Причины нарушений в развитии. Диагностика отклонений в развитии



пРИЧИНЫ НАРУШЕНИЙ В РАЗВИТИИ. ДИАГНОСТИКА ОТКЛОНЕНИЙ В РАЗВИТИИ
center850006426200выполнила
студентка группы Ш-41Дьячковская Анастасия1000000выполнила
студентка группы Ш-41Дьячковская Анастасия

СОДЕРЖАНИЕ
Дети с сенсорной неполноценностью (с нарушением слуха, зрения, речи, функций опорно-двигательного аппарата и сенсомоторики).
- Диагностики.
- Динамическое упражнение для языка «Лошадка». 
Дети с задержкой психического развития.
- Упражнение на развитие. 
Дети с астеническим и реактивным состоянием и конфликтными переживаниями. 
- Упражнение на развитие. 
Дети с психопатоподобными (психопатическими) формами поведения (эмоциональные нарушения поведения).
- Игра на тренировку выдержки и контроль импульсивности. 
Умственно отсталые дети (олигофренные в степени дебильности, имбецильности, идиотии).
- Упражнение на развитие. 
Дети с начальными проявлениями психических заболеваний (шизофрения, эпилепсия, истерия и др.).
- Упражнение на развитие. 
Дети с сенсорной неполноценностью
ДИАГНОСТИКА НАРУШЕНИЙ СЛУХА
ПЕРВУЮ ОЦЕНКУ СОСТОЯНИЯ СЛУХА РЕБЕНКА ДАЕТ ПЕДИАТР ИЛИ ОТОРИНОЛАРИНГОЛОГ НА ОСНОВАНИИ ОПРОСА РОДИТЕЛЕЙ.
Анкета-вопросник для родителей
Вздрагивает ли ваш ребенок от громких звуков в первые 2-3 недели жизни?
Появляется ли замирание ребенка на голос в возрасте 2—3 недель?
Поворачивается ли ребенок в возрасте 1 месяца на звук голоса позади него?
Оживляется ли ребенок в возрасте 1-3 месяцев на голос матери?
Поворачивает ли ребенок голову в возрасте 4 месяцев в сторону звучащей игрушки или голоса?
Реагирует ли ребенок в возрасте 1,5—6 месяцев криком или широким открытием глаз на резкие звуки?
Есть ли гуление у ребенка в возрасте 2-4 месяцев?
Переходит ли гуление в лепет у ребенка в возрасте 4-5 месяцев?
Замечаете ли вы у ребенка появление нового (эмоционального) лепета, например, на появление родителей?
Беспокоится ли спящий ребенок при громких звуках и голосах?
Замечаете ли вы у ребенка в возрасте 8-10 месяцев появление новых звуков и каких?
Так, в возрасте от новорожденности до 4 месяцев у родителей выясняют, пробуждает ли спящего ребенка неожиданный громкий звук, вздрагивает ли и плачет ли он при таких звуках. Положительный ответ предполагает наличие нормального слуха.
О 4 — 7-месячных детях выясняют, делают ли они попытки поворачиваться к источнику звука и каков характер их голоса.
В 7—9 месяцев родители могут охарактеризовать способность ребенка определить источник звука.
В возрасте 9—12 месяцев вопросы, обращенные к родителям, касаются особенностей локализации звуков вне поля зрения ребенка, характера его речевых звуков. И наконец, в возрасте 1—2 лет выясняется способность ребенка слышать, не видя говорящего, а также каковы его ответные звуки, словарный запас.

СЛОЖИ РАЗРЕЗНУЮ КАРТИНКУ (ИЗ ТРЁХ ЧАСТЕЙ), (МЕТОДИКА СТРЕБЕЛЕВОЙ Е. А.)
ЗАДАНИЕ НАПРАВЛЕНО НА ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ЦЕЛОСТНОГО ВОСПРИЯТИЯ ПРЕДМЕТНОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ НА КАРТИНКЕ.
ОБОРУДОВАНИЕ: две одинаковые предметные картинки, одна из которых разрезана на три части (петух или платье). Наглядный материал.
ПРОВЕДЕНИЕ ОБСЛЕДОВАНИЯ: экспериментатор показывает ребёнку три части разрезной картинки и просит: «Сделай целую картинку».
ОБУЧЕНИЕ: в случае, если ребёнок не может правильно соединить части картинки, взрослый показывает целую картинку и просит сделать из частей такую же. Если и после этого ребёнок не справляется с заданием, экспериментатор сам накладывает часть разрезной картинки на целую и просит его наложить другую, после чего предлагает ребёнку выполнить задание самостоятельно.
ОЦЕНКА ДЕЙСТВИЙ РЕБЁНКА: принятие задания; способы выполнения; обучаемость; отношение к результату; результат.
1 балл — ребёнок не понимает задание; даже в условиях обучения действует неадекватно.
2 балла — ребёнок принимает задание, но не понимает, что части надо соединить в целое; кладёт части одну на другую; в условиях обучения действует часто адекватно, но после него не переходит к самостоятельному выполнению задания; безразличен к конечному результату.
3 балла — ребёнок принимает и понимает задание; пытается соединить части в целую картинку, но самостоятельно не может это выполнить; после обучения с заданием справляется; заинтересован в результате своей деятельности.
4 балла — ребёнок принимает и понимает задание; самостоятельно справляется с заданием, пользуясь при этом методом целенаправленных проб либо практическим примериванием.
«Лошадка». 
Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
Цок-цок-цок!Мы все сказали,Как лошадки поскакали.Вот лошадки поскакали,Язычок, поцокай с намиЭй, а где ж улыбка?Зубки и «прилипка».
ДЕТИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.
Задание 1. Здесь нарисованы точка и звездочка (показать). Нарисуй прямую линию от точки до звездочки, не отрывая карандаш от бумаги. Постарайся, чтобы линия была как можно ровнее. Закончив, отложи карандаш.

