Развитие внимания в дошкольном возрасте.


Содержание
Содержание………………………………………………………………………..2
Введение…………………………………………………………………………...3
Теоретическая часть……………………………………………………….4
Понятие о внимание как особом свойстве сознания…………………4
Виды внимания и их характеристика…………………………………6
Основные свойства внимания…………………………………………9
Внимание как условие качественного проявления внешней и внутренней деятельности ребенка……………………………………11
Особенности внимания в младенческом и раннем возрасте у детей…....................................................................................................12
Основные направления развития внимания в дошкольном возрасте...................................................................................................15
Практическая часть……………………………………………………….17
Диагностика внимания детей 2 – 3 лет с помощью методики «Найди различия»………………………………………………………………17
Игры для развития внимания детей 2 – 3 лет………………………..19
Заключение……………………………………………………………………….21
Приложение 1…………………………………………………………………….23
Приложение 2…………………………………………………………………….27
Список литературы………………………………………………………………29
Приложение 1.


Приложение 2.



Список литературы
Васильева Т.В. «Ты меня понимаешь?». Тесты для детей 5-7 лет с рекомендациями психолога. Санкт-Петербург, 1994.
Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. М., 1988г.
Игры на развитие внимания для детей 2, 3 лет. [Электронный ресурс]. Раздети. URL: http://razdeti.ru/razvivayuschie-igry-dlja-detei/igry-na-razvitie-vnimanija-dlja-detei-2-3-let.html
Игры на развитие внимания детей 3 лет. [Электронный ресурс]. Кладовая развлечений. URL: http://kladraz.ru/igry-dlja-detei/razvivayuschie-igry/igry-na-razvitie-vnimanija-detei-3-let.html
Коломинский Я.Л. Человек: психология. М., 1989г.
Маклаков А. Г. Общая психология: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2008. — 583 с
Свободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. М., 1995г., с. 312-316.
Столяренко Л.Д. Психология. Ростов-на-Дону, 2003.
Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. М., 1996г.
Введение
Психическую жизнь личности нередко сравнивают с потоком из образов воспринимаемых предметов и явлений, мыслей и чувств, впечатлений от них, воспоминаний о том, что было, и образов представляемого будущего. В этот поток беспрерывно вливаются все новые и новые ручейки, порожденные нашей деятельностью в окружающем мире, общением с другими людьми, изменениями в собственном психическом и физическом состояниях и т. д. Почему же наша психическая деятельность все же не превращается в половодье, а течет по определенному руслу, удерживается в том или ином направлении? Эта упорядоченность достигается благодаря особому свойству психики, которое называется вниманием.
Внимание в жизни и деятельности человека выполняет много различных функций. С вниманием связаны направленность и избирательность познавательных процессов. Вниманием определяется точность и детализация восприятия, прочность и избирательность памяти, направленность и продуктивность мыслительной деятельности. Этим обусловлена актуальность данной темы.
Цель работы – изучить теоретические аспекты темы внимание и провести практическую работу по диагностике и развитию внимания у детей 2 – 3 лет.
Задачи:
изучить внимание, его виды, основные свойства;
раскрыть понятие внимание как условие качественного проявления внешней и внутренней деятельности ребенка;
рассмотреть особенности развития внимания у детей разных возрастных групп;
провести диагностику внимания у детей 2 – 3 лет с помощью методики «Найди различия»;
подобрать и провести с детьми игры для развития внимания.
Теоретическая часть
Понятие о внимание как особом свойстве сознания
Упорядоченность психической деятельности личности, т.е. ее удержание в том или ином направлении, достигается благодаря особому свойству психики, которое называется вниманием.
Без внимания невозможно восприятие. Для восприятия любого явления необходимо, чтобы оно смогло вызвать ориентировочную реакцию, которая и позволит нам «настроить» на него свои органы чувств. Подобная произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-либо объекте восприятия и называется вниманием.
Природа и сущность внимания вызывают серьезные разногласия в психологической науке. Некоторые специалисты даже сомневаются в существовании внимания как особой самостоятельной функции, считают его только стороной или моментом других психических процессов. Но открытие нейронов внимания, клеток-детекторов новизны, изучение особенностей функционирования ретикулярной формации и особенно образования доминант, являющихся физиологическим коррелятом внимания, позволяет утверждать, что оно представляет собой психическое образование, чьи структуры анатомически и физиологически относительно независимы от сенсорных процессов. Сложности объяснения феномена внимания вызваны тем, что оно не обнаруживается в «чистом» виде, функционально оно всегда «внимание к чему-либо». Поэтому внимание следует рассматривать как психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности познавательных процессов. Внимание и обусловливает избирательность, сознательный или полусознательный отбор информации, поступающей через органы чувств.
