Урок «Восточные славяне в IV-VIII вв»

Тема урока: «Восточные славяне в IV-VIII вв». 6 класс
Цель урока: познакомить учащихся с основными видами деятельности, верованиями и бытом восточных славян;
Задачи образовательные:
- сформировать представление у учащихся о славянах в ходе изучения документов и письменных источников;
- создать представление о занятиях, управлении, религиозных верованиях славян;
- вырабатывать умения самостоятельно анализировать исторические события.

Задачи воспитательные:
- формировать коммуникативные навыки и умения.

Задачи развивающие:
- развивать у учащихся познавательный интерес к истории;
- развивать у учащихся креативные способности.

Основные понятия урока: идолы, капище, вервь, вече, бортничество, язычество, подсечно-огневая система земледелия, союзы племен, народное ополчение.
Оборудование: презентация: карта «Расселение восточных славян», карта «Русь в IX-X веках», рисунки «Занятия славян»; раздаточный материал: подборка документов и письменных источников; видеоматериалы: кадры фильма «Русь изначальная».

Используемые технологии: различные технологии развития критического мышления у учащихся (приёмы: выстраивание классификационной схемы, обращение в приему «инсерт» в процессе осмысления нового материала и встраивания его в систему имеющихся знаний, составление синквейна).

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Подготовка к уроку: повторить по учебнику «История средних веков. 6 класс» §10 «Образование славянских государств». рисунок «Восточные славяне»; подготовка рабочего текста «Восточные славяне»
объединение учащихся в группы;


Ход урока

I. Орг. момент
II. Изучение нового материала: 1. Вводная часть.
В ходе изучения предыдущих тем, мы с вами говорили о славянах, занятиях, управлении, образовании государств. Славяне делились на 3 группы (3 ветви), назовите их (Западные, южные, восточные). Кто помнит, какие народы к ним относились?
Составим классификационную схему: «Славяне». Она может выглядеть примерно так:
















Активизация мыслительной деятельности
Демонстрация классу рисунков, на которых изображены восточные славяне (слайды 3-5) Учитель предлагает создать учащимся словесный портрет восточных славян. Работа в группах.
2. Изучение нового материала.
Работа с исторической картой. По карте определяют славянские племена и места их проживания. Заполнение соответствующих граф таблицы.
Наименование славянского племени
Ориентиры поселения

Древляне
среди деревьев

Северяне
соседи полян

Поляне
предки киевлян

Дреговичи
в болотистой местности

Полочане
у реки Полоты

ильменские славяне
у берегов озера ильмень

Радимичи
у реки Сож

Вятичи
в бассейне реки Оки


3. Использование приёма «инсерт» по технологии, разработанной известными авторами Воганом и Эстес.
Предлагаю вам познакомиться с рабочим текстом «Восточные славяне». Повторим правила работы с текстом.

«v»
«+»
«-»
«?»

Поставьте «v» на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете или думали, что знаете.
Поставьте «+» на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым.
Поставьте «-» на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы знаете или думали, что знаете.
Поставьте «?» на полях, если то, что вы читаете, непонятно или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

Соответствует принципам опережающего обучения, а также способствует повторению старого материала
Акцентуация внимания на новом материале
В форме свободного обсуждения снятие противоречий, устранение возможных ошибок в восприятии нового материала
Активизация познавательной деятельности учащихся и расширение интеллектуального кругозора.


«Восточные славяне»

Большую часть Европы и значительную часть Азии издавна населяли племена индоевропейцев, говоривших некогда на одном языке, имевших много общих черт во внешнем облике. Постепенно отдельные группы индоевропейских племён стали отделяться друг от друга. Примерно во 2 тыс. до н.э. произошло выделение балтославянских индоевропейских племён. В V в. до н.э. они разделились на балтов и славян. В V в. н.э. славяне устремились на земли, простиравшиеся от Чёрного до Балтийского морей. В ходе движения славяне разделились на три ветви – восточную, западную и южную. Восточные славяне заселили в VI-VIII вв. обширную территорию Восточной Европы от озера Ильмень на севере до Причерноморских степей на юге и от Карпатских гор на западе до Волги на востоке. На этой территории проживало 12 (15) восточнославянских племенных союзов: поляне, ильменские словене, дреговичи, полочане и др.
Основным занятием восточных славян было земледелие. В лесной зоне система земледелия называлась подсечно-огневой. В степной и лесостепной зонах – переложная система земледелия. Сельскохозяйственные работы состояли из нескольких циклов. Сначала землю обрабатывали сохой. Затем почву выравнивали бороной – боронили. Самым ответственным занятием был сев. В конце лета наступала жатва. Убирали хлеб серпами. Славяне сеяли пшеницу, просо, ячмень, гречиху. В огородах сажали репу, редьку, свёклу, капусту, лук, чеснок. Кроме земледелия, славяне занимались скотоводством, бортничеством, рыболовством и охотой. Успешно развивались ремёсла - выплавка железа, кузнечное, ювелирное дело. Славяне отличались высоким ростом, могучим телосложением. У них были русые волосы, румяное лицо и серые глаза. Главной чертой славян была любовь к свободе. Они были добродушными, гостеприимными хозяевами, выносливыми и храбрыми воинами. Поселения восточных славян были рассеяны на обширных пространствах, преимущественно по берегам рек и озёр. Жили они семьями в домах – полуземлянках площадью 10-20 м. стены домов, скамьи, столы, посуда делались из дерева. Дома топились по-чёрному, имели несколько выходов. Восточные славяне были язычниками. Они смотрели на природу как на живое существо и представляли её в виде различных божеств. Наиболее почитаемыми были Ярило, Перун, Стрибог, Велес, Макошь. Славяне верили в загробную жизнь и почитали своих предков. Они признавали существование домового, русалок, водяного, лешего, кикимор. Обряды славяне совершали в священных рощах, у священных дубов, где стояли идолы (статуи языческих богов). Людей умеющих общаться с богами, предсказывать будущее они называли волхвами, кудесниками. Первоначально восточные славяне жили родовыми общинами. Во главе стоял старейшина, имевший большую власть. Родовую общины сменила соседская община – вервь. На общий совет- вече - теперь сходились все домохозяева округи. Они выбирали старейшин для ведения общих дел. В случае военной опасности с врагами сражалось всё мужское население – народное ополчение. Отдельные общины объединялись в племена, племена образовывали союзы племён.




