Доклад по химии на тему «Особенности обучения решению химических задач слабоуспевающих и педагогически запущенных школьников».

Шведова Екатерина Владимировна
учитель химии сш № 16
имени Д. М. Карбышева
город Тараз




Из опыта преподавания химии.
«Особенности обучения решению химических задач слабоуспевающих и педагогически запущенных школьников».
Каждый учитель при выборе темы для творческой работы становится перед дилеммой. Современные педагогические технологии, формы и методы обучения, в конце концов, сводятся к созданию модели учащегося, самостоятельно добывающего знания, учащегося с высокой мотивацией и познавательной активностью. Эта задача вполне осуществима в Казахстанских школах с «выборными классами». А как быть учителям в «простых» школах, где контингент учащихся в классе на 50-60% состоит из слабоуспевающих или педагогически запущенных детей? Данная статья в первую очередь касается именно таких педагогов.
При решении данной проблемы, прежде всего, обратимся к словарю: «Педагогическая запущенность – это отклонение от нормы в развитии ребёнка, обусловленная недостатками обучения и воспитания». В процессе обучения в особенном подходе нуждаются «трудные» дети, малоспособные школьники, а также ученики с ярко выраженной задержкой развития. В.А. Сухомлинский в своём труде «Сто советов учителю» связывал неразвитость умственных способностей: неустойчивость внимания и памяти, инертность мышления, бедность речи учащихся с их физическим нездоровьем.
Моя же задача, как химика, не разбираться в психологических и медицинских особенностях «трудных» и слабоуспевающих детей, а подобрать такие методы и формы работы, чтобы химическая наука заинтересовала этих школьников.
При анализе проведённых наблюдений, выяснилось следующее. В самом начале курса химии в 8 классе все учащиеся с лёгкостью воспринимали и запоминали информацию, касательно химического оборудования и посуды, химических явлений и их признаков; отличали понятия «вещество» и «тело», сравнивали свойства веществ. Первая трудность возникла на этапе изучения знаков химических элементов. В каждом классе оказалось по несколько человек, неспособных запомнить даже 5 символов. Как следствие этого возникла необходимость создания групп слабоуспевающих учеников для дополнительных занятий. В 8 классе занятия с такими школьниками начинались с середины сентября с заучивания знаков химических элементов в форме игры «Ручеёк», когда каждый последующий повторяет все символы, названные до него, и озвучивает свой. (Аналогичным способом мы учили и формулы кислот.) Следующая проблема возникла при решении задач по химическим формулам. Некоторые учащиеся оказались неспособны даже к элементарному анализу. В этом случае предлагаем следующую схему действий:
Сначала разобрать образец задачи (раздаётся на карточках)
Решить самостоятельно задачу с подсказками
Решение двух тренировочных задач
Образец решения задачи типа v(A) m(A):
 Чему равна масса оксида натрия, количеством вещества 2,5 моль?
Дано:
I II
v(Na2O)=2,5 моль
Найти: m(Na2O)
Решение:
1) m = v M
2) М (Na2O) = 23*2 + 16=62 г / моль
3) m (Na2O) = 2,5 моль* 62г / моль =155 г
Рассуждения:
1. Что известно по условию задачи? (Количество вещества оксида натрия )
2. Что нужно найти по условию задачи? (Массу оксида натрия )
3. Записываем краткое условие задачи, составляем формулу вещества (по валентности), о котором идет речь в условии задачи.
Рассуждения:
1. Так как найти нужно массу вещества по его количеству, воспользуемся формулой m = v M
2. Количество вещества оксида натрия известно по условию задачи, его молярную массу можно вычислить по атомным массам (в периодической системе).
3. Зная количество вещества и молярную массу оксида натрия, можно вычислить его массу (то, что требуется по условию задачи).


Задача «с подсказкой»: Какова масса воды, взятой количеством вещества 5 моль?

 Дано:
I II
___(НО)=_____
Найти:
I II
___(НО)=_____


Решение:
1)
2)
3)
Рассуждения:
Что известно по условию задачи? (_______________)
Что нужно найти по условию задачи? (____________)
Записываем краткое условие задачи, составляем формулу вещества (по валентности), о котором идет речь в условии задачи.
Рассуждения:
Так как найти нужно _________ вещества по его ___________,  воспользуемся _____________.
_________ воды известно по условию задачи, её ___________ можно вычислить по _______________.
Зная ________________ и _______________ воды, можно вычислить её ___________,   (то, что требуется по условию задачи).



