Внеклассное мероприятие по окружающему миру Путешествие в царство природы


МКОУ «СОШх.Ново-Исправненского»

«Путешествие
в царство
живой природы»


Классный руководитель:
Зайнетдинова А.Х.
2016-2017 уч.год.
Игра
« Путешествие в царство живой природы»
Цель:
- привлечь внимание ребят к проблемам охраны окружающей среды;
- воспитывать любовь, гуманное отношение к природе;
- предоставить возможность реализовать свой творческий и интеллектуальный потенциал.
Оборудование:
1. Записи голоса птиц, воды, животных, гром, дождь.
2.Слайды;
3.Картинки;
4.Карточки;
5.Чистые листы бумаги, фломастеры;
6. Название этапов игры;
7.Красная книга
Оформление классной комнаты (деревья, бабочки, белка, птицы, животные);

Ход занятия
-Добрый день, уважаемые гости, ребята! Мы с вами на игре «Путешествие в царство живой природы».
Именно сегодня все вместе мы собрались, чтобы еще раз подумать, поразмышлять о таком важном вопросе, как охрана природы. Чтобы охранять природу, нужно хорошо ее знать.
Этой теме мы посвящаем нашу игру.
Главными действующими лицами будете вы, ребята.
-Представление команд;
-Представление жюри;
-Ребята, у вас на столах, в центре лежат контуры восточного полушария планеты. Представьте, что это земля. Получая жетоны, за каждый правильный ответ, вы накладываете их на макет земли. В конце игры у кого будет больше цветов на земле, тот станет победителем.
Разминка
- Мы знаем, как разнообразен мир живой природы. Попробуйте по описанию определить, о ком идет речь:
1. Они откладывают яйца и покрыты перьями. Большинство из них умеют летать. (Птицы)
2. Они живут в воде и покрыты чешуей. Дышать могут только под водой. (Рыбы)
3. Они обладают крыльями и тремя парами ног. (Насекомые)
4. Они кормят своих детей молоком. Обычно их тело покрыто шерстью. (Млекопитающие)
Муз. Конкурс:
Кто больше знает песен о птицах и животных. (Исполнение по куплету)
Конкурс капитанов
-К нам поступили жалобы от обитателей садов, лесов и огородов.
(Письма капитанам, а команды должны назвать имя жалобщика и ответить обоснованная жалоба или нет).
Ох и не любят же меня люди! Голос, видите ли, мой не нравится и глаза, говорят, у меня некрасивые. Считают, что беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы иногда некоторым сидеть без хлеба.
| Сова. С 1964 г. сова находится под охраной закона. Одна серая сова за лето убивает тысячи полёвок, которые способны уничтожить тонну зерна за лето.|
Сама знаю, что не красавица я. Окажись я рядом, многие шарахаются в сторону, а то еще камнем бросят или ногой пнут. А за что? Не всем же быть красивыми? А польза от меня большая людям.
| Жаба. Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы, принеси жабу - они исчезнут.|
1тур
« В мире животных»
- Играют одновременно 2 команды. На обсуждение командой дается – 10 сек, засчитывается ответ капитана. За каждый правильный ответ команда получает жетон. Получая жетон-ромашку, вы накладываете ее на макет земли. В результате, вы, как бы украшаете землю.
Назовите самое высокое животное.
(Жираф. Его рост достигает 6 метров)Животное, которое может более 10 дней обходиться без воды, и до 3 недель без пищи.
(верблюд.)
Самая крупная человекообразная обезьяна.
(горилла, до2 метров, вес до 200 кг.)
Назовите самую длинную змею.
(Питон. Его длина 10 метров)Назовите самую крупную рыбу.
(Китовая акула. Длина 12.5 м, вес 21т)Назовите самое большое животное, обитающее на суше.
(Африканский слон. Его рост - 4 метра, вес- 6 тонн)Какие птицы не умеют летать?
(Пингвин, страус)
Кто трижды родиться, прежде чем стать взрослым?
(Бабочка: яичко, гусеница, из куколки которой выходит бабочка)
2 тур
Конкурс «Собери картинку»Каждой команде дается конверт с картинкой, разрезанной на части. Нужно как можно быстрее собрать ее.

