заданием. Каждый командир получает карточку с текстом загадки (лучше, если они будут на одну тему). Остальные дети берут со стола листочки, на которых написаны отгадки. Командиры поочередно читают загадки, дети отгадывают и объединяются в группы. Группы получаются разные по силам, но в каждой есть командир.
6. Через пословицы. Нужно написать на узкой полоске бумаги пословицу и разрезать на несколько частей. Дети берут фрагменты пословиц и собирают их в единое целое. Пословицы должны быть знакомы ребятам, и могут затрагивать различные темы: труд – лень, правда – ложь и т.д. Вначале обучения подбираю пословицы сама, а в дальнейшем привлекаю к этому детей.
7. Через лото. Дети берут картинки лото и ищут «свое место» на большой тематической карточке: домашние животные, животные севера и т.д.
8. Вначале объясняю цели работы, а учащиеся делятся на группы. Кто первым пришел – тот и в группе.
Перед уроками, на которых предполагается использование групповой работы, необходимо продумать, как разместить рабочие места детей, чтобы они могли, прежде всего, общаться в процессе совместной деятельности. Для работы парами удобны обычные ряды. Для работы группами парты ставятся по две и по три так, чтобы ребенок видел всех своих собеседников, не сидел бы спиной к доске, мог легко дотянуться до общего листа, где фиксируется итог работы, был в пределах досягаемости группы.
Распределение учебного пространства при организации
групповой работы
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]


