Рабочая программа Декоративно-прикладное творчество


утверждаю
Директор МБОУ ДО ЦДЮТ
Цивильского района
__________________ и.п.Титова
«____» __________________2016г.
образовательная рабочая программа «декоративно-прикладное искусство»
Автор программы:
педагог доп. образования
Кириллова Лилия Юрьевна
_________________________
Цивильск 2016
Пояснительная записка.
Данная программа предусматривает дополнительное обучение по развитию творческих способностей учащихся начального и среднего школьного возраста в области декоративно-прикладного искусства.
Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Искусство народных мастеров помогает раскрыть у них художественный вкус.
Знакомство детей с основами декоративно-прикладного искусства осуществляется во всех программах воспитания и обучения в общеобразовательных учреждениях. Я посчитала целесообразным использовать в своей работе более углубленное знакомство с народным творчеством.
Необходимость данной программы существует, т. к. дает возможность ближе познакомиться с различными видами декоративно-прикладного искусства. Поэтому я поставила цель подарить учащимся радость творчества, эмоционального восприятия богатства красоты души народов своей страны, которое выражается в изделиях народных художественных промыслов.
Программа состоит из самостоятельных блоков:
«Композиция в народном декоративно-прикладном искусстве»
«Лепка из глины и теста»
«Сувениры»
«Аппликация соломкой».
Цель:
Формирование знаний учащихся в области народного декоративно-прикладного искусства и развития творческих способностей.
Постижение и эмоциональное восприятие богатства красоты души народов своей страны.
Задачи:
Познакомить учащихся с традиционными народными художественными промыслами России: лепке из глины и теста, аппликации из соломки, росписи по дереву, созданию сувениров.
Познакомить с композицией в декоративно-прикладном искусстве, с основами цветоведения.
Научить способам и приемам лепки из глины и теста, способам объемной лепки, оформлению изделий (роспись).
Создание объемных изображений на плоской основе: научить самостоятельно составлять композиции и сюжетные картины.
Научить работе с соломкой в технике аппликации, создать композиции из соломки и методов их выполнения.
Научить изготавливать кукол-сувениров, самостоятельно выполнять каркасы из проволоки, создавать художественный образ, самостоятельно декорировать костюмы.
Способствовать освоению технологии изготовления сувенирных игрушек.
Научить применять полученные знания, умения и опыт в изготовлении других подделок.
Развивать чувство прекрасного, художественного видения окружающей действительности, творческое воображение и фантазию, стимулировать смекалку, находчивость и изобразительность.
Воспитывать интерес к народному творчеству, художественный вкус и уважение к труду.
Программа рассчитана на два года обучения.
В первый год занятий проходят 2 раза в неделю, по 2 часа (всего 144 часа) во второй год - 2-3 раза в неделю по 2-3 часа (всего 216 часов). Основной формой работы являются групповые занятия. На занятиях проводится и индивидуальная работа, направленная на развитие творческих способностей. Наполняемость групп- 12-15 человек.
Программа первого года обучения состоит из пяти самостоятельных блоков:
Основы художественного изображения- 23 часа.
Соленое тесто - 42 часа.
Аппликация из соломки- 18 часов
Лепка из глины - 34 часа
Куклы-сувениры- 15 часов
Атрибутика Нового года- 8 часов
Вводные, заключительные занятия, выставка - 4 часа
На первом году обучения учащиеся знакомятся с основами художественного изображения, приемам аппликации из соломки, изучают способы объемной лепки из глины, создают картины из теста, изготавливают игрушки- сувениры, декоративное панно.
Большинство предполагаемых работ рассчитано на 3- 4 занятия.
Программа второго года обучения также состоит из пяти самостоятельных блоков:
Композиция в народном декоративно-прикладном искусстве- 45 часов.
Художественная роспись по дереву- 50 часов.
