Рабочая программа по окружающему миру УМК Начальная школа XXI века (4 класс)


Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 7»
г. Подольск Московская область

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МОУ «Гимназия №7»
_____________ /Е.В. Назарова/
«31» августа 2016 г.
Рабочая программа,
составленная на основе авторской
на 2016 – 2017 учебный год
Ермошина Татьяна Владимировна
Ф.И.О. преподавателя
Окружающий мир
Предмет
4 «Ж» класс / 2 часа в неделю
Классы / количество часов в неделю
4 класс 68 часов в год
Классы / количество часов в год
Уровень базовый
Базовый учебник: Виноградова Н.Ф. Калинова Г.С. Окружающий мир: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. – М.: Вентана-Граф, 2015.
г. Подольск
2016-2017 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА К КУРСУ « ОКРУЖАЮЩИЙ МИР. 4 КЛАСС »
(УМК «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА XXI ВЕКА»)
Программа составлена на основе авторской:
Н.Ф.Виноградова «Окружающий мир»
Структура документа
Рабочая программа включает:
краткую пояснительную записку, содержащую статус документа, обоснование выбора данной авторской программы, общую характеристику предмета, ценностные ориентиры содержания учебного предмета и место предмета в учебном плане «МОУ Гимназии № 7»;
основное содержание;
планируемые результаты обучения;
тематическое планирование с указанием часов по разделам;
учебно-методическое обеспечение;
календарно-тематическое планирование с характеристикой деятельности детей (УУД) по разделам.
Программа полностью сохраняет содержание авторской программы, требования к уровню подготовки по окружающему миру за курс 4 класса.
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа «Окружающий мир» разработана:
в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения;
в соответствии с рекомендациями Примерной Основной образовательной программы начального общего образования, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации;
на основе авторской программы «Окружающий мир», авторы Н.Ф. Виноградова, приведённой в соответствие с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и возможностями образовательной модели «Начальная школа XXI века»;
в соответствии с особенностями МОУ «Гимназия №7» города Подольска, образовательных потребностей и запросов обучающихся.
Обоснование выбора программы
Программа «Окружающий мир» под редакцией Н.Ф. Виноградовой выбрана МОУ «Гимназией №7» как неотъемлемая часть УМК «Начальная школа XXI века». Цели программы близки идеям развития гармоничной личности в гимназии, многообразие затрагиваемых тем программы стимулирует возникновение познавательного интереса у детей во многих областях науки. Данная программа вводит ценностную шкалу, необходимую для формирования у подрастающего поколения позитивных целевых установок, углублённого личностного восприятия и эмоционального, доброжелательного отношения к миру природы и культуры в их единстве. Тем самым закладываются основы воспитания нравственно и духовно зрелых, активных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире. Особенно это важно для наших гимназистов, которые сменили место жительство и для них очень важна социальная адаптация.
Общая характеристика
Цели обучения
Основная цель обучения учебному предмету «Окружающий мир» в начальной школе — представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира. В данном контексте к общечеловеческим ценностям относятся: экологически грамотные правила взаимодействия со средой обитания; нравственный портрет и духовное богатство человека современного общества; исторический аспект «складывания» общерусской культуры, развитие национальных традиций, взаимосвязь и взаимодействие культур народов России.
В последние годы в среде практических работников появилось осознание важности изучения «Окружающий мир» не только для дальнейшего успешного обучения, но для интеллектуального и особенно для духовно-нравственного развития младших школьников. Эта позиция зафиксирована и в стандарте второго поколения, где цели изучения этого предмета объединяют его вклад в процесс воспитания школьника. Особое значение этой предметной области состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, в познании учащимся самого себя, своего Я.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Отбор конкретного естественнонаучного и обществоведческого содержания обучения подчинялся определенным требованиям.
Центральной идеей, на которой строится интеграция разных знаний, является раскрытие роли человека в природе и обществе, прослеживание становления трудовой деятельности людей, история развития культуры общества. Эти знания от класса к классу расширяются и углубляются, наполняются новыми понятиями и терминами.
