Проект «Модно не курить!»


Проект
(в рамках проекта «Здоровье молодёжи – здоровье края»)

«Модно не курить!»


Автор проекта:
Преподаватель физической культуры
Макарова Т.М.
Иланский, 2014
Пояснительная записка.
Совместная проектная деятельность способствует развитию у обучающихся активности, организационных навыков и нравственных качеств, воспитывает умение работать слаженно, объективно оценивать свои успехи и успехи товарищей, формирует социально значимую компетентность. Красноярский край ежегодно реализует программы проектов «Здоровье молодёжи - богатство края».  В рамках проекта нашего образовательного учреждения «Здоровье молодёжи – здоровье края» хотелось бы отметить проект в этом учебном году «Модно не курить». Он был реализован обучающимися 1 - 3 курсов.
Данный проект сопровождался компьютерной презентацией. Кроме этого, в рамках реализации проекта рабочая группа обучающихся совместно с преподавателем биологии Е.Н. Левченко, была проведена исследовательская работа о вреде курения. Данная работа была представлена на конференции при организации Молодежного центра Иланского района.
Проект
«Модно не курить!»
Актуальность проекта
Номинация «Молодёжная проблематика» была выбрана нами неслучайно. У нас образовательном учреждении, а так же в городе, в целом остро стоит проблема табакокурения. Поэтому мы решили назвать наш проект: «Модно не курить!». Самоназвание проекта о многом говорит. Каждый день нам приходится, сталкивается с курящими людьми, которые не только губят свое здоровье, но и здоровье окружающих. Проблема табакокурения существует давно, но по сей день, она остаётся неразрешенной.
Нынешняя социально - экономическая ситуация в стране характеризуется высоким динамизмом, непредсказуемостью перемен, усложнением всей общественной жизни. Молодёжь оказывается один на один со своим будущим.
Воспитание подрастающего поколения волновало, и будет волновать людей всегда. Эта вечная проблема особенно остро встает в переломные моменты истории, поскольку связана с резким изменением требований к человеку со стороны общества. Требуется срочная помощь молодому поколению, чтобы оно могло осмыслить ценности своего существования: свою историческую миссию, свою социальную роль. Нельзя организовать процесс воспитания, не принимая во внимание изменений в окружающем мире: экономическое и политическое реформирование, социальный процесс, господство лжеценностей, изменение социокультурной жизни подрастающего поколения, деятельность средств массовой информации, детских и молодежных организаций.
Старый подход к организации внеурочной деятельности школьников в связи с изменением социально - экономической ситуации в стране себя изжил, а нового школе ничего пока не предложено. Все силы, мысли и чувства людей сосредоточены на экономических и политических проблемах.Отсутствие доступной социальной и культурной инфраструктуры для подростков делает рассматриваемую проблему ещё более острой, требующей особого внимания.
Здоровье поколения - это политика, в которой заложено наше будущее, поэтому перед педагогами, родителями и общественностью стоит задача воспитания здорового поколения. Серьезной проблемой государства и общества является алкоголизм, наркомания, токсикомания, социальные болезни. Их распространение в молодежной среде принимает угрожающие масштабы. Чрезмерное употребление табака и психотропных веществ ведет к деградации личности, разрушению нравственных основ общества.
Средняя продолжительность жизни в России: женщины – 68 лет, мужчины – 57 лет. Почему же люди так рано умирают? В последние годы продолжительность жизни стала сокращаться, основными причинами преждевременной смерти являются табак, алкоголь, наркотики.
На свете нет идеальных людей, мы не рождаемся с пороками, мы их приобретаем всю жизнь. Главное достоинство человека – умение искоренить недостатки, омрачающие нашу жизнь и жизнь близких нам людей.
Проблема: как вырасти здоровым и сохранить здоровье на всю жизнь?