Важнейшей особенностью протекания психических процессов является их избирательный, направленный характер. Этот избирательный, направленный характер психической деятельности связывают с таким свойством нашей психики, как внимание.
В отличие от познавательных процессов (восприятие, память, мышление и т. п.) внимание своего особого содержания не имеет; оно проявляется как бы внутри этих процессов и неотделимо от них. Внимание характеризует динамику протекания психических процессов.
Внимание — это направленность психики (сознания) на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость, сосредоточение психики (сознания), предполагающее повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности.
Виды внимания и их характеристика
Выделяют несколько видов внимания: природное и социально обусловленное внимание, непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание, чувственное и интеллектуальное внимание.
Непроизвольное внимание – это сосредоточение сознания на объекте как раздражителе. Оно не связано с участием воли Столяренко психология). При непроизвольном внимании поток психической жизни, психическая деятельность человека устремляются в том или ином направлении как бы сами по себе, без сознательных волевых усилий личности, без предварительного намерения. Непроизвольное внимание возникает под влиянием двух рядов факторов: внешних — особенностей предметов и явлений — и внутренних — отношения личности к тем или иным фактам, явлениям, предметам, событиям, благодаря которому они и становятся привлекательными.
Произвольное внимание – это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте, направляемое требованиями деятельности. При этом сосредоточение происходит не только на том, что эмоционально приятно, а в большей мере на том, что необходимо делать. Произвольное внимание, в отличие от непроизвольного, обязательно включает волевую регуляцию. Если внимание непроизвольное есть и у животных, то произвольное внимание возможно только у человека, и возникло оно благодаря сознательной трудовой деятельности. Для достижения определенной цели человеку приходится заниматься не только тем, что само по себе интересно, приятно, занимательно, делать не только то, что хочется, но и то, что необходимо. Уровень развития такого внимания характеризует не только направленность интересов человека, но и его личностные, волевые качества: ведь если непроизвольным вниманием, так сказать, командуют, распоряжаются внешние объекты, то хозяином произвольного внимания является сама личность. Внешние условия влияют и на организацию произвольного внимания. Труднее заставить себя быть внимательным в непривычной обстановке, когда появляется много дополнительных конкурирующих раздражителей.
Возможен и такой вариант, когда произвольное внимание сохраняется, а усилий воли для его сохранения уже не требуется. Это бывает, когда человек увлечен работой. Такое внимание называется послепроизвольным. Оно близко к непроизвольному, но между ними есть существенное отличие. Послепроизвольное внимание проистекает из интереса, стимулируется не особенностями предмета, а направленностью личности. При нем сама деятельность переживается как потребность, а ее результат личностно значим. Послепроизвольное внимание длится часами.
Рассмотренные три вида внимания в практической деятельности человека тесно переплетаются и опираются один на другой.
Природное внимание дано человеку как врожденная способность избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны. Основной механизм, обеспечивающий работу такого внимания называется ориентировочным рефлексом.
Социально обусловленное внимание складывается в течение жизни как результат обучения и воспитания. Оно связано с волевой регуляцией поведения, с избирательным реагированием на объекты.
Непосредственное внимание не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует интересам и потребностям человека.
Опосредованное внимание регулируется с помощью специальных средств: жестов, слов, указательных знаков, предметов.
Чувственное внимание по преимуществу связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств.
Интеллектуальное внимание связано с сосредоточенностью и направленностью мысли. При чувственном внимании в центре внимания находится какое-либо чувственное впечатление, а при интеллектуальном – мысль.
Основные свойства внимания
Внимание обладает рядом свойств. К основным свойствам внимания относятся устойчивость, концентрация, распределение, переключение, отвлекаемость и объем внимания.
Устойчивость заключается в способности определенное время сосредоточиваться на одном и том же объекте. Она определяется типом нервной системы, темпераментом, мотивацией (новизна, значимость потребности, личные интересы), а также внешними условиями деятельности человека. Устойчивость внимания поддерживается не только новизной поступающих стимулов, но и их повторением. Она связана с его динамическими характеристиками: колебаниями и переключением. Колебания внимания – это периодические, кратковременные, непроизвольные изменения интенсивности внимания. Такие колебания внимания могут длятся от 2-3 до 12 секунд.
