9 класс. Самостоятельная работа по биологии. Тема «Уровни организации и основные свойства живых организмов. Теория Чарлза Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора».

9 класс. Самостоятельная работа по биологии.
Тема «Уровни организации и основные свойства живых организмов. Теория Чарлза Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора».
К учебнику С.Г.Мамонтова, В.Б. Захарова, И.Б. Агафоновой, Н.И. Сонина «Биология. Общие закономерности»
Можно разделить все определения и примеры в заданиях на два варианта, например, для 1 варианта все под нечетными цифрами, а для 2 варианта – под четными.
Диктант (на знание основных понятий). Понятия выписаны на доске или распечатаны на каждую парту, чтобы учащиеся видели. Учитель читает определение – учащиеся записывают правильный ответ, по их мнению, в виде цифры, под которой он зашифрован.

Вариант 1
термин
Вариант 2

1
Естественный отбор
16

2
Борьба за существование
15

3
Филогенез
14

4
Искусственный отбор
13

5
Эволюция
12

6
Онтогенез
11

7
Развитие
10

8
Наследственность
9

9
Мутация
8

10
Изменчивость
7

11
Самовоспроизведение
6

12
Организм
5

13
Популяция
4

14
Биосфера
3

15
Биогеоценоз
2

16
Обмен веществ
1


Определения понятий и свойств (читает учитель):
Совокупность организмов одного и того же вида, объединенных общим местом обитания, образует - (популяцию)
Совокупность организмов разных видов (сообщество) и факторов среды их обитания, объединенных обменом веществ и энергии в единый природный комплекс, называется (биогеоценоз)
Все биоценозы планеты формируют (биосферу)
Постоянство химического состава и строения всех частей организма и, как следствие, постоянство и стабильность их функционирования в непрерывно меняющихся условиях окружающей среды обеспечивает (обмен веществ)
Где протекают простейшие эволюционные преобразования? (популяция)
Где происходит круговорот веществ и превращение энергии, связанные с жизнедеятельностью всех живых организмов, обитающих на Земле? (биосфера)
Целостная система, способная к самостоятельному существованию (организм)
Система надорганизменного уровня (популяция)
Способность к размножению, т.е. воспроизведение нового поколения особей того же вида – это (самовоспроизведение)
Способность организмов передавать свои признаки, свойства и особенности развития из поколения в поколение называется (наследственность)
Как называется отбор особей, наиболее приспособленных к условиям существования в конкретных природных условиях. (естественный отбор)
Необратимое направленное закономерное изменение объектов живой и неживой природы называется (развитие)
Индивидуальное развитие организмов – это (онтогенез)
Способность организмов приобретать новые признаки и свойства называется (изменчивость)
Что создает разнообразный исходный материал для естественного отбора? (изменчивость)
Историческое развитие живой материи называется (филогенез)
Внезапное изменение наследственных свойств организма, приводящее к изменению тех или иных его признаков – это (мутация)
Процесс создания новых пород животных и сортов культурных растений путем систематического отбора и размножения особей с определенными, ценными для человека признаками и свойствами называется (искусственный отбор)
Необратимое и направленное развитие живой природы, сопровождающееся образованием новых видов и прогрессивным усложнением форм жизни – это (филогенез, или эволюция)
Совокупность многообразных и сложных взаимоотношений, существующих между организмами и условиями среды – это (борьба за существование)
В природе происходят процессы избирательного уничтожения одних особей и преимущественного размножения других – явление, названное Дарвином (естественный отбор)
Движущей силой изменения видов, т.е. эволюции является (естественный отбор)
Установите соответствие между формой борьбы за существование и примером.
А) межвидовая борьба
Б) внутривидовая борьба
В) борьба с неблагоприятными условиями внешней среды

Примеры:
Птицы одного вида конкурируют из – за мест гнездования;
Волки и лисы охотятся на зайцев;
Паразитизм;
Охота хищников на травоядных животных;
Борьба самцов за возможность обзавестись семьей;
Гибель растений во время холодных малоснежных зим;
Гибель рыбы из – за недостатка кислорода в воде;
Семена растений заносятся ветром в места обитания, где не могут прорасти.
Установите соответствие между формой естественного отбора и примером или свойством.
А) движущий отбор
Б) стабилизирующий отбор
В) половой отбор
Примеры или свойства:
Токование птиц;
Отбор направлен на поддержание ранее сложившегося среднего значения признака или свойства;
Отбор устраняет от размножения менее удачных особей, или менее удачные комбинации генов;
Действует при изменении условий внешней среды;
Предохраняет сложившийся генотип от разрушающего действия мутационного процесса;
Половой диморфизм;
Отбор способствует сдвигу среднего значения признака или свойства и приводит к появлению новой формы вместо старой, переставшей соответствовать новым условиям;
Редукция глаз у кротов, ведущих подземный образ жизни;
Сохранение «живых ископаемых»: кистеперой рыбы латимерии;
Красивые самцы фазанов по сравнению с более скромными курочками;
Конкуренция самцов за возможность размножения;
В результате отбора потомство оставляют наиболее активные, здоровые и сильные самцы, остальные отстраняются от размножения и их генотипы исчезают из генофонда вида.


Ответы:
2) А) межвидовая борьба – 2, 3, 4
Б) внутривидовая борьба – 1, 5
В) борьба с неблагоприятными условиями внешней среды – 6, 7, 8
3) А) движущий отбор – 3, 4, 7, 8
Б) стабилизирующий отбор – 2, 5, 9
В) половой отбор – 1, 6, 10, 11, 12


Ответы, если разделили на два варианта – четные и нечетные.
№ задания
I вариант
II вариант

1
13
2


14
1


13
3


12
4


11
9


1
10


6
7


10
14


9
13


3,5
15


1
16

2 - А
3
2, 4

Б
1, 5
-

В
7
6, 8

3 – А
3,7
4, 8

Б
5, 9
2

В
1, 11
6, 10, 12


Критерии оценивания:
« 5» - 19 – 21;
«4» - 15 -18;
«3» - 10 – 14;
«2» - меньше 5.
15