Цель проекта:
вовлечение подростков в общественно значимую деятельность, направленную на решение проблемы табакокурения в рамках общественного учреждения;
пропаганда позитивного имиджа занятий массовой физической культурой;
создание условий по формированию активных действий альтернативных пагубным привычкам;
привлечение обучающихся к занятиям различными видами физических упражнений в режиме учебного дня;
выявление физических способностей и функциональных резервов организма участников проекта.
Задачи:
осуществление мероприятий по профилактике табакокурения, формированию здорового образа жизни;
снижение количества курящих обучающихся через распространение среди них информации о том, к каким последствиям может привести табакокурение;выработка у обучающихся умения отстаивать свое мнение и сопротивляться негативному влиянию со стороны взрослых и сверстников.
Проектная деятельность осуществляется пошагово. Каждый шаг ставит перед собой определенную цель.
Шаг 1. Подготовка обучающихся к работе над проектом.
Цель: помочь обучающимся осознать то, что они уже знают о проблемах местного сообщества.
Шаг 2. Выбор обучающимися проблемы для изучения.
Цель: научить обучающихся аргументировано обосновывать свою точку зрения, выработать ясное понимание избранной проблемы.
Шаг 3. Сбор информации по проблеме.
Цель: обретение знаний и навыков, необходимых для эффективного участия в общественной жизни и влияния на ситуацию в обществе.
Шаг 4. Разработка варианта решения проблемы.
Цель: обучающиеся должны выработать собственную программу решения проблемы, сформулировать цель и задачи, раскрывающие содержание работы по решению социальной проблемы.
Шаг 5. Реализация плана действий команды.
Цель: развитие умения добиваться поставленной цели.
Шаг 6. Презентация проекта.
Шаг 7. Рефлексия.
Цель: развивать критическое мышление, в частности, научить обучающихся размышлять о проделанной работе по её окончании, что поможет им избежать ошибок в будущем, усовершенствовать их деятельность на всех этапах проекта.
Защита проекта проходила в виде классного часа.
Проект состоит из 6 разделов:
актуальность и важность выбранной темы,
анализ информации по проблеме табакокурения,
статистические данные,
анкетирование родителей и обучающихся, его анализ,
контрольное анкетирование обучающихся, его анализ,
программа действий по реализации проекта «Здоровье молодёжи – здоровье края!».
Основаниями для разработки проекта послужили:
Конвенция о правах ребёнка;
Закон РФ «О курении»;
Устав общеобразовательного учреждения КГБОУ НПО «ПУ 6».
Проект предполагает пропаганду здорового образа жизни в подростковой среде путем активного вовлечения подростков в занятия спортом связанную с заботой о своём собственном физическом, нравственном, эмоциональном здоровье.
Автор проекта - преподаватель физической культуры: Макарова Татьяна Михайловна.
Данный проект рассчитан на полгода (сентябрь 2014 – февраль 2015 года).
Программа действий, которую предлагает команда.
I этап – организационный; сентябрь-октябрь 2014 года.
- создать творческую группу по разработке данного проекта;
- собрать различную информацию о вреде курения (СМИ, Интернет, газеты, журналы, учебные пособия);
- создать пакет документов;
- оформить в школе информационный стенд по проблеме табакокурения.
II этап – проектно – диагностический; октябрь-февраль 2014-15 года.
- провести классные часы с целью распространить среди обучающихся информацию о том, к каким последствиям может привести табакокурение;
- опросить обучающихся и родителей с целью изучения проблемы табакокурения;
III этап – практический- февраль-март 2015 года.
- реализовать проект в ОУ согласно программе действий;
- провести контрольное анкетирование с целью рассмотреть динамику сокращения числа курящих после реализации проекта;
- оформить результаты реализации проекта.

Программа действий по реализации проекта «Модно не курить!»
Мероприятия Форма работы Срок Ответственный
Вовлечение вкружки, секции, Индивидуальная работа с обучающимисяВ течение
сентября Руководитель физического воспитания
Акция – пропаганда «Здоровое
поколение 21века» Октябрь Обучающиеся творческой группы преподаватель биологии
Программе «Семь я». Направление «Здоровье» Классные часы Октябрь Мастера п/о
«Моё отношение к курению» Анкетирование Октябрь Обучающиеся творческой группы преподаватель физ воспитпния .