3 тур
« Осторожно! Грибы!»
Командам предлагаются карточки с изображением грибов. Нужно согласно нумерации отгадать их.
Время на обсуждение- 40 секунд.
За правильный ответ команда зарабатывает жетон.
Подберезовик.
Опята.
Подосиновик.
Сыроежки.
Лисички.
Рыжик.
Мухомор.
Бледная поганка.
Масленок.
Белый гриб.
1. 2. 3.
4. 5. 6.
7. 8. 9.
10.
4 тур
«Переполох в зоопарке»
Команды получают таблицы с перепутанными названиями животных. Командам нужно навести порядок. Указать стрелочками вариант правильного ответа.
Время – 2 минуты.
За правильный ответ команда получает жетон.
Образец:
Медведь Зубастый
Соловей Мохнатый
Попугай Голосистый
Лиса Трусливый
Заяц Рыжая
Крокодил Говорящий
Вариант правильного ответа:
Медведь Мохнатый
Соловей Голосистый
Попугай Говорящий
Лиса Рыжая
Заяц Трусливый
Крокодил Зубастый
5 тур
«Правда ли это?»
Зачитывается вопрос. Задача команд наперегонки дать правильный ответ.
За каждый правильный ответ, команда получает жетон.
Время конкурса – 2 минуты.
Становится ли осьминог белым от страха?
(Да, осьминог резко меняет свой цвет, когда он рассержен или напуган)
Может ли видеть крот?
(Да, но очень плохо)
Правда ли, что соловей поет только ночью?
(Нет. Пение соловья можно услышать и днем и ночью, но днем его не очень слышно из-за голосов других птиц)Есть ли у птиц уши?
(Да, у птиц есть уши)
Стрижи спят на лету?
(Да. На закате стрижи взлетают на большую высоту и спят на лету, а на рассвете спускаются поближе к земле)Божьи коровки кусаются, когда рассержены?
(Нет. Когда божье коровке досаждают, она выделяют жидкость, раздражающую кожу)6 тур
«Угадай животное по изображению.»На экране 12 квадратов, с указанными на них номерами. Команды по очереди называют любой номер. Под каждым номером находится часть картинки - изображения животного. Нужно как можно быстрее угадать, что за животное на картинке. Ответы: кролик, горлица, дельфин.Баллы присуждаются команде, которая даст первой правильный ответ. За каждое правильно угаданное животное – 3 балла.2 конкурс «Кто где живет» (используется слайд презентации)В данном конкурсе нужно разгадать филворд, в котором нужно найти жилища животных. Ответы: берлога, гнездо, дупло, конура, логово, водоем.Назвать животных, которые живут в этих жилищах.Примерные ответы детей: берлога (медведь), гнездо (белка; птицы: ласточка, голубь, зяблик, иволга, синица), дупло (белка, енот; птицы: сова, дятел), конура (собака), логово (волк), водоем (рыбы).За каждое правильно угаданное слово – 2 балла. Дополнительный балл присуждается за правильный ответ о том, кто в каком жилище обитает.
7 тур
«Мы – артисты»Каждой команде даются по карточке с изображением животных. Игроки команд по очереди должны показать животных, а команда соперников отгадать их. Условие: показывают все игроки команды.Картинки с животными: кенгуру . заяц.
8 тур.
Игра «Четвёртый лишний».
Вычеркни лишние. Объясни – ПОЧЕМУ?
Клён, рябина, ель, тюльпан. Так как …
Берёза, дуб, шиповник, тополь. Так как …
Яблоня, смородина, малина, рябина. Так как …
Осина, липа, дуб, ель. Так как …
Сосна, тополь, рябина, ива. Так как …
Липа, осина, клён, яблоня. Так как …
Груша, слива, тополь, вишня. Так как …
Клубника, роза, ландыш, фиалка. Так как …
9 тур.
« Узнай меня.»1. Животное с красивым мехом, предпочитает селиться по берегам медленно текущих рек, около озер, прудов. Живет в хатках или норах, вход в которые располагается под водой. (бобр)

2. Эта птица встречается в дикой природе, но может быть и домашним животным. Имеют перепонки на лапах, что позволяет им прекрасно плавать по воде. В одной из сказок у этой птицы появился птенец, который был непохож на других птенцов. Все жители птичьего двора считали его гадким и некрасивым. (утка)

6. Хищная пресноводная рыба с удлиненным телом. Окраска ее тела может изменяться в зависимости от цвета окружающей ее среды обитания. (щука)


Клоп, живущий на поверхности воды. Чтобы преодолеть препятствие, совершают скачки по воде.(водомерка)

2. Крупная пресноводная бесчешуйчатая хищная рыба. Днем отлеживается, предпочитает охотиться ночью.(сом)


4. Личинки этих животных – головастики.(лягушка)


6. Эта рыба имеет несколько видов. Наиболее известны золотой, серебряный.(карась)

7. Летающие над водой насекомые, с большими глазами, подвижной головой и удлиненным стройным брюшком.(стрекоза)


10 тур. Звуки природы и животных.
11 тур.
Загадки
Русская красавица, Всем нам очень нравится. Бела она, стройна, Одежда зелена. (Береза).
Прямо в небо рвутся, ввысь;Ты внимательно всмотрись:Не березы, не осинки,Нет листочков, есть хвоинки. (Ели).
Вот бочонок с шапочкой,С дерева упал. Год прошел – и деревцем Маленьким он стал. (Желудь).
Ветви над рекой склонила,В реку смотрится уныло. (Ива).
Осень тихая настанет,Дивным дерево то станет: Листья – звезды яркие, Золотые, жаркие. (Клен).
Летом знойным зацветет –Сразу пчел к себе зовет. Круглые листочки, Светлые цветочки. Вкусен, сладок их нектар... Кто-то дерево узнал? (Липа).
Что за дерево такое Угощает снегирей? Снег стоит, трещат морозы, Ну а ягоды вкусней. (Рябина).
12 тур
«Экознак»
Командам нужно за 2 минуты нарисовать экознак составить синквейн к слову природа.
Подведение итогов.
-Ну вот, наше путешествие подошло к концу. Ответьте мне, пожалуйста, на вопрос:
« Является ли человек царем природы?»
-Конечно, человек силен, ему ничего не стоит истребить всех животных, вырубить лес или осушить болота. Но будет ли от этого наша жизнь лучше? Конечно, нет. Обедняя природу, мы обедняем себя.
Мы с вами должны сохранить и сберечь природу.
Вы спросите:
«А что мы сможем сделать? Ведь мы еще дети!»
Вы можете сделать очень много. Вспомните заповеди друзей природы:
Не оставляйте непогашенным костер!
Не бросайте мусор!
Подкармливайте зимой птиц!
И главное, старайтесь любить и понимать природу и она ответит вам тем же!
Слово жюри.