ПЛАН мероприятий направленных на формирование правовой грамотности и законопослушного поведения


приложение к годовому плану работы
ПЛАН
мероприятий направленных на формирование правовой грамотности и законопослушного поведения Центра развития ребенка «Сказка»
Задачи:
1.Способствовать развитию правового сознания детей старшего дошкольного возраста, уважительному отношению к людям.
2.Создание условий, способствующих формированию законопослушного поведения воспитанников.
2.1 Ввести в образовательно - воспитательный процесс тематические беседы, проигрывание ситуаций .2.2.Разработать развивающие игры и наглядность, способствующую формированию правосознания ребенка дошкольного возраста.
2.3. Повысить психолого- педагогическую компетентность родителей воспитанников, педагогов по данной теме.
3.Активизировать родителей в процессе работы по формированию правового сознания детей старшего дошкольного возраста
№ Мероприятия Срок Ответственные
1. Разработка плана мероприятий направленных на формирование правовой грамотности и законопослушного поведения, в рамках Дня правовой помощи детям 09.11.2016г. Старший воспитатель Т.И.Пыхова
2. Подбор и выставка методической литературы о правах ребенка и государственной символике 10.11.2016г. Старший воспитатель Т.И.Пыхова
3. Знакомство детей с конвенцией о правах ребенка («Маленьким детям большие права» Л.К.Мячина ст.19-21; «Правовое воспитание» Р.А.Жукова ст.14)
Беседа с детьми «Каждый ребенок имеет право» 10.11.2016г. воспитатели
4. «Калейдоскоп сказок» Закреплять знания детей о правах ребенка на основе сказочных героев («Правовое воспитание» Р.А.Жукова ст.11) 11.11.2016г. воспитатели
5. ПРАВО НА ДОМ, СЕМЬЮ, НА ЛЮБОВЬ И ПОНИМАНИЕ
Тематическая беседа «Семья – это мои близкие» ( «Правовое воспитание» Р.А.Жукова ст.15,ст.28-30; «Мы имеем право» С.А.Козлова с.99-130)
-словесная игра ««Назови братишку (сестренку) ласково»,
-рассуждения детей о взаимоотношениях мальчиков и девочек, ребенка и взрослых в семье
-литературная гостиная «Стихи, пословицы, поговорки о семье»
- рассматривание семейных альбомов
-рисование «Семейная фотография» 14.11.2016г. воспитатели
6. ПРАВУ НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ И МЕДИЦИНСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
Тематическая беседа «Расти здоровым!». («Маленьким детям большие права» Л.К.Мячина ст.49-53)
- словесная игра «Неоконченные предложения»
-проблемные ситуации «Если малыш поранился»
- чтение произ. «Айболит» К.Чуковского
- просмотр мультфильма «Мойдодыр», беседа о гигиене
- сюж.ролевые игры «Больница», «Скорая помощь» 15.11.2016г. воспитатели
7. ПРАВО НА ИГРУ И ОБРАЗОВАНИЕ
Тематическая беседа «Грамоте учиться- всегда пригодиться» («Маленьким детям большие права» Л.К.Мячина ст.53-58, «Мы имеем право» С.А.Козлова ст.134-145)
-дидактическая игра «Собери портфель в школу»
-Чтение стихотворений «Как хорошо уметь читать» В.Берестов, «Школьнику на память» С. Маршак
-Сюж.ролевые игры «Школа», «Библиотека»
- прослушивание песен «Первоклашка- первоклассник», «Чему учат в школе»
- Составление рассказов о школе 16.11.2016г. воспитатели
8. ПРАВО НА ГРАЖДАНСТВО
Тематическая беседа «Я- гражданин России» .(«Маленьким детям большие права» Л.К.Мячина ст.75-86; «Мы живем в России» Н.Г.Зеленова ст.68-74)
- рассматривание государственной символики России, беседа
- беседа «Кто такой президент?»
