Современные представления о причинах и формах проявления психофизиологических и соматических нарушений здоровья детей, типология нарушений


Современные представления о причинах и формах проявления психофизиологических и соматических нарушений здоровья детей, типология нарушений Инклюзивное образование – не просто модное веяние нашего времени, а естественный и закономерный этап в развитии системы образования вообще – и подходов к образованию особенных детей, обладающих специальными образовательными потребностями в силу ограниченных возможностей своего здоровья. Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана от нормы, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Норма психического развития – это не усредненный для возраста показатель, а оптимальный с точки зрения общества, уровень развития соотнесенный с индивидуальными особенностями ребенка. Характеристики учащихся с различными нарушениями развития и нарушениями здоровьяКлассификация, предложенная В.А. Лапшиным и Б.П. Пузановым, которые к основным категориям аномальных детей относят : {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}виднарушенияI, IIдети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие). III, IVдети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие). Vдети с нарушением речи (логопаты). VIдети с нарушением опорно-двигательного аппарата. VIIдети с задержкой психического развития. VIIIдети с умственной отсталостью.IXдети аутисты Дефект - недостаток, нарушение или повреждение, потеря или отсутствие какого-либо органа или функции. По происхождению (природе)дефекты могут быть: органическими и функциональными. Факторы влияющие на развитие детей с ограниченными возможностями здоровьяВид (тип) нарушения.Степень и качество первичного дефекта. Вторичные отклонения в зависимости от степени нарушения могут быть - ярко выраженными, слабо выраженными и почти незаметными. Степень выраженности отклонения определяет своеобразие атипичного развития. Существует прямая зависимость количественного и качественного своеобразия вторичных нарушений развития нетипичного ребенка от степени и качества первичного дефекта.Срок (время) возникновения первичного дефекта.Условия окружающей социокультурной и психолого-педагогической среды. Причины отклонений в развитииI. Врожденные отклонения имеют 2 группы причин:1) Наследственные генетические поражения: дефекты хромосом, генотипа, болезнь Дауна, варианты глухоты. 2) Факторы, которые действуют на ребенка в перинатальном периоде (внутриутробном), чем раньше подействовал фактор, тем серьезнее отклонение. а) факторы, вызывающие заболевание матери в период беременности – инфекционные болезни, токсикозы, нарушения обмена веществ (краснуха, токсоплазмоз, заболевания нервной системы, грипп, несовместимость резус-факторов). б) акушерская патология – неправильное положение плода, обвитие пуповины. в) влияние химических веществ (лекарств), различных видов излучения. II. Приобретенные отклонения – вызываются родовыми или послеродовыми поражениями организма ребенка.- Родовые поражения организма ребенка возникают при неправильных действиях акушера (чаще внутричерепные родовые травмы, асфикция). - Послеродовые поражения могут быть следствием:  1) заболеваний, перенесенных в раннем детстве до 2-3 лет, особенно инфекционные – менингит, энцефалит, грипп, корь.  2) черепно-мозговые травмы (до 45% всех случаев причин. отклонении приобретенных) – ушибы, сотрясения, сдавление мозга – опасны до 2-3 лет.  3) депривация вызывает социально-обусловленные отклонения. (психич. депривация – состояние, возникающее при неудовлетворении основных психологических потребностей в достаточном объеме длительное время). Нарушение речиРечь – это процесс словесного общения, выражение какой либо мысли. Речь подразделяется на:письменную; устную;жестовая речь – имеет особое значение у людей с дефектами слуха. «Нарушение речи».Нарушение речи представляет собой отклонения от нормы в процессе функционирования механизмов речевой деятельности. Они подразделяются на:нарушения устной речи;нарушения письменной речи. Расстройства устной речи могут быть обусловлены нарушениями произносительной стороны речи:фонационного (внешнего оформления высказывания);структурно-семантического (внутреннего оформления высказывая (системное нарушение речи). Расстройства фонационного оформления речи:Дисфония (афония) – отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата.Брадилалия (брадифразия (быстрая) и тахилалия (тахифразия (медленная) – патологически замедленный или патологически ускоренный темп речи. Эти расстройства связаны с центрально обусловленными нарушениями реализации речевой программы (органическими или функциональными по своей природе). Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарат. Возникает чаще в ходе речевого развития ребенка.Дислалия (косноязычие) – нарушение, недостатки звукопроизношения фонем при нормальном слухе и сохраненной иннервации речевого аппарата:ротацизм – дефект произношения «р»;ламбдацизм – дефект произношения «л»;мациз – дефект произношения «г»;хитизм – дефект произношения «х»;каппацизм – дефект произношения «к»;сигмацизм – дефект произношения свистящих и шипящих звуков. Ринолия (гнусавость) – нарушение тембра голоса и звукопроизношение из-за анатомо-физиологических дефектов речевого аппарата (ращелены неба, нарушения резонансных свойств полости носа др.)