Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном и воспитательном процессе


Панина Е.В.
Россия, Самарская область, г.о. Самара, Региональный социопсихологический центр, МБОУ Школа №81
Из истории внедрения здоровьесберегающих технологий и волонтерского движения в МБОУ Школа №81 г.о.Самара
Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном
и воспитательном процессе
Многочисленные исследования последних лет показывают, что при поступлении в первый класс – лишь около 30 % учащихся можно считать абсолютно здоровыми, по окончанию школы их число уменьшается до 10–12%, в подростковом возрасте почти 70% детей имеют хронические заболевания. Исследования подростков 15–17 лет с ухудшением соматического здоровья позволяют констатировать: только 40-65% - справляются со школьной программой, почти у 80% - высокая тревожность, у 70% - раздражительность.
Мы считаем, что реальный путь сохранения детского здоровья – это формирование баланса между школьной образовательной средой и физиологическими процессами детского организма. Именно поэтому в 2004 году в нашей школе началась работа по внедрению здоровьесберегающих технологий (ЗСТ). Особое внимание было направлено на снятие перегрузки учащихся. При этом мы учитывали один из немаловажных принципов работы по оздоровлению детей – это принцип возможности массового охвата школьников при минимальных материальных затратах и активном участии родителей в этом процессе. Каждый элемент среды, создаваемой в экспериментальных классах, направлен на предупреждение развития хронической патологии, снятие утомления от интеллектуальной нагрузки, стабилизацию эмоционально-волевой сферы и, как следствие, улучшение усвоения школьной программы (Приложение 1). Работа начинается со школы дошкольников и продолжается на всех ступенях обучения. Каждая ступень формирует у школьника более глубокое понимание мер по охране здоровья. Подготовка к здоровому образу жизни (ЗОЖ) на основе ЗСТ ведется в 81-ой школе через непосредственное обучение детей элементарным приемам ЗОЖ, профилактическим методикам: оздоровительной, дыхательной гимнастике, самомассажу; обучение простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи (при порезах, ссадинах, ожогах, укусах); привитие детям элементарных навыков гигиены. Через ЗСТ процесс обучения включает в себя использование физкультминуток во время уроков и динамических 20-ти минутных перемен, проветривание и влажную уборку помещений; ароматерапию, витаминотерапию, чередование занятий с высокой и низкой двигательной активностью; через специально организованную двигательную активность ребенка в процессе реабилитационных мероприятий (фитотерапия, лечебная физкультура, психогимнастика, тренинги); массовые оздоровительные мероприятия (спортивно-оздоровительные праздники, тематические праздники здоровья, фитнес-аэробики, выход на природу, экскурсии); а также в работе с семьей (пропаганда здорового образа жизни через систему организационно-теоретических и практических занятий в родительском лектории); в работе с педагогическим коллективом (обучение педагогического коллектива в условиях инновационного образовательного учреждения). С 2005 года в 81 школе активно развивается волонтерское движение, одним из его направлений стало участие в работе по здоровьесбережению. Первый отряд волонтеров, прошедший обучение по программе «Равные - равным», проводит работу среди старшеклассников по пропаганде ЗОЖ, второй отряд «Забота», под руководством психолога и и классных руководителей, проводит для начальной школы динамические перемены, игры, конкурсы и пр. Ежегодное анкетирование учителей начальной школы, проводимое психологической службой в конце учебного года, показало высокую результативность вышеперечисленных мероприятий. В частности, по мнению классных руководителей и учителей начальных классов, у детей повысилась работоспособность, улучшилось внимание, после перемен дети намного быстрее стали включаться в работу на уроках. Снизилась утомляемость в конце учебного дня, повысилась мотивация к учебе, улучшилась психологическая атмосфера в классе. Игры на переменах позволили уменьшить число конфликтов и травм. Регулярная экспресс-диагностика состояния учащихся и отслеживание основных параметров развития организма в динамике (начало – конец учебного года) убедительно показывает эффективность оздоровительной среды, создаваемой в школе.
