Семинар для педагогов по разрешению конфликтов


Семинар для педагогов « Выходы из конфликтных ситуаций с родителями»
Цель семинара – повышение компетентности педагогов ДОУ в ситуациях конфликтов с родителями
Задачи:
- ознакомление педагогов со стратегиями выхода из конфликтных ситуаций с родителями
- отработка навыков эффективного общения педагогов с родителями
Полноценное воспитание дошкольников происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения. Однако, в процессе общения педагогов с родителями могут возникать различного рода конфликты.
Конфликт – скрытое или явное противодействие сторон, чьи интересы в какой-либо сфере начали конкурировать между собой.
Претензии со стороны родителей могут быть следующими:
- воспитатель не нашел подход к ребенку
- мало занимается с ребенком
- плохо следит за ребенком
- накричал или отругал ребенка
Но и у воспитателей могут быть претензии к родителям:
- не заплатили за детский сад
- привели ребенка без сменного комплекта одежды
- привели в сад заболевшего ребенка
Давайте разберем, как нужно выходить из конфликта эффективно. Но вначале я хочу предложить вам небольшое практическое упражнение.
Упражнение « Яблоко и червяк».
Сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте, что вы – яблоко. Спелое, ароматное, наливное… Висите на ветке, все вами любуются, все вами
восхищаются…
Вдруг к вам ползет червяк. Подползает близко-близко и говорит : « Я тебя сейчас съем!» Что вы ему ответите? Запишите, пожалуйста, свой ответ на листочке.
Чуть позже мы вернемся к этому упражнению.
Существует 5 способов выхода из конфликта:
Конкуренция ( соревнование) – внимание человека направлено только на свои интересы, в конфликте побеждает только он.
Избегание – нет участия в конфликте, отсутствие внимания как к своим, так и к интересам партнера.
Компромисс – « половинчатая» выгода при выходе из конфликта
Приспособление – учитываются интересы партнера в ущерб собственным интересам
Сотрудничество ( эффективная стратегия), при которой учитываются интересы обеих сторон.
Давайте вспомним ваши ответы на упражнение.
Если вы ответили : « Я тебя убью, раздавлю», то это – конкуренция.
Вон красивая груша – избегание; Половинку съешь, половинку оставь мне – компромисс.
Да, ешь,видно судьба моя такая тяжелая – приспособление; Посмотри, на земле уже есть упавшие яблоки, ты их ешь, они тоже вкусные – сотрудничество.
А сейчас давайте с вами разберем практические ситуации.
Воспитатель обращается к маме Димы с рассказом о том, что дети нового узнали на занятиях и с предложением закрепить изученный материал дома. В ответ мама резко отвечает, что ей некогда заниматься с ребенком дома, что это обязанность воспитателя – он «за это деньги получает».
Комментарий психолога: Конечно, очень хорошо, когда родители и воспитатели действуют в одном направлении с целью развития ребенка. Но бывают семьи, где родители, по разным причинам, не хотят (или не могут) заниматься с ребенком сами. Если в такой семье воспитывается ребенок из Вашей группы необходимо по возможности уделить ему больше внимания.
Данный конфликт невозможно решить путем конфронтации, ведь заставить маму заниматься с ребенком невозможно. В данном случае лучше уклониться от конфликта, это поможет сохранить достоинство воспитателя, как профессионала. Очень важно не поддерживать навязываемый Вам резкий тон общения. Лучше попытаться косвенно побудить маму к занятиям с ребенком. Можно подготовить совместно со старшим воспитателем и психологом стенд или ширму об организации занятий и игр дома, где размещать рекомендации по темам, конкретные игры, задания.
Забирая вечером ребенка из детского сада, родители возмущаются, что его одежда очень грязная, обвиняют воспитателя, что он плохо следит за детьми.
Воспитатель предлагает родителям всю прогулку держать ребенка за руку.
Комментарий психолога: Если предложение воспитателя сделано в шутливой форме, возможно, это хороший выход из данной ситуации. Ведь юмор - прекрасное средство снятия психологического напряжения. Но тут же постарайтесь доброжелательно объяснить родителям, как важно ребенку «наиграться», что ограничение движения ребенок воспринимает как наказание, а для детского сада больше подойдет одежда попроще.
3. Таню родители приводят в группу после завтрака, из-за чего Таня постоянно пропускает утренние индивидуальные занятия, игры, зарядку.
На утверждения воспитателя о необходимости соблюдения режима дня детского сада отвечают, что имеют право приводить своего ребенка тогда, когда им это удобно.
Комментарий психолога: Возможно, воспитателю на следующем родительском собрании нужно сделать яркую презентацию утренних занятий с детьми. Эффективно использовать видеофрагменты, фотографии, сделать любимую детьми зарядку вместе с родителями. Важно подчеркнуть результаты утренних индивидуальных занятий с детьми.
В общении с родителями в такой ситуации важно не использовать обвинительные интонации, это побуждает родителей к психологической защите в виде «нападения». Лучше использовать метод «Я – сообщения», выразив свои чувства. Например: «Мне жалко, что Кати не было утром, ведь у нас была новая, такая веселая зарядка (важное занятие, игра)».
***
4. Папа, приводя сына в группу детского сада, все время дает ему с собой сладости, жевательную резинку. На просьбу воспитателя не делать этого грубо отвечает, что это его личное дело.
Комментарий психолога: Эффективны разъяснительные объявления в раздевалке группы. Если и это не поможет, необходимо обратиться за помощью медицинского работника детского сада. Пусть медсестра сама еще раз разъяснит родителю санитарно – гигиенические правила детского сада.
Интересно, что на практике такие ситуации чаще всего останавливают сами дети, говоря родителям, что приносить в садик сладости «не по правилам».
Очень часто проблема в общении может заключаться в том, что человек произносит слова в резком или агрессивном тоне, который является его психологической особенностью. Его партнер по общению на бессознательном уровне, считывая этот тон, не желает сотрудничать.
Давайте проверим эту информацию на конкретном примере.
Произнесите, пожалуйста, фразу: «Давайте с вами обсудим подготовку к празднику»
- агрессивным тоном
- уверенным и доброжелательным тоном
Какие эмоции возникли у вас после того, как к вам обратились в агрессивном тоне? Как вы себя захотели повести в ответ?
Помните! Резкость всегда вызывает резкость
Лучший комплимент для родителя – похвала успехов его ребенка!
В конце занятия педагогам раздаются памятки по приемам эффективного общения с родителями.