Опыт педагогической деятельности Система заданий для развития литературно-творческих способностей


Опыт педагогической деятельности
«Система заданий
для развития литературно-творческих
способностей и умений учащихся»
Литература, обладая универсальными средствами воздействия на личность человека, формирует его ценностные ориентиры, нравственные идеалы, что особенно важно в современном мире. В литературе заложен мощный потенциал для решения одной из сущностных проблем современной педагогики – формирование творческой личности. Учеными-психологами (С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, Б.Г. Ананьев) доказано, что способности, развитые в процессе литературно-творческой деятельности, будут перенесены на любой вид творчества и дадут толчок к развитию общего творческого потенциала личности. Кроме того, осуществляя литературно-творческую деятельность, учащийся приобретает ценный опыт – развивает способность выражать себя в слове, чтобы быть услышанным и понятым. В Концепции учебного предмета «Русская литература» развитие литературно-творческих способностей учащихся определено как одно из направлений изучения литературы.
Из существующих трактовок понятия «литературно-творческие способности» для нас значимой является формулировка И.Е.Бряковой, определяющей литературно-творческие способности как «умение воплощать в слове впечатления от окружающей действительности при развитом творческом воображении и фантазии».[1]
В методике и психологии активно обсуждался вопрос о компонентах литературных способностей (В.П. Ягункова, В.И. Лейбсон, В.Г. Маранцман). Исследования Е.А.Корсунского [5] показали, что жесткая дифференциация компонентов в структуре литературно-творческих способностей отсутствует, так как на разных стадиях различные компоненты играют различную роль. Однако такие компоненты, как воображение, словесно-образное мышление, речевые способности, играют первостепенную роль на всех стадиях литературного творчества. Универсальность данных компонентов литературно-творческих способностей, результаты анализа творческих работ старшеклассников позволили выявить в качестве основных следующие: творческое воображение, эмоциональная впечатлительность, богатство ассоциаций, аналитико-синтезирующие способности, речевые способности.
Таблица «Система заданий для развития литературно-творческих способностей учащихся» (вложенный файл)
Воображение выступает главным условием эмоционально-образного постижения текста, поэтому в процессе развития литературно-творческих способностей актуальными становятся задания, направленные на воссоздание художественных образов и домысливание. Предложенные задания для развития данного компонента, на наш взгляд, способствуют развитию литературно-творческих способностей учащихся. Так, с помощью создания страницы дневника героя учащиеся раскрывают его внутреннее состояние (особый интерес у школьников вызывает создание Web-страницы героя); воображаемая встреча с героем воссоздает портрет, пейзаж, а «режиссерский взгляд» помогает обратить внимание на художественное своеобразие произведения; при домысливании сюжета учащиеся восстанавливают пропущенные автором эпизоды или придумывают свои.
Одной из эффективных форм устного рисования является заочная экскурсия, в том числе и виртуальная, например, экскурсия в Кистеневку, в Каперну, в уездный город N, прогулка по грибоедовской Москве, по Петербургу Достоевского.
Развитое читательское воображение помогает ребенку «вжиться» в художественное произведение, приблизиться к пониманию идеи произведения, познать красоту художественного слова. Без развитого воображения невозможно эмоциональное восприятие.
Поскольку восприятие литературы как искусства слова тесно связано с эмоциональными переживаниями, задания для развития данного компонента предполагают наблюдение с позиции «Я–Другой», вхождение в определенную роль. Развитию эмпатии способствует задание «Войди в образ» (монолог-миниатюра «Размышления падающего листка», монолог-представление героя «Господа, перед вами Павел Иванович Чичиков!»); задание «Напиши письмо» (прощальное письмо Ларисы Огудаловой, письмо Родиону Раскольникову). На основе рефлексивного анализа текста происходит становление духовно-нравственных качеств личности. Составление «кодекса чести» героев помогает учащимся определиться с жизненными приоритетами.
Воздействие на эмоциональное развитие детей в процессе изучения художественной литературы создает условия для формирования социальной адаптации ребенка.
