Что изучает орфоэпия? Произношение ударных и безударных гласных звуков


Конспект урока русского языка в 5 Б классе
Тема: Что изучает орфоэпия? Произношение ударных и безударных гласных звуков
Класс: 5 БПредмет: русский язык
Учебник: Русский язык. 5 кл.: учебник / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2014
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Вид деятельности обучающихся: коллективная форма, индивидуальная, работа в парах Цель урока: создание условий обучения, способствующих самостоятельному поиску и закреплению знаний об орфоэпических нормах.
Цели и задачи: Осознавать важность нормативного произношения для культурного человека. Овладеть основными нормами орфоэпии в области гласных звуков. Уметь пользоваться школьным орфоэпическим словарём. Понимать и правильно употреблять орфоэпические пометы.
Предметные: научиться применять правило проверки безударной гласной в корне слова.
Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, уметь видеть ситуацию с разных позиций и договариваться с людьми иных позиций.
Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования слова.
Личностные: формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя
Образовательные задачи:
-дать понятие орфоэпии и орфоэпической нормы;
-формировать навыки правильной речи (нормы ударения и произношения);
-развивать общеучебные умения:
-находить и применять изучаемые орфоэпические правила;
-обогащать словарный запас учащихся.
Развивающие задачи:
-вырабатывать умения учащихся самостоятельно получать знания по теме урока и навык самостоятельной поисковой работы с учебной литературой.
-развивать внимание к собственной устной речи и речи собеседника;
- развивать мыслительные операции (анализ и синтез), память и внимание, логическое мышление, речевые способности и личностные качества (ответственность и самостоятельность), коммуникативные навыки;
-формировать творческие способности.
Воспитательные задачи:
- воспитывать интерес к родному языку, культуру ответа, бережное отношение к русскому слову.
Универсальные учебные действия (УУД):
Личностные: ищут свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений.
Регулятивные: в диалоге с учителем совершенствуют критерии оценки и пользуются ими в ходе оценки и самооценки.
Познавательные: анализируют, сравнивают, классифицируют и обобщают факты и явления.
Коммуникативные: умеют видеть ситуацию с разных позиций и договариваться с людьми иных позиций.

Ход урока:
1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности
Приветственное слово учителя.
Звонкий прозвенел звонок.
Начинается урок.
Встаньте прямо, не шумите,
Всё ль на парте, посмотрите.
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
Книжка, ручка и тетрадки.
Не забыть и про дневник,
Знает каждый ученик. Молодцы!
Готов весь класс,
Мы урок начнем сейчас. (Слайд 1)
2. Проверка домашнего задания.
3.Актуализация знаний
На доске написаны слова: стрелки, кружки, гвоздики. (слайд 2) .
Если бы вам сейчас предложили нарисовать картинки к этим словам, что бы вы изобразили? ( Почему рисунков больше, чем слов? Почему получились разные рисунки? (слайд3) Как вы думаете?
(В каждом слове скрыто два, которые пишутся одинаково, а произносятся по-разному, т.к. ударение в этих словах может падать на разные слоги: стрелки (часов) – стрелки (военные), гвоздики (железные стержни) – гвоздики (цветы). Мы видим, что очень важно правильно поставить ударение в слове, т.к. от этого может поменяться его лексическое значение.
- Откройте тетради, запишите число. Классная работа. (слайд4) .
4.Постановка учебной цели
Какой раздел науки о языке изучает правильное постановку ударения? ( Орфоэпия)
- Итак, как звучит тема нашего сегодняшнего урока? (слайд 5)
Давайте посмотрим, из каких частей состоит это слово. Каково значение каждой части? (слайд6)
(“Орфо” - правильный, “эпос” - речь. Правильная речь) Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить? (научиться правильно ставить ударение)
Прочитайте отрывок из стихотворения и объясните, какие ошибки допустил Петя в своей речи. (работа в парах)
Рассказ школьного портфеля.