а) верная
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
б) неверная
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Следующий этап работы – формирование правил работы в группе. В нашем классе мы вывели пять правил:
1. Уметь слушать, не перебивать.
2. Уважительно относиться друг к другу, к мнению других.
3. Не отвлекаться (смотреть на говорящего).
4. Честно (по очереди) распределять обязанности в группе.
5. Уметь уступать друг другу.
Вначале мы не столько решали какие-то учебные задачи в группе, сколько учились работать совместно. Сначала мне приходилось самой осуществлять процесс согласования. Постепенно моя роль отходила на второй план, в группах появился такой вариант сотрудничества, как руководитель – подчиненный. Правда, бывало и так, что один из учеников брал на себя роль лидера и практически сам выполнял всю работу, редко прислушиваясь к мнению других. Но мы обязательно анализировали работу группы, приходили к мнению, как лучше работать. Постепенно у школьников начал проявляться интерес к действиям друг друга, они стали стремиться корректировать деятельность партнеров, появились попытки разделить обязанности, договориться о характере выполнения задания, а главное – научились слушать друг друга.
Задания для групп подбираю в соответствии со следующими требованиями:
- результат групповой работы ощутим лучше индивидуальной;
- содержание работы интересно детям;
- задания доступны детям по уровню сложности.
На уроках включаю различные задания, для выполнения которых надо проявить творчество и смекалку.
Работая над проблемой развития сотрудничества, подобрала комплекс заданий разной сложности. В частности, в группе простых заданий выделила задания, различающихся как формой организации труда, так и трудностью проблемных ситуаций. Это задания на:
- совместно-индивидуальную деятельность;
- совместно-последовательную деятельность;
- создание совместных композиций;
- конструирование из модулей;
- коллективное принятие решений.
Например, в первом классе предлагаются простые задания в группах. Учащиеся сначала выполняют индивидуальные задания, результаты которых потом объединяются так, что они образуют единое целое. На уроках технологии предлагается составить из отдельных вагончиков поезд; из цветов - букет; изготовить гирлянду для новогодней елки и т.д. Успех одного из партнеров способствует или препятствует реализации целей остальных. Это позволяет подчеркнуть взаимозависимость членов группы в процессе сотрудничества.
На следующем этапе обучения ученики получают задание - создать общее произведение: выполнить рисунок, сочинить рассказ, изготовить аппликацию на определенную тему. Выполняется работа пошагово, в порядке очередности действий. Например, на уроке обучения грамоте по очереди продолжить цепочку слов, изменяя одну букву. Ещё пример, на уроке технологии во 2 классе предлагалось задание по группам: «Изготовить композицию по сказке «Колобок», используя: а) лист плотного картона или пластика размером А3, на котором будет расположена композиция. С моей помощью были распределены роли:
ведущий (1 чел.) предлагает общую композицию: какой фрагмент сказки будет представлен в композиции; продумывает расположение фигурок на листе; распределяет изготовляемые изделия по исполнителям; представляет готовую работу;
исполнители (1–5 чел.) изготавливают отдельные элементы композиции;
декоратор (1 чел.) украшает лист; укрепляет на нем изготовленные фигурки.
Умения и навыки, полученные при выполнении простых заданий, помогают учащимся справиться со сложными заданиями.
В своей работе использую также групповой опрос для повторения и закрепления определенной темы. Провожу его так: в каждой группе назначается консультант («сильный» учащийся), который задает каждому члену своей группы вопрос по определенной теме. Остальные должны проанализировать ответ товарища и помочь ему, если он затрудняется. Опрос ведется во всех группах одновременно. В конце опроса дается задание на подбор и запись слова на то или иное правило.
Опыт организации группового сотрудничества показал, что коллективная работа более эффективна и позволяет сделать то, с чем трудно справиться ученику самостоятельно. В совместной работе складываются хорошие отношения, которые сохраняются по ее окончании и способствуют успешной учебной деятельности.
Совместная работа со сверстниками позволяет детям почувствовать, что вклад каждого обогащается лептой других участников, распознавать эмоциональные состояния свои и партнёров, адекватными средствами выражать собственные чувства и говорить о предполагаемых чувствах партнеров.
Использование на уроках групповой работы убедило меня в том, что эта технология несёт в себе черты инновационного обучения: самостоятельное добывание знаний в результате поисковой деятельности, следовательно: возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся. Меняется характер взаимоотношений между детьми в классе; укрепляется дружба, меняется отношение к школе. Возрастает сплочённость класса. Учащиеся лучше стали понимать друг друга и самих себя (бывают, самокритичны), точнее оценивают свои возможности.
Таким образом, обобщив все выше сказанное можно определить возможности учебного сотрудничества:
позволяет реализовать продвижение каждого учащегося в процессе обучения со скоростью, определяемой его индивидуальными способностями;
развивает коммуникативные и личностные универсальные учебные действия;
формирует потребность к учебной самостоятельности и умение активно воспринимать, усваивать и передавать информацию;
обеспечивает высокую интенсивность обучения;
повышает интеллектуальный уровень развития и культуру общения учащихся;
развивает способности к планированию и самоуправлению своей деятельностью;
формирует навыки социального и делового общения;
создает условия для естественного развития познавательных и творческих способностей учащихся;
развивает способности к самореализации и формированию основных жизненно-необходимых навыков;
обеспечивает эмоциональное благополучие ребенка, повышает интерес к обучению.
























(МОЖНО НА СЛАЙД)
Преимущества использования технологии сотрудничества:
1. При работе в малых группах, при совместной деятельности ученики
выясняют друг у друга всё, что им не ясно. В случае необходимости не боятся
все вместе обратиться за помощью к учителю.
2. Учащиеся учатся сами видеть проблемы окружающего мира и находить
способы их решения.
3. Каждый понимает, что успех группы зависит не только от запоминания
готовых сведений, данных в учебнике, но и от способности самостоятельно
приобретать новые знания и умения, и применять их в конкретных заданиях.
4. У учащихся формируется собственная точка зрения, они учатся её
аргументировать, отстаивать своё мнение.
5. Ребята учатся общаться между собой, с учителем, овладевают
коммуникативными умениями.
6. Развивается чувство товарищества, взаимопомощи.