Концентрация внимания – это степень, в которой сознание сосредоточено на определенном объекте, а также интенсивность связи с ним.
Распределение – сосредоточенность внимания на нескольких объектах одновременно. Оно позволяет совершать несколько действий или следить за несколькими процессами одновременно. Уровень распределения внимания зависит от многих условий: характер совмещаемых видов деятельности, их сложность, степень знакомства с ними и привычности их. Чем сложнее эти совмещаемые виды, тем труднее распределить внимание. При совмещении умственной и моторной деятельности, продуктивность первой может снижаться больше, чем второй.
Переключение. Под ним понимается возможность более или менее легкого и достаточно быстрого перехода от одного вида деятельности к другому. С переключением функционально связаны и два разнонаправленных процесса: включение и отключение внимания. Переключение может быть произвольным (подконтрольно субъекту) и непроизвольным, связанным с отвлечением (что свидетельствует о неустойчивости внимания либо появлении сильных неожиданных раздражителей). Эффективность переключения зависит от особенностей выполнения предыдущей и последующей деятельности (показатели переключения значительно снижаются при переходе от легкой к трудной, а в обратном направлении они возрастают). Также успех переключения зависит от отношения человека к предыдущей деятельности: чем она интересней и чем менее интересна последующая, тем труднее переключить внимание. Этот процесс сугубо индивидуален и связан с подвижностью нервных процессов. В отличие от сознательного переключения отвлечение – это непроизвольное отключение внимания от основной деятельности на посторонние объекты. Оно отрицательно сказывается на выполнении работы. Способность противостоять отвлекающим воздействиям называется устойчивостью к помехам. Она различна у разных людей.
Объем – показатель количества однородных стимулов, находящихся в фокусе внимания (у взрослого человека – от 4 до 6 объектов, у ребенка – не более 2-3 объектов). Объем внимания обусловлен не только генетическими факторами и возможностями кратковременной памяти индивида, но и характеристиками воспринимаемых объектов (их однородностью, взаимосвязью) и профессиональными навыками самого субъекта.
Внимание как условие качественного проявления внешней и внутренней деятельности ребенка
Внимание в жизни и деятельности человека выполняет много различных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность на одном объекте или виде
деятельности.
С вниманием связаны направленность и избирательность познавательных процессов. Вниманием определяется точность и детализация восприятия, прочность и избирательность памяти, направленность и продуктивность мыслительной деятельности.
В своей элементарной форме внимание выступает как ориентировочный рефлекс «что такое?», выполняя биологическую защитную функцию. Так, человек выделяет раздражитель и определяет его положительное или отрицательное значение. Внимание не только создает наилучшие условия для психической деятельности, но и несет сторожевую службу, помогая человеку своевременно реагировать на различные изменения в окружающей среде и в собственном организме.
Таким образом, этот психический процесс является условием успешного осуществления любой деятельности как внешней, так и внутренней, а его продуктом - ее качественное выполнение.
Особенности внимания в младенческом и раннем возрасте у детей
Первые реакции на раздражители у ребенка наблюдаются сразу после рождения. Он вздрагивает при резком звуке, отворачивается от слишком яркого света. Уже на первом месяце жизни у малыша проявляется ориентировочный рефлекс «что такое?». Если у животных такой рефлекс выполняет только биологическую функцию, то ребенку он дает возможность выделять предметы, их признаки на основе познавательного отношения к ним.
Элементарным проявлением внимания выступает реакция сосредоточения, когда малыш как бы устанавливает свой анализатор так, чтобы лучше воспринять сигнал. На 2-3-й неделе жизни у младенца можно заметить слуховое сосредоточение при громком звуке, когда малыш замолкает и прекращает движения. На 3-4-й неделе жизни наблюдается зрительное сосредоточение на лице взрослого и слуховое при его разговоре с малышом. Новорожденный, конечно, не понимает, что ему говорят, но прислушивается. Тем самым создаются предпосылки для перехода к активному бодрствованию. В конце первого месяца жизни ребенок ориентируется на новые достаточно сильные раздражители, например, задерживает взгляд на необычном предмете.
