Разработка урока Свержение монархии


Урок истории в 9 классе «Свержение монархии».
Цель урока:
Познакомить учащихся с причинами, задачами, характером, ходом и значением свержения монархии в России.
Подвести учащихся к пониманию того, что февральская революция – попытка осуществить буржуазно- либеральный путь развития страны.
Продолжить формирование умений устанавливать причинно- следственные связи, самостоятельно делать выводы, анализировать исторические источники.
Ход урока:
Предсказание:
Настанет год, России черный год,
Когда царей корона упадёт;
Забудет чернь к ним прежнюю любовь,
И пища многих будет смерть и кровь;
Когда детей, когда невинных жён
Низвергнутый не защитит закон;
Когда чума от смрадных, мёртвых тел
Начнёт бродить среди печальных сёл,
Чтобы платком из хижин вызывать,
И станет глад сей бедный край терзать…..
1830г. М.Ю.Лермонтов.
Вопрос: Какое предсказание сделал поэт?.Тема урока: «Свержение монархии».
Это одна из наиболее сложных и спорных тем в истории России XX века. Россия оказалась на перекрестке исторических дорог, и нужно было выбрать ту, которая вела не в тупик, а в «лучшее завтра». Все мечтали о порядке, а волею судеб стали участниками грандиозных исторических катаклизмов. И первым испытанием для российского общества стала Февральская революция.
«Февраль- пролог октября».
«Февраль- общенациональная катастрофа».
«Февральское безумие».
Памятка для разбора революции
I.Причины революции.II.Задачи революции.III.Характер революции (определяется по задачам).
IV.Движущие силы (классы).V.Ход революции (краткая характеристика).VI.Итоги революции.VII.Значение революции.I.Причины революции.Вопрос: Вспомните итоги аграрной реформы.
О чём говорят факты?.С лета 1907 г. по лето 1914г. в деревне состоялось более тысячи крестьянских выступлений, 40% из них- против помещиков, 25%- против столыпинской реформы.
«Важнейший очередной вопрос для нашей страны- вопрос земельный…»
Из Постановления Временного Правительства
В стране отсутствовали условия для свободного развития капитализма в сельском хозяйстве. В России сохранялись помещичьи латифундии, многоукладность. Господствующими оставались к 1917г. полукрепостнические производственные отношения в деревне.
Причины революции.
1.Аграрный вопрос не был решён. Крестьянство страдало от нищеты и малоземелья.
2.Несколько лет чиновники убеждали фабрикантов согласиться на 10- часовой рабочий день, страхование, профсоюзы, право рабочих на экономические стачки.
«Рабочие воображают, что они- хозяева предприятия, и, чтобы не разводить революции, им дают столько работы, сколько они хотят. Они дойдут скоро до того, что будут работать 6 часов….»
Ю.П.Гужон.
3.Отсутствие рабочего законодательства обостряло отношения между рабочими и владельцами предприятий.
О чём говорят эти высказывания:
«Министры- наёмные убийцы, проводящие белый террор по напущению Гришки Распутина».А.Ф.Керенский.
«Паралитики власти нехотя борются с эпилептиками революции»И.Г.Щегловитов.
«Милюков предъявил премьеру целый список обвинений, каждое из которых заканчивалось вопросом:Что это, глупость, или измена?»П.Н.Милюков.
4.Кризис самодержавия.
О чём говорят факты?
Армия устала воевать.
Боевой дух солдат упал.
Дезертирство в армии.
Поражение на фронтах.
80% экономики работало на войну.
Перебои в снабжении топлива и продовольствия.
5.Ожидание народом прекращения Первой мировой войны.
6.Рост цен с августа 1914г. к августу 1917г. на продукты питания.
О чём говорят факты?
Цены на предметы первой необходимости выросли на 300%, а средняя зарплата рабочих- на 100%.
Золотое покрытие денег составляло 15%-инфляция.
Правительство ввело хлебную развёрстку.
На потребляющие деревни надвигался голод.
7.Экономическая разруха, обнищание и голод.
О чём говорят факты?
В 1912-1914гг. не прекращались крупные волнения среди народов Средней Азии.
В Польше и на Украине усилилось движение сторонников за выход из России.
В мусульманских районах укрепилась протурецкая ориентация.