При отборе понятий, которые должен усвоить младший школьник к концу обучения в начальной школе, учитываются:
знания, накопленные ребенком на эмпирическом уровне, в том числе в дошкольном детстве;
необходимость постепенного и последовательного перевода ученика с этапа общей ориентировки в термине или понятии на этап осознания существенных его характеристик;
зависимость усвоения понятия от уровня сформированности логической связной речи, коммуникативных умений, обеспечивающих развитие у младших школьников представлений о языке науки конкретной образовательной области, осознанное оперирование усвоенными терминами и понятиями;
преемственность и перспективность в предъявлении терминологии и понятийного аппарата, т.е. реализацию пропедевтического значения этапа начального образования, формирование готовности к дальнейшему усвоению научных понятий.
Конструирование содержания программы предполагало связь теоретических сведений с деятельностью по их практическому применению, что определило необходимость дать в программе перечень экскурсий, опытов, практических работ.
На основе установленных целей изучения предмета «Окружающий мир» были определены его функции: образовательная, развивающая, воспитывающая. Образовательная функция заключается в создании условий для формирования у школьников понятий о природе, обществе, человеке, развития способности ориентироваться в изменяющемся мире, освоения доступных для понимания младшим школьником терминов и понятий. Развивающая функция обеспечивает формирование научных взглядов школьника на окружающий мир, психическое и личностное развитие обучающегося, формирование его общей культуры и эрудиции. Воспитывающая функция предмета связана с решением задач социализации ребенка, принятием им гуманистических норм жизни в природной и социальной среде.
Место предмета в учебном плане МОУ «Гимназия №7»
В учебном плане МОУ «Гимназия №7» на изучение предмета окружающий мир в четвёртом классе отводится 2 часа в неделю, всего – 68 часов.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Человек - живое существо (организм) (16 ч.)
Человек - живой организм. Признаки живого организма. Органы и системы органов человека. Нервная система. Головной и спинной мозг. Кора больших полушарий (общие сведения). Роль нервной системы в организме.
Опорно-двигательная система: скелет и мышцы (общие сведения). Ее значение в организме. Осанка. Развитие и укрепление опорно-двигательной системы. Движения и физкультура.
Пищеварительная система. Ее органы (общие сведения). Значение пищеварительной системы. Зубы, правила ухода за ними. Правильное питание как условие здоровья.
Дыхательная система. Ее органы (общие сведения). Значение дыхательной системы. Защита органов дыхания (от повреждений, простуды и др.).
Кровеносная система. Ее органы. Кровь, ее функции. Сердце — главный орган кровеносной системы (общие сведения). Предупреждение заболеваний сердца и кровеносных сосудов.
Органы выделения (общие сведения). Их роль в организме. Главный орган выделения — почки. Кожа, ее роль в организме. Защита кожи и правила ухода за ней. Закаливание.
Как человек воспринимает окружающий мир. Органы чувств, их значение в жизни человека. Эмоции: радость, смех, боль, плач, гнев. Зависимость благополучия и хорошего настроения людей от умения управлять своими эмоциями. Охрана органов чувств.
Внимание, память, речь, мышление. Условия их развития.
Твоё здоровье (12 ч.)
Человек и его здоровье. Знание своего организма — условие здоровья и эмоционального благополучия. Режим дня школьника. Здоровый сон. Правильное питание. Закаливание.
Развитие человека от рождения до старости. Детство. Отрочество. Взрослость. Старость. Условия роста и развития ребенка: значение чистого воздуха, питания, общения с другими людьми и игровой деятельности ребенка. Уважительное отношение к старости и забота о престарелых и больных.
Вредные привычки.
ОБЖ: когда дом становиться опасным. Улица и дорога. Поведение во время грозы, при встрече с опасными животными.
Человек часть природы (2 ч.)
Чем человек отличается от животных. Мышление и речь.
Человек среди людей. (5 ч.)