Чтение любого текста вызывает множество ассоциаций, позволяющих проследить движение художественной мысли автора, проникнуть в глубину произведения. Подбор музыкальных и изобразительных ассоциаций помогает разностороннему восприятию художественного текста, развивает внутренний слух и внутреннее зрение, которые составляют основу творческого воображения. Развитию ассоциативного мышления способствует аргументированный подбор пословиц и поговорок, характеризующих героя. Наблюдение над изобразительно-выразительными средствами языка лежит в основе стилистического эксперимента, который учит быть внимательным к слову и развивает языковое чутье. Задание «Карта души героя» позволяет наблюдать за героем, опираясь на уже имеющийся духовный и душевный опыт учащихся, что делает знания, умения и навыки личностно значимыми.
Ассоциативный анализ и наблюдение помогают включить воображение, дать интерпретацию произведению, образу, интенсивнее развивают чувство слова.
Развитие речи на уроках литературы тесно связано с литературным развитием учащихся, с формированием способности мыслить словесно-художественными образами, с развитием воображения, эмоционально-чувственной сферы, наблюдательности. В работе по развитию речевых способностей школьников мы обращаем внимание на совершенствование связности речи («хит-парад» героев с обоснованием, составление заочной экскурсии, различные виды пересказов); на обучение выразительности речи (составление исполнительской партитуры текста, презентация героя); на обогащение речи в эмоционально-образном отношении (реклама книги, «словесная дуэль», минутка ритора). Жанровое разнообразие устных и письменных сочинений предоставляет учащимся широкие возможности для раскрытия собственной творческой индивидуальности.
Литературно-творческие способности являются неотъемлемой частью всесторонне развитой личности, формируют мотивацию на творческую деятельность, совершенствуют умения, актуальные для нее. В связи с этим система творческих заданий выступает многофункциональным дидактическим средством формирования личности в целом, воспитания думающего читателя, формирования потребности в общении средствами искусства. Ценность выработанной системы заданий значительна и тем, что в ученике развивается обострённое внимание к слову, самостоятельность мышления, а литературное творчество даёт возможность выразить себя, поделиться своими мыслями и чувствами с окружающими.
ЛИТЕРАТУРА
Брякова, И.Е. Методология формирования творческих способностей личности в отечественной педагогике / И.Е. Брякова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Педагогика и психология. Филология и искусствоведение. – 2009. – Т.11. – № 4 (30). – С.14-18 (0,35 п.л.).
Богданова, О.Ю., Леонова, С.А., Чертова, В.Ф. Методика преподавания литературы: пособие для студентов и преподавателей / О.Ю. Богданова. – М.: Просвещение, 1995. – 284 с.
Гаранина, А.И. Творческие задания в системе школьных приемов анализа (к проблеме постижения художественного текста как искусства слова) / А.И. Гаранина // Традиционное и новаторское в преподавании литературы в школе и вузе: Материалы междунар. научн. конф., Брест, 20-21 ноября 2001 г., Ч. 1. – Брест: БрГУ им. Пушкина, 2002. – С.63-67.
Калганова, Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах / Т.А. Калганова. – М.: Просвещение, 2001. – 192 с.
Корсунский, Е.А. Развитие литературных способностей писателей-профессионалов в школьные годы / Е.А.Корсунский // Вопросы психологии. – 1986. – № 4. – С. 19-26.
Лейбсон, В.И. Руководство литературно-творческим развитием школьников на уроках / В.И. Лейбсон // Изучение творчества писателей в старших классах. – М.:НИИ АПН, 1981. – С.100-141.
Нечаева, Н.В. Организация литературного творчества / Н.В. Нечаева. – М.: Просвещение, 1993. – 194 с.
Перевозная, Е.В. Этапы и критерии литературного развития читателей-школьников / Е.В. Перевозная // Русский язык и литература. – 2010. – №7. – С.23 – 30.
Шевцова, Л.И. Методика преподавания литературы: учебно-методический комплекс для студентов филологического факультета / Л.И. Шевцова – Витебск: Изд-во Витеб. гос. ун-та, 2009. – 136 с.