Задание 2. Здесь нарисованы две вертикальные линии (показать). Найди середину первой линии, а затем — второй. Нарисуй прямую линию от середины первой полосочки до середины второй. Не отрывай карандаш от бумаги. Закончив, отложи карандаш.

Задание 3. Посмотри: вот нарисована дорожка (показать). Тебе нужно нарисовать прямую линию от начала до конца дорожки по ее середине. Постарайся, чтобы линия не задевала края дорожки. Не отрывай карандаш от бумаги. Закончив, отложи карандаш.

Задание 4. Здесь нарисованы тоже точка и звездочка. Тебе их нужно соединить, проведя прямую линию сверху вниз.

Задание 5. Сейчас тебе нужно обвести нарисованную фигуру по прерывистой линии, а затем точно такие же фигуры нарисовать самому. Рисуй их так, как ты их видишь, постарайся правильно передать форму и размер фигуры. Фигуру обводи и рисуй только в заданном направлении и старайся не отрывать карандаш от бумаги. Закончив, отложи карандаш.

Задание 6. Сейчас тебе необходимо обвести предложенный рисунок по прерывистой линии, но линию вести надо только в том направлении, в каком показывает стрелка. Как только ты дорисовал до «перекрестка», смотри, куда показывает стрелка, и в том направлении рисуй дальше. Линия должна закончиться на звездочке (показать). Не отрывай карандаш от бумаги. Не забывай, что лист нельзя вертеть. Закончив, отложи карандаш.

ДЕТИ С ПСИХОПАТОПОДОБНЫМИ (ПСИХОПАТИЧЕСКИМИ) ФОРМАМИ ПОВЕДЕНИЯ (ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ).
«Личный подвиг».
Несдержанному, импульсивному ребенку дается индивидуальное задание – подняв для ответа руку самому ее опустить и обдумать то, что хотел сказать, вновь подняв руку опять ее опустить и обсудить предполагаемый ответ с соседом. Только после этого вновь поднять руку, если хочется высказаться.
УМСТВЕННО ОТСТАЛЫЕ ДЕТИ (ОЛИГОФРЕННЫЕ В СТЕПЕНИ ДЕБИЛЬНОСТИ, ИМБЕЦИЛЬНОСТИ, ИДИОТИИ).
Протолкни «все такие»
ЦЕЛЬ. Учить подбирать к одному образцу несколько объектов, выделяя их среди других; формировать первичное обобщение – «все шарики», «все кубики», «все большие», «все маленькие». Оборудование. Коробки с прорезями (по одной на каждой коробке) в форме круга, квадрата, треугольника, объемные геометрические формы (шары, кубы, треугольные призмы), предметы этих же форм.
ХОД ИГРЫ.
1-й вариант. За столом сидят рядом двое детей. На столе две коробки (одна – с квадратной, другая – с круглой прорезью) и вперемешку объемные формы (шары, кубы, башенки с треугольным сечением), все одного размера по три каждого вида. Педагог дает одному из детей коробку с круглой прорезью, а другому – с квадратной и ставит условие: отобрать сразу все, что можно протолкнуть в данную коробку. Ребенок отбирает фигурки среди лежащих на столе. Если он выбирает правильно, например шары, но берет не все, а только один или два шара, педагог напоминает ему, что нужно взять «все такие» (указывает на шары). Если же ребенок берет не только шары, но и башенки, он предлагает ребенку попробовать «только такие» (указывает на шар) и помогает путем проб отобрать, какие именно формы (шары) можно бросить в эту коробку. После того как дети отберут и бросят в прорези коробок нужные формы, педагог подводит итог: «Правильно, Таня собрала все шары и бросила их в коробку, а Костя отобрал все кубики и бросил их в свою коробку». Предлагает детям открыть коробки и еще раз посмотреть, что в них лежит.
2-й вариант. Коробки с прорезями стоят на столах. На некотором расстоянии от стола на стульях разложены геометрические фигуры. Педагог предлагает детям подойти к стульям и внимательно посмотреть, какие фигуры он спрячет в свою коробку. Напоминает, что подходить к столу можно только один раз, поэтому надо сразу взять все необходимое. Раздает детям корзиночки или сумочки, в которые они складывают шарики, кубики или трехгранные призмы. Дети отбирают свои фигуры, кладут в сумочки и несут к столу. При проталкивании проверяется правильность подбора. Затем педагог подводит итог игры, в случае необходимости указывая на то, что не «все такие» были взяты со стола или взяты лишние. Затем называет результат: «Все круглые», «все квадратные», «все треугольные», «все кубики», «все башенки» в зависимости от подготовки детей.
ДЕТИ С НАЧАЛЬНЫМИ ПРОЯВЛЕНИЯМИ ПСИХИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ (ШИЗОФРЕНИЯ, ЭПИЛЕПСИЯ, ИСТЕРИЯ И ДР.).
Внимательно дышим.
Сядьте в удобную позу на полу или на стуле. Спина прямая, руки лежат спокойно, глаза прикрыты. Внутренне обратите внимание на своё дыхание. Дышите обычно, глубоко, но следите за каждым вдохом и выдохом. В голову полезут разные мысли (про еду, про игрушки, про работу, про уборку). Надо чувствовать вдох и выдох. Возвращайте внимание к вдохам и выдохам много раз, постоянно. Маленькие дети могут сидеть так минуты три.
Дети постарше сидят до 20-и минут.