Наиболее значимым раздражителем для младенца становится взрослый. Так, ребенок в возрасте 2-3 мес. длительно сосредоточивается на лице матери, а затем на предметах, которые включены в контекст общения с ней. Следует подчеркнуть, что на протяжении всего младенчества наиболее выраженное сосредоточение вызывают раздражители, которые включены в общение и совместную со взрослым деятельность.
Дальнейшее развитие внимания связано с освоением хватания, которое дает возможность удерживать предметы и манипулировать с ними. После 6 мес. рефлекс «что такое?» преобразуется в рефлекс «что с этим можно делать?». Теперь ребенок фиксирует не только предмет, но его признаки, а также действия с ним. Это ведет к бурному развитию ориентировочно-исследовательской деятельности, зарождению способности познавать окружающий мир. В конце года на основе манипулирования с предметами возникает распределение внимания, когда ребенок действует одновременно с двумя предметами; совершенствуется переключение, например, малыш складывает шарики в коробочку, перенося фокус внимания с одного шарика на другой.
Особенности развития внимания в младенчестве:
- первоначально выступает как реакция сосредоточения;
- сосредоточение обеспечивает выделение из окружающего мира эмоций, движений, речи человека, как его отличительных признаков, а также предметов и действий с ними;
- сосредоточение влечет за собой развитие познавательного отношения к окружающему;
- появление свойств внимания способствует зарождению более сложных форм поведения и деятельности.
В раннем детстве развитие внимания происходит при освоении ходьбы, предметной деятельности и речи. Самостоятельная ходьба делает для ребенка доступной широкую область предметов, тем самым расширяя круг его внимания. Перемещение в пространстве открывает для малыша новые возможности, теперь он сам выбирает объект, на который направляет внимание. Освоение назначения, функций предметов, совершенствование действий с ними позволяют, с одной стороны, направлять внимание на большее число сторон и признаков в объектах, а с другой, совершенствовать свойства самого внимания - распределение, переключение.
В связи с овладением речью малыш учится удерживать внимание не только на предметах, но и на словах, фразах. Он начинает реагировать на инструкцию взрослого, если она сформулирована кратко и указывает на знакомые ребенку действия или предметы: «Принеси мяч», «Возьми ложку». Малыш может выслушать короткую просьбу до конца и выполнить действие в соответствии с ней. При постижении речи у малыша возрастает внимание к слову, его значению. Теперь ребенок без наглядной опоры внимательно слушает короткие стихотворения, сказки, песенки, если они сопровождаются выразительностью речи и мимики рассказывающего их взрослого.
Развитие речи влечет за собой появление элементов произвольного внимания. Взрослый может руководить им. Слово выступает как средство организации внимания. И все-таки, несмотря на то, что ребенок способен выполнять интересную деятельность в течение 8-10 минут, он испытывает серьезные трудности в переключении и распределении внимания. Малыш нередко так погружается в работу, что не слышит слов взрослого. Например, рисуя, он не замечает, что опрокинул баночку с краской, не реагирует на указание взрослого ее поднять. С другой стороны, внимание ребенка очень слабо фиксировано на предмете или деятельности, мало устойчиво. Оно как бы скользит по поверхности, не проникая вглубь. Поэтому ребенок быстро прекращает начатое дело. Малыш, так увлеченно игравший с куклой, видит у сверстника машинку - и кукла забыта. Способность концентрации внимания выражается и в том, что ребенок фиксирует незначимые, но наиболее яркие признаки объектов. И как только пропадает их новизна, теряется эмоциональная привлекательность, угасает и внимание к ним.
Особенности развития внимания в раннем детстве:
- расширяется круг предметов, их признаков, а также действий с ними, на которых сосредоточивается ребенок;
- малыш сосредоточен на выполнении несложных инструкций взрослого, на слушании литературных произведений, внимателен к слову, речи;
- под влиянием речи у ребенка начинают складываться предпосылки для развития произвольного внимания;
- внимание малыша слабо концентрировано, неустойчиво, - наблюдаются трудности переключения и распределения, невелик его объем.
Основные направления развития внимания в дошкольном возрасте.