-рисование «Мой дом- Россия»
- беседа «Законы одинаковы для всех» (об уважительном отношении к людям преклонного возраста)
- беседа «Мы все разные, но мы все равны» (о людях разной национальности)
- чтение художественной литературы «Рассказ о неизвестном герое» С.Маршак, «Дядя Степа» С.Михалков)
17.11.2016г. воспитатели
9. ИТОГОВАЯ БЕСЕДА 20 ноября «Всемирный день прав ребенка» 18.11.2016г. воспитатели
Работа с родителями
1. Консультация для родителей
Правовое воспитание дошкольников
10.11.2016г. Старший воспитатель Т.И.Пыхова
Консультация для родителей.
ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Право – это совокупность, устанавливаемых и охраняемых
государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей, в
обществе. Права относятся ко всем сферам деятельности, в том числе к
образовательной, и распространяются на всех участников образовательного
процесса: детей, родителей, педагогов.
К основным международным документам, касающимся прав детей,
относятся: Декларация прав ребенка (1959), Конвенция ООН о правах
ребенка (1989).
Декларация прав ребенка является первым международным
документом, в котором родители, а также добровольные организации,
местные власти и национальные правительства призываются к признанию и
соблюдению прав детей путем законодательных и других мер.
В Декларации провозглашаются права детей на имя, гражданство,
любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и
образование, возможность развиваться физически, умственно,
нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства. Особое
внимание уделяется защите ребенка. Указывается, что ребенок должен
своевременно получать помощь и быть защищен от всех форм небрежного
отношения, жестокости и эксплуатации. Жестокое обращение с детьми
включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого
родителями, опекунами, попечителями (другими членами семьи ребенка),
педагогами, представителями органов правопорядка. Различают 4 формы
жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психическое
насилие, пренебрежение основными нуждами ребенка.
Декларация является основой для Конвенции о правах ребенка.
Конвенция о правах ребенка состоит из преамбулы и пятидесяти
четырех статей, детализирующих индивидуальные права каждого человека в
возрасте до восемнадцати лет на полное развитие своих возможностей.
Конвенция признает за каждым ребенком, независимо от расы, цвета кожи,
пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального и
социального происхождения, юридическое право на: воспитание;
развитие; защиту; активное участие в жизни общества.
В Конвенции выдвинуты требования к образовательному процессу
(статья 29):
а) развитие личности, талантов и умственных и физических способностей
ребенка в их самом полном объеме;
б) воспитание уважения к правам человека;
в) воспитание уважения к родителям ребенка, к его культурной
самобытности, языку, национальным ценностям страны, в которой ребенок
проживает;
г) подготовка ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе
понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы
между всеми народами, этническими и религиозными группами;
д) воспитание уважения к окружающей природе.
Правовое воспитание – процесс формирования правовой культуры и
правового поведения, т.е. активного и сознательного соблюдения норм
нравственности, формирования умения взаимодействовать с другими
людьми, строить свои взаимоотношения на уровне доброжелательности и
уважения не зависимо от ситуации.
Этапы правового воспитания детей:
I этап (младший дошкольный возраст) – обучение детей нормам
поведения в коллективе, умению устанавливать доброжелательные
отношения со сверстниками и взрослыми людьми.
II этап (средний дошкольный возраст) – продолжение работы по
развитию коммуникативных способностей детей; формирование
нравственных норм поведения, умения оценивать не только чужие, но и свои
поступки, как положительные, так и отрицательные.
III этап (старший дошкольный возраст) – формирование нравственно-
правовой культуры на основе знаний основных прав, ознакомление с
понятием «право».
Детям старшего дошкольного возраста доступны для понимания следующие группы прав:
1. Права ребенка на существование, выживание (право на жизнь, медицинскую помощь, достойные условия жизни, кров, пищу, заботу
родителей).
2. Права ребенка на развитие (право на образование, полноценное развитие в соответствии с возрастом и индивидуальными возможностями и
способностями, право на отдых, досуг).
3. Права ребенка на защиту (защищенность от всех форм насилия, а также особые права детей-инвалидов).