Дело Бейлиса.
8.Русификаторская политика правительства к национальным меньшинствам.
II.Задачи революции. Определение задач революции.
III.Характер революции. Определите, исходя из задач революции её характер.
Буржуазно- демократический.
IV.Движущие силы (классы) революции.Предположите, какие социальные группы российского общества были заинтересованы в решении задач революции?. ( Буржуазия, рабочие, крестьянство, солдаты).
VI. Ход революции.
По ходу урока заполняем таблицу «События февральской революции 1917 года».
После отъезда Николая II в Ставку в Могилёв, многие решения принимались оставшейся в Петрограде царицей, находившейся под влиянием Г.Е.Распутина. «Гришка» же, погрязший в оргиях и беспутстве, упивался собственным могуществом. При его участии сменили 40 губернаторов, 20 министров.
Императрица слала мужу письма, хотела видеть в нём «Ивана Грозного», а он подписывался в ответ: «Бедный старый, безвольный муженёк».
Из письма Александры Фёдоровны: «В Думе все дураки; в Ставке сплошные идиоты; в Синоде одни только животные; министры- мерзавцы;….Думу надо прихлопнуть; заставь их дрожать. Тебя должны бояться. Покажи, что ты хозяин….»
Ненависть сосредоточилась на Распутине и императрице- «немке». Великий князь Дмитрий Павлович, князь Ф.Ф.Юсупов, В.М.Пуришкевич вступили в сговор и 17 декабря 1916г. убили старца. Государыня с горя слегла, а царь, вернувшийся в столицу, вздохнул с облегчением.
«Моя смерть будет вашей смертью».
Великие князья, послы Антанты, М.В.Родзянко, донесения полиции вторили друг другу: население недовольно правительством и государём, положение страны катастрофическое, власти нет, зреет бунт.
«Настроение в столице носит исключительно тревожный характер….население открыто критикует все правительственные мероприятия…..предстоит борьба не с ничтожной кучкой членов думы, а со всей Россией….настоящее недовольство населения может явиться последним этапом на пути к началу беспощадных эксцессов самой ужасной из всех революций».
Из письма шефа жандармов Николаю II: «Особенно неспокойно было в Петрограде. Чашу терпения переполнили перебои в продовольственном снабжении. В некоторых районах люди стали громить лавки и магазины. 18 февраля началась забастовка на Путиловском заводе. В ответ на требования повысить заработную плату администрация объявила о закрытии производства».
Какие события положили начало февральской революции?.23 февраля (8 марта по новому стилю) колонну демонстрантов возглавили женщины. Наспех сделанные лозунги- «Хлеба!»;»Мира!»- колыхались над толпой. До 100 тысяч человек вышло на улицы.
«Хулиганское движение, мальчишки и девчонки бегают и кричат, что у них нет хлеба,-просто для того, чтобы создать возбуждение,- и рабочие, которые мешают другим работать. Если бы погода была очень холодная, они все, вероятно, сидели бы по домам.»Императрица Александра Фёдоровна.
Командующий столичным военным округом С.С.Хабаров получил от царя телеграмму:»Повелеваю завтра же прекратить в столице беспорядки».
Лозунги «Долой самодержавие!»; «Долой войну!».
Вопросы:
1.Какие лозунги выдвигали участники демонстраций?.2.С какими задачами революции вы можете их связать?.26 февраля восстала рота Павловского полка: «Рука против своих не поднимается!. Они же хлеба хотят!». Царь распускает Государственную думу.
Работа с учебником: Документ «Телеграмма Председателя Государственной думы М.В.Родзянко Николаю II 26 февраля 1917г.».Работа по вопросам к документу.
27 февраля 10 тысяч солдат петроградского гарнизона переходят на сторону народа. Восставшие захватили арсенал, вокзалы, важнейшие правительственные учреждения, двинулись к тюрьмам освобождать всех «пострадавших от царского режима».
Вечером 27 февраля толпа собралась у Таврического дворца. Уже с утра здесь находились не подчинявшиеся царскому указу депутаты. Для управления столицей и государством они создали Временный исполнительный комитет членов Государственной думы. Его главой стал М.В.Родзянко.