Знакомьтесь: Петя. Мой сосед.
Ему уже двенадцать лет.
Но говорит он до сих пор
Не «коридор», а «колидор».
«Дилектор входит в кабинет…»
«Закрыт магАзин на обед…» «Хозяйка моет стаканЫ…»
«Секёт свеклУ…»
«Пекёт блины…»
И до меня дошёл черёд:
Портфель он «пОртфелем» зовёт.
Но мне не зря родную речь
Судьбой доверено беречь.
И я придумал не шутя:
Пусть и его зовут ПетЯ. ( Ю.Тимянский)
Запишем их правильно в тетрадь и поставим ударение. 
Работают в тетрадях: коридор, директор, магазин, стаканы, сечёт, печёт, портфель, свёклаПравильная постановка ударения
5. Физкультминутка.
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо всё выше, выше.
6. Усвоение новых знаний.
- Откройте учебник и прочитайте лингвистический текст.
Предварительное задание (слайд 7):
- Читая § 30, найдите ответы на следующие вопросы:
- Что такое орфоэпия? (раздел науки о языке, изучающий правильное произношение звуков, слов и ударение в словах)
- Что обозначает корень «эпос»? Речь
-Зачем нужно соблюдать орфоэпические нормы?
-Какие словари помогут нам определить правильное произношение слова, его ударение?
1) Словарь в учебнике “Произноси правильно”, 2) Школьный орфографический словарь, 3) Орфоэпический словарь.
- Давайте вспомним, как работать со словарем. По какому принципу расположены слова в словаре? Определите правильный вариант (слайд 8): морфема [фэ] или [ф`э], квартал или квартал. Что такое квАртал?
- Молодцы, все справились с заданием.
Отгадайте загадку.
Шутник он, невидимка-молоток,
Тук! – и ударил в безударный слог…
И сразу же исчез огромный замок,
И появился маленький замок.
- Кто этот шутник, ребята? (Ударение)
- Чем отличается ударный слог от безударного? ( отличается от безударных большей длительностью, силой и особым качеством входящих в него звуков)
Б) Тренировочные упражнения (слайд 9).
Задание
В группе однокоренных слов выделите корень и расположите слова так, чтобы ударение падало на первый, второй и т.д. слоги. (Задание выполняется по рядам, у доски по одному человеку от каждого ряда.)
Молодежь, молод, молоденький, помолодел.
Дорогой, дорого, дороже, дороговатый.
6.1Работа с учебником. Упражнение 208(устно)
6.2.Закрепление изученного материала
- Теперь поработаем со словами, а чтобы наша работа была на сто процентов успешной, мы обратимся к орфоэпическому словарю. Он размещён в конце ваших учебников. Откройте стр 307
- Видите, как много слов, требующих запоминания правильного их произношения. Есть и большой Орфоэпический словарь. Он очень хороший помощник для тех, кто готовится к выступлению.
- Мы с вами сейчас запишем слова, расставим в них ударения и потом полушёпотом произнесём .
Задания на карточках или на слайде (слайд 10) Взаимопроверка.
Алфавит, документ, звонит, каталог, красивее, километр, магазин, свекла,торты, щавель.
7.Рефлексия деятельности. (3 минуты)
Мини-тест (каждый делает самостоятельно). Задания на слайде (12-14).
Взаимопроверка (сверяем со слайдом)
-А теперь я готова услышать от вас ответ на наш главный вопрос урока.
- Для чего нужна орфоэпия?
(правильно произносить слова, благодаря ударению различать смысл слов 8.Домашнее задание.
Ребята, я вижу, что вам всё понятно.
Открываем дневники. Записываем Д/З. § 30
упр 211 (письменно). 214 (1) устно
- Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке.