СЛАЙД
В материалах ФГОС НОО отмечено, что «В основе построения Стандарта в целом лежит системно-деятельностный подход. Системно-деятельностный подход предполагает: 1) ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент стандартов, где развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования; 2) признание решающей роли содержания образования и способов организации учебной (образовательной) деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся; 3) разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и ценностей индивидуального развития каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития».



















Практический материал:

Игры для совместной деятельности, цель – выработка умения слушать другого.

1. Игра «Считай правильно»:
Содержание игры: у каждого из учеников набор карточек с числами от 1 до 10. У учителя предметная картинка. Все учащиеся должны поднять и показать карточку с числом, соответствующим количеству предметов на картинке.
Затем устанавливается другое правило: показать надо не число, соответствующее на картинке, а два соседних числа – меньшее и большее. Игра требует и внимания.

2. «Помоги Незнайке», который запутался в решении примеров. А примеры-то не простые, а круговые, когда по ответу предыдущего примера нужно найти следующий: 0+1;5-3;1+4;9-5;2+7;4+3;6-6;7-1.

3. «Математический футбол». На доске примеры в футбольных воротах для двух команд. Диктуется условие игры;
а) Каждый участник футбольной команды должен следить за вычислениями. В противном случае он забивает гол в свои же ворота.
б) Гол в свои ворота забивает и тот, кто сделал ошибку в результате вычислений.


Тексты взаимных диктантов
Тема « Гласные после шипящих»
1. У Сережи Щукина хорошие лыжи. В норке жили мыши.
2. Летом мы едем на дачу. Наша дача в лесу.
3. В саду куст шиповника. Колхозники сушили сено.
4. Мы по улице бежим, мы от холода дрожим. Машины работают
быстро.
5. В гнездах вывелись грачата. Они пищат, кричат.
6. Наш класс светлый и чистый. Окна большие и широкие.
7. Пришла осень. Улетели чижи и стрижи. В саду тишина.
8. На зеленых соснах свежие шишки. Скоро в гнездах запищат грачата.
9. В городе дома большие и высокие. Улицы широкие.
10. У брата Саши красивые часы. Пружина лопнула.
11. Пришла настоящая зима. На березах стучат дятлы.
12. В камышах кричат утята. Дети ходили в рощу за щавелем.
13. Мы часто ходим в лес. Там много шишек.
14. В кустах свищут синицы. Птички зимой целый день ищут пищу.
15. За колхозом березовая роща. Мы часто ходим в рощу. В кустах
щебечут птицы.
16. Дети решили посеять морковь и репу. Женя и Костя копают.
17. Лыжи, ужи, ландыши, машина, зайчата, часы.
18. У Миши жил рыжий котенок. У крыльца большие лужи.
19. Бабушка часто ходит в рощу за щавелем. Они зашли в чащу.
Теме «Разделительные ъ и ь»:
1. Под..ем, бел..е, хлоп..я, об..явление.
2. Под..емный, в..юга, руч..и, с..ехали.
3. Об..яснение, ноч..ю, крыл..я, об..ект.
4. Пер..я, ш..ет, раз..яснить, с..ехали.
5. Журчан..е, под..езд, с..ел, половод..е.
6. Обез..яна, лист..я, с..едают, об..едают.
7. Осен..ю, с..езд, с..едобный, от..езд.
8. От..ехать, дерев..я, раз..ярить, комп..ютер.
Тема « Парные согласные».
1. Голу(п, б)ь, утю(г, к), ястре(б, п), погру(с, з)ка, ука(с, з)ка.
2. Шоро(х, г), проору(б, п)ь, ска(с, з)ка, расска(з, с).
3. Кни(ж, ш)ка, игру(ш, ж)ка, тру(п, б)ка, ры(п, б)ка.
4. Сугро(б, п), гри(б, п)ки, ду(п, б)ки, моро(з, с), сосе(д, т)ка.
5. Колхо(з, с), сне(г,к), тру(д,т), фла(к, г).

