Психолого-педагогические рекомендации родителям по оказанию психологической помощи ребенку

Огромное значение для развития детей имеет полноценное общение взрослого и ребенка, стиль такого общения.
Каковы же способы правильного общения с детьми, оказания им психологической поддержки, создания в семье и образовательном учреждении благоприятного психологического климата?

Не все в жизни у нас получается так, как хотелось бы. В минуты неудач нам хочется, чтобы близкие люди поняли нас, поддержали. Так почему же ошибки и промахи ребенка вызывают у нас досаду и раздражение, почему мы первым делом торопимся отругать и наказать его, считая, что делаем это для его же блага? Убережет ли это его от неудач, научит ли противостоять жизненным трудностям?

Правильные взаимоотношения между детьми и взрослыми - важнейший фактор благополучного развития ребенка. При нарушении этих взаимоотношений ребенок испытывает разочарование и склонен к различным проступкам.

Какие же взаимоотношения можно считать правильными?
Это те, в которых взрослый:

· сосредоточивается на позитивных сторонах и преимуществах ребенка с целью укрепления его самооценки;

· помогает ребенку поверить в себя и свои способности;

· помогает ребенку избежать ошибок;

· поддерживает ребенка при неудачах.

Чтобы научиться поддерживать ребенка, необходимо изменить привычный стиль общения с ним и следовать Правилу №1:

Вместо того чтобы обращать внимание прежде всего на ошибки и плохое поведение ребенка сосредоточьтесь на позитивной стороне его поступков и поощрении того, что ребенок делает.
Поддерживать ребенка - значит верить в него. Словесно и действиями родители сообщают ребенку, что верят в его силы и способности. Ребенок нуждается в поддержке не только тогда, когда ему плохо, но и тогда, когда ему хорошо.

! Для того чтобы поддержать ребенка, родители сами должны испытывать уверенность; они не смогут оказывать поддержку ребенку до тех пор, пока не научатся принимать себя и не достигнут самоуважения и уверенности.

Взрослый непреднамеренно может обидеть ребенка, сказав ему, например: «Ты мог бы и не пачкаться!», «Ты мог бы быть и поосторожнее!», «Посмотри, как твой брат хорошо сделал это!», «Ты должен был смотреть, когда это делал я!» Как правило, негативные замечания родителей не имеют действия. Упреки типа «Ты мог бы сделать это лучше» приводят ребенка к выводу: «Какой смысл стараться? Все равно я ничего не могу. Я никогда не смогу удовлетворить их. Я сдаюсь».

Нормальному развитию ребенка иногда препятствуют такие семейные взаимоотношения как:
· завышенные требования родителей,
· соперничество братьев и сестер,
· чрезмерные амбиции ребенка.

Завышенные требования родителей к ребенку сделают успех труднодостижимым. Например, если родители прежде ожидали, что ребенок будет в дошкольном возрасте «самым способным», то они ожидают от него того же и в школе;

Родители могут непреднамеренно противопоставлять детей в семье друг другу, сравнивая блестящие успехи одного с бледными достижениями другого. Такое соперничество может привести к сильным переживаниям ребенка и разрушить хорошие взаимоотношения.

На поведение ребенка влияют чрезмерные амбиции, «взращенные» в семье. Это проявляется,
например, в тех случаях, когда ребенок, плохо играя в какую-то игру, отказывается принимать в ней участие. Часто ребенок, не могущий выделиться посредством чего-то позитивного, начинает вести себя вызывающе негативно.
Как поддерживать ребенка?

Подлинная поддержка взрослыми ребенка должна основываться на подчеркивании его способностей, возможностей его положительных сторон. Случается, что поведение ребенка не нравится взрослому. Именно в такие моменты он должен предельно четко показать ребенку, что «хотя я и не одобряю твоего поведения, я по-прежнему уважаю тебя как личность».

Для того чтобы оказать ребенку психологическую поддержку, взрослый должен пользоваться теми словами, которые работают на развитие положительной самооценки и чувства адекватности ребенка. В течение дня взрослые имеют немало возможностей для создания у ребенка чувства собственной полезности и адекватности:

1. Родители могут продемонстрировать ребенку удовлетворение от его достижений или усилий.

2. Родители помогают ребенку научиться справляться с различными задачами. Этого можно достичь, создав у ребенка установку:
«Ты можешь это сделать».

Даже если ребенок не вполне успешно справляется с чем-то, взрослый должен дать ему понять, что его чувства по отношению к ребенку не изменились.

Полезными могут оказаться следующие высказывания:

· Мне было очень приятно наблюдать за происходящим!

· Даже если что-то произошло не так, как тебе хотелось, для тебя это было хорошим уроком.

· Все мы люди, и все мы совершаем ошибки. В конце концов, исправляя свои ошибки, ты тоже учишься.

Таким образом, взрослый будет помогать ребенку в достижении уверенности в себе. По выражению одного из родителей, это подобно прививке ребенку от неудачи и несчастья.

Главную роль в развитии уверенности ребенка в себе играет вера в него родителей и педагогов.
! Родитель должен показать ребенку, что он является важным членом семьи и значит для нее больше, чем все связанные с ним проблемы.