Тренировочные задачи могут быть любыми. Аналогичным способом можно научить решать задачи типа m(A) v(A).
Далее предлагаем схему обучения решению задач по химическим уравнениям. Эти задачи представляют собой целый комплекс, включающий соотношение между количеством вещества, массой и объёмом веществ, участвующих в химических превращениях.
1) По известному количеству вещества “А” вычислить количество вещества “Б”, участвующего или получающегося в результате реакции (n(А) [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] n(Б)).
Сначала ученику предлагается задача-образец. Далее учащийся работает с аналогичной по содержанию “задачей с подсказкой”, цель которой – помочь школьнику выполнить задание “по образцу” . “Пропуски” в рассуждениях оставляют так, чтобы ученику было легче проводить аналогию с предыдущей задачей-образцом. После подобной самостоятельной работы ученик показывает ее результат учителю, а затем получает аналогичные упражнения для закрепления умения решать эту разновидность задач.
 Задачи вида : v(А) [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] v(Б)
Такие задачи решаются в 1 действие.
Последовательность этапов решения:
Составляем уравнение реакции, о которой идет речь в условии задачи, расставляем коэффициенты.
В уравнении реакции подчеркиваем формулу вещества (“А”), количество которого известно, и формулу вещества (“Б”), количество которого нужно определить.
Под формулами веществ “А” и “Б” указываем количества этих веществ по коэффициентам в уравнении реакции.
Над формулой вещества “А” указываем количество этого вещества по условию задачи, над формулой вещества “Б” записываем «х»
Составляем и решаем пропорцию относительно «х».
·
Записываем ответ.
Задача-образец : Какое количество оксида алюминия можно получить при взаимодействии 15 моль кислорода с алюминием?
Дано: v(O2)=15 моль
Найти: v(Al2O3)
Решение:
15 моль х моль (по условию)
3O2 + 4Al = 2Al2O3
3 моль         2 моль (по коэф.) 
Находим v(Al2O3) по пропорции:
15 моль = х моль
3 моль 2 моль
х = 15*2:3 = 10 моль
Ответ: v(Al2O3) = 10 моль
Рассуждения:
Что известно по условию задачи? (Количество вещества кислорода).
Что нужно найти по условию задачи?(Количество оксида алюминия).
Рассуждения:
Оксид алюминия образуется в результате взаимодействия алюминия с кислородом. Составляем уравнение этой реакции, расставляем коэффициенты.
Подчеркиваем формулу вещества “А”, количество которого известно (кислорода), и формулу вещества “Б” (оксида алюминия), количество которого надо определить.
По коэффициентам в уравнении реакции: при взаимодействии 3 моль кислорода с алюминием образовалось 2 моль оксида алюминия.
По условию задачи прореагировало 15 моль кислорода, следовательно, при этом образовалось какое-то неизвестное количество оксида алюминия v (AlCl3) –«х».
Находим v (AlCl3) по пропорции.
Записываем ответ.

 Задача “с подсказкой” : Вычислите количество вещества оксида цинка, которое образуется при взаимодействии 7,8 моль цинка с кислородом.
Дано: v ( ) = ______
Найти: v ( )
Решение:
____ моль ___(по усл.)
__Zn + O2 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]__ ZnO
___ моль v (____) (по )
Находим v (_____) по пропорции:
Ответ:
Рассуждения:
Что известно по условию задачи?
Что нужно найти по условию задачи?
Записываем краткое условие задачи.
Рассуждения:
____________________________ образуется в результате взаимодействия _______________ c _______.
_________________________________ этой реакции, ______________________ коэффициенты.
_____________________ формулу вещества “А”, количество которого ____________________ (_______________) и формулу вещества “Б” (_________________), количество которого _________.
_________________________________ в уравнении реакции:
при взаимодействии  __________________________ с кислородом образовалось __________.
________________________________ прореагировало _____________________________________,
следовательно, при этом образовалось __________________.
Находим ___________________________________________по пропорции.
Записываем ответ.


Далее следует предложить 2 задачи для самостоятельного решения и 2 контрольные задачи.

2) Группа задач, решаемых в 2 действия, включает следующие разновидности:
А.  (m(А) [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] v(Б) и V(А) [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] v(Б)). Такие задачи решаются по одному плану:
– нахождение количества вещества “А” по формуле ; вычисление количества вещества “Б” по коэффициентам в уравнении реакции ( v(А) [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] v(Б) ).
Б. (n(А) [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] m(Б) и (n(А) [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] V(Б)). Действия учащегося в этом случае противоположны: вычисление количества вещества “Б” по коэффициентам в уравнении реакции; нахождение массы или объема вещества “Б” по формуле.
Этап формирования умений традиционен: задача-образец, задача “с подсказкой”, задачи для самостоятельного решения.
3) В третьей группе задач, решаемых в 3 действия можно выделить 4 вида:
а) (m(А) [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] m(Б));
б) (m(А) [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] V(Б));  в) (V(А) [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]m(Б)); г) (V(А) [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] V(Б)).
Схемы последовательных действий можно представить следующим образом:

а) m(А) [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] v(А) и v(А) [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] v(Б) } v(Б) [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] m(Б);
б) m(А) [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] v(А) и v(А) [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] v(Б) } v(Б) [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] V(Б);
в) V(А) [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] v(А) и v(А) [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] v(Б) } v(Б) [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] m(Б);
г) V(А) [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] v(А) и v(А) [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] v(Б) } v(Б) [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] V(Б).
В процессе формирования умений действуем по прежней схеме: задача-образец, задача “с подсказкой”, задачи для самостоятельного решения.

После того, как учениками будут проработаны все разновидности базовых задач, в случае необходимости для корректировки умений школьникам могут быть предложены отдельные задачи из рубрики “Проверьте свои знания”.



















КГУ «Средняя школа № 16 имени Д. М. Карбышева»
отдела образования и спорта акимата города Тараз




Доклад на тему:

«Особенности обучения решению химических задач слабоуспевающих и педагогически запущенных школьников».


Подготовила
Учитель химии Шведова Е.В.









Тараз 2014 г
15