Разработка внеклассного мероприятия на тему: Мудрость народа — в его традициях


Департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области
ОГАПОУ «Корочанский СХТ»
Методическая разработка внеклассного мероприятия-викторины по теме:
«Мудрость народа - в его традициях»
по дисциплине: «Русский язык и литература»
Разработала:
преподаватель
общеобразовательных дисциплин
Островская Л.В.
Короча, 2015 год
Аннотация
Данная методическая разработка внеклассного мероприятия-викторины «предназначена для внеклассного мероприятия по русской литературе. Цель данного мероприятия формирование представления о национальных обычаях, обрядах, об истории и культуре русского народа на основе устного народного творчества русского языка. Данное мероприятие предназначено для студентов 1-2 курсов средних профессиональных учреждений.
Содержание
Введение                                                                                                                4                                        
Основная часть                                                                                                      7
1. Вводная беседа                                                                                                  7
2. Викторина                                                                                                          8
3. Подведение итогов                                                                                           15
Заключение                                                                                                            16
Список использованных источников                                                                  17
Введение
     Трудно отыскать русского человека, который обходился бы без  помощи пословиц, поговорок, сказок и загадок.     Устное народное творчество, как единое средство, охватывает большую часть человеческого опыта. Благодаря обобщённому характеру народного творчества, пословицы, поговорки, сказки и загадки можно использовать на всех этапах, обучая искусству иносказания, именно иллюстрировать свою мысль и обобщать её в краткой форме.
     Использование народного творчества в практике преподавателя, несомненно, будет способствовать лучшему овладению этим предметом, расширяя знания о языке, лексический запас и особенности его функционирования. С другой стороны изучение устного народного творчества представляет собой дополнительный источник страноведческих знаний.
          Лексико-грамматическая насыщенность устного народного творчества позволяет использовать его не только при объяснении и активизации многих грамматических явлений, но и для обогащения лексического запаса. Пословицы и поговорки, например, могут употребляться в упражнениях на развитие речи, в которых они используются в качестве стимула. Одну и ту же пословицу или поговорку можно интерпретировать по-разному. Поэтому, на основе данной поговорки или пословицы учащиеся учатся выражать свои собственные мысли, чувства, переживания, т.е. демонстрируют различные способы их размещения в речи.     Знание устного народного творчества обогащает словарный запас учащихся, помогает им усвоить образный строй языка, развивает память, приобщает к народной мудрости. В некоторых образных предложения, содержащих законченную мысль, обычно легче запоминаются новые слова.
Цели и задачи викторины-игры
Цель познавательная: сформировать представление о разделе “Фразеология”, о фразеологическом обороте, крылатых словах, пословицах и поговорках, сказках и загадках.
Задачи:
1. Знать цели и задачи изучения раздела “Фразеология”.
2. Уметь ограничивать свободные словосочетания и отдельные слова от устойчивых словосочетаний.
3. Знать причины возникновения устойчивых сочетаний.
Цель воспитательная: сформировать чувство любви и уважения к своему народу, его обычаям, быту, к своему языку.
Цель развивающая: совершенствовать устную речь, делая её выразительной, яркой, образной.
Задачи:
1. Уметь определять значения устойчивых сочетаний.
2. Уметь заменять фразеологические единицы на синонимичные и антонимичные выражения.
3. Развивать навык работы с фразеологическим словарем.
4. Находить устойчивые обороты в художественных произведениях.
5. Уметь использовать в своей речи.
Межпредметные связи: литература.
Наглядные пособия: плакаты с пословицами и поговорками, крылатыми выражениями.
Раздаточный материал: карточки-задания.
Цель урока:
Познакомить учеников с элементами фольклора
Тренировка лексических навыков.
Развитие языковой догадки и логического мышления.
      Оборудование: наборы пословиц для каждой команды (7 пословиц на русском языке); наборы ситуаций для каждой команды (3 ситуации для каждой команды); задание на карточках для конкурса «Составь пословицы» (6 пословиц для каждой команды), презентация.
