Развитие ученического самоуправления как одно из основных направлений модернизации системы образования.

Самоуправление нельзя «взять»,
нельзя «дать», нельзя «ввести».
Его нужно годами вырабатывать
и отрабатывать.

Развитие ученического самоуправления как одно из основных направлений модернизации системы образования.

- Развитие ученического самоуправления в школе (формы и методы работы).
- Роль педагога-организатора в развитии ученического самоуправления.

Ход занятия:
Здравствуйте, коллеги. Сегодня мы с вами рассмотрим формы и методы развития ученического самоуправления в школе и какова наша с вами роль в этом вопросе. Мы проведем начало нашего занятия в форме круглого стола, обсудим рассматриваемые вопрос и примем участие в играх активаторах, которые в дальнейшем вы сможете использовать при проведении сборов министерств и активистов школ.

Сегодня наши дети учатся, а завтра они станут взрослыми и "выйдут в жизнь". Чтобы добиться жизненного успеха, человеку нужны не только знания из учебников. Школа, конечно же, должна учить математике, физике и другим наукам. Но также она должна научить человека быть самостоятельным, совершать поступки и отвечать за них, принимать решения, защищать свои права.

Низкий уровень гражданского самосознания поставил мыслителей современности перед проблемой: где кроется корень социальной апатичности жителей нашей страны? Когда и где происходит воспитание гражданина? Ответ очевиден: фундамент гражданского общества должен закладываться в школе. Ведь если с детства не прививать ребенку привычку мыслить в рамках не только своих личных интересов, но и учитывать интересы социума, то откуда возьмется социально активное общество? Значит, главная задача школы – воспитание граждан России, подготовка их к участию в управлении своей страной.

Для того чтобы узнать на какой стадии развития самоуправления в вашей школе предлагаю провести со школьниками анкетирование.

Анкета для учителей.
1. Как вы думаете, нужно ли ученическое самоуправление в школе, в классе? подчеркните нужное)
да нет
2. Что легче сделать? (подчеркните нужное)
Выполнить задание данное классу самому;
Научить учащихся как выполнить задание.
3. Занимаетесь ли вы формированием самоуправления в классе?
(подчеркните нужное)
да нет
4. Проводите ли вы учебу актива класса? (подчеркните нужное)
да нет
5. Придерживаетесь ли вы какого-либо алгоритма в работе с активом?
(подчеркните нужное)
да нет
6. Испытываете ли вы трудности по формированию самостоятельности, инициативности, активности учащихся класса? (подчеркните нужное)
да нет
7. Что необходимо сделать, чтобы работало классное и школьное
ученическое самоуправление?
___________________________________________________________________

Анкета для учащихся.
1. Как ты думаешь «Что такое самоуправление?»
2. Нужно ли ученическое самоуправление в школе и почему (да или нет)?
3. Стремишься ли ты заниматься общественной деятельностью в школе и в классе (подчеркните нужное):

·
·да, я активно участвую в общественной жизни школы и класса;

·
·да, я хотел бы участвовать в общественной жизни школы и
класса;

·
·нет, не хотел бы и не участвую;

·
·я еще не определился (лась) в этом вопросе.
4. Добросовестно ли ты относишься к выполнению общественного поручения?
да нет
5. Как ты думаешь, если бы все стремились жить только «для себя», чтобы было вокруг тебя?
Какова роль педагог-организатора в этом вопросе? Он занимается практическими вопросами, реализует воспитательные программы различной направленности, координирует деятельность детских общественных объединений, действующих в
общеобразовательном учреждении, их взаимодействие с ученическим самоуправлением.

Но педагог - организатор один не в силах запустить такой механизм как самоуправление. Только единой командой педагоги, дети, родители можно привить детям самостоятельность и инициативность в делах.
Задача взрослых подтолкнуть ребенка к правильному решению. Подсказать советом, но не навязать свое мнение.

Основные условия развития самоуправления учащихся.
1. Психолого-педагогическая грамотность руководителя, его безусловная компетентность в вопросах самоуправления;
2. Наличие системы в организации самоуправления;
3. Создание целостной системы самоуправления;
4. Наличие коллективной общественно-значимой цели;
5. Осознание учащимися необходимость достижения коллективной цели;
6. Наличие органов самоуправления;
7. Правильное распределение обязанностей и поручений по принципу
«каждому делу свой организатор»;
8. Определение задач для каждого учащегося в достижении общей цели;
9. Грамотная организация коллективной и индивидуальной деятельности учащихся;
10. Соответствие характера деятельности возрасту и интересам учащихся;
11. Самостоятельность, самодеятельность учащихся при оказании необходимой поддержи и помощи со стороны руководителя;
12. Добровольность участия школьников в самоуправленческих акциях, проявление инициативы и творчества при организации деятельности;
13. Постоянное усложнение функций актива и расширение зоны его деятельности;
14. Последовательное увеличение числа активных участников всех управленческих процессов;
15. Усложнение деятельности коллектива и накопление у школьников опыта организаторской работы, развитие коллективных традиций самоуправления;
16. Осознание и оценка учащимися коллективной деятельности