Лепка из глины- 41 час
Аппликация из соломки- 29 часов
Куклы-сувениры- 36 часов
Атрибутика Нового года и Рождества- 9 часов
Выставка, экскурсии- 6 часов
В программу обучения включены дополнительные блоки: «Атрибутика Нового года и Рождества». Предусмотрены экскурсии, организация выставки и подведение итогов.
В кружке второго года занятия расширяются и углубляются знания, совершенствуются практические навыки выполнения аппликации, лепки из глины, теста, шитья, сувениров. Кружковцы выполняют сложные работы, готовят к выставке свои фантазийные поделки и работы.
По каждой тематике предусматриваются различные приемы и методы обучения.
Методы: словесный, практический, метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребенка в едином творческом процессе).
Приемы: рассматривание подлинных изделий, иллюстраций и других наглядных пособий, беседы и самостоятельная творческая деятельность.
Знания, умения, и навыки учащихся проверяются в процессе практических и теоретических занятий. При этом учитывается творческий подход, умение использовать знания, умения и навыки, полученные ранее.
Итоги работы кружка подводятся на выставке работ кружковцев. Выставка организуется в ЦТЮТ в конце каждого учебного года
Содержание программы
Первый год обучения
Тематический план
№ п.п тема Количество часов
всего теорет. занятие практ. занятие
Вводное занятие 2 2 -
Инструменты, материалы, Организация рабочего места. Правила безопасности труда 2 2 -
2. Изобразительно, народное и декоративное искусство
23 3 20
1 раздел: Основы художественного изображения 6 2 5
2 раздел: Русская деревянная игрушка
Тема: Русская матрешка. Традиционные центры изготовления матрешки. 17 1 15
3. Соленое тесто
42 2 40
1 раздел: Украшения
Тема: Составление композиций из мелких орнаментальных деталей 8 1 7
2 раздел: Сувениры. Поделки. Тема: Сувениры для друзей. Праздничные даты. 28 1 27
4. Тема: Украсим интерьер. 6 - 6
Атрибутика Нового года
8 8
5. Аппликация соломкой
18 3 15
1 раздел: Золотая соломка
Тема: Обработка материала. Инструменты и материалы 2 2 -
Тема: Композиции из соломы и методы их выполнения. Аппликация плоскостная 6 1 5
Тема: Аппликация плоскостная. Цветочные композиции 10 - 10
6. Лепка из глины 34 4 30
1 раздел: Школа лепки
Тема: Народная глиняная игрушка. Произведения народных мастеров 1 1 -
Тема: Глина. Инструменты и приспособления. Способы объемной лепки 4 1 3
Тема: В гончарной мастерской 4 - 4
2 раздел: Лепка на основе знакомства с народной игрушкой 1 1 -
Тема: Филимоновская игрушка 6 - 6
Тема: Дымковская игрушка. Праздник свистулек. Фигурки птиц и зверей. 6 1 5
Тема: Дымковская игрушка. Барыня. Узоры на изделиях 12 - 12
7. Куклы сувениры
15 - 15
1 раздел: Декоративное панно
Тема: Объемная работа из капронового чулка и ваты. Герои сказок 7 - 7
Тема: Декоративное панно «Моя семья» Объемная композиция. Материалы. Изготовление шаблонов. Оформление голов и одежды 8 - 8
8 Заключительное занятие. Выставка 2 ИТОГО
144 14 130
Второй год обучения
Тематический план
№ п.п тема Количество часов
всего теорет. занятие практ. занятие
Вводное занятие 4 2 2
Экскурсии 4 - -
Композиция в народном декоративно-прикладном искусстве 45 4 41
Тема: Цветовое решение и способы передачи пространства в тематической декоративной композиции 8 1 7
Тема: Многообразие и единство орнаментальных мотивов разных народов. Орнамент 14 2 12