Основная часть игры-викторины «мудрость народа в его традициях »
Ход  мероприятия:
1.   Вступительная беседа
Ведущий: 
Ещё задолго до появления первой рукописной книги русский народ создал высокую культуру звучащего слова, своеобразную литературу, которую передавали из уст в уста от одного поколения к другому; литературу, которую теперь называют устным народным творчеством. Это мудрые пословицы, хитрые загадки, весёлые и печальные песни, торжественные былины и удивительно разнообразные сказки. В пословицах, былинах, сказках народ выразил свои нравственные понятия: что такое добро, зло счастье и горе, трудолюбие, и лень, честность и обман. Пословицы и поговорки многообразны, они находятся как бы вне временного пространства. Действительно, в какое бы время мы не жили, пословицы, и поговорки всегда останутся актуальными, приходящимися всегда к месту. В пословицах и поговорках отражен богатый исторический опыт народа, представления, связанные с трудовой деятельностью, бытом и культурой людей. Правильное и уместное использование пословиц и поговорок придает неповторимое своеобразие и выразительность.
2.   Викторина
 Викторина будет проходить в довольно быстром темпе.
Она чем-то напомнит вам спортивное состязание, но вы будете состязаться не в силе и ловкости, а в знаниях — кто больше знает и быстрее соображает. Ваши ответы оценит компетентное жюри... Представляются члены жюри и его председатель.
 Итак, мы начинаем!
1. Загадки
—  Начинаем наше соревнование. Кто знает, что такое загадка? (Загадки — это зарифмованные строки, в которых дано иносказательное изображение предметов и явлений. Русские народные загадки ясные, поэтичные.)
—   Голубой платок, Алый клубок
По платку катается, Людям улыбается. (Солнце.)
— Двенадцать братьев Друг за другом ходят,
Друг друга не находят. (Месяцы.)
— Пришёл волк - Весь народ умолк, Ясен сокол пришёл -
Весь народ пошёл. (Ночь и день.)
—  Поднялись ворота - Всему миру красота. (Радуга.)
— Старик у ворот Тепло уволок, Сам не бежит
И стоять не велит. (Мороз.)
—  Весной веселит, Летом холодит, Осенью питает. Зимой согревает. (Лес.)
—  Стоит городок - Сколько стареньких домков,
Сколько беленьких жильцов. (Подсолнух.)
—   У матери двадцать деток,
Все детки — однолетки. (Наседка и цыплята.)
—  Бел, как снег, В чести у всех, В рот попал —
Там и пропал. (Сахар.)
— И языка нет,
А правду скажет. (Зеркало.)
— Утка ныряла — ныряла
И хвост потеряла. (Иголка и нитка.)
—  Сидит Пахом  
На коне верхом,
 Книги читает,
А грамоты не знает. (Очки.)
— Без крыльев, А летит.
Без языка,
А говорит. (Письмо.)
—  Под землёй Птица гнездо свила,
Яиц принесла. (Картофель.)
—  Белый тулупчик Сшит без рубчика. (Яйцо.)
—  Маленький Иван - Костяной кафтан. (Орех.)
— Без ног, а хожу, Без рук, а указываю. (Часы.)
— Легко, кругло,
А за хвост не поднять. (Клубок.)
—  Без языка, Без голоса,
А всё расскажет. (Книга.) Ведущий: Ребята! Справились с загадками!
1. А теперь вспомним английские пословицы и поговорки:
— А сейчас, дорогие участники, вы будете отгадывать, о какой русской народной сказке идёт речь. Любите сказки' А что такое сказка, знаете? (Сказка — это занимательный,  рассказ о необыкновенных приключениях и событиях.)
- Попробуем угадать,  что это за сказка?
-  Кто-то за кого-то ухватился цепко, Ох, никак не вытянуть, ох,
Засела крепко.
Но ещё помощники скоро прибегут.
Победит упрямицу дружный общий труд
Дедки, бабки, внучки, жучки, кошки и мышки.
(«Репка»)
-  Колотил да колотил  По тарелке носом, Ничего не проглотил И остался с носом. («Лиса и журавль»)
- А дорога далека, А корзинка нелегка, Сесть бы на пенёк, Съесть бы пирожок! («Маша и медведи»)
-    Ах ты, Петя, — простота, Оплошал немножко,
Не послушался кота  Выглянул в окошко. («Петушок — золотой гребешок»)
-     Нет ни речки, ни пруда, Где воды напиться,
Очень вкусная вода  В ямке от копытца. («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)
-  Красна девица  грустна, Ей не нравится весна, Ей на солнце тяжко, Слёзы льёт бедняжка. («Снегурочка»)
2. 