В дошкольном возрасте изменения касаются всех видов и свойств внимания. Увеличивается его объем: дошкольник уже может действовать с 2-3 предметами. Возрастает возможность распределения внимания в связи с автоматизацией многих действий ребенка. Внимание становится более устойчивым. Это дает ребенку возможность выполнять под руководством воспитателя определенную работу, пусть даже неинтересную. Малыш не отвлекается, если понимает, что дело нужно довести до конца, даже если появилась более привлекательная перспектива. Поддержание устойчивости внимания, фиксация его на объекте определяется развитием любознательности, познавательных процессов. Так, ребенок долго наблюдает за рыбками в аквариуме, чтобы узнать, где они спят, или за хомячком, чтобы увидеть, когда он будет есть свои запасы. Устойчивость внимания зависит от характера действующего раздражителя. В возрасте 4-7 лет длительные отвлечения вызывает шум игры, а наиболее продолжительные - звонок. На протяжении дошкольного детства длительность отвлечений, вызванных разными раздражителями, снижается, то есть возрастает устойчивость внимания. Наиболее резкое снижение продолжительности отвлечения наблюдается у детей от5,5 до 6,5 лет.
Развитие произвольности. Основное изменение внимания в дошкольном возрасте состоит в том, что дети впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определенные предметы, явления, удерживаться на них, применяя для этого некоторые способы. Истоки произвольного внимания лежат вне личности ребенка. Это значит, что само по себе развитие непроизвольного внимания не приводит к возникновению произвольного внимания. Последнее формируется благодаря тому, что взрослые включают ребенка в новые виды деятельности и при помощи определенных средств направляют и организуют его внимание. Руководя вниманием ребенка, взрослые тем самым дают ему те средства, с помощью которых он впоследствии начинает и сам управлять своим вниманием.
Помимо ситуативных средств (указательный жест, цветные карточки и т.д.), организующих внимание в связи с конкретной, частной задачей, существует универсальное средство организации внимания — речь. Первоначально взрослые организуют внимание ребенка при помощи словесных указаний. Ему напоминают о необходимости выполнять заданное действие, учитывая при этом те или иные обстоятельства. Позднее ребенок начинает сам обозначать словесно те предметы и явления, на которые необходимо обращать внимание, чтобы добиться нужного результата.
По мере развития планирующей функции речи ребенок становится способным заранее организовать свое внимание на предстоящей деятельности, сформулировать словесно, на что он должен ориентироваться.
На протяжении дошкольного возраста использование речи для организации собственного внимания резко возрастает. Это проявляется, в частности, в том, что, выполняя задания по инструкции взрослого, дети старшего дошкольного возраста проговаривают инструкцию в 10—12 раз чаще, чем младшие дошкольники. Таким образом, произвольное внимание формируется в дошкольном возрасте в связи с общим возрастанием роли речи в регуляции поведения ребенка.
Особенности развития внимания в дошкольном возрасте:
- значительно возрастает его концентрация, объем и устойчивость;
- складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов;
- внимание становится опосредованным;
- появляются элементы послепроизвольного внимания.
2. Практическая часть
2.1. Диагностика внимания детей 2 – 3 лет с помощью методики «Найди различия»
Для диагностики уровня развития внимания у детей 1 младшей группы мной были использованы парные картинки с 1 – 3 отличиями (Приложение 1).
Были получены следующие результаты:
Уровень развития внимания Количество детей
Высокий уровень 2
Средний уровень 2
Низкий уровень 1
Вика, 3 года. Во время выполнения задания была сосредоточена, заинтересована, охотно выполняла задания, эмоционально реагировала на похвалу, три раза отвлекалась на посторонние раздражители, но быстро возвращалась к заданию. Быстро нашла все отличия. Высокий уровень развития внимания.
Саша, 3 года. Во время выполнения задания был плохо сосредоточен, отвлекался на других детей, не заинтересован, вял, выполнял задания только после многократного повторения инструкции. Задания выполнял медленно, долго искал различия, нашел не все различия. Низкий уровень развития внимания.
Дима, 3 года. Во время выполнения задания был сосредоточен, периодически отвлекался на посторонние темы, рассказывал что-то, возвращался к заданию под контролем воспитателя. С заданием справился быстро, но на двух картинках нашел не все отличия. Средний уровень развития внимания.
Полина, 3 года. Во время выполнения задания была сосредоточена, заинтересована, на посторонние раздражители не отвлекалась, задания выполняла быстро, но не смогла самостоятельно найти все отличия, говорила, что не знает, чем отличаются картинки. Средний уровень развития внимания.
Яна, 3 года. Во время выполнения задания была сосредоточена, на посторонние раздражители не отвлекалась, легко и быстро нашла все различия. Высокий уровень развития внимания.
