Статья Развитие логического мышления на уроках математики в начальных классах

Государственное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение
школа № 482 Выборгского района г. Санкт-Петербурга







Статья
тема: «Развитие логического мышления на уроках
математики в начальных классах»




Мардасова Юлия Анатольевна
учитель начальных классов





Санкт- Петербург
2016г.
В настоящее время для успешного развития общества требуются люди образованные, с большим творческим потенциалом, с нестандартным мышлением. Начальное образование призвано помочь учителю реализовать способности каждого ученика. Развитие логического мышления в начальных классах одна из важнейших составных частей образовательного процесса. Способность мыслить логично, делать умозаключения без наглядной опоры, сравнивать суждение с обозначенными правилами - важнейшее условие для успешного усвоения школьного материала.
Умение решать различные задачи является основным средством усвоения курса математики в школе. Г.Н. Дорофеев писал: « Ответственность преподавателей математики особенно велика, так как отдельного предмета «логика» в школе нет, и умение логически мыслить и строить правильные умозаключения необходимо развивать с первых «прикосновений» детей к математике. И то, как этот процесс мы сможем внедрить в различные школьные программы, будет зависеть какое поколение придёт на смену».
В формирование логического мышления исключительно велика роль математики. Одни из способов в начальной школе является использование на уроках математики различных задач, в первую очередь логических и нестандартных. В начальной школе дети должны овладеть элементами логических действий (сравнения, классификации, обобщения, анализа и др.). В.А. Сухомлинский в своих работах отводил значительное место вопросу развития логики младших школьников. В своей работе он изучал и анализировал процесс решения детьми логических задач, и опытным путём выявлял особенности мышления детей начальной школы.
Логическое мышление не является врождённым, поэтому его можно и нужно развивать различными способами. К началу школьного возраста психическое развитие ребёнка достигает достаточно высокого уровня. Различные познавательные процессы обеспечивающие виды деятельности ребёнка, функционируют не отдельно друг от друга, а представляют сложную систему, каждый из них связан со всеми остальными. Психологические исследования показывают, что в этот период именно мышление в большей степени влияет на развитие всех психических процессов. Различают три основных вида мышления: предметно – действенное (наглядно – действенное), наглядно – образное, абстрактное (словесно – логическое). На первой и самой ранней ступени у ребенка преобладает наглядно-действенное мышление. Оно определяется практическим действием, то есть ребенку задача дается наглядно и решается руками. При развитии более высоких форм логического мышления данная форма мышления не исчезает. Постепенно с развитием речи и приобретением опыта дети приходят к наглядно-образному мышлению. Ребенок при мышлении использует образы, а слово помогает ему делать правильные обобщения. На начальном этапе школьной жизни ученики мыслят с использованием конкретных образов. А при дальнейшем обучении в школе у них развивается словесно-логическое мышление.
Дети в результате обучения в школе, учатся управлять своим мышлением и думать. Формированию произвольному, управляемому мышлению способствуют задания учителя на уроке, побуждающие детей к размышлению. В начальных классах у детей формируется осознанное критическое мышление – это происходит благодаря тому, что в классе обсуждаются пути решения задач, рассматриваются различные варианты решения. Педагог просит детей рассказывать, обосновывать, доказывать правильность своего суждения. В процессе у школьников формируются такие операции логического мышления как анализ, синтез, сравнение, обобщение и классификация. С овладением приёмом выделения свойств путём сравнения различных предметов необходимо выводить общих и отличительных, существенных несущественных признаков, при этом используются такие операции мышления как анализ, синтез, сравнение, обобщение. Неумение выделять общее и существенное может серьёзно затруднить процесс обучения. Умение выделять существенное способствует формированию другого умения – отвлекаться от несущественных деталей. Это действие даётся детям с не меньшим трудом, чем выделение существенного.
Все операции логического мышления тесно взаимосвязаны и их полноценное формирование возможно только в комплексе. В младшем школьном возрасте необходимо проводить целенаправленную работу по обучению детей основным приёмам мыслительной деятельности. Помощь оказать в этом могут разнообразные логические задачи, психолого – педагогические упражнения.

Список использованной литературы
. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. / Н.В.Басова. - Ростов-н/Д: "Феникс", 2000. - 416с.
4. Белошистая А.В., Левитес В.В. Развитие логического мышления младших школьников на основе использования специальной систем занятий: Монография. / А.В. Белошистая, В.В. Левитес - Мурманск: МГПУ, 2009. - 104 с.
5. Волков Б.С. Психология младшего школьника: уч. пособие / Б.С. Волков. - М.: Академический проект, 2005. - 208 с.
Выготский Л.С. Мышление и речь М.1934г
Подласый И.П. Педагогика. Процесс обучения. М.: «Владос», 2003
Стойлова Л.П. Математика: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 424 с.