Команды получают листы с пословицами. Им необходимо соединить пословицы и их значения на английском языке.
Задание для 1 команды:
Задание для 2 команды:
Задание для 3 команды:
3.Конкурс «Продолжи пословицу»
Команды получают листы с заданием. Им необходимо соединить начало и конец пословиц.
Задание для 1 команды:
Куй железо, ни сил, ни жизни не жалей.
Один в поле век учись.
Что посеешь, пока горячо!
Век живи год кормит.
Вешний день то и пожнешь.
Для Родины своей не воин.
Задание для 2 команды:
Какие труды а имей сто друзей.
Не спеши языком так и выспался
Слов не воробей такие и плоды.
Как постлал вылетит, не поймаешь.
С кем поведешься торопись делом.
Не имей сто рублей от того и наберёшься.
Задание для 3 команды:
При солнышке тепло, вода не течёт.
Красна птица опереньем, слова не выкинешь.
Сам умирай, один раз отрежь.
Семь раз отмерь, а человек уменьем.
Из песни а при матери добро.
Под лежачий камень а товарища выручай
4. Особенности русского быта.
 Ведущий: Участникам нужно ответить на вопросы о быте, истории и культуре русского народа. Из сказок, пословиц, песен вы узнали об особенностях русского быта. Итак, приготовились. Вопросы:
1.  Как называется праздник проводов русской зимы? (Масленица.)
2.  Какое угощение было обязательно на этом празднике? (Блины.)
3.  Какие блюда русской кухни вы знаете? (Щи, каша, пироги, блины.)
4.  Какую обувь носили русские крестьяне? (Лапти.)
5.  Что такое изба? (Деревянный крестьянский дом.)
6.  Назовите русский сувенир, известный во всем мире? (Матрёшка.)
7.  Какую одежду носили русские женщины? (Сарафан, сапожки.)
8.  Как называется русская мужская рубашка? (Косоворотка.)
9.  Какое национальное дерево России? (Берёза.)
10.  Какой русский город назвали городом мастеров? (Тулу.)
11.  Чем был знаменит Нижний Новгород? (Ярмарками.)
12.  Назовите первую столицу русского государства? (Киев.)
13.  Назовите имя первого русского книгопечатника? (Иван Фёдоров.)
14.  Назовите имена великих русских писателей?
15.  Какой русский царь любил плотничать? (Пётр.)
5. Каламбуры
Ведущий: Вы знаете, что такое каламбур? Каламбур — это остроумная игра слов, основанная на их звуковом сходстве и смысловом различии. Попробуйте и вы проверить себя, отвечая на вопросы каламбурной викторины.
1.  Сколько яиц можно съесть натощак? (Одно.)
2.  Где стоит вода столбом? (В бутылке, в стакане.)
3.  Чем до неба докинешь? (Взглядом.)
4.  От чего гусь плавает? (От берега.)
5.  По чему в лес ходят? (По земле.)
6.  За чем во рту язык? (За зубами.)
7.  За чем мы едим? (За столом.)
8.  По чему поезд ходит? (По рельсам.).Студенты смотрят презентацию пословиц и называют русские эквиваленты.
1. Уговор дороже денег.
2. Сломанный колокол никогда не звонит.
   (Старость не в радость). 
3. Влиятельный друг дороже денег.
   (Не имей сто рублей, а имей сто друзей.)
4. Истинный друг познаётся в беде.
5. Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты.
6. Дают - бери, бьют - беги.
7. Здоровье - главное богатство. 
8. Лучше поздно чем никогда.
9. Одна голова хорошо, а две лучше.
10. В здоровом теле здоровый дух. 
11. Сколько стран, столько и обычаев.
12. Аппетит приходит во время еды.
13. Делу время потехе час. 
14. О вкусах не спорят.
15. Учиться никогда не поздно. 
16. Без труда не выловишь и рыбку из пруда. 
17. В гостях хорошо, а дома лучше. 
6.  Конкурс вставь слово
 Вставьте в названия сказок пропущенные слова.
Поди туда – не знаю куда, __________ то – не знаю что.
Сестрица __________ и братец Иванушка.
Иван – царевич и ___________волк.
