Структура орфографической зоркости и условия ее развития у младших школьников

Структура орфографической зоркости и условия ее развития у младших школьников

Главным в обучении правописанию является орфографическое правило, его применение, т.е. решение орфографической задачи. Однако решение орфографической задачи возможно при условии, если ученик видит объект применения правила – орфограмму. Только сумев обнаружить орфограмму, ученик сможет решить вопрос о ее конкретном написании. Значит, умение обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, выступает базовым орфографическим умением, первейшим этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма. Неумение выделят орфограммы при письме – одна из главных причин, тормозящих развитие орфографического навыка. Слабая сформированность орфографической зоркости является основной причиной орфографических ошибок.
Чтобы найти орфограмму, написание, требующее проверки, необходимо воспринять слово и осознать в нем опасное место. Значит, слово и орфограмма в нем, воспринимаемые зрительно или на слух, являются раздражителями. Так как непосредственно воспринимаемые раздражители в орфографии действуют через зрительный и слуховой анализаторы, целесообразно рассмотреть процессы зрительного и слухового восприятия.
В восприятии имеется образование ряда ассоциаций вследствие непосредственного воздействия предмета, а также актуализация ассоциаций (предшествующего опыта), без чего невозможно узнавание предмета, а тем самым и его осмысленное восприятие.
При зрительном восприятии необходимо привлекать внимание детей к отличительным чертам орфограмм, упражнять их в сравнении, проводить анализ.
Слуховое восприятие, умение определять посредственность звуков составляют основу развития не только устной, но и письменной речи. Как графические, так и орфографические написания возможны при условии сопоставления произношения и написания, другими словами, при фонологической оценке звукового состава языковой единицы. Звуки в сильных позициях передаются на письме однозначно – это графические написания. Орфографические написания связываются с возможностью выбора букв на месте звуков в слабых позициях. Таким образом, развитие фонематического слуха оказывается решающим условием при постановке орфографической задачи – нахождении орфограммы и определение ее типа.
На начальных ступенях обучения письму наряду со слуховым и зрительным анализом большое значение имеют речевые кинестезии (проговаривание); они позволяют более тонко и точно воспринимать речь.
В современной школе начинает распространяться методика П.С. Тоцкого – учителя с большим стажем педагогической работы. В основе его методики – орфографическое чтение и артикуляционная память. Чтобы запомнить написание слова, ребенок должен несколько раз повторить его вслух так, как оно пишется. Данная методика оказывает положительное влияние на грамотное письмо школьников, но не может считаться универсальным средством при обучении орфографии, так как в процессе проговаривания восприятие орфографического материала не связано с его теоретическим осмыслением.
Воспоминания движения руки также выступают необходимым условием грамотного письма.
Зрительное, слуховое, кинестезическое и рукодвигательное восприятие младших школьников составляет чувственную базу орфографического навыка. Чем больше органов наших чувств, по К.Д. Ушинскому, принимает участие в восприятии какого-либо впечатления, тем прочнее ложатся эти впечатления на нашу память.
Современный подход к проблеме памяти позволяет подчеркнуть, что без опоры на мыслительную деятельность, без опоры на понимание никакое усвоение знаний вообще невозможно.
Чем глубже и шире анализ усваиваемого материала, чем больше включаются в усвоение процессы мышления, тем больше функционирует память ученика, полнее раскрываются и используются все ее потенциальные возможности.
Прочному запоминанию способствуют стимулирующие вопросы и инструкции учителя, которые при умелом их формировании заставляют учащихся в поисках ответа активно оперировать учебным материалом, осмысливать его, устанавливать соотношения и связи, обеспечивая тем самым переработку усваиваемого материала. Оригинальные, нешаблонные вопросы, тонко учитывающие специфику явлений, предлагающие анализировать, не только пробуждают интерес и стимулируют мысль учащихся, но и являются также существенным условием сохранения материала в памяти.
Первым этапом решение орфографической задачи выступает умение увидеть орфограмму при письме, т.е. изначальное умение, обеспечивающее сознательное отношение к письму, мотивирующее обращение к правилу, к словарю. Орфографическая зоркость предполагает обнаружение орфограмм (процесс восприятия и осознавания орфограмм) и определение их типа (классификация, дифференциация).