Тема: Стилизация 23 1 22
Традиционные народные художественные промыслы России 50 2 48
Тема: Виды художественной росписи по дереву. Городецкая, Гжельская, Полхов-Майданская 2 2 -
Тема: Роспись изделий в технике Городецкой росписи 48 - 48
Атрибутика Нового года и Рождества 9 - 9
Лепка из глины 41 1 40
1 Раздел. Рельефные композиции - 1 -
Тема: «Мы- мастера изразцов» - - 2
Тема: Осенние мотивы. Рельефные композиции. «Овощи, фрукты» - - 4
Тема: Рельефные композиции. «Времена года» - - 4
2 раздел. Объемная лепка. Тема: Лепка животных - - 6
Тема: Лепка с натуры по памяти и по представлению Фигуры людей: сказочные персонажи, люди различных профессий - - 8
Тема: Сюжетные композиции - - 12
Тема: Лепка по желанию - - 6
Куклы - сувениры 36 3 33
1 раздел Сувенирные игрушки
Тема: Формы и размеры игрушки. Детали игрушки. Игрушки-сувениры с основой шара 6 1 5
2 раздел. Куклы
Тема: Куклы народов мира. Ансамбли женского и мужского русского народного костюма. Символистический и образный смысл. Создание художественного образа 15 1 14
Тема: Ансамбли женского и мужского чувашского национального костюма. Символический и образный смысл. Создание художественного образа. Прикладные ремесла, используемые в декорировании костюмов 15 1 14
Аппликация соломкой 29 2 27
1 раздел. Аппликация объемно-выпуклая.
Тема: Аппликация из соломки методом накладки. «Сказочные звери», «Сказочные птицы» 11 1 10
Аппликация из соломенных крошек. Сортировка по цвету, размеру. Сюжетная аппликация «Пейзаж» 6 - 6
2 раздел. Плоскостная тональная аппликация. Выбор сюжета. Правила выполнения 12 1 11
8. Подготовка к выставке. Выставка. Подведение итогов 2 1 1
ИТОГО 216 15 201
Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы.
Первый год обучения
Учебно-тематический план
№ п.п Тема и содержание занятий Количество часов
всего теорет. занятие практ. занятие
1 2 3 4 5
1 Вводное занятие. Инструменты, материалы, Организация рабочего места. Правила безопасности труда. 2 2 2 Основы художественного изображения. Средства художественной выразительности (цвет, линия, объем, цветотональность, форма и пропорции, пространство, композиция. «Силуэт-форма-условность цвета» Выполнение композиции декоративного натюрморта. 6 1 5
3 Русская деревянная игрушка. Русская матрешка. Традиционные центры изготовления матрешки: Сергиев Посад (Загорск), Полхов-Майдан, Семенов. 1 1 4 Композиционная основа. Главные отличительные признаки росписи. Характеристика цветовых сочетаний. 3 1 2
5 Эскиз росписи матрешки 4 4
6 Подготовка матрешки-основы для росписи (техника папье- маше) 3 3
7 Роспись объемных игрушек. 6 6
8 Соленое тесто. Инструменты, приспособления и дополнительные материалы. Тесто и как с ним работать. Этапы изготовления и обработка изделий. 2 2 9 Украшения. Изготовление листьев, цветов. 2 2
10 Медальоны. Плоские украшения с помощью шаблона. 4 4
11 Украшения для стола. Составление композиций из мелких орнаментальных деталей. 4 4
12 Сувениры. Начинаем с колобка. Фигурки с основой шара. 4 4
13 День рождение, именины. «Забавные копилки» (слон, бегемот, жираф и др.) 4 4
14 Подставка для сотового телефона (лето, городской домик и др.) 4 4
15 Украшения интерьера. Панно для кухни «Овощи», «Фрукты», «Венки и корзинки с цветами» 4 4
16 Рамки для фотографий (морские жители, гирлянда из сердец и др.) 6 6
