Статья: Изложение-миниатюра на уроках русского языка (5-7) класс


Изложение – миниатюра на уроке русского языка.
Изложение-миниатюра – одна из реальных возможностей усилить речевую направленность уроков русского языка.
Это такой вид работы, в основе которого лежит воспроизведение исходного текста малого объема. Для изложения-миниатюры подбираются тексты объемом от 35 до 110 слов (любого стиля и типа). Обычно отводится от 8 до 20 минут урока. Как и изложения полного объема, изложения-миниатюры могут быть подробными и сжатыми; полными, выборочными, с дополнительным заданием. Использование мини-изложений позволяет включать текст как речевое произведение в уроки, на которых изучаются строевые единицы языка, и показывать функционирование единиц разных уровней в тексте, а также тренировать учащихся в их употреблении.
Основное назначение изложений-миниатюр – формирование коммуникативно-речевых умений. Например, мини-изложение используется для отработки умения определять тему и основную мысль текста, подбирать заголовок, выделять микротемы, составлять план, редактировать текст. Обычно учитель использует изложение для одновременного решения нескольких задач, хотя какая-то одна всегда выступает на первый план.
Изложение-миниатюра может быть использовано на этапе рассредоточенной подготовки к предстоящему изложению полного объема. В этом случае в качестве исходного текста для изложения малой формы берется фрагмент из текста будущего изложения. Это может быть та микротема, понимание и воспроизведение которой может вызвать у детей затруднения со стороны структуры, языкового оформления. Это может быть также та часть исходного текста, изобразительно-выразительные средства которой важны для передачи основной мысли текста, для реализации авторского замысла, а также для обогащения речи детей.
Например: на одном из уроков, предшествующих изложению по отрывку из рассказа А.Куприна «Ю – ю», целесообразно провести изложение по следующей части текста:
Выросла всем кошкам кошка. Темно-каштановая с огненными пятнами, на груди пышная белая манишка, усы в четверть аршина, шерсть длинная и вся лоснится, задние лапки в широких штанишках, хвост как ламповый ерш.
Сначала следует выяснить значения слов манишка, аршин, лоснится, устойчивого выражения всем кошкам кошка, смысл сравнения хвост как ламповый ерш (дети пишут: выросла кошка для всех кошек, хвост как у ерша)6
манишка – белый нагрудник на мужской сорочке, а также особый нагрудник к женскому платью;
аршин – старая русская мера длины, чуть меньше 1 м – 0,71 м;
лосниться – блестеть, отсвечивать.
Можно использовать изложения с различными дополнительными заданиями (лексическими, грамматическими, стилистическими). Особо следует выделить такие, при выполнении которых школьники учатся интерпретировать (разъяснять) текст. К заданиям интерпретационного характера следует отнести такие задания, которые направлены на обучение школьников толкованию текста в целом или его отдельных элементов (сюжета, композиции, характеров героев, их поступков) с целью выявления идейно – эмоционального смысла. Такие задания побуждают школьников «попробовать себя» в литературе.
На начальном этапе обучения интерпретации текста задания в основном будут направлены на осмысление и толкование сюжетной линии, содержания фрагмента.
Следующий этап – проникновение в замысел писателя.
V класс. А. Приставкин (начальный этап).
Муравей.
Муравей тащил ягоду. Тяжелую. Красную. Из нее капал сок, и у муравья щипало глаза. Весь день он тащил ягоду и на закате солнца оказался на тропинке, а за ней уже была видна острая крыша муравейника.
По тропинке шел человек. Он нагнулся и сказал: «Гляди-ка, ягода». Потом увидел муравья и щелчком сбил его на землю. «Поди прочь, привык на готовенькое!»
И с тем засунул ягоду в рот. И пошагал дальше.
Текст был сопровожден заданиями:
напишите подробное изложение;
выразите свое отношение к поступку человека.
Выражая свое отношение к поступку человека, аргументируя свою точку зрения, ученики обращаются за доказательствами к исходному тексту, толкуют, интерпретируют его содержание.
Ученица: «Мне жаль, что муравей, трудясь весь день, пришел в муравейник с пустыми руками. Человек оказался злым и жестоким. Он отобрал ягоду у муравья, и теперь он должен вернуться домой ни с чем. Если бы я встретила муравья с ягодой, то я бы никогда не взяла эту ягоду».
Но эти задания не выводят учащихся за рамки осмысления и оценки внешней темы текста. В содержание миниатюры можно заглянуть глубже: речь идет о внимательном и бережном отношении человека к природе (жестокость в малом порождает жестокость в большом; бережно относись ко всему сущему на земле, от тебя лично зависит сохранение равновесия на земле, в природе). Этот смысл, заложенный в подтексте, без специальной подготовки учениками не осознается.
Для того чтобы ученики глубже поняли смысл этой миниатюры и сумели интерпретировать ее, целесообразно предложить им такие вопросы и задания:
О чем этот текст?
Как иначе мог поступить человек в этой ситуации?
Как, по-вашему, автор относится к поступку человека? Выражено ли это отношение в рассказе прямо, открыто?
