Круглый стол Я имею право, посвященный Всероссийскому Дню правовой помощи детям


Внеклассное мероприятие по обществознанию, посвященное Всероссийскому Дню правовой помощи детям «Я имею право»
Цель: познакомить обучающихся с системой прав, закрепленных в Конвенции о правах ребенка, и научить применять их в жизни, способствовать развитию интереса обучающихся к вопросам правового образования, определения ими своего отношение к праву как общественной ценности.
Задачи:
Развитие познавательной активности и правовой культуры обучающихся.
Воспитание интереса у обучающихся к изучению законов по правам несовершеннолетних.
Формирование у детей осознания того, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.
Создание условий для успеха, формирование ценностного отношения к нормам жизни, правилам поведения.
Обучение учащихся правам ребёнка, правовым нормам общения, защите прав детей на основе анализа разговора литературных героев.
Оборудование: Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка, видеоролик «Декларация прав ребенка», листы, на которых написаны права ребенка, дерево с листочками-заданиями, памятки для родителей, песня «Не отнимайте солнце у детей».
Форма проведения внеклассного мероприятия: круглый стол.
Обучающиеся: 6-11 классы, в количестве 10-ти человек.
План внеклассного мероприятия:
Вступительное слово учителя. Исторические предпосылки зарождения правовой системы.
Права ребенка.
Сценка «Мама, бабушка и внук». Обсуждение ситуации.
Обязанности детей и ответственность за невыполнение обязанностей.
Разбор ситуаций.
Игра «Волшебный сундучок».
Подведение итогов урока: заключительное учителя, вручение бумажного солнышка каждому участнику мероприятия, памяток для родителей.
Ход мероприятия
Мы собрались сегодня для того, чтобы поговорить о правах детей.
Давно и очень давно, еще в древние времена у людей возникла необходимость отстаивать свои права. Право древний человек отстаивал силой. Слабый не имел никаких прав, если не имел заступника, желающего отстоять его право на собственность и на жизнь.
Долгое время в истории человечества царил закон «око за око, зуб за зуб». Не так-то быстро люди поняли, что сильным заступником может быть государство. Но как только появилось государство, у слабых, обманутых и обиженных появился могущественный защитник. О правах человека стали еще задумываться в древности. С тех пор прошло много времени, появилось множество новых проблем: расизм, геноцид, массовые миграции населения, связанные с войнами, с нарушением человеческих свобод, вымирание целых наций, народностей, катастрофы. Жить стало опасней. Человечество почувствовало угрозу своему существованию. Нужно было придумать что-то такое, что было бы посильнее государства. Нужен был такой защитник, который мог бы заставить государство поступиться своими интересами и заботиться о своих гражданах, что бы ни случилось.
После того, как в 1945 году закончилась Вторая мировая война — самая жестокая и кровопролитная за всю историю человечества, когда наступил мир, народы многих стран решили: нужно объединиться. Всех объединяло одно желание: чтобы никогда больше не было войн, чтобы никто не знал страха и нужды, чтобы никто никогда не мог наказывать людей без вины. Миссию такого защитника взяла на себя международная организация ООН.
Именно с этой целью она была создана в октябре 1945 г. В 1948 году государства, входящие в ООН подписали Всеобщую декларацию прав человека — документ, в котором пообещали друг другу и своим народам гражданские права и свободы: равенство всех перед законом, личную неприкосновенность, свободу совести, возможность верить или не верить в Бога и многое другое.
Всеобщая декларация прав человека — нужный и полезный документ. Но в нем говорится о людях вообще — и ни слова о детях! А ведь дети нуждаются в особом внимании, в заботе и защите со стороны государства.
Именно поэтому в 1989 году 20 ноября ООН приняла особый документ под названием «Конвенция о правах ребенка».
Конвенция – международное соглашение, как правило, по какому-то специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились.
В её содержании учтены все проблемы по защите детей и детства. Она призвана побудить все государства прикладывать максимум усилий для решения этих проблем. Наше государство тоже подписало её в 1990 году.
Не раз вы слышали вопрос «Чем мы отличаемся от иностранцев, кроме загадочной русской души?»
