Презентация по МХК «О чем нам рассказали вазы…»


Керамика Древней Греции. Вазопись. В подлинной культуре ничего не умирает… Будущее – это гармония человеческих усилий, интересов, возможностей. Ю. М. Лотман Словарная работа Аптропоморфный – человекоподобный. Керамика –изделия из обожженной глины. Орнамент – (от лат. «украшение») узор, состоящий из ритмически повторяющихся элементов. Пальметта – скульптурный или живописный орнамент, напоминающий пальмовые листья. Меандр– геометрический узор, в виде изогнутых линий. Анфестерий – праздник для детей, достигших 3 лет. На третий день им дарили вазы. Эпиграф …Чтоб ты «хотя б на миг, Все тайны вечности постиг» В. Брюсов Образовательный портал "Мой Выставка ваз. Какие вазы! Вперед! Киаф Скифос Гидрия Черпак для вина Сосуд для воды Беседа Платона и его ученика Аристотеля Чаша для вина Псиктер Лекиф Амфора Культовый сосуд Амфора (греч.) «сосуд с двумя ручками». Сосуд для масла, вина Ефроний «Пикирующие гетеры» Сосуд для охлаждения жидкостей Кратер КРАТЕР – имел широкое горло и вместительное тулово с двумя ручками. Классические кратеры имели форму кубков с двумя ручками внизу или высоких ваз с богато украшенными вертикальными ручками. Иоганн Иоахим Винкельман Немецкий искусствовед, основоположник современных представлений об античном искусстве. "Единственный путь для нас стать великими, а если возможно и неподражаемыми, - это подражать древним". Первые предметы греческой вазописи были найдены в новое время в этрусских захоронениях. Поэтому их изначально относили к этрусскому или италийскому искусству. Впервые о греческом происхождении находок заявил Йоганн Йоахим Винкельманн. Историческая справка… Отгадайте загадку Был я на копанце, был я на топанце, был я на кружале, был я на пожаре, был я на обваре. Когда молод был, то людей кормил, а стар стал, пеленаться стал. (старая русская загадка) Это печной горшок и его «жизненный путь» Гончарное искусство Хорошего качества бурую и красную глину добывали в 12 км. от Афин со дна реки Кефис. В Коринфе использовали местную, беловатую глину, которая после обжига приобретала бледно-зеленый или буроватый оттенок. На табличке из Коринфа изображен процесс добычи глины. В подвешенной амфоре – вода для утоления жажды. Гончарное искусство Гончар вращает одной рукой круг, а другой с помощью шаблона формирует сосуд.На стене –кувшины для питья и смачивания глины. Сырая глина лежит перед столом. Покровительницей гончарного дела считалась богиня Афина. Вот о чем просили ее мастера.Внемли молитвам, Афина,Десницею печь охраняя.Дай, чтобы вышли на славуГоршки и бутылки и миски!Чтоб обожглись хорошенькоИ прибыли дали довольно. Керамика = земля, вода, воздух, глина … В чертах разбитого сосуда, Загадку смерти разреша, Таится некая душа! В. Брюсов домСосуд = вместилище душа человек Работа со схемой «Мир = космос» … И завершенность линий их Звучит как полнопевный стих. В. Брюсов Сравни узоры! Геометрический стиль Геометрический стиль Сравните узоры!! Заметили общие черты? Узор «Волна» Ковровый стиль Эта коринфская ольпа оформлена в ковровом стиле, характерном для 750-600 г. до н. э. Ольпа – кувшин для вина Распустившийся лотос – бурятский национальный орнамент. Древнегреческий орнамент Чернофигурный стиль Чернофигурный мастос. Геракл и критский бык. Ок. 500—475 гг. до н. э. Лувр Ольпа, гончар, вазопись — Амасис, аттическая чернофигурная вазопись, 550—530 гг. до н. э. Лувр Чернофигурный динос "Корабли" 510-500-е до н. э. Диаметр 36, высота 17,3см весельных кораблей, бороздящих волнующееся море. Когда сосуд был наполнен вином, то казалось, что корабли плывут. В эрмитажной коллекции чернофигурной керамики хранится прекрасной работы круглодонный динос, отличающийся строгостью наружного декора. На внутренней стороне поверхности горла диноса изображены пять Оксибафон с изображением Сциллы. Ок. 450—425 до н. э. Лувр Краснофигурный стиль Юноша подносит дары в фиале к алтарю. Работа вазописца Макрона. Сюжеты древнегреческой живописи Вазопись = живопись До наших дней дошло множество черепков и целых сосудов, повествующих нам о деяниях героев и богов, а также дающих нам представление об образе жизни древних греков и их культуре. …И каждая ваза - с рисунком – рассказом. И. Таратута " Стамнос. Прощание воина. Оборот: юноши в плащах Мастер Клеофона. Стамнос (сосуд для вина с двумя горизонтальными ручками и широким горлом) украшен росписью со сценой прощания воина со своей семьей. Облаченный в доспехи юноша правой рукой подносит к губам чашу-фиалу, которую жена только что наполнила вином из кувшина. Здесь же находятся седовласый отец и мать воина. Сцена исполнена величия и спокойствия. На многочисленных сохранившихся вазах, к примеру, изображены свадебные пиршества или сцены из жизни атлетов. У фонтанаКожу смазывали маслом для защиты от палящих лучей солнца, а промытые волосы – для того, чтобы красиво блестели. Мать милая! СтанокСтал мне постыл, И ткать нет силы. Мое сердце страсть крушит; Чары томят Киприды нежной. Сапфо Сбор оливок и проба масла нового урожая Сбор фруктов Классическая гидрия, изображающая обряд погребения. Афина утоляет жажду своему любимицу. Его образ столетиями вдохновлял атлетов. А в руке богини сосуд, характерная особенность которого видна на рисунке. Возможно, при виде кузницы чувства Анакреонта, Уроженца Теоса, оформились в звучные строки: Как кузнец молотом, вновь Эрот по мне ударил И затем бросил меня он в ледяную воду. Вспомним… Синквейн – это… "Cing" во французском языке значит пять. Синквейн — это пятистрочная строфа. Синквейн Синквейн – стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или явления . Итак, синквейн – это… 1-я строка — одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;2-я строка — два прилагат., причастия, характеризующих данное понятие;3-я строка — три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;4-я строка — короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;5-я строка — синоним ключевого слова (существительное). Синквейн на тему: «О чем нам рассказали вазы…» Красота.Истинная, природная.Притягивает, творит, восхищает.Вечная тайна мирозданья. Гармония. Вера П. Ваза. Полнопевная, божественная. Загадывает, манит, учит.Идеальное сочетание формы и образа. Душа. Настя Г. Образовательный портал "Мой Университет". Факультет "реформа образования" Одну комнату большого всемирного дома мы осмотрели, проложили незримый мостик между античностью и нашим временем, и если в каждого из вас античная ваза перельет хотя бы капельку своей души, значит, вы стали лучше и духовно богаче. Спасибо! Удачи вам! Я думаю, что сегодня мы говорили не просто о вазах, а о неотъемлемой части настоящего искусства и о нас с вами.