Восприятие включает в свой состав зрительные и слуховые, артикуляционные или моторные компоненты, процессы переработки полученной информации с выделением существенных признаков, их сопоставление и создание образа-представления на основе прежнего опыта. Процесс выделения опознавательных признаков проходит ряд ступеней. Сначала он носит развернутый характер во внешнеречевой форме. Словесное обозначение воспринимаемых признаков привлекает к анализу всю систему сложных языковых связей и позволяет отнести написание к определенной категории, т.е. узнать его. Затем этот процесс сокращается и приводит к мгновенному опознанию орфограммы на основе сложившегося ранее образа-представления.
Это означает, что в начале обучения ребенок узнает орфограммы с помощью последовательной проверки их признаков. После тренировки ученик уже не проверяет заданные признаки, а сразу опознает орфограмму, т.е. одномоментно, без последовательной фиксации ее свойств.
Формирование целостного образа оказывается невозможным без предварительного усвоения существенных его признаков. Значит, нахождение орфограмм обусловлено знанием опознавательных признаков и умением определять их. Если несколько опознавательных признаков, входящих в эталон той или иной орфограммы, в ходе обучения заменяются одним, интегральным признаком (который лучше назвать образом-ориентиром), то резко уменьшается число оцениваемых субъектом единиц материала и расширяются возможности опознания нескольких орфограмм одновременно.
Анализ психологической литературы позволяет нам определить орфографическую зоркость как способность учащихся в опознавательном процессе обнаруживать и квалифицировать орфограммы в результате оценки их признаков на начальном этапе обучения на основе последовательной фиксации отдельных признаков, а на последующем – на основе одновременного нахождения интегрального образа-ориентира.
В таком понимании орфографической зоркости содержится важный для методики обучения вывод о необходимости на первоначальном этапе знакомить детей со всеми опознавательными признаками орфограмм и добиваться их прочного усвоения в деятельности. I – IV классы следует рассматривать в качестве начального этапа развитие орфографической зоркости, на котором основное внимание уделяется определению всех необходимых и достаточных признаков для нахождения орфограммы.
При обучении орфографии в начальных классах следует организовать работу над следующими группами опознавательных признаков:
фонетические признаки включают в себя фонетическую позицию в слове, при которой нельзя доверять произношению, например: для гласных – положение в безударном слоге, для парных согласных положение в абсолютном конце слова или перед парными согласными. Это фонетический уровень орфографической подготовки, направленной на формирование языкового чувства, интуиции, на развитие речевого слуха у учащихся;
звуки, звукосочетания, буквы, содержащие возможность выбора верного нормативного написания из графически возможных, например: гласные а, о, е, и, я; парные звонкие и глухие согласные б, п, в, ф, г, к, д, т, ж, ш, з, с; сочетания стн (сн), здн (зн) и др;
морфемные признаки учитывают положение звука или буквы в слове по отношению к морфеме, место «опасных» звуков или буквы в приставке, корне, суффиксе или в окончании;
морфологические признаки указывают на положение звука или буквы в слове в определенной части речи, например: безударное падежное окончание имени существительного – и усваиваются при изучении основных грамматических категорий;
семантические признаки выделяют собственные имена и наименования и усваиваются в процессе наблюдения над собственными и нарицательными именами существительными;
при переносе слов с одной строки на другую учитываются слоговой и морфемный состав слова.
Усвоение опознавательных признаков орфограмм наилучшим образом происходит в процессе моделирования орфографических понятий или действий. В работе с моделями проводятся следующие упражнения:
составление моделей под руководством учителя или самостоятельно;
воспроизведение орфографического правила или способа орфографического действия по готовой модели;
дополнение модели недостающими элементами;
конкретизация модели примерами из текста.
Рассмотрим пример орфографического моделирования при изучении правописания непроизносимых согласных в корне слова в III классе (I – IV).
При решении учебной задачи дети называют сок из капусты (капустный) и подсчитывают количество согласных букв и звуков в этом слове. Выясняют, что звук [т] не произносится, а буква т пишется, так как корень сохраняет свой буквенный образ, чтобы при чтении мы лучше понимали друг друга. Дети указывают орфограмму и формулируют задачу урока – научится писать слова с непроизносимыми согласными в корне.
После выделения общих признаков, свойств языкового явления учащиеся приходят к выводу:
Непроизносимыми могут быть согласные д, т, в, л;
Непроизносимые согласные встречаются в опасных сочетаниях: стн, здн, вст, лнц, рдц;
Проверочными для непроизносимых согласных являются слова с гласной после согласных или с опасным соч
·етанием на конце слов.
Установленное орфографическое правило дети отражают в модели, в которой содержатся достаточные и необходимые признаки данной орфограммы, а также указывается способ орфографического действия.