2.2. Игры для развития внимания детей 2 – 3 лет
Игра «Хлоп»
Цель игры: развитие произвольного внимания.
Ход игры: воспитатель перечисляет предметы, а дети должны хлопнуть в ладоши, если услышат слово «дом» [4].
Игра заинтересовала детей, они активно участвовали, эмоционально реагировали, когда ошибались. В конце игры дети выполняли задание без ошибок, таким образом можно считать, что цель игры была достигнута.
Игра «Зеркало»
Цель игры: развитие внимания, моторики, повышение физической активности детей.
Ход игры: воспитатель предлагает детям стать его зеркалом и повторять за ним все движения. Сначала показывает по одному движению (поднять руку, топнуть ногой, хлопнуть в ладоши, покружиться, сесть, подпрыгнуть), затем быстро несколько движений подряд, дети должны все повторить в нужной последовательности [3].
Дети были заинтересованы, игра им понравилась и вызвала положительные эмоции. В эту игру мы играли несколько дней подряд. Сначала не все дети были внимательны и правильно выполняли задания. После нескольких повторений этой игры дети стали значительно внимательней и ловчее, хорошо справлялись с заданиями.
Игра «Найди пару»
Цель игры: развитие внимания, восприятия, умения сравнивать.
Материалы: набор парных картинок (Приложение 2).
Ход игры: перед ребенком раскладываются картинки и предлагается ему найти одинаковые [3].
Не все дети заинтересовались игрой, некоторым детям игра понравилась и вызвала значительный интерес. Они охотно и быстро находили парные картинки. Данная игра была мной проведена с Сашей, который показал низкий уровень развития внимания при диагностике. Ребенок заинтересовался игрой, находил парные картинки с моей помощью. В следующий раз он сам предложил поиграть в игру и справлялся самостоятельно.
Заключение
Цель и задачи, поставленные в работе выполнены. В частности, изучены теоретические аспекты понятия внимание и проведена практическая работа по диагностике и развитию внимания у детей 2 – 3 лет. Изучены понятие внимания, его виды, основные свойства, раскрыто понятие внимания как условия качественного проявления внешней и внутренней деятельности ребенка; рассмотрены особенности развития внимания у детей разных возрастных групп; проведена диагностика внимания у детей 2 – 3 лет с помощью методики «Найди различия»; подобраны и проведены с детьми игры для развития внимания.
Выводы:
Внимание — это направленность психики (сознания) на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость, сосредоточение психики (сознания), предполагающее повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности. Внимание, как правило, не выделяют как отдельный психический процесс, оно проявляется как бы внутри психических процессов и неотделимо от них, характеризуя динамику их протекания. Выделяют несколько видов внимания: природное и социально обусловленное внимание, непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание, чувственное и интеллектуальное внимание. К основным свойствам внимания относятся устойчивость, концентрация, распределение, переключение, отвлекаемость и объем внимания.
Внимание является условием успешного осуществления любой деятельности как внешней, так и внутренней, а его продуктом - ее качественное выполнение.
Особенностями внимания у детей младенческого возраста являются: внимание первоначально выступает как реакция сосредоточения; сосредоточение обеспечивает выделение из окружающего мира эмоций, движений, речи человека, как его отличительных признаков, а также предметов и действий с ними; сосредоточение влечет за собой развитие познавательного отношения к окружающему; появление свойств внимания способствует зарождению более сложных форм поведения и деятельности. Особенности развития внимания в раннем детстве: расширяется круг предметов, их признаков, а также действий с ними, на которых сосредоточивается ребенок; малыш сосредоточен на выполнении несложных инструкций взрослого, на слушании литературных произведений, внимателен к слову, речи; под влиянием речи у ребенка начинают складываться предпосылки для развития произвольного внимания; внимание малыша слабо концентрировано, неустойчиво, - наблюдаются трудности переключения и распределения, невелик его объем. Особенности развития внимания в дошкольном возрасте: значительно возрастает его концентрация, объем и устойчивость; складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов; внимание становится опосредованным; появляются элементы послепроизвольного внимания.
При диагностике внимания у детей 2 – 3 лет с помощью методики «Найди различия» были получены следующие результаты: высокий уровень развития внимания – у 2 детей, средний уровень – у 2 детей, низкий уровень – у 1 ребенка.
Дети активно участвовали в играх на развитие внимания, были заинтересованы. Цель игр достигнута.