Задания – «ловушки»:
а) Задания – “ловушки”, различающие ориентацию ребенка на задачу и на действия учителя. Учитель задает вопрос и, работая вместе с классом, предлагает неверный ответ или присоединяется к неверному ответу ученика. Для ученика создается ситуация, в которой он должен сопоставить свою и другую точку зрения, что воспитывает у ученика привычку доверять себе не менее чем учителю, ни с кем не соглашаться просто так, не подумав.
б) Задания – “ловушки”, различающие понятийную и житейскую логику.
Например:
- Какое слово длиннее: усы или усики?
-Что легче 1кг ваты или 1кг железа?
- В какой из этих пар слова по смыслу связаны между собой не так, как в остальных? Волк – волчица, петух – курица, ворон – ворона, жеребец – кобыла, кот – кошка.
в) Задачи, не имеющие решения. Они воспитывают небуквальное, неисполнительское отношение к заданию учителя:
Например:
-даны схемы слов из 5 и 7 клеток. Покажите ту схему, которая соответствует количеству звуков в слове “машина”.
- Даны числа 9, 7, 4, 5, 3, 1, 2. Запишите в тетрадь этот отрезок натурального ряда чисел.
- Учащиеся должны в процессе прослушивания связанного сюжетом текста завершить отдельные фразы учителя словами “и мы” (разумеется, в тех случаях, когда такое завершение является логичным). “Я люблю ходить в гости к друзьям Вчера моя подруга отмечала свой день рождения Она позвала меня и еще много друзей Я принесла ей подарок Это был большой плюшевый медведь На шее у него был большой красный бант Подруга очень обрадовалась моему подарку “Спасибо, - сказала она - Я очень люблю большие мягкие игрушкиОни всегда такие забавные” А потом все сидели за праздничным столом На нем стоял большой торт А скоро и я буду справлять свой день рождения Интересно, что подарят мне мои друзья?..”
Вторая группа заданий включает:
а) Простейшие упражнения, позволяющие определить, способен ли ребенок ориентироваться на объективную возможность действовать или он склонен действовать неразумно, наугад.
Например:
- Серый волк придумал несуществующее слово РОЧЬ и спросил у трех поросят, что это за часть речи.
Ниф – Ниф сказал: “Это существительное женского рода”.
Нуф – Нуф сказал: “Это существительное мужского рода”.
Наф – Наф сказал: “Это глагол”.
Кто из поросят точно не прав?
б) Задания имитирующие позицию учителя.
Например:
- Учащиеся познакомились с правописанием мягкого знака в именах существительных после шипящих.
Найдите те слова, которые можно предложить другим ученикам для записи: речь, мяч, конь, вещь, плащ, встать, любишь, соль, прочь, кирпич, течь
в) Задания, которые учат рассматривать знакомый предмет с нестандартной позиции.
Например:
- Посидев на уроке у третьеклассника Миши, его младшая сестра Маша потом рассказывала маме: “Вышев к доске, Петя тут же ошибился. А сел улыбающий такой. И чему радуется, ведь не умеет писать как следовает!” Какие ошибки допустила сама Маша?
Третья группа заданий включает в себя:
а) Задания с недостающими данными.
Например:
- В слове шесть букв. Сколько в нем слогов?
-К какой части речи относится слово “больной”?
б) Задания, в которых спрашивают дети, а отвечает учитель.
Например:
- Я загадала одно слово. Задайте любые пять уточняющих вопросов о слове, ничего не спрашивая о его значении.
в) ситуации скрытого незнания, т.е. ситуации, в которых дети точно знают, что они этого не знают. Подобные вопросы и задания могут даваться задолго до изучения темы или в начале ее изучения.
-А как нам записать слово “ручнки”?
- Чему равна одна десятая часть от числа разбойников из сказки про Али Бабу?
Все описываемые задания требуют совершенно определенной атмосферы урока: атмосферы дискуссии, спора, рассуждения, доказательств, совместного поиска истины.















13PAGE 15


13PAGE 14115