Один директор лицея, побывав в Калифорнии по обмену опытом работы, рассказывал о том, как свободны и непосредственны в общении американские школьники. О чем бы их ни спрашивали через переводчика, они спокойно дают ответ, свободно, без волнения и напряжения. И какова реакция наших детей? Большинство толкают друг друга: «Говори ты», «Нет лучше ты!», переступают с ноги на ногу, говорят неуверенно, смотрят на учителя. Этот директор все удивлялся, почему у них такие раскрепощенные дети? Ответ прост: свободную личность может воспитать только свободная личность. А нас, как правило, с самого рождения знакомили с обязанностями, а не с правами.
В Конвенции говориться, что ребенок имеет право знать свои права, вот мы и будем сегодня о них говорить.
Итак, Конвенция – это документ, направленный на обеспечение прав детей на Земле. Состоит Конвенция из 54 статей.
О каких же правах идет речь в Конвенции, на что каждый ребенок имеет право? Давайте с вами попробуем определить…. (Дети называют, учитель приклеивает на доску).
ПРАВА РЕБЕНКА
1. Ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет.
2. Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание.
3. Ребенок имеет право на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.
4. Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.
5. Ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию. Право на приобретение гражданства, а также, насколько это возможно, право знать своих родителей и право на их заботу.
6. Ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи. Ребенок имеет право собственности на доходы, полученные им, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка.
7. У ребенка есть право на свободу мысли, совести и религии.
8. Ребенок имеет право на защиту закона от незаконного вмешательства в осуществление его прав.
9. У ребенка есть право на уровень жизни , необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. У ребенка есть право на образование.
10. За ребенком признается право на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, представляющей опасность для его здоровья
И т.д.
Давайте прочитаем их. ДЕТИ ЧИТАЮТ.
Просмотр видеоролика «Декларация прав ребенка».
А теперь давайте рассмотрим такую ситуацию:
Сценка «Мама, бабушка и внук»
Серёжа. В школе пробыл я полдня И теперь вот у меня Просто буря в животе – Мысли только о еде. Мама. Кто с порога – и за ложку? Руки вымыл бы, Серёжка! Серёжа. Нет, ты, мама не права, Я свои узнал права. Меня мыться заставляешь? Мою личность притесняешь! Бабушка. Ой, с давлением беда. Ты, покушаешь когда, То в аптеку, внук, сходи, Мне таблеточек купи. Серёжа. Что ты, бабушка, детей эксплуатировать нельзя. Одевайся потеплей и иди скорей сама. Мама. Ну, тогда помой посуду, Можешь это или нет? Серёжа. Что ты, мама, нет, не буду: ведь на детский труд запрет. Право есть на отдых, кстати, поваляюсь на кровати. Мама. Прав у мам, как будто, нет! Завтра сам готовь обед! И задачу номер пять будешь, сын, ты сам решать. Бабушка. Да и брюки завтра к школе сам, внучок, погладишь, что ли. Мама. Твои права мы уважать, конечно же, должны. Бабушка. Но только должен ты узнать – права у всех равны.
Скажите, прав ли сын в этой семье? (Ответы детей)
Согласны ли вы с тем, что были нарушены его права? (Ответы детей)
Взаимопонимание, уважение прав друг друга – единственный способ решения конфликта родителей и детей.
Как вы поняли, у каждого человека есть не только права, но и обязанности.
Помните, пользуясь своими правами, надо уважать права других людей. Каждое право порождает обязанность: права без обязанностей приводят к беспределу, а обязанность без прав – к произволу.
Какие обязанности должен выполнять каждый ребенок?
Каждый ребенок обязан:
· слушаться родителей или лиц их заменяющих
· получать основное общее образование
· соблюдать учебную дисциплину и правила поведения в воспитательных образовательных учреждениях, дома и в общественных местах
· уважать права и культурную самобытность других лиц.
За невыполнение своих обязанностей каждый ребенок несет ответственность:
· перед своей совестью
· перед родителями или лицами их заменяющими
· перед преподавателями и воспитателями, администрацией образовательных и воспитательных учреждений.
Ребенок несет ответственность за совершение общественно опасных действий или злостное систематическое нарушение правил общественного поведения.