В результате использования ЗСТ можно сделать вывод, что реализация задач здорового образа жизни и всей системы учебно-воспитательной работы невозможна без тесного сотрудничества родителей, педагогов, администрации, медицинских работников, поваров и других категорий работников школы. Эффективные результаты может дать только комплексный подход к ее решению.
Мы уверены, что дальнейшее использование здоровьесберегающих технологий в 81-ой школе будет способствовать снятию перегрузки учащихся и поможет не только сохранить тот уровень здоровья, с которым ребенок пришел в нашу школу, но и позволит решать глобальные социальные задачи, стоящие в настоящее время перед обществом.
Приложение 1
Пример создания здоровьесберегающей среды
Забота о самых маленьких
Мероприятия
и виды деятельности Направление деятельности Результат
участия


Психологом Паниной Е.В. и волонтером (бывшим уч-ся школы) Паниным Денисом была оформлена рекреация начальной школы.
Данная работа была направлена на снижение утомляемости школьников (и дошколят) от интеллектуальной нагрузки, нормализацию эмоцио-нально-волевой сферы. Стены и пол были украшены трена-жерами от гиподи-намии. У детей появи-лась возмож-ность хорошо отдохнуть на переменах.
И это еще не вся польза, иг-ры в парах - повышают у детей комму-никабельность, учат их обще-нию.
Биологическое значение движения для растущего и развивающегося организма имеет особое значение, как фактор, способствующий физическому развитию и воспитанию личности в целом.
Мероприятия по организации шефства старших школьников и выпускников над младшими - один из важных факторов сплочения общешкольного коллектива, содействие развитию ученического самоуправления. Именно в коллективе и в воспитании через коллектив осуществляется идейное, духовное, эмоциональное обогащение ребенка. Правильно организованный коллектив не стесняет и не ограничивает индивидуального развития личности, а, напротив, открывает широкий простор для расцвета индивидуальных способностей и талантов.
Психологической службой проводится работа по следующим направлениям:
- изучение передового педагогического, социального, медицинского опыта по оздоровлению и развитию подрастающего поколения;
- отбор материала, способствующего сохранению и укреплению здоровья детей и взрослых;
- работа с педагогическим коллективом школы по проблемам социального здоровья уч-ся с целью выработки положительной мотивации к участию в создании оздоровительной среды в школе;
- работа с родителями, путем проведения различных форм обучения: лекции, беседы, тренинги и пр.;
- работа с уч-ся, путем проведения бесед, тренингов, лекций, создание условий для активного участия их в создании оздоровительного пространства в школе;
- опросы и анкетирование с целью привлечения новых уч-ся и их родителей в волонтерскую деятельность;
- создание среды, формирующей у ребенка сознательное отношение к своему здоровью и пропагандирующей ЗОЖ;
- экспертная деятельность: анкетирование, опросы, тестирование;
- создание единого образовательного, оздоровительного и социально-реабилитационного пространства.
По-нашему мнению, работу с использованием ЗСТ можно считать эффективной, т.к.:
1. увеличилось кол-во школьников (и их родителей) участвующих в спортивных и творческих мероприятиях, проводимых школой;
2. произошло снижение уровня правонарушений (при этом, положительным результатом работы по профилактике правонарушений среди учащихся школы можно считать: снижение количества «трудных детей», сокращение численности учащихся, состоящих на внутришкольном контроле и учете в детской комнате полиции;
3. учителя пополнили свой педагогический арсенал новыми приемами конструктивного общения с детьми и их родителями, получили возможность более продуктивной организации учебной и воспитательной работы, некоторые из них пересмотрели собственные представления о причинах детской лени, апатии, агрессии;
4. дети учатся взаимодействовать со сверстниками, учителями и родителями, многие из них нашли свое место в школьной жизни.