17 Новогодние украшения. «Дед Мороз и Снегурочка», «Снеговик», «Объемная елочная игрушка», «Подсвечник». Варианты украшений упаковки новогоднего подарка 6 6
18 Объемные композиции: «Деревья и деревенский домик», «Зоопарк» 6 6
19 Сюжеты из сказок. Объемные композиции 8 8
20 Знакомство с соломкой. Заготовка материала. Виды соломки. Отбеливание и крашение. Инструменты и подсобные материалы. 2 2 21 Композиции из соломки и методы их выполнения. Аппликация плоскостная. Последовательность выполнения. Выбор темы (цветные композиции) 6 1 5
22 Цветочные композиции. Составление эскиза и переведение на фон. Выполнение работы над композицией. 10 10
23 Лепка из глины. Народная глиняная игрушка. Произведения народных мастеров. Знакомство с корногольской, дымковской, филимоновской, скопинской игрушкой. Гжельская керамика. 2 2 24 Глина. Инструменты и приспособления. Способы объемной лепки (конструктивный, пластический, комбинированный). Дары осени (грибы, овощи, фрукты) 4 1 3
25 «В гончарной мастерской». Лепка предметов чайного сервиза по мотивам гжельской керамики. 4 4
26 Лепка на основе знакомства с народной игрушкой. Филимоновская игрушка. 6 6
27 Дымковская игрушка. Праздник свистулек. Фигурки птиц и зверей. 6 1 5
28 Дымковская игрушка. Барыня. Традиционные приемы 6 6
29 Элементы росписи дымковской игрушки. Составление узоров на изделиях. Роспись изделий. 6 6
30 Куклы сувениры. Объемные работы из капронового чулка и ваты. Изготовление шаблонов. Последовательность выполнения. Герои сказок по выбору, желанию. 7 7
31 Декоративное панно «Моя семья» Объемная композиция. Шаблоны. Подбор тканей в создании образов. Самостоятельные творческие идеи. Декорирование костюмов (вышивка, бисер и др.) 6 6
Итого 144 14 130
Второй год обучения
Учебно-тематический план
№ п.п Тема и содержание занятий Количество часов
всего теорет. занятие практ. занятие
1 2 3 4 5
1 Вводное занятие. Инструменты, материалы, Организация рабочего места. Правила безопасности труда. 2 2 2 Композиция в народном декоративно-прикладном искусстве. Целостность декоративной композиции 3 1 2
3 Возможности цветового решения декоративной композиции 2 2
4 Способы передачи пространства в тематической декоративной композиции. 3 3
5 Орнамент.
Назначение орнамента (геометрический, зооморфический, растительный) 3 1 2
6 Орнамент в круге, квадрате, линейный по различным схемам 2 2
7 Чувашский орнамент 9 1 8
8 Стилизация в декоративной композиции.
Стилизация растительных форм (листьев, цветов, плодов, веток) 5 1 4
9 Изображение объектов животного мира 4 4
10 Стилизация в декоративном пейзаже 4 4
11 Рисование, приближенное к реальности. Изображение объектов с элементами стилизации 4 4
12 Изображение стилизованных объектов и композиции из них. 6 6
13 Традиционные народные художественные промыслы России. Виды художественной росписи России. По дереву (Полхов-Майданская, Городецкая, Гжельская, Хохломская) 2 2 14 Городецкая роспись. Повтор главных элементов растительного орнамента: подмолевок, теневка, оживка. 3 3
15 Листочек, розан, бутоны, купавка, роза. Прием прикладывания кисти 4 4
16 Городецкие птицы. 4 4
17 Городецкие кони. 3 3
18 Импровизация по мотивам городецкой росписи «Сказочная ветка» 4 4
19 Угловая заставка «гирлянда», «ромб», букет, полоса, венок. 6 6
20 Цветочная композиция с изображением птицы. 8 8
21 Цветочная композиция с мотивом «конь» 8 8
22 Сюжетная композиция. 8 8
23 Лепка из глины.