Всякая деятельность человека это упражнение его сил и способностей, фактов его развития. Самоуправление детей конкретный вид общественной, нравственно-организаторской деятельности. Отвечая за отдельные участки деятельности своего коллектива, работая в органах самоуправления, участвуя в дежурстве по классу и школе, учащиеся организуют своих одноклассников и младших на выполнение работызаданий (в планировании, подготовке, проведении и анализе действий) школьного плана.
Особое место в структуре самоуправления занимают общешкольные и классные собрания высшие органы ученической власти. Они решают главные вопросы жизни детского коллектива, формируют общественное мнение, ответственное отношение к труду, сплачивают коллектив, дети учатся обмениваться идеями и мнениями, учатся говорить от себя и о себе, выражать словами свои чувства и отношения, учатся активному слушанию, разрешают конфликты.
Традиционный метод работы поручение. Обращенное непосредственно к личности школьника поручение формирует позицию хозяина, инициатора, творца, активного исполнителя. Дети должны знать, что нужно делать, чтобы хорошо выполнить поручение: понять цель дела и значение поручения, срок выполнения, иметь навыки и знания для выполнения, какая потребуется помощь и от кого, какова степень ответственности. Другими словами: что делаем? для кого? кто участвует? с кем вместе делаем? где сделаем? как будем делать? что делать буду я?

Детям можно отдавать следующие области школьной жизни: (перед тем как озвучить, попросить педагогов назвать самим)
1.Досуг. Школьные вечера, дискотеки, праздники, коллективные творческие дела и т. д.
2.Деятельность гражданско-патриотической направленности: клубы, пресс-конференции, встречи с политиками и другими интересными людьми.
3. Деятельность школьной прессы: газеты, радио, школьное телевидение, реклама.
4.Спорт и спортивные мероприятия.
5.Трудовая деятельность: дежурство, генеральные уборки, ремонт помещений, мебели, работа на пришкольной территории и т. д.
6. Производственная деятельность: труд на земле, пришкольный участок (контроль над заработанными средствами, доходами, распределением, стимулированием и т. д.).
7. Производственно-коммерческая деятельность: в школьных мастерских с организацией и выполнением заказов населения по ремонту бытовой техники, изготовлению рам, дверей, наличников и т. д.
8.Шефская работа с престарелыми, больными людьми, ветеранами войны и труда.
9.Ремонт, уборка школьных помещений, территории, самообслуживание в столовой.
10. Реальное участие в работе педсоветов, конференций, родительских комитетов и т. д.
Учить самоуправлению значит создавать коллективную перспективу и планировать пути ее реализации, учить каждого ребенка оценивать результаты этой деятельности и вырабатывать общую оценку. Это значит учить детей видеть в каждом человеке личность, которая по-своему реагирует на действительность, имеет свои индивидуальные вкусы и потребности и рассчитывает на внимательное и бережное отношение.

Алгоритм организации самоуправления в классном коллективе
1. Анализ, самоанализ, выявление причин нерешенности отдельных задач;
2. Определение цели и задач на новый период;
3. Планирование действий руководителя; коллективное планирование, определение содержания работы коллектива на новый период;
4. Определение форм и методов работы;
5. Организация коллективной деятельности;
6. Самоконтроль, коллективный контроль за решением задач самоуправления, реализацией планов, работой актива, оперативный анализ деятельности;
7. Регулирование деятельности и отношений в коллективе;
8. Подведение итогов, итоговый анализ деятельности;
9. Разработка перспектив развития самоуправления.

Ученическое самоуправление дает:
Учащимся:
· развитие навыков работы в группе, в команде;
· ведет к повышению уровня обученности и качества обучения учащихся;
· ведет к улучшению дисциплины, снижению пропусков без уважительных причин;
· выбор роли в органах ученического самоуправления, которые соответствуют его склонностям и интересам;
· защищает права ребенка;
· учит цивилизованно разрешить конфликтные ситуации;
· помогает самоопределиться в выборе дальнейшего пути.
Родителям:
· организует свободное время детей;
· ведет к улучшению учебной результативности детей;
· снижает конфликтность в семье;
· дает возможность активно участвовать в школьной жизни.
Педагогам:
· помогает организовать детей;
· сплотить детский коллектив;
· повышает дисциплину в классе, ответственность учеников за свои поступки;
· раскрывает творческие, организаторские, лидерские способности ребенка;
· апробация инновационных технологий;
· обобщение опыта работы через средства печати
· углубление в проблему через опытно – экспериментальную работу

Говоря о формах самоуправления мы затронули проведение общешкольных и классных собраний. Их можно проводить для активистов, для министерств и мэров классов. Методы и формы проведения могут быть различными: круглый стол, работа в группах, мозговой штурм, тренинги и др. Сейчас я покажу вам игры активаторы, которые вы можете использовать на своих занятиях. И предлагаю вам принять в них участие.

Игры активаторы

Спасибо за продуктивную работу.








13 PAGE \* MERGEFORMAT 14515




15