Дизартрия (косноязычие) – нарушение произношения без расстройства восприятия речи на слух, чтение и письма, обусловлено недостаточностью иннервации речевого аппарата. Расстройства структурно – семантического оформление речи:Аллалия (дисфазия, слухонемота) – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка. Афазия (утрата речи) – полная или частичная утрата речи (после того, как она уже была сформирована), обусловленная локальными поражениями головного мозга в результате травм головы, нейроинфекции и опухолей мозга. – осуществляется после 3-х лет, когда сформирована речь. Нарушения письменной речи:Дислаксия – частичное специфическое нарушение процесса чтения. Проявляется в затруднениях опознания и узнавания букв, в затруднениях слияния букв в слоги и слогов в слова, что приводит к неправильному воспроизведение звуковой формы слова, искажению понимания прочитанного.Дисграфия – частичное специфическое нарушение процесса письма. Проявляется в нестойкости оптико-пространственного образа буквы, в смешениях или пропусках букв.Аграфия – проявляется нарушением способности писать правильно по смыслу и по форме при сохранности двигательной функции руки. Нарушения слуха Потеря слуха лишает ребенка важного источника информации и ограничивает тем самым процесс его интеллектуального развития. Однако эти недостатки в значительной мере могут быть компенсированы применением специальных методов и различных технических средств. в обучении. Выделяют следующие группы детей с недостатками слуха:1. Неслышащие дети – с полным выподением слуха, который не может использоваться для накопления речевого запаса. Эта группа подразделяется на:неслышащие без речи, которые потеряли слух до формирования речи;позднооглохшие, потерявшие слух, когда речь практически была сформирована. У позднооглохших детей имеется речь при отсутствии слуха, но необходимо предохранять речь от распада, закреплять речевые навыки.2. Слабослышашие (тугоухие) – дети с частичной слуховой недостаточностью, затрудняющей речевое развитие. {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Расстояние, на котором воспринимается речьСтепеньразговорнаяразговорнаяшепотнаяЛегкая От 6 м до 8 м3 м—б мУмеренная4 м—6 м 1 м—3 мЗначительная2 м—4 м От ушной раковины до 1 мТяжелая От ушной раковины до 2 м 0—0,5 м В основе психического развития детей с нарушенным слухом лежат те же закономерности, что и в норме. Однако имеются некоторые особенности, которые обусловлены замедленным овладением речью, коммуникативными барьерами и своеобразием развития познавательной сферы. Память глухих и слабослышащих детей отличается рядом особенностей: Запоминание находится в тесной зависимости от способа предъявления материала. Затруднено запоминание, сохранение и воспроизведение слов, предложений и текстов. Специалисты отмечают, что особенности словесной памяти детей с нарушениями слуха находятся в прямой зависимости от замедленного темпа их речевого развития. Воссоздающее воображение играет особую роль в познавательной деятельности глухих и слабослышащих детей. Его развитие затрудняется ограниченными возможностями ребенка к усвоению социального опыта, бедностью запаса представлением об окружающем мире, неумением перестраивать имеющиеся представления в соответствии со словесным описанием. Исследование творческого воображения глухих и слабослышащих детей также показывает наличие ряда особенностей, связанны с недостаточным объемом информации об окружающем мире. Особенности мышления детей с нарушением слуха связаны с замедленным овладением связанной речью. Наиболее ярко это проявляется в развитии словесно-логического мышления. При этом нагляно-действительное и образное мышление глухих и слабослышащих учащихся также имеет своеобразные черты. Нарушение слуха оказывает влияние на формирование всех мыслительных операций, приводит к затруднениям в использовании теоретических знаний на практике. Умственное развитие нормального ребенка (без каких либо отклонений) опирает на речь. У ребенка с нарушением слуха наблюдается расстройство всех основных функций речи (коммуникативной, обобщающей, сигнификативной, контрольной, регулирующей) и составных частей языка (словарный состав, грамматический строй фонетический состав). Поэтому дети, страдающие глубокими нарушениями слуха, обычно в общем развитии отстают от своих нормальных сверстников. На почве нарушений речи возникают расстройства письменной речи, которые проявляются в форме различных дисграфий и аграматизма Проблемы нарушения зрения Дети с нарушением зрения делятся на три группы: тотально слепые дети, частично видящие, слабовидящие. Нарушения зрительных функций оказывает серьезное влияние на развитие психики в связи с той огромной ролью, которую играет зрение в жизни человека. У лиц с глубокими нарушениями зрения сокращаются или полностью исчезают зрительные ощущения и восприятия, что приводит к уменьшение количества представлений, снижает возможности развития мышления, речи, воображения . Особенности внимания Нарушение зрения оказывает негативное воздействие на развитие внимания слепого и слабовидящего.