9.Выставление оценок (слайд 16)
- Оцените свою работу на уроке. Работу класса
- Выберите смайлик своего настроения. (Анализируют работу на уроке через самооценку)
(материал урока понял, могу объяснить другу.) (затрудняюсь ответить) ( материал сложный, надо еще
раз обратиться к § учебника )
Рассказ школьного портфеля.
Знакомьтесь: Петя. Мой сосед.
Ему уже двенадцать лет.
Но говорит он до сих пор
Не «коридор», а «колидор».
«Дилектор входит в кабинет…»
«Закрыт магАзин на обед…» «Хозяйка моет стаканЫ…»
«Секёт свеклУ…»
«Пекёт блины…»
И до меня дошёл черёд:
Портфель он «пОртфелем» зовёт.
Но мне не зря родную речь
Судьбой доверено беречь.
И я придумал не шутя:
Пусть и его зовут ПетЯ. ( Ю.Тимянский)
Рассказ школьного портфеля.
Знакомьтесь: Петя. Мой сосед.
Ему уже двенадцать лет.
Но говорит он до сих пор
Не «коридор», а «колидор».
«Дилектор входит в кабинет…»
«Закрыт магАзин на обед…» «Хозяйка моет стаканЫ…»
«Секёт свеклУ…»
«Пекёт блины…»
И до меня дошёл черёд:
Портфель он «пОртфелем» зовёт.
Но мне не зря родную речь
Судьбой доверено беречь.
И я придумал не шутя:
Пусть и его зовут ПетЯ. ( Ю.Тимянский)
Рассказ школьного портфеля.
Знакомьтесь: Петя. Мой сосед.
Ему уже двенадцать лет.
Но говорит он до сих пор
Не «коридор», а «колидор».
«Дилектор входит в кабинет…»
«Закрыт магАзин на обед…» «Хозяйка моет стаканЫ…»
«Секёт свеклУ…»
«Пекёт блины…»
И до меня дошёл черёд:
Портфель он «пОртфелем» зовёт.
Но мне не зря родную речь
Судьбой доверено беречь.
И я придумал не шутя:
Пусть и его зовут ПетЯ. ( Ю.Тимянский)
Рассказ школьного портфеля.
Знакомьтесь: Петя. Мой сосед.
Ему уже двенадцать лет.
Но говорит он до сих пор
Не «коридор», а «колидор».
«Дилектор входит в кабинет…»
«Закрыт магАзин на обед…» «Хозяйка моет стаканЫ…»
«Секёт свеклУ…»
«Пекёт блины…»
И до меня дошёл черёд:
Портфель он «пОртфелем» зовёт.
Но мне не зря родную речь
Судьбой доверено беречь.
И я придумал не шутя:
Пусть и его зовут ПетЯ. ( Ю.Тимянский)
Рассказ школьного портфеля.
Знакомьтесь: Петя. Мой сосед.
Ему уже двенадцать лет.
Но говорит он до сих пор
Не «коридор», а «колидор».
«Дилектор входит в кабинет…»
«Закрыт магАзин на обед…» «Хозяйка моет стаканЫ…»
«Секёт свеклУ…»
«Пекёт блины…»
И до меня дошёл черёд:
Портфель он «пОртфелем» зовёт.
Но мне не зря родную речь
Судьбой доверено беречь.
И я придумал не шутя:
Пусть и его зовут ПетЯ. ( Ю.Тимянский)
Рассказ школьного портфеля.
Знакомьтесь: Петя. Мой сосед.
Ему уже двенадцать лет.
Но говорит он до сих пор
Не «коридор», а «колидор».
«Дилектор входит в кабинет…»
«Закрыт магАзин на обед…» «Хозяйка моет стаканЫ…»
«Секёт свеклУ…»
«Пекёт блины…»
И до меня дошёл черёд:
Портфель он «пОртфелем» зовёт.
Но мне не зря родную речь
Судьбой доверено беречь.
И я придумал не шутя:
Пусть и его зовут ПетЯ. ( Ю.Тимянский)