Рельефные композиции. «Мы- мастера изразцов»- лепка пластины с рельефным изображением сказочных птиц, рыб, орнаментальная тематика. 3 1 2
24 Рельефные композиции. Осенние мотивы. Овощи и фрукты. 4 4
25 Рельефные композиции «Времена года» 4 4
26 Объемная лепка. Лепка животных (волшебное превращение птиц и зверей в фигурные сосуды) 6 6
27 Лепка с натуры, по памяти и по представлению фигуры людей, сказочных героев, людей различных профессий. 8 8
28 Сюжетные композиции. Выбор темы. 12 12
29 Лепка по желанию. 6 6
30 Куклы-сувениры.
Формы и размеры игрушек. Детали игрушки. Игрушки-сувениры с основой шара (капроновой чулок, вата). Поросенок, тигренок, кошечка, медвежонок, собака, пингвиненок, цыпленок, снеговик и др. 6 6
31 Куклы народов мира. Народный костюм. Элементы декора (бисер, аппликация, вышивка) 3 1 2
32 Эскизы ансамблей женского и мужского русского народного костюма. Символический и образный смысл. Создание художественного образа «красны девицы», «добра молодца». 15 1 14
33 Эскизы ансамблей женского и мужского чувашского национального костюма. Символический и образный смысл создания художественного образа. Декорирование костюма. Роспись изделия. 15 1 14
34 Аппликация соломкой.
Аппликация объемно-выпуклая. Приемы получения выпуклой детали. Метод накладки, способ выражения объема, особенности формы и структуры изображения предмета. «Сказочные звери, «сказочные птицы» 11 1 10
35 Аппликация из соломенных крошек. Сортировка по цвету, размеру. Сюжетная аппликация «Пейзаж». Мозаика из соломы. 6 6
36 Плоскостная тональная аппликация. Выбор сюжета. Правила выполнения. 12 1 11
37 Выставка. Подведение итогов 2 1 1
38 Экскурсии 4 Итого 216 15 201
Ожидаемые результаты
I год обучения:
- Иметь представление о средствах художественной выразительности (цвете, линии, форме, пропорциях).
-Узнавать и называть центры изготовления матрешек; выполнять роспись в традициях Полхов-Майдана; уметь размещать узор на форме.
- Уметь выполнять аппликационные работы из соломки.
-Уметь самостоятельно оформлять, расписывать изделия, выполнять роспись в традициях дымковских игрушек.
-Знать основные правила работы с различными материалами и инструментами (иглы, ножницы и т.п.).
-Научиться лепке из соленого теста.

I I год обучения:
- Иметь представление о композиции в декоративно-прикладном искусстве, о цвете, о способах передачи пространства.
- Иметь представление о национальном костюме.
- Различать орнамент (геометрический, зооморфный, растительный) и уметь размещать его в круге, квадрате.
- Различать виды художественной росписи.
- Уметь изображать объекты с элементами стилизации.
- Уметь выполнять городецкую роспись.
- Уметь лепить объемные изделия из глины.
- Знать технику ручного шитья.
- Уметь конструировать и соединять детали сувениров.
- Уметь работать с соломкой.
- Уметь применять полученные знания, умения и опыт в изготовлении различных подделок.
Формой проведения итогов реализации данной программы являются: участие на выставках, конкурсах декоративно-прикладного искусства.
Программа первого года обучения.
Вводное занятие (1 час)
Режим работы кружка. Ознакомление с планом работы. Правила поведения на занятиях. Показ готовых поделок, выполненных ребятами в прошлом году.
Практические работы. Выполнение поделок на свободную тему с целью ознакомления детей.
Инструменты, материалы. Организация рабочего места. Правила безопасности труда. (1 час)
Инструменты и приспособления, применяемые в работе (ножницы, иголка, клей ПВА, кисти, краска и др.), правила пользования ими.
Организация рабочего места. Правила безопасности при использовании колющих и режущих инструментов, при работе с электрическим утюгом.
Соленое тесто (42 часа)
Подготовка теста. Этапы изготовления и обработки изделий.