Произвольное и непроизвольное внимание формируется в деятельности, которая активизирует духовные потребности, интересы, волевые качества и определяет уровень развития и направленность внимания. Ощущение и восприятиеОсобенности восприятия слепых и слабовидящих детей связаны со: Снижением активности отражательной деятельности;Сужение круга интересов;Недостаточным чувственным опытом;Снижена осмысленность и обобщенность. ПамятьНарушения зрительных функций отрицательно влияют на:Скорость запоминания;Продуктивность сохранения и качество воспроизведения.Отмечается недостаточная осмысленность запоминаемого материала;Низкий уровень развития логической памяти;Затруднения в узнавании. МышлениеНарушения классификации;Обобщения;Абстрагирования;Конкретизации. РечьРечь слепых выполняет особую компенсаторную функцию.О многих явлениях, предметах лица с нарушениями зрения могут получить представление только при помощи речи. ЛичностьНеблагоприятные условия со стороны родителей (чрезмерная опека, недостаток внимания) – приводит к эгоизму, установку на постоянную помощь, равнодушие к окружающим и т.д.Ограниченные контакты с окружающими влекут за собой – замкнутость, некоммуникабельность и стремление уйти в свой внутренний мир. Психологические особенности лиц с нарушением умственного развития Слабоумие (деменция) – вызванная патологическим процессом стойкая, трудно восполнимая утрата интеллектуальных способностей, т.е. обратное развитие, снижение, носящее приобретенный характер. Наблюдается снижение памяти, ослабление познавательных способностей, изменение поведения. Малоумие (Олигофрения) - врожденное состояние умственной недостаточности различной степениПри Олигофрении – интеллект так и не достигает уровня взрослого человека.Синдром олигофрении является достаточно стабильным состоянием – выраженность олигофрении не нарастает и не уменьшается (собственный интеллект), а эмоционально-волевая сфера в определенной мере может развиваться.При олигофрении в наибольшей степени страдает абстрактное мышление (конкретизация мышления – затруднение разграничений главного от второстепенного).Другие психические функции – память, эмоционально-волевая сфера и соматическое развитие страдают в меньшей степени. Степени олигофрении:идиотия (Уровень IQ = 0-20);имбецильность (Уровень IQ = 20-49);дебильность (Уровень IQ = 50-70). Три основные группы олигофрении:Олигофрения эндогенной природы – вызванные поражением генеративных клеток родителей. Болезнь Дауна – наличие лишней хромосомы – 47-й хромосомы (трисомия по 21 – й паре). УО в большинстве случаев достигает выраженной имбецильности, реже – идиотии и еще реже – дебильности.Истинная микроцефалия (малоголовость) – в основе недоразвитие головного мозга, в первую очередь ее полушарий, особенно недоразвиты лобовые доли. Чаще наблюдается идиотия. Олигофрения, обусловлена внутриутробными вредностями.Сюда относятся формы, в происхождении которых имеет значение поражение зародышевых тканей вирусами (при заболевании гриппом, гепатитом, эпидермическим паротитом, нейроинфекциями). Рубеолярная эмбриопатия – УО при ней резко выражена (идиотия, иногда имбецильность; имеется глухота, врожденные пороки сердца).Бактериальные инфекции - (Сифилис матери (УО от легкой дебильности до глубокой идиотии). Резус-конфликт. Олигофрения, обусловленная постнатальныит вредностями – т.е. развившимися в результате действия вредности во время родов и в ранем детсве – родовые травмы и асфексия, пересенные в возрасте до 3-х лет травмы головы и нейроинфекции. Наряду с биологически пореждающими факторами, к олигофрении (преимущественно к дебильности). Умственная отсталость{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Рубрика МКБ-10Умственная отсталостьIQ умственного развитияДиапазон (возраст)ОлигофренииF 70Легкая50-969-12 лет (до 12)ДебильностьF 71Умеренная35-496-9 летРезкое выражение имбецильностиF 72Тяжелая20-343-6 летИмбецильностьF 73ГлубокаяДо 20До 3-х летИдиотия Характеристика психической сферы УО детейОщущение и восприятие – слабо выраженно.Восприятие так характеризуется - сниженным темпом. Выделяют особенности восприятия детей с нарушением интеллекта такие как:Неточность, бедность, узость, нарушение целенаправленности, избирательности, осмысленности, обобщенности. ПамятьУчащихся с УО характеризуется нарушениями как:Запоминаниями (недостаточная осмысленность и последовательность, зависимость от содержания материала);Сохранения (повышенная забывчивость, слабая логическая переработка и недостаточное усвоение материала);Воспроизведение (неточность). РечьОт 40% до 60% - УО младших школьников имеют выражены дефекты устной речи (косноязычие, заикание, гнусавость).Отмечается недоразвитие речи, которое появляется в ее запоздалом формировании.Ограниченными словарный запас слов.Нарушения фонематического слуха, недостаточность активности и низко выразительности. Эмоционально-волевая сфера УО учащихсяСлабость интеллектуальной регуляции эмоций.Затруднение в развитии высших (интеллектуальных, моральных, эстетических) чувств.Низкий уровень развития средств эмоциональной выразительности Задержка психического развития (ЗПР) (пограничная интеллектуальная недостаточность) ЗПР включает в себя:Недоразвитие отдельных сторон психических функций;Недоразвитие моторных функций;Эмоциональная и социальная незрелость;Невропатия (вегетативную незрелость).В отличие от олигофрении, при ЗПР дети способны не только принимать и использовать помощь, но и переносить усвоенные навыки умственной деятельности в др. ситуации. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!