Урок в 1 классе по обучению грамоте на тему: «Гласный звук [ы], буква ы»

Урок в 1 классе по обучению грамоте на тему: «Гласный звук [ы], буква ы»
- Сегодня к нам на урок обучения грамоте пришли гости, два друга. Кто они, вы узнаете, отгадав загадки:

Они везде вдвоем всегда,
Зверята – «не разлей вода».
Он и его пушистый друг,
Шутник, медведик (Винни-Пух)
И если это не секрет,
Скорее дайте мне ответ:
Кто этот милый толстячок?
Сын мамы-хрюшки (Пятачок)

-Сегодня вместе с нами на уроке будут учиться Винни-Пух и Пятачок. Наши герои приготовили вам загадки:
Буква первая, друзья,
В алфавите - это ... (А).
- Ребята, а зачем нужна буква А? (чтобы обозначить звук А)

В этой букве нет углов
И она бы укатилась,
Если б масса разных слов
Без нее б не обходилась. (буква О)

Иволга иглой играла.
Укололась, плакать стала.
Плачет иволга «И-и».
Плачет только звуком (И).
- Ребята, какой буквой мы можем обозначить звук И? (Буквой И)

Если сделаю я губки
Очень тоненькою трубкой,
Звук потом произнесу,
То услышу звук я (У)
- Какой буквой мы обозначаем звук У? (Буквой У)

- Значит, что мы делаем со звуками? (Слышим и произносим)
- А что мы делаем с буквами? (Видим, читаем и пишем)

- Молодцы! Отгадали загадки Винни-Пуха и Пятачка и за это они нам дарят (ШАР)

- Составим звуковую схему слова «ШАР».
- Какой первый звук в слове «ШАР»? (звук Ш)
- Какой это звук? (согласный)
- Почему? (воздух встречает преграду – зубы)
- Какой второй звук в слове «ШАР»? (звук А)
- Какой это звук? (Гласный)
- Почему? (воздух проходит свободно, не встречая преград)
- Какой третий звук? (звук Р)
- Какой это звук? (Согласный)
- Почему? (воздух встречает преграду – зубы)
- Молодцы! Сейчас мы составили звуковую схему слова «ШАР». За это нам наши герои дарят еще один шар. Теперь у нас не ШАР, а (ШАРЫ).
- Произнесем хором последний звук в слове шары (ыыы)
- Произнесём его ещё раз (ыыы)
– Слышен ли голос во время произнесения этого звука? (да)
–Встречает ли воздух на своём пути преграду при произнесении этого звука? (нет)
– Так как вы думаете, это гласный или согласный звук? (гласный)
– Правильно. Произнесите звук ы. Что происходит с губами, языком, когда мы произносим этот звук? (язык чуть приподнят, находится у нижних зубов, губы растянуты).
- Значит, какая тема урока? (Звук Ы).
- Какая цель будет у нас на уроке? (познакомиться со звуком Ы и узнать букву, которой этот звук можно обозначить).
– Сейчас, я буду называть слова, если в этих словах есть звук ы, то хлопните один раз в ладоши, если нет, то сидите прямо и красиво:
рыбка, парта, сыр, крыша, лиса, мышка.
- Сейчас мы с вами находили слова, в которых встречается звук Ы.
- Наши герои, Винни-Пух и Пятачок решили вам усложнить задачу. Они приготовили вам слова. Если вы услышите звук Ы в начале слова – встает первый ряд, если вы услышите, звук ы в середине слова, встает только второй ряд, если вы услышите звук Ы в конце слова – встанет третий ряд. Будьте очень внимательны:
мышка, зайцы, рыси, лисы, кроты.
- В какой части слова мы слышали звук Ы? (в середине и в конце)
- Есть ли слова, которые начинаются со звука ы? (нет)
- Верно, таких слов нет. Как вы думаете, какой буквой мы можем обозначить звук ы? (буквой ы).
- Сегодня к нам на урок пришла только строчная буква ы. Почему? (потому что нет слов, которые начинаются со звука Ы).
- На что похожа буква Ы? (ответы детей)
- Сейчас Винни-Пух и Пятачок предлагают нам открыть Азбуку на странице 73 и найдем буквы Ы вверху страницы.
- Какая сказка изображена? («Курочка Ряба»)
- Что напутал художник? (вместо курочки изображена рыба)
- Вспомним сказку «Курочка Ряба», как было все на самом деле. (Жили-были дед да баба, была у них Курочка Ряба. Снесла курочка яичко, не простое, а золотое. Дед бил-бил, не разбил. Баба била-била, не разбила. Прибежала мышка, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. Плачет дед, плачет баба. А Курочка кудахчет: «Не плачь дед, не плачь, баба! Снесу я вам яичко не золотое, а простое).
- Прочитаем в Азбуке, как плачет Баба? (И-и-и)
- Как плачет дед? (ы-ы-ы!)
- Какую букву мы только что прочитали? (Букву Ы)
- А сейчас Винни-Пух и Пятачок предлагают вам найти букву Ы в стихотворении и подчеркнуть ее:
У мышат был вкусный сыр.
Сгрызли мыши сыр до дыр.
- Проверим:
У мЫшат бЫл вкуснЫй сЫр.
СгрЫзли мЫши сЫр до дЫр.

- Итак, с каким звуком мы познакомились на уроке? (со звуком Ы)
- Какой буквой мы можем обозначить звук Ы? (буквой Ы)
- Заселим букву Ы в домик.







15