Практическая работа.
Лепка из глины (34 часа)
Первый раздел: «Школа лепки»
Подготовка глиняного теста. Инструменты и приспособления. Знакомство с различными способами объемной лепки: конструктивный, пластический, комбинированный.
Практическая работа. «В гончарной мастерской» - лепка предметов быта: чайный сервис, кувшины, посуда.
Второй раздел: Лепка на основе знакомства с народной игрушкой.
Практическая работа: Лепка дымковских игрушек: коней, коров, оленей, козлов, птиц, сороку, петуха. Выполнение свистульки. Знакомство с элементами росписи дымковской игрушки. Соляные знаки: круги ( солнце и т.д.). Составление узоров на изделии. Богатство и великолепие декора дымковской барыни. Роспись игрушки.
Куклы-сувениры (15 часов)
Первый раздел: «Декоративное панно». Материалы и инструменты. Изготовление шаблонов. Последовательность выполнения работы в создании декоративных кукол.
Практическая работа: Выполнение декоративного панно. Изготовление деталей сказочных героев (создание образа); выполнение декоративной композиции «Моя семья». Подбор тканей в создании образов, самостоятельные творческие идеи. Оформление декоративного панно.
Практическая работа: Выбор героя куклы-сувенира. Правильное соединение деталей. Создание художественного образа, декорирование костюма: вышивка, бисероплетение, батик и др.
6. Аппликация соломкой (18 часов)
Золотая соломка. Подготовка материала. Виды соломки: гречишная, овсяная, пшеничная и др.
Аппликация. Материалы, инструменты и приспособления. Виды аппликаций Композиция из соломки, цвет, фон, объем- как средство выразительности.
Практическая работа: Окраска бумаги (картона) – основы под фон аппликации. Подготовка соломенных лент. Способы обработки соломы: окраска соломы. Композиции из соломы и методы их выполнения: выбор сюжета. Выполнение плоскостной аппликации. Создание цветочной или другой композиции. Умелое использование направлений соломки. Вырезание отдельных деталей, сбор эскиза и правильное наклеивание по частям.
7.Заключительное занятие (2 часа)
Подведение итогов. Анализ результатов учебного года и участие в конкурсах. Поощрение лучших учащихся.
Программа второго года обучения.
Вводное занятие (2 часа)
Знакомство с содержанием работы на текущий учебный год. Обсуждение плана. Организационные работы. Требования техники безопасности и правила поведения.
Экскурсия (2 часа)
Экскурсия в краеведческий музей, в детскую библиотеку, парк.
Композиция в народном декоративно- прикладном искусстве (45 часов).
Ценность, цветовое решение и способы передачи пространства в декоративной композиции. Орнамент. Типы орнаментов. Чувашский орнамент. Стилизация.
Практическая работа: Переработка природной формы в различных видах декоративной композиции.
Атрибутика Нового года и Рождества (9 часов).
Оформление новогодних приглашений и открыток, плакатов, газет. Изготовление елочных украшений, игрушек. Оформление подарков.
Традиционные народные художественные промыслы России ( 50 часов).
Виды художественной росписи по дереву.
Практическая работа: подготовка методического пособия и освоение Городецкой росписи.
Лепка из глины ( 41 час)
1 раздел. Рельефные композиции.
Составление овощных и фруктовых панно. Подготовка глиняной основы. Выполнение на глиняной основе рельефной композиции «Времена года», «Зимний пейзаж» и др. Умелое обращение со стеклом. Решение в цвете готовой работы.
2 раздел. Объемная лепка.
Лепка животных. Способы лепки: конструктивный, пластический, комбинированный. Передача характера, внешнего вида животного. Лепка фигуры человека. Выразительность формы, передача характерных движений фигуры. Создание сюжетной композиции: рациональное размещение на подставке. Темой может служить пословица, сказка, повесть и др. Свободное создание декоративных композиций.
Куклы-сувениры (36 часов)
1 раздел. Сувенирные игрушки.