В нашем исследовании применялись модели-памятки. Модель-памятка представляет собой краткое описание способа выполнения орфографического действия с помощью условных обозначений. По форме она очень близка графическому описанию правила и образцам рассуждения при мотивировке написаний, например: «Чтобы правильно написать опасное сочетание согласных в корне, нужно подобрать проверочное слово с гласным после согласного или поставить опасное сочетание на конец слова. Если согласный есть, значит, согласная буква пишется в опасном сочетании.
Для усвоения общего приема умственных действий при написании слов с непроизносимыми согласными используются разнообразные упражнения, но в каждом из них дети воспроизводят алгоритм орфографических действий.
Замените близким по смыслу словом с непроизносимым согласным.
печальная картина (грустная), красивый цветок (прелестный), здешний житель (местный)
К каким словам проверочными являются?
свист (свистнуть), здоровы (здравствуй), уста (устный), празден (праздник)
Для самоконтроля и самооценки дети записывают слова с непроизносимыми согласными следующего состава:
· (честный, грустный, звездный, яростный), а также угадывают слово, подчеркнув орфограммы в словах поздний, грустный солнце и вписав буквы вместо точек: .я.е. (дятел).
Наблюдения свидетельствуют о том, что в процессе моделирования учащиеся овладевают умениями обобщать орфографические факты, фиксировать опознавательные признаки и каждый этап действия в графической, знаковой или буквенной форме, умениями преобразовывать графический способ изложения в вербальный, сопоставлять имеющийся комплекс признаков с эталонами, соотносить обобщенное представление об орфограмме с ее конкретной реализацией в слове.
Изучение работ психологов (А.Р. Лурия, М.С. Шехтер, П.И. Зинченко и др.) позволило нам выделить в структуре орфографической зоркости следующие компоненты: мотивационный, операционный и контролирующий.
Мотивационный компонент связан с коммуникативной направленностью письменной речи и предполагает осознание учащимися необходимости грамотного письма и постановки орфографической задачи.
Операционный компонент связан с опознаванием орфограммы на основе знания ее признаков и их определением в речевой ситуации. Операционный компонент на первоначальном этапе формирования орфографической зоркости предполагает активное участие фонематического слуха, звукового анализа в процессе проговаривания, а на последующих этапах – целенаправленное зрительное восприятие.
Контролирующий компонент складывается на основе самопроверки написанного в результате сличения воспринимаемых зрительных образов с их следом в памяти.
Таким образом, мы видим, что на формирование орфографической зоркости оказывают большое влияние следующие психические процессы: а) активное зрительное и слуховое восприятие, включающее в себя целенаправленный анализ; б) логические операции сравнения, конкретизации, систематизации, классификации; в) зрительная память, включающая в себя запоминание и воспроизведение зрительных образов орфограмм; г) непроизвольное и произвольное внимание, обеспечивающее действие самоконтроля и самопроверки.
Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического материала.
Зрительное восприятие осуществляется в ходе зрительного, объяснительного диктантов, письма по памяти, выборочного списывания, графического выделения орфограмм, анализа заданий и текста упражнений, корректировки письма.
Слуховое восприятие происходит при проведении выборочного, предупредительного диктантов, при использовании сигнальных карточек.
Для речедвигательного восприятия и запоминания особое значение приобретает орфографическое проговаривание.
Рукодвигательное восприятие имеет место при письменном выполнении всех упражнений.
Общепризнанным является положение о том, что наибольший эффект для выработки орфографической зоркости дает комбинированное восприятие и запоминание, которые возможны в процессе комментированного письма, звуко-буквенного и орфографического разбора.
Предложенные упражнения обеспечивают сочетание фронтального, группового и индивидуального способов организации обучения.