В то же время в других помещениях Таврического дворца заседали освобождённые из тюрьмы рабочие- активисты, члены социал- демократической партии. Было решено создать Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов. Председателем Исполнительного комитета избран Н.С.Чхеидзе. Большинство членов совета были меньшевиками и эсерами.
28 февраля пало адмиралтейство. Царские министры были арестованы и заключены в Петропавловскую крепость.
В ночь с 1 на 2 марта 1917г. Временный исполнительный комитет членов Государственной думы и Исполком Петроградского Совета договорились об образовании Временного правительства, состоящего из либералов, но проводящего в жизнь программу, одобренную Петроградским Советом. Возглавил Временное правительство князь Г.Е.Львов до созыва Учредительного собрания. Министр иностранных дел – П.Н.Милюков, военный и морской министр- А.И.Гучков, министр юстиции- А.Ф.Керенский.
Учредительное собрание – парламентское учреждение, которое должно было законодательно утвердить новую систему власти.
Всем главнокомандующим фронтами и флотиями была направлена телеграмма с просьбой спешно высказать своё мнение по вопросу об отречении Николая. Все сошлись в одном: отречение «в видах пользы Отечества». Николай отрёкся за себя и наследника в пользу брата Михаила.
Работа с учебником: Документ «Из Манифеста об отречении Николая II.». Работа с вопросами к документу.
3 марта Михаил отказался от престола. Династия Романовых пала. Царская семья была арестована и находилась в Царском селе, а в августе 1917г. была сослана в Тобольск.
В России сложилась своеобразная политическая ситуация. Одновременно существовали два органа власти- Временное правительство и Совет рабочих и солдатских депутатов. Эта ситуация называется двоевластием. 3 марта была опубликована декларация Временного правительства.
Работа с учебником: Документ «Из декларации Временного правительства».Работа с вопросвми к документу.
Своеобразие революции.
Двоевластие- система управления, сложившаяся в ходе Февральской революции 1917г., когда важнейшие государственные вопросы решались соперничавшими органами власти- Временным правительством и Советом.
В то же время правительство подчеркнуло, что Россия будет вести войну «до победного конца», и выполнять все взятые ею международные обязательства. Исходя из курса на продолжение войны, строилась и социально- экономическая политика Временного правительства. Оно считало возможным проведение лишь таких мер, которые не будут влиять на снижение обороноспособности страны. Именно поэтому был отклонён проект о введении 8- часового рабочего дня.
И Петроградскому Совету пришлось подписывать собственное соглашение с Петроградским обществом фабрикантов и заводчиков о введении на предприятиях города 8- часового рабочего дня. Из этих же соображений Временное правительство отложило решение аграрного вопроса и проблемы национально- государственного устройства страны для созыва Учредительного собрания. Советы поддержали эти решения, считая, что широкомасштабный раздел земли приведёт к дезорганизации фронта, так как крестьяне, одетые в солдатские шинели, вряд ли смиряться с тем, что этот раздел будет проходить без их участия.
В марте 1917г. было издано постановление о государственной торговой монополии на хлеб, в качестве меры борьбы с продовольственным кризисом. Весь хлеб у крестьян был взят на учёт продовольственными органами.
23 апреля правительство узаконило возникшие на предприятиях фабрично- заводские комитеты осуществлявшие «рабочий контроль» над производством и распределением. Были созданы также Министерство труда, примирительные камеры, биржи труда.
VI. Итоги революции.
Ликвидация монархии.
Провозглашение республики, начало выборов во Всероссийское Учредительное собрание.
Образование двоевластия.
VII. Значение революцииПобеда февральской революции была победой всех слоёв населения над самодержавием, рывком, передвинувшим Россию к передовым странам в смысле провозглашения демократических и политических свобод.
Велико и международное значение Февральской буржуазно- демократической революции- под её влиянием во многих воюющих странах усилилось стачечное движение пролетариата.
Вопрос:
Согласны ли вы с высказыванием Н.А.Бердяева?.Аргументируйте свой ответ.
«Разложение императорской России началось давно. Ко времени революции старый режим совершенно разложился, исчерпался и выдохся. Война докончила процесс разложения. Нельзя даже сказать, что февральская революция свергла монархию в России, монархия в России пала сама её никто не защищал, она не имела сторонников».