Доброта, справедливость, забота о больных и стариках. Умеем ли мы общаться?
Родная страна: от края и до края. (10 ч.)
Природные зоны России: Арктика, тундра, тайга, смешанные леса, степь, пустыня, влажные субтропики (растительный и животный мир, труд и быт людей). Почвы России. Почва –среда обитания растений и животных. Плодородие почв. Охрана почв.
Рельеф России. Восточно-Европейская равнина, Западно - Сибирская равнина (особенности , положение на карте).
Как развивались и строились города. Особенности расположения древних городов. Кремлевские города .Улицы, история и происхождение названий.
Россия и её соседи. Япония, Китай, Финляндия, Дания. (особенности географического положения, природы, труда и культуры народов)
Человек - творец культурных ценностей (12 ч.)
Что такое культура. Ценности культуры. О чем рассказывают летописи. Первые школы на Руси. Первые печатные книги. Иван Федоров. Просвещение в России при Петре I, во второй половине ХVIII века. Первые университеты в России. М. В. Ломоносов.
Искусство России в разные времена (исторические эпохи). Памятники архитектуры (зодчества) Древней Руси. Древнерусская икона. Андрей Рублев. Художественные ремесла в Древней Руси. Музыка в Древней Руси. Древнерусский театр.
Искусство России ХVIII века. Памятники архитектуры. Творения В. И. Баженова. Изобразительное искусство ХVIII века. Возникновение публичных театров.
Искусство России ХIХ века. «Золотой век» русской культуры. А. С. Пушкин - «солнце русской поэзии» (страницы жизни и творчества). Творчество поэтов, писателей, композиторов, художников (В.А. Жуковский, А.Н. Плещеев, Н.А. Некрасов, В.И. Даль, А.А. Фет, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, М.И. Глинка, П.И. Чайковский, В. А. Тропинин, И.И. Левитан).Искусство России ХХ века. Творчество архитекторов, художников, поэтов, писателей. Известные сооружения советского периода (Мавзолей, МГУ, Останкинская телебашня и др.). Произведения художников России (А.А. Пластов, К.Ф. Юон, Ф.А. Малявин, К. Малевич и др.). Детские писатели и поэты (К.И. Чуковский, С.Я. Маршак и др.).
Человек - защитник своего Отечества (5 ч.)
Борьба славян с половцами. Александр Невский и победа над шведскими и немецкими рыцарями. Борьба русских людей с Золотой Ордой за независимость Родины. Куликовская битва. Дмитрий Донской.
Отечественная война 1812 года. М.И. Кутузов.
Великая Отечественная война. Главные сражения советской армии с фашистами. Помощь тыла фронту.
Расширение кругозора школьников. Литературные памятники Древней Руси. Новгородские берестяные грамоты. «Поучение» Владимира Мономаха. Первые книги по истории России. Борьба русского народа с польскими захватчиками в ХVII веке. Минин и Пожарский. Иван Сусанин. Партизанская война 1812 года. Василиса Кожина. Отражение борьбы русского народа за свободу родины в произведениях изобразительного и музыкального искусства. Боги войны. Ордена и награды. Военные костюмы разных эпох.
Гражданин и государство (3 ч.)
Россия - наша Родина. Русский язык - государственный язык России. Права и обязанности граждан России. Символы государства.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
освоения программы по окружающему миру в 4 классе
К концу обучения в 4 классе учащиеся научатся:
характеризовать условия жизни на Земле;
устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха;
описывать свойства воды (воздуха);
различать растения разных видов, описывать их;
объяснять последовательность развития жизни растения, характеризовать значение органов растения;
объяснять отличия грибов от растений;
характеризовать животное как организм;
устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного;
составлять описательный рассказ о животном;
приводить примеры (конструировать) цепи питания;
характеризовать некоторые важнейшие события в истории Российского государства (в пределах изученного);
сравнивать картины природы, портреты людей, одежду, вещи и т. п. разных эпох;
называть даты образования Древней Руси; венчания на царство первого русского царя; отмены крепостного права; свержения последнего русского царя;
работать с географической и исторической картами, контурной картой.
