Применение технологии проблемного обучения на уроках математики как один из способов работы с одарёнными детьми в условиях классно – урочной системы.

Александрова Татьяна Петровна
МБОУ «СОШ № 26», г. Зима
Иркутская область
Применение технологии проблемного обучения на уроках математики как один из способов работы с одарёнными детьми в условиях классно – урочной системы.
Удаётся ли вам эффективно работать с одарёнными детьми в условиях классно – урочной системы? Если вы ответили положительно, то вам можно только позавидовать.
Я занимаюсь этой проблемой давно. Изучая литературу по данной теме и общаясь с коллегами, я могу сказать. Что такая проблема возникает не только у меня. Я пришла к выводу, что если не планировать работу с одарёнными детьми, то школьники потеряют мотивацию к получению знаний. А ведь одарённые школьники нужны не только школе, но и всей стране, потому что, качественный скачок в развитии новых технологий повлёк за собой востребованность в людях, обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое содержание в производственную и социальную жизнь, умеющих ставить и решать новые задачи.
Одарённый ребёнок – это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями( или имеет внутренние предпосылки для таких достижений0 в том и или ином виде деятельности. Как я их определяю?
Опыт работы показывает, что уже на первом этапе обучения я могу заметить определённые способности у школьников. К ним относятся: нестандартность мышления, отличная долговременная память, неординарный подход и оригинальность в решении различных задач и другие.
Работая в контакте с психологом, мы проводим диагностики, которые подтверждают или опровергают мои наблюдения.
В своей работе использую опыт учителей – новаторов и отечественных психологов – Матюшкин А.М., Шумакова Н.Б., Чистякова Г.Д., Юркевич В.С.
В работе с одарёнными детьми я определила для себя наиболее приемлемые технологии, которые способствуют эффективному обучению способных детей.
К ним относятся: модульная, проектная, технология критического мышления(модельная), исследовательская.
Они помогают:
Слайд на 2 части (учитель и ученик)
- раскрыть способности школьников, личностные пристрастия, интересы
- развивать интеллектуальные способности школьников
-развивать уровень мыслительных процессов и исследовательской компетентности
- формировать у детей научное мировоззрение...
Применение передовых технологий позволяет мне добиться следующих результатов в работе с одарёнными детьми
-Участие в международном конкурсе «Кенгуру»
- в олимпиадах
- НПК
- сдача экзамена в формате ЕГЭ
Такие результаты меня радуют, но одним из важных я считаю то, что математика для многих учеников – любимый предмет. Ежегодно учащиеся выбирают элективные курсы, которые я веду. Это и «Золотая пропорция», «Решение непростых неравенств простейшими способами».
Имея определённые наработки, я делюсь ими с коллегами на школьном, муниципальном и региональном уровне.
Я хочу поделиться опытом использования технологии проблемного обучения.
Слайд слова Рубинштейна
Считаю, что проблемное обучение способствует развитию творческого мышления, создавая условия для индивидуального развития. «Проблемный урок» обеспечивает творческое усвоение знаний. Ученик проходит четыре звена научного творчества: постановку проблемы и поиск решения – на этапе введения знаний; выражения решения и реализацию продукта – на этапе воспроизведения знаний.
При этом в отличие от научного творчества, ученик формулирует учебную проблему, открывает субъективное новое знание и выражает его в простых формах.
На своих уроках старюсь использовать проблемные ситуации разной природы ( вы их видите на слайде). Подбираю такие задачи и вопросы, которые заинтересуют учащихся и вызовут напряженную мыслительную деятельность.
На слайд недостаток или несоответствие знаний, средств и способов их применения;
Важным элементом проблемной ситуации являются возможности учеников.
После проблемной ситуации совместно с учениками определяем проблемы. Находим пути её решения, путём выдвижения гипотез, проверяя гипотезы на основе полученных знаний.
Изучение нового материала будет удачным, если учащиеся вооружены теми знаниями и умениями, которые необходимы при решении данной проблемы.
А чтобы показать, как я применяю данную технологию в условиях классно – урочной системы, приглашаю вас на урок алгебры в 8 класс.
Этап урока: изучение нового материала
Тему урока вы узнаете немного позже.
Квадратное уравнение занимает одно из важных мест в курсе математики. Особую роль играют приведённые квадратные уравнения, то есть уравнения, в которых первый коэффициент равен единице. поставим перед собой проблему: «можем ли мы найти корни квадратного приведённого уравнения, не решая его». в некоторых случаях можно научиться устно находить корни приведённого квадратного уравнения. давайте постараемся заметить закономерность между корнями приведённого уравнения и его коэффициентами.
Слайд!



За недостатком времени, будем считать, что вы их решили, т.е. нашли корни уравнения. Предлагаю вам заполнить таблицу до конца, т.е. записать сумму и произведение найденных корней. Давайте проверим наши ответы. Существует ли взаимосвязь между результатами суммы и произведения с коэффициентами уравнения?
Выразите эту связь словами. Так можно ли найти корни уравнения, не решая его? Обратите внимание, что сумма равна второму коэффициенту, взятому с противоположным знаком. А произведение равно свободному члену.
Оказывается, эту связь заметил ещё французский математик Ф. Виет. И доказал теорему, которая носит его имя, и является темой нашего урока. итак, тема нашего урока «Теорема Виета». Она звучит так:
x2 + рх +q = 0, где х1+х2= -p и х1*х2 = q
Давайте, попробуем, не решая уравнений, найти корни, зная теорему Виета. Начинать лучше с произведения.

х2-3х+2=0 (1 и 2) х2+5х+6=0 (-2 и -3) х2-12х +32 =0 (8 и 4)
А теперь составьте уравнение по известным корням

х1=4 х2=2 х2-6х+8=0

х1=3 х2= -1 х2-2х-3=0

х1= -2 х2= -5 х2+7х+10=0
Мне приятно с вами работать, вы просто молодцы.



Рефлексия.
Я прошу поднять руки тех людей, кто понял связь между корнями уравнения и коэффициентами приведённого квадратного уравнения, и сам смог найти хотя бы одно решение.

13 EMBED Equation.3 1415

13 EMBED Equation.3 1415

13 EMBED Equation.3 1415