С 11 лет за совершение общественно опасных действий ребенок может быть помещен в специальное воспитательное учреждение для детей и подростков.
С 14 лет наступает дисциплинарная и административная ответственность за совершение правонарушений, в том числе за грубые и неоднократные нарушения устава школы, уголовная ответственность, за отдельные виды преступлений.
С 16 лет наступает административная и полная уголовная ответственность
А теперь, узнав все о своих правах и обязанностях, попробуем разобраться в некоторых ситуациях, как в сказочных, так и вполне реальных.
(Дети срывают с дерева листочки и зачитывают вопрос)
«Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах ее сестер. Какая статья Конвенции была бы нарушена, если бы подобное происходило в наши дни?»
(Ответ: ст. 31, признающая право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством).
Является ли Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями, ребенком, имеющим равные с прочими права?
(Ответ: Согласно Конвенции, ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. Ст.1).
Маугли не умеет говорить человеческим языком. Он может лишь издавать нечленораздельные, с точки зрения людей звуки. Имеют ли право люди, поймавшие его в лесу, запереть его в клетке и обращаться с ним, как с животным?
(Ответ: Маугли, не знающий человеческого языка и человеческих норм поведения, может быть признан неполноценным. Но согласно Конвенции, каждый даже неполноценный ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство. Клетка и дурное обращение унижают достоинство, следовательно, они недопустимы. Ст. 23)
Баба-Яга уносит братца Иванушку от сестрицы Аленушки за тридевять земель в тридесятое царство. Что было нарушено?
(Ответ: статья 11 Конвенции предусматривает принятие мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы. Здесь нарушается и Статья 16, выдержка из которой цитировалась раньше).
Какие права деток-козлят были нарушены Волком в сказке «Волк и семеро козлят»? (Ответ: на личную неприкосновенность, жизнь и свободу).
Какой литературный герой мог бы пожаловаться, что нарушено его право на неприкосновенность жилища? (Ответ: Заяц из сказки «Лиса и заяц»).
Девочке 6 лет, вместе с мамой зашла в трамвай, на первой площадке пассажиров практически не было, и они сели на одно из свободных мест. Через несколько минут в трамвай вошел пожилой мужчина, сразу же подошел к девочке: «Уступи мне место!» и грубо сдернув ребенка, сел рядом с женщиной. Девочка, молча, пересела к окну, напротив. Какие права ребенка были нарушены в данной ситуации? (Ответы детей).
Мальчику 4 года. После рождения воспитывался в сложных семейных условиях – с мамой ведущей асоциальный образ жизни. Через некоторое время, отец ребенка, узнав об этой ситуации, взял детей в свою новую семью. Ребенок стал посещать детский сад. В одном из разговоров с воспитателем родители узнали, что мальчик прячет хлеб в кровать. Дома отец избил ребенка. Какие права ребенка были нарушены? (Ответы детей).
Памятка «Важные правила»
1. Чтобы права человека были защищены, недостаточно написать их на бумаге: надо, чтобы сам человек хотел и умел их защищать.
2. Твои права действительны только в том случае, если ты не нарушаешь права других людей: если сегодня ты нарушаешь чьи-то права, завтра обязательно найдется тот, кто пренебрежет твоими правами и нарушит их.
Итак, давайте подведем итоги нашего разговора:
1. Какой документ защищает ваши права? (Конвенция ООН о правах ребенка)
2. В каком случае действительны ваши права? (Если не нарушаете прав права других людей)
3. Что порождает каждое право? (обязанность)
Как называется основной документ по правам ребенка, принятый 44-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН? (Конвенция о правах ребенка).
4. Назовите год принятия Конвенции о правах ребенка. (1989г.)
5.Сколько статей включает в себя Конвенция о правах ребенка? (54)
6.На кого Конвенция возлагает основную ответственность за воспитание ребенка? (на родителей).
Чтобы подвести итог нашего мероприятия вам предлагается поиграть в игру «Волшебный сундучок». Из сундука по очереди достаются предметы, символизирующие знакомые уже всем права ребенка. Необходимо объяснить значение каждого предмета с точки зрения прав человека.
Свидетельство о рождении. Что это за документ? О каком праве он напоминает? (о праве на имя).