Кроме того, упражнения должны отбираться в соответствии со структурой орфографической зоркости. Мотивации орфографического действия способствует анализ задания и текста упражнения, взаимоконтроль в процессе его выполнения, использование сигнальных карточек. Отработка способов обнаружения орфограмм осуществляется в ходе зрительного, предупредительного, выборочного диктантов, при графическом выделении орфограмм, в ходе звуко-буквенного анализа и разбора слов по составу. Самоконтроль формируется на основе само- и взаимопроверки написанного, в ходе комментированного письма, диктанта «Проверяю себя».
Рассмотрим методику проведения упражнений, в наибольшей степени развивающих орфографическую зоркость. При комментировании достигается высокий уровень самоконтроля, так как ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание. Комментирование – это вид упражнения, включающий в себя объясняющее рассуждение в процессе записи слов, предложений. При комментировании или орфографическом разборе ученик прежде всего находит объект объяснения, т.е. орфограмму. Например: «Под-ле-та-ет. В приставке пишу букву о. В корне безударная гласная е, проверяю: перелет. В окончании глагола гласная е, доказываю: неопределенная форма подлетать не на –ить, это не глагол-исключение, значит, 1-е спряжение, пишу окончание –ет».
Написание слова поясняется не полной формулировкой правила, как оно дано в учебнике русского языка, а отдельными словами-комментариями, т.е. так, как естественно протекает мысль ученика во внутренней речи, когда он хорошо усвоил смысл и формулировку правила.
Кроме того, комментированное письмо выступает одним из приемов работы по предупреждению ошибок, приучает школьников к сознательному применению правила, способствует выработке навыков грамотного письма, устраняя разрыв между теорией и практикой. Комментированное письмо развивает мышление, память, внимание, речь учащихся: они приучаются говорить четко, лаконично, обоснованно, у детей вырабатывается хорошая дикция. Комментированное письмо позволяет осуществлять систематическое повторение материала, дает возможность учителю выявить знания учеников и проверить их орфографические навыки.
На определенной ступени обучения применению правила при объяснении написания слов вместо развернутого комментирования (или наряду с ним) используется письменное комментирование: подчеркивание орфограмм, обозначение знаков проверки.
В ходе орфографического разбора, чтобы зрительное восприятие сделать целенаправленным и более активным, используются условные обозначения и графические средства для выделения самой орфограммы и условий, от которых зависит ее написание. В этом случае орфограмма подчеркивается снизу одной чертой, предшествующая или последующая (или та и другая вместе) буквы, от которых зависит написание данной орфограммы, подчеркиваются двумя чертами. При подчеркивании орфограммы (съел, в море) ученик фиксирует свое умение обнаружить ее, при графическом обозначении орфограммы (, 2-е скл.) – определить ее тип, отмечая опознавательные признаки орфограммы, доказательство ее правописания, способ проверки. Такую работу нужно проводить систематически, особенно при выполнении домашнего задания, что усиливает внимание учащихся в ходе его проверки, когда учитель просит детей назвать встретившиеся орфограммы.
Итак, необходимым условием формирования полноценного и прочного орфографического навыка является развитие орфографической зоркости, которая заключается в умении обнаруживать, видеть, замечать орфограммы и квалифицировать их на основе опознавательных признаков.
Для успешного развития орфографической зоркости младших школьников необходимы следующие условия:
моделирование орфографических понятий и действий как средство усвоения опознавательных признаков орфограмм;
целенаправленное и систематическое применение специальных упражнений, развивающих умение находить орфограммы и определять их тип.
Понимание структуры орфографической зоркости, а также создание условий ее развития позволяют учителям экспериментальных классов формировать более высокий, чем при традиционном обучении, уровень развития орфографической зоркости у большинства учащихся, что оказывает положительное влияние на грамотное письмо и приводит к снижению орфографических ошибок в 2,8 раза.



+

.

стн (сн)
здн
вст

13 EMBED PBrush 1415

13 EMBED PBrush 1415



Root Entry