«Здоровьесберегающая направленность образовательногопроцесса». Родительское собрание Ноябрь Преподавательф из культуры.
Отношение родителей обучающихся к курению. Социалоги-ческий опрос Ноябрь Обучающиеся творческой группы«Серый джин » Внеклассное мероприятие с
использованием ИКТПрезентацияНоябрь Обучающиеся творческой группы преподаватель физ воспитания , информатики
Тематическая
Встреча с инспектором ПДН по
профилактики
курения «Скажи «Нет!» Беседа Ноябрь Обучающиеся творческой группы педагог-организатор.
«Спортивная семья»
Встречи с врачом наркологом  День здоровья Январь Преподаватель физкультуры
Врач ЦРБ
«Здоровье молодых – здоровье края Информацион-ный стенд В течение
года Обучающиеся творческой группы. Преподаватель физкультуры
«Богатырская сила» «А ну-ка-парни!» Февраль Обучающиеся творческой группы
Эффективность проекта
Анализ проведенного в октябре 2014 года анкетирования «Моё отношение к курению», в котором принимали участие обучающиеся, в возрасте от 16 до 19 лет показал, что большинство обучающихся нашего ОУ впервые попробовали курить в начальной школе. Выяснилось, что 46% школьников курят постоянно, а не курящих вообще лишь 12%. Основная причина, по которой впервые попробовали закурить это желание подражать взрослым, так ответили 41% курящих. Цели ОУ и родителей по воспитанию подрастающего поколения должны совпадать, но, как показали результаты анкетирования, это не совсем так. На вопрос «Как относятся ваши родители к тому, что вы курите?» 12% обучающихся ответили: «Положительно». Оказалось, что у многих курильщиков постоянное желание бросить курить – 43%, 28% - часто думают о том, чтобы бросить курить.
Такие негативные данные, как мы считаем, получены по ряду причин:
приобщению подростков к табаку способствует реклама сигарет;
родители курят в присутствии детей;
приятели более старшего возраста курят, а подростки, как известно, подвержены их влиянию;
раннее знакомство подростков с сигаретами.
Все этапы по разработке и реализации проекта завершены в указанные сроки. Программа мероприятий по профилактике табакокурение, формированию здорового образа жизни в рамках реализации данного проекта выполнена. Распространена информация среди обучающихся о том, к каким последствиям может привести табакокурение; снизилось количество курящих учеников (до 2%). Проект «Модно не курить!» в рамках программы «Здоровье молодёжи – здоровье края» помог выработать у обучающихся умение отстаивать свое мнение и сопротивляться негативному влиянию со стороны взрослых и сверстников. Таким образом, поставленные задачи были решены. Но поскольку проблема «курильщиков» остаётся тема «Здоровья поколения» не закрыта.
Использованная литература
1) Г.И. Куценко, Ю. В. Новиков, "Книга о здоровом образе жизни", Москва, "ПРОФИЗДАТ" 2001.
2) Популярная медицинская энциклопедия, Москва, "Советская энциклопедия" 2003
3) З.А. Васильева, С.М. Любинская, "Резервы здоровья", Москва, 2008.
Библиографические источники:
Быть здоровым модно,  http://vkurse.ua/Все о здоровье! С ним круто, модно и престижно! http://61ru.net/chto-takoe-prostuda-i-kak-s-ney-borotsya-/Быть здоровым- модно!   http://jer4u.org/byt-zdorovym-modno/ «Быть здоровым- это модно!», http://www.edu-murom.ru/Быть здоровым- это модно! http://klub-pegasik 
Рапковская Анна.  Быть здоровым- модно! http://www.topauthor.ru/Быть здоровым- модно! http://www.proreklamu.com/Как избавиться от вредных привычек? http://ivona.bigmir.net/Здоровый образ жизни. http://www.medn.ru/Влияние здорового образа жизни на ваше самочувствие и здоровье. http://x-news.ru/