Дополнительный материал к уроку:
Анализ исторических источников о восточных славянах:
Маврикий Стратег о славянах и антах
«Племена славян и антов сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе; их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране. Они многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище. К прибывающим к ним иноземцам они относятся ласково
У них большое количество разнообразного скота и плода земных, лежащих в кучах, в особенности проса и пшеницы. Скромность их женщин превышает смерть мужа своею смертью и добровольно удушают себя, не считая пребывание во вдовстве за жизнь.
Они селятся в лесах, у неудобопроходимых рек, болот и озер, устраивают в своих жилищах много выходов для вследствие случающихся с ними опасностей. Необходимые для себя вещи они зарывают в тайниках, ничем лишним открыто не владеют и ведут жизнь бродячую».

Из сочинения арабского географа Ибн Руста о славянах. Начало Х в.
Страна славян ровная и лесистая, и они в ней живут. И нет у них виноградников и пахотных полей. И есть у них нечто вроде бочонков, сделанных из дерева, в которых находятся улья и мед... И они народ, пасущий свиней, как [мы] овец. Когда умирает у них кто-либо, труп его сжигают. Женщины же, когда случится у них покойник, царапают себе ножом руки и лица... и все они поклоняются огню. Большая часть их посевов из проса. Во время жатвы они берут ковш с просяными зернами, поднимают к небу и говорят: «Господи, ты который [до сих пор] снабжал нас пищей, снабди и теперь нас ею в изобилии... »
Рабочего скота у них немного, а лошадей нет ни у кого, кроме царя. Оружие их состоит из дротиков, щитов и копий, другого оружия они не имеют. Царь их коронуется, они ему повинуются и от слов его не отступают. Местопребывание его находится в середине страны славян...
В их стране холод до того силен, что каждый из них выкапывает себе в земле род погреба, к которому приделывают деревянную остроконечную крышу, наподобие христианской церкви, и на крышу накладывают землю. В такие погреба переселяются со всем семейством и, взяв дров и камней, разжигают огонь и раскаляют камни до высшей степени, их обливают водой, от чего распространяется пар, нагревающий жилье до того, что снимают одежду. В таком жилье ос таются до весны. Царь ежегодно объезжает их.
И если поймает царь в своей стране вора, то либо приказывает его удушить, либо отдает под надзор одного из правителей на окраинах своих владений...
С рабами они обращаются хорошо, так же как и с теми, кто часто у них бывает, не позволяя никому из своих обижать или притеснять таких людей... И если какое-либо их племя, род [поднимается против кого-либо], то вступают единодушно на врага, пока его не победят.
Они храбры и мужественны, и если нападают на другой народа то не отстают, пока не уничтожат его полностью. Побежденных истребляют или обращают в рабство. Они высокого роста, статные и смелые при нападениях. Но на коне смелости не проявляют и все свои набеги, походы совершают на кораблях.

4. Учащиеся индивидуально работают c текстом. Делают отметки на полях. Обсуждение задания в группах. Учитель предлагает вопросы группам: - Какие ошибки мы допустили на первом этапе урока? (Возвращаемся к записям на доске, если есть ошибки – исправляем) - О чем еще не сказали, рассказывая о восточных славянах? (Новую информацию учитель записывает на доске) - Что же мы знаем о восточных славянах? Давайте сгруппируем эту информацию, добавим в классификационную схему. Идет обсуждение в группах – 1 мин. Группы сообщают информации, учитель записывает ее на доске.

IV. Итог урока: Что мы знаем о восточных славянах?

1. Используя схему, составьте рассказ. Сообщение не более 3 мин. 2. Задание на составление синквейна по образцу:
В первой строке одним словом обозначается тема (именем существительным).
Вторая строка – описание темы двумя словами (прилагательные)
Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, причастия)
Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к теме (разные части речи)
Пятая строка – одно слово, синоним темы.

Славяне
Сильные, трудолюбивые
Воюют, сеют, пашут.
Восточные славяне – мои предки.
Русичи.

Славяне
Древние, могучие.
Расселяются, сеют, поклоняются идолам.
Они создали Киевскую Русь.
Предки.

Задание повышенной сложности в рамках личностно-дифференцированного подхода: кроссворд «Верования древних славян» на интерактивной доске.
V. Домашнее задание: § 10, выучить основные понятия и термины, выполнить соответствующие задания из рабочей тетради к учебник
земледелие

скотоводство

князья

вече

ремесло

управление

занятия

Славяне

расселение

западные

восточные

южные



Заголовок 315