Игрушки с основой шара (капроновый чулок и ватин). Формы и размеры игрушки. Техника шитья, росписи готовых изделий. Тема-«Зверинец». Использование природного материала (семена) в создании образа.
2 раздел. Куклы.
Изготовление кукол-сувениров. Практическая работа: Изготовление головы и тела куклы. Создание художественного образа: декорирование костюма (вышивка, вязание, роспись по ткани, бисерное шитье). Куклы в национальных костюмах. Художественно-творческие задачи.
Аппликация соломкой (29 часов).
1 раздел. Аппликация объемно-выпуклая.
Метод накладки- детали частично перекрывают друг друга (черепичная крыша в архитектурном пейзаже, ствол дерева, оперение птицы, чешуя рыбы.)
Знакомство с приемами получения выпуклой детали. Выбор сюжета, последовательность выполнения. Крошка из соломы: работы изящны и напоминают живопись маслом или акварелью. Сортировка крошки. Эскиз композиции «Пейзаж», декоративное решение- узоры.
2 раздел. Плоскостная тональная аппликация.
Выбор сюжета. Тональная разработка. Подготовка соломки. Подбор оттенков соломки. Последовательность выполнения. Оформление работы.
Подготовка к выставке (2 часа)
Оформление и отбор выполненных работ. Выполнение рекламного плаката выставки. Составление каталога ее участников.
10. Выставка. Подведение итогов.
Оформление помещений выставки. Приглашение родителей, учителей, друзей. Выступление руководителя кружка, директора ЦДЮТ и кружковцев.
Поощрение учащихся, награждение грамотами.
Материально-методическое обеспечение
1. Просторное светлое помещение
Столы и стулья
Бумага, калька.
Глина, стеки, компоненты для соленного теста (мука, соль), солома.
Краски (акварельные, гуашевые, акриловые), кисти, карандаши, ластики.
Ножницы, резаки, клей (ПВА).
Проектор и набор слайдов по изобразительному искусству и декоративно-прикладному искусству.
Наглядные пособия по цветоведению, лепке, росписи и др..
Рамки для оформления работ
Список использованной литературы.
Алехин А. Д. Матрешки. Книжка-картинка //М.: Малыш,1988.
Алексахин Н.Н. Волшебная глина // М.: Агар, 1998.
Берестов В. Д. Матрешкины потешки. Книжка-игрушка. //М.:Малыш,1982.
Вохринцева С. В. Полхов-Майданская роспись. Книжка-раскраска. // Екатеринбург:Страна фантазий, 2002.
Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность // М.:Академия, 1998.
Дорофеев Ю. Русский праздничный народный костюм// Под ред. О. Птушкина.-М.:Мозаика-Синтез, 999.
Дрожин Ю. Г. Простые узоры и орнаменты. Рабочая тетрадь по основам народного искусства//М.:Мозаика-Синтез, 1999.
Зеленина Е.Л. Играем, познаем, рисуем //М.: Просвещение, 1996.-64 л. Логвиненко Г.М. Декоративная копозиция: учеб. пособие обучающихся по специальности. М.:Изобразительное искусство, 2006.
Соколова М.С.  Художественная роспись по дереву: Технология народных художественных промыслов: Учебное пособие.// М.: Владос, 2002.
Федотов Г.   Послушная глина.// М.:Аст - Пресс, 1997.
Хворостов А. С. Декоративно-прикладное искусство в школе. – 22-е изд., перераб. и доп.// М.: Просвещение, 1998.
Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Учебно-наглядное пособие для 1-го класса. Альбом.//М.: Мозаика-Синтез, 1996.
Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство: Основы народного и декоративно-прикладного искусства.// М.: Мозаика-Синтез, 1996.
Шпикалова Т. Я., Величкина Г. А. Дымковская игрушка. Рабочая тетрадь по основам народного искусства.// М.:Мозаика-Синтез, 1998.