Сердечко. Какое право может обозначать сердце? (о праве на заботу и любовь).
Домик. Почему здесь оказался домик? О каком праве он напоминает? (о праве на имущество).
Конверт. О чем напомнил конверт? (никто не имеет права читать чужие письма и подглядывать).
Букварь. О каком праве напоминает эта книга? (о праве на образование).
Игрушечные утенок и утка. О чем напоминают эти игрушки? (о праве ребенка быть вместе с мамой).
Звучит песня «Не отнимайте солнце у детей».
Дети определяют будущее, потому что они уже живут будущим.
Человечество должно стремиться к процветанию, чтобы жизнь детей была счастливой и прекрасной. Было больше радости в жизни детей. Ярко светило солнце, было мирное небо над головой, чтобы чаще слышался детский смех, чтобы рядом всегда были мама и папа.
И напоследок, я всем хочу подарить маленькие солнышки, как тепла, доброты и любви. К этому слову можно подобрать много различных теплых и светлых ассоциаций, но самое главное, это любовь, любовь родителей к своим детям, ведь именно солнышком всегда родители называют своих детей.

А родителям передайте вот эти памятки.
Уважаемые родители!
Каждый из Вас имеет права. Ваши дети находятся под защитой государства, они тоже имеют права. Но только разумное сочетание прав и обязанностей делает человека счастливым.
Ваш ребёнок имеет права
Право на жизнь и охрану здоровья (ст.6)
Каждый ребёнок имеет право жить в нормальных, здоровых условиях. Вы дали своему ребёнку жизнь и обязаны создать нормальные здоровые условия для физического, умственного, духовного его развития, научить его ценить и беречь здоровье и жизнь.
Право на проживание в семье (ст. 9) Каждый ребёнок имеет право жить в семье с родителями, которые заботятся о нём. Долг родителей – научить дорожить семьёй, уважать родителей, личным примером показывать, что семья – начало всех начал, самое ценное. Когда родители расходятся, ребёнок может жить с одним из родителей. С кем из них, он вправе выбирать сам, начиная с 10-ти лет.
Право на жильё и имущество (ст.15, 16)
Ребёнок, живущий с родителями в собственном доме или государственной квартире, имеет право на это жильё. Даже если он перестаёт жить с родителями, это право у него остаётся.
Право на неприкосновенность личности, защиту от физического и психического насилия, свободное выражение своей мысли (ст. 9, 10) Никто не имеет права жестоко обращаться с ребёнком, оскорблять его, заставлять заниматься непосильным трудом, а также попрошайничать, играть в азартные игры, пить алкогольные напитки, принимать разные вредные вещества.
Ребёнок – неповторимая личность. Принимайте и любите детей такими, какие они есть. Умейте выслушать их, никогда не используйте насилие как метод воспитания.
Право на образование (ст. 19) Все дети без исключения должны учиться, причём они могут выбирать, в какой школе и на каком языке обучаться. На талантливых и способных детей государство обращает особое внимание. Помогите реализовать это право: оказывайте помощь, контролируйте учёбу, способствуйте развитию талантов, дайте совет в выборе профессии.
Право на труд, отдых (ст. 21, 22)
У детей есть право получить выбранную профессию, работать, если только работа не вредит здоровью и не мешает учиться. Когда ребёнку исполнится 14 лет, он может поступить на работу при условии согласия родителей на это. С 16 лет дети имеют право самостоятельно решать вопрос, где им работать.
Право на защиту чести и достоинства (ст. 24) Не унижайте детей недоверием, криком, оскорблением. Будьте терпимы, личным примером воспитывайте честь и достоинство.
Помните! Вы в ответе за своих детей
ст. 14. Ответственность семьи за ребёнка
Родители и лица, их заменяющие, отвечают за то, чтобы дети росли здоровыми, воспитанными и у них были нормальные условия для жизни, учёбы. Если родители нарушают права детей, не выполняют свои обязанности, то детей передают на воспитание приёмным родителям или в дома ребёнка, детские дома, школы-интернаты, а родные родители платят за их питание, одежду и другие необходимые для ребёнка вещи.
Счастья Вам и Вашим детям!