У страха _________ велики.
Финист - _______________ сокол.
_________ из топора.
Никита __________.
Летучий _____________. 
Ответы: принеси; Аленушка; серый; глаза; ясный; каша; Кожемяка; Голландец.
7.  Конкурс Вопрос-Ответ.
Командам по очереди задаются вопросы.
Славный защитник Руси – матушки, 33 года недвижно просидевший в избе. Калики перехожие помогли ему обрести силу богатырскую. (Илья Муромец)
Злодей. Свистел по – соловьиному, кричал по – звериному, шипел по - змеиному. (Соловей – разбойник)
Побратим Ильи Муромца победивший Змеинище – Грынище о трёх головах, о двенадцати хоботах с погаными крыльями. (Добрыня Никитич)
Что должен был взять, а чего не должен был трогать Иван – царевич из сказки «Иван – царевич и серый волк». (Взять птицу и коня, а не трогать клетку и уздечку)
Как поступили братья с Иваном – царевичем? (Убили его, а всё добро забрали)
Кто и в какой сказке говорил: «Сивка – бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой»? (Иванушка в сказке «Сивка – бурка»)
Какая сказка заканчивается словами: «Злую ведьму привязали к лошадиному хвосту и пустили в чистое поле»? (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)
Кого родители благословляли такими словами: «Поезжай, наше дитятко милое, в чисто поле, из чиста поля в славный Киев – град. Низко кланяйся князю с княгинею, войску русскому, богатырям – товарищам. Обходись с ними вежливо». (Илью Муромца)
Кто из былинных персонажей жил у речки Смородины, на горе Сорочинской? (Соловей – разбойник, Змей – Горыныч)
3.  Подведение итогов. Награждение победителей.
Заключение
     В заключении необходимо отметить, что работа с элементами фольклора на уроках русского языка не только помогает разнообразить учебный процесс и сделать его более ярким и интересным. Она помогает решить ряд очень важных образовательных задач учебного, воспитательного и развивающего характера. Изучение паремий, их анализ и сравнение с аналогами в родном языке помогает формировать у ребят познавательный интерес к изучаемому предмету и культуре стран, расширять кругозор, развивать образное мышление, творческие задатки, языковую догадку, а также внимание, память и логику. Кроме этого, создаёт возможность осуществления широких межпредметных связей и порождает интерес к исследовательской работе в рамках ученических проектов.
После проведенного мероприятия мы пришли к следующим выводам:
1. Устное народное творчество является одним из средств, направленных на повышение мотивации в изучении иностранного и родного языка у учащихся средних профессиональных учреждений.
2. Несущие в себе отражение культурных особенностей страны изучаемого и родного языка, элементы фольклора могут служить хорошим средством повышения социокультурной компетенции учащихся.
3. Использование народного творчества на уроках английского, русского языка и литературы должно носить систематический характер. Введение фольклорных элементов должно происходить в контексте изучаемой лексической темы, для наиболее эффективного повышения уровня знаний учащихся.
     Таким образом, можно сделать вывод, что использование устного народного творчества на уроках способствует лучшему овладению данным предметом, расширяет знания о языке и особенностях культуры стран. Приобщение к культуре страны изучаемого языка через элементы фольклора, дает учащимся ощущение сопричастности к другому народу.
Список использованных источников:
1. Булыгина, Т.В. Языковая концептуализация мира (на материале русской грамматики)/Т.В. Булыгина, А.Д. Шмелев. – М.: Школа «Языки русской культуры», 2011. – 576 с.
2. Даль В.И. Пословицы русского народа. - М.: Издательство Эксмо, Изд-во ННН, 2003. - 616 с.
3. Иванова, Е. В. Мир в английских и русских пословицах / Е.В. Иванова. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2009. – 280 с.
4. Розе Т.В. Толковый словарь пословиц и поговорок русского языка  М.: ОЛМА Медиа Групп, 2014. — 48 с
5.  Longman Dictionary of Contemporary English, London, 2001.
Ресурсы Интернета:
1. http://www.fplib.ru/literature/proverbs/htm/пословицы.
2. http://envoc.ru/code/proverbs.php3. http://bebi.lv/poslovici/angliyskie-pogovorki-i-perevod-angliyskih-   poslovits-i-pogovorok.html