Внеурочная деятельность Занимательная математика 1 класс


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа с.Булун-Терек
Чаа-Хольского кожууна Республика Тыва
Рабочая программа
Наименование учебного предмета: Занимательная математика
Класс: 1
Учитель: Ховалыг Светлана Эрес-ооловнаСрок реализации программы, учебный год: 4 года
Количество часов по учебному плану: в неделю 1, в год 34
Планирование составлено на основе: Планирование составлено на основе: Программы курса "Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей". (Автор О.А.Холодова) . Методических пособий для учителя (1-4 класс).
Учебник: Рабочая программа к курсу «Информатика. Логика. Математика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы» (модифицированной), с использованием методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам». – Москва: РОСТ книга, 2007 г.
Рабочую программу составила: (Ховалыг С.Э)

с.Булун-Терек 2014 г
Рабочая программа
по курсу «Занимательная математика»
Пояснительная записка
По научно-познавательному направлению МБОУ СОШ с.Булун-Терек отводит курс “Занимательная математика”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Планирование составлено на основе:
Программы курса "Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей". (Автор О.А.Холодова)
Методических пособий для учителя (1-4 класс)
Комплекта двух рабочих тетрадей на печатной основе для учащихся 1-4 классов.
Рабочая программа к курсу «Информатика. Логика. Математика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы» (модифицированной), с использованием методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам». – Москва: РОСТ книга, 2007 г. – с. 191 – 210.
Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общеинтеллектуального направления.
Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения
Большую роль в процессе учебной деятельности школьников начальных классов играет уровень развития познавательных процессов: внимание, восприятие, наблюдение, воображение, память, мышление. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при правильно организованной работе, т.е. результат даёт системная работа, что повлечёт за собой расширение познавательных возможностей детей.
Данный курс формирует общеучебные умения: самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях, создаёт условия для развития у детей познавательных интересов, вызывает у них чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство.
В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своём развитии, они многому научатся и эти умения применяют в учебной работе, что приводит к успехам. Всё это означает, что у кого-то возникает интерес к учёбе, а у кого-то закрепляется.
Цели и задачи.
Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.
Основные задачи курса:
1)развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
2)развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
3)развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
4)формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
5)развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
6)формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
7)формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.
Особенности программы
В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.
Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.
Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.
Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.
Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.
Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы- описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям.
Описание места курса в учебном плане
Программа рассчитана на 4 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 30-35 минут в 1-4 классах. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1–4-х классов.
Формы проведения занятий
Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д. , что привлекательно для младших школьников.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.
На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.
На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью,
В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).
Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.
Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.
В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач.
В процессе выполнения каждого задания происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них. Учитывая это, все задания условно можно разбить на несколько групп:
- задания на развитие внимания;
- задания на развитие памяти;
- задания на совершенствование воображения;
- задания на развитие логического мышления.
Задания на развитие внимания:
К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения.
Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух - трехходовые задачи.
Задания, развивающие память :В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.
Задания на развитие и совершенствование воображения :Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера;
- дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
- выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
- вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
- выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
- выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления
замаскированного рисунка;
- деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;
- складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.
Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).
Задания, развивающие мышление:
Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания)
Таким образом, достигается основная цель обучения - расширение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения курса.
В результате изучения данного курса обучающиеся получат возможность формирования
Личностных результатов:
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметных результататов :
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий .
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
-Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Читать и пересказывать текст.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
VII. Основные требования к умениям к концу учебного года:
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
-выделять существенные признаки предметов;
-сравнивать между собой предметы, явления;
-обобщать, делать несложные выводы;
-классифицировать явления, предметы;
-определять последовательность событий;
-судить о противоположных явлениях;
-давать определения тем или иным понятиям;
-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
-выявлять функциональные отношения между понятиями;
-выявлять закономерности и проводить аналогии.
Диагностика результатов познавательных способностей
Первая диагностическая работа проводится в начале учебного года, при выполнении заданий первого занятия. Результаты выполнения заданий заносятся в таблицу (см. приложение 2) и сравниваются с результатами, полученными при аналогичном тестировании в конце предыдущего года обучения.
Второе диагностическое обследование проводится в конце учебного года, при выполнении заданий последнего занятия. Результаты, полученные после проверки, заносятся в таблицу, в которую внесли данные о развитии детей в начале года. Сопоставляя данные начала года и результаты выполнения заданий последнего занятия, определяем динамику роста познавательных способностей учащихся.
Тематическое планирование занятий курса "Занимательная математика" . 1 класс
№ Темы Часы Характеристика
деятельности УУД Стр. План Факт
1 Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант (вводный урок)
Различать главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы.
Выделять закономерности, завершать схемы.
Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи. Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя,
Проговаривать последовательность действий. 2 Развитие концентрации внимания.
Графический диктант. 3 Тренировка внимания. Развитие мышления.
Графический диктант. 4 Тренировка слуховой памяти.
Развитие мышления. 5 Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.
Графический диктант. Называть предметы по описанию.
Демонстрировать способность переключать, распределять внимание.
Объяснять значение слов и выражений.
Различать предметы по цвету, форме, размеру.
Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств
Составлять и преобразовывать фигуры.
Объяснять значение слов и выражений. Учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. 6 Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.
7 Совершенствование воображения. Задание по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу
8 Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.
9 Развитие концентрации внимания. Развитие мышления.
Графический диктант. 10 Тренировка внимания. Развитие мышления.
Графический диктант. 11 Развитие слуховой памяти. Развитие мышления.
Графический диктант. 12 Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.
Графический диктант. Определять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач и проведения дидактических игр.
Объяснять закономерности.
Выделять сходства и различия.
Описывать признаки геометрических фигур.
Находить и выделять признаки разных предметов.
Ориентироваться в пространстве листа.
Познавательные:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике 13 Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.
14 Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу
15 Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.
16 Развитие концентрации внимания. Развитие мышления.
Графические диктанты 17 Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.
Графический диктант Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение.
Определять на глаз размеры предмета.
Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве.
Коммуникативные: донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного или небольшого текста)Слушать и понимать речь других.
Читать и пересказывать текст. 18 Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.
Графический диктант. 19 Развитие аналитических способностей. Совершенствование
мыслительных операций. Графический диктант.
20 Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек.
Рисуем по образцу 21 Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант
22 Тренировка внимания. Развитие мышления.
Графический диктант 23 Тренировка слуховой памяти
Развитие мышления
Графический диктант 24 Развитие аналитических способностей
Совершенствование мыслительных операций
Графический диктант 25 Совершенствование воображения
Задания по перекладыванию спичек
Рисуем по образцу Называть предметы по описанию.
Демонстрировать способность переключать, распределять внимание.
Объяснять значение слов и выражений.
Различать предметы по цвету, форме, размеру.
Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств
Составлять и преобразовывать фигуры.
Объяснять значение слов и выражений. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике 26 Развитие логического мышления
Совершенствование мыслительных операций
Графический диктант 27 Развитие концентрации внимания
Развитие мышления
Графический диктант 28 Тренировка внимания
Развитие мышления
Графические диктанты 29 Тренировка слуховой памяти
Развитие мышления
Графический диктант Различать главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы.
Выделять закономерности, завершать схемы.
Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.
Называть предметы по описанию.
Демонстрировать способность переключать, распределять внимание.
Составлять и преобразовывать фигуры.
Излагать свои мысли ясно и последовательно. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика) 30 Тренировка зрительной памяти
Развитие мышления
Графический диктант 31 Развитие аналитических способностей
Совершенствование мыслительных операций
Графический диктант 32 Развитие логического мышления
Совершенствование мыслительных операций
Графический диктант 33 Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года