К концу обучения в 4 классе учащиеся могут научиться:
называть (приводить примеры):
признаки живого организма; признаки, характерные для человека (в отличие от животных);основные органы и системы органов человека и их функции;правила здорового образа жизни;
права гражданина и ребёнка в России;
основных правителей российского государства (князь, первый царь, первый и последний императоры);народы, населяющие Россию;различать (соотносить):
год и век, арабские и римские цифры;
искусственные тела (изделия) и тела природы;
полезные и вредные привычки;
эмоциональные состояния и чувства окружающих (страх, радость и др.);события, персоналии и их принадлежность конкретной исторической эпохе (Древняя Русь, Московская Русь, Россия, современная Россия);решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:
раскрывать значение нервной, опорно-двигательной, пищеварительной, кровеносной систем, органов человека;
применять правила здорового образа жизни в самостоятельной повседневной деятельности (уход за зубами, защита органов дыхания, органов чувств, двигательный режим и др.);
раскрывать причины отдельных событий в жизни страны, причины возникновения войн и даты основных войн в истории России;узнавать по тексту, к какому времени относится это событие (в соответствии с программой);
составлять связный рассказ на следующие темы: «Человек - биологическое существо», «Как быть здоровым», «Как развить свою память», «Если случилась беда»; «Человек отличается от животных», «Какими были школа и образование в разные исторические времена», «Родной край»
объяснять значение понятий: «человек - живой организм», «здоровый образ жизни», «вредные привычки», «государство», «права ребенка»;
в повседневной жизни применять правила нравственного поведения (в отношении ко взрослым, детям, знакомым и незнакомым);
работать с географической и исторической карт; выполнять задания на контурной карте, представленные в рабочей тетради.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностными результатами обучения учащихся являются:
готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;
воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.
Метапредметными результатами обучения являются:
интеллектуальные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.
Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).
Предметными результатами обучения учащихся являются:
осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
Разделы Количество часов
1 Человек - живое существо (организм) 16
2 Твоё здоровье 12
3 Человек - часть природы 2
4 Человек среди людей 5
5 Родная страна: от края до края 10
6 Человек – творец культурных ценностей 12
7 Человек – защитник своего Отечества 5
8 Гражданин и государство 4
9 Резервные часы 2
Итого 68
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для учащихся:
Виноградова Н.Ф. Калинова Г.С. Окружающий мир: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. – М.: Вентана – Граф, 2013.
Виноградова Н.Ф. Калинова Г.С. Окружающий мир: 4 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. – М.: Вентана – Граф, 2015.
Для учителя:
Виноградова Н.Ф. Калинова Г.С. Окружающий мир: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. – М.: Вентана – Граф, 2013.
Виноградова Н.Ф. Калинова Г.С. Окружающий мир: 4 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. – М.: Вентана – Граф, 2015.
Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: программа: 1-4 классы - М.: Вентана – Граф, 2013.
Виноградова Н.Ф.Окружающий мир. Методическое пособие. 3–4 класс- М.: Вентана – Граф, 2013.
Контроль и оценка уровня обученности учащихся по окружающему миру. Раздел ООП НОО МОУ «Гимназия № 7»
Календарно-тематическое планирование уроков окружающего мира в 4 классе
(УМК «Начальная школа XXI века»)
2 часа в неделю (68 часов)
№ п/п Тема урока
Характеристика деятельности детей
(универсальные учебные действия) Дата проведения Примечание
план факт Человек - живое существо (организм) (16ч.)
ИТБ. Организм человека. Нервная система. Характеризовать функции разных систем органов. Конструирование ситуаций, раскрывающих правила охраны здоровья. Характеристика правил поведения во время болезни. Сравнение: организм человека и животного. 01.09.-02.09 Нервная система. Головной и спинной мозг. 05.09.-09.09 Двигательная система организма человека. 05