Взрослые часто сосредоточены на прошлых неудачах и используют их против ребенка.
Например: «Когда у тебя была собака, ты забывала кормить ее, когда ты занималась музыкой, ты бросила уроки через 4 недели, так что я не думаю, что тебе имеет смысл теперь заняться танцами». Такой акцент на прошлом может породить у ребенка ощущение преследования. Ребенок может решить: «Нет никакой возможности изменить мою репутацию, так что пусть меня считают плохим».

Как взрослому показать свою веру в ребенка?

· Забыть о прошлых неудачах ребенка.

· Помочь ребенку обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей.

· Позволить ребенку начать «с нуля», опираясь на то, что взрослые верят в него, в его способность достичь успеха.

· Помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам.

Итак, для того чтобы поддержать ребенка, необходимо:
1. Опираться на сильные стороны ребенка.
2. Избегать подчеркивания его промахов.
3. Показывать, что вы удовлетворены ребенком.
4. Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку.
5. Уметь помочь ребенку разбить большие задания на более мелкие, с которыми он может справиться.
6. Проводить больше времени с ребенком.
7. Внести юмор во взаимоотношения с ребенком.
8. Знать обо всех попытках ребенка справиться с заданием.
9. Позволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможно.
10.Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний.
11.Принимать индивидуальность ребенка.
12.Проявлять веру в ребенка, сопереживать ему.
13.Демонстрировать оптимизм.

Слова и фразы «поддержки»:
Слова и фразы «разрушения»:

Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо.
Зная тебя и твои способности, я думаю, ты смог бы сделать это гораздо лучше.

Ты делаешь это очень хорошо.
Ты мог бы сделать это намного лучше

У тебя есть некоторые соображения по этому поводу. Готов ли ты начать?
Эта идея никогда не сможет быть реализована.


Это серьезный вызов, но я уверен, что ты готов к нему.
Это для тебя слишком трудно, поэтому я сам это сделаю.


Поддерживать можно посредством:

· отдельных слов («красиво», «аккуратно», «прекрасно», «здорово», «вперед», «продолжай»);

· высказываний («Я горжусь тобой», «Мне нравится, как ты работаешь», «Это действительно прогресс», «Я рад твоей помощи», «Спасибо», «Все идет прекрасно»,

· прикосновений (потрепать по плечу; дотронуться до руки; мягко поднять подбородок ребенка; приблизить свое лицо к его лицу; обнять его);

· совместных действий, физического соучастия (сидеть, стоять рядом с ребенком; мягко вести его; играть с ним; слушать его; есть вместе с ним);

· выражения лица (улыбка, подмигивание, кивок, смех).


















Общие правила эффективного общения взрослого и ребенка

1. Беседуйте с ребенком дружелюбно, в уважительном тоне. Для того чтобы воздействовать на ребенка, вы должны научиться сдерживать свой критицизм и видеть позитивную сторону общения с ребенком. Тон, которым вы обращаетесь к ребенку, должен демонстрировать уважение к нему как к личности.

2. Будьте одновременно тверды и добры. Выбрав способ действия, вы не должны колебаться. Будьте дружелюбными и не выступайте в роли судьи.

3. Снизьте контроль. Избыточный контроль над детьми обычно требует особого внимания взрослых и редко приводит к успеху. Более эффективным оказывается спокойное, отражающее реальность планирование способа действия.

4. Поддерживайте ребенка. Взрослый может поддержать ребенка, признавая его усилия и вклад, равно как и достижения, а также демонстрируя, что понимает его переживания, когда дела идут не очень хорошо. В отличие от награды поддержка нужна даже тогда, когда ребенок не достигает успеха.

5. Имейте мужество. Изменение поведения требует практики и терпения. Если какой-то подход окажется неудачным, не нужно отчаиваться, следует остановиться и проанализировать переживания и поступки как ребенка, так и свои. В результате в следующий раз взрослый будет лучше знать, как поступить в подобной ситуации.

6. Демонстрируйте взаимное уважение. Педагоги и родители должны демонстрировать доверие к ребенку, уверенность в нем и уважение к нему как к личности.

Общие правила эффективного общения взрослого и ребенка

1. Беседуйте с ребенком дружелюбно, в уважительном тоне. Для того чтобы воздействовать на ребенка, вы должны научиться сдерживать свой критицизм и видеть позитивную сторону общения с ребенком. Тон, которым вы обращаетесь к ребенку, должен демонстрировать уважение к нему как к личности.

2. Будьте одновременно тверды и добры. Выбрав способ действия, вы не должны колебаться. Будьте дружелюбными и не выступайте в роли судьи.

3. Снизьте контроль. Избыточный контроль над детьми обычно требует особого внимания взрослых и редко приводит к успеху. Более эффективным оказывается спокойное, отражающее реальность планирование способа действия.

4. Поддерживайте ребенка. Взрослый может поддержать ребенка, признавая его усилия и вклад, равно как и достижения, а также демонстрируя, что понимает его переживания, когда дела идут не очень хорошо. В отличие от награды поддержка нужна даже тогда, когда ребенок не достигает успеха.

5. Имейте мужество. Изменение поведения требует практики и терпения. Если какой-то подход окажется неудачным, не нужно отчаиваться, следует остановиться и проанализировать переживания и поступки как ребенка, так и свои. В результате в следующий раз взрослый будет лучше знать, как поступить в подобной ситуации.

6. Демонстрируйте взаимное уважение. Педагоги и родители должны демонстрировать доверие к ребенку, уверенность в нем и уважение к нему как к личности.




15