Какие слова и выражения помогают читателю понять точку зрения писателя, его отношение к происшествию?
Напишите изложение. Выразите ваше понимание замысла автора. выразите свое отношение к поступку.
Подобные задания способствуют формированию умений, необходимых для вдумчивого аналитического чтения, понимания текста.
Изложение-миниатюра может проводиться и на этапе подготовки к сочинению. При знакомстве учащихся с новым жанром школьного сочинения часто используется текст-образец (на сходную тему того же жанра, типа речи, той же стилистической окраски). Рольобразца может выполнять и изложение-миниатюра, работая над которым школьники усваивают, о чем и как следует писать в предстоящем сочинении.
Миниатюра Соколова-Микитова (текст-образец при подготовке к сочинению-описанию природы по личным наблюдениям, по воспоминаниям) V – VI класс.
Тропинка.
Через поляны, через душистый сосновый бор и веселые березовые перелески вьется лесная тропинка.
Весною и летом мы ходим гулять по этой любимой тропинке.
Гуляя по лесу, мы слышим и видим, как живут звери и птицы, растут, разговаривают между собой деревья и меняются времена долгого года.
Много чудес раскрыла перед нами лесная любимая тропинка.
После первого прочтения:
Определить тему, основную мысль, стилистическую принадлежность текста. Важно обратить внимание учащихся на начало и концовку миниатюры как признаки структурно-смысловой цельности и завершенности текста, а также на заголовок, который называет тему и помогает определить ее границы.
Составить простой план в форме повествовательных или вопросительных предложений (выделяем микротемы).
Написать изложение близко к тексту.
Д/з: написать сочинение.
Сегодня мы узнали о любимой тропинке писателя Соколова-Микитова. А у вас есть любимая тропинка в лесу, парке, саду, в сквере? В какое время года вы любите гулять по этой тропинке? Какие чудеса она рскрыла перед вами? Расскажите об этом в своем сочинении, уточните свой замысел. озаглавьте сочинение.
Изложение-миниатюра может использоваться и как упражнение по грамматической стилистике. Показать функционирование логических, морфологических и синтаксических средств в тексте, научить пользоваться ими в своей речи можно лишь в том случае, если основной единицей при их изучении будет текст.
Например. При передачи исходного текста изложения и при создании собственных высказываний учащиеся часто допускают ошибки в предложениях с деепричастными оборотами.Тема. «Деепричастие»
В. ТельпуговСегодня в прозрачном московском небе проплыл новый треугольник журавлей. Проплыл медленно, на ходу выравнивая строй, как-то несмело набирая высоту, отряхивая с крыльев последние песчинки и роняя легкие пушистые перья. Вожак, не мигая, смотрит только вперед, за дымку горизонта, остальные, тоже не мигая, - вниз, окидывая долгим пристальным взглядом, может быть, в последний раз проплывающую под крыльями родную землю. Потому-то и плывут так медленно!
Озаглавьте, определите тему, идею. Что отражает вам заголовок: тему или основную мысль текста?
Определите стиль текста и тип речи.
Какие синтаксические конструкции использует автор для описания полета журавлей?
Можно ли заменить деепричастные обороты синонимичными или причастными оборотами? Выиграет ли от этого текст? Почему?
Напишите изложение, близкое к тексту, уместно используйте обстоятельства образа действия, выраженные деепричастными оборотами.
Исследования последних лет показали, что изложения могут использоваться в функции неспециального упражнения для обучения школьников применению правил правописания в нестандартных условиях. Для этого удобны подробные изложения, так как именно подробная передача исходного текста ориентирует школьников на использование лексических и синтаксических средств этого текста.
Тема. «Безударные гласные».
VI класс. «Чередующиеся гласные в корне слова»
Капли – сережки.
Дождь старательно прикрепляет к сосновым иголкам капли – сережки. Они долго висят, украшая сосны.
Кончился дождь. Все стихло, как будто замерло. Солнечный луч, блеснув на миг, озарил капли. Засветились они всеми цветами радуги.
Но вот дунул ветерок. Еще порыв и еще. Закачались верхние ветки деревьев, и сережки хрустальным дождем падают вниз. И снова все стихло. Ни одной сережки.
Текст для VI класса (насыщен орфограммами: безударные гласные, е и и в окончании глаголов, тся и ться, разделительный ь).
Секреты рыжего лиса.
Первый месяц осени похож на хитрого рыжего лиса. Неслышно крадется он по земле, ловко прячется среди веток деревьев. Только кое-где мелькает его рыжий хвост. Но вдруг все вокруг порыжеет, словно огненные звери расселись на каждом кустике и на деревьях. А потом золотым дождем спрыгнут они на землю и ветер будет гонять по дорогам их стаи; упадут на дорогу пестрые листья.
Изложение-миниатюру можно использовать как средство систематизации знаний учащихся (изложение по лингвистическому тексту учебника). используется текст научного описания и рассуждения.
Оценивается мини-изложение одной оценкой: учитывается содержание и речевое оформление, орфографическая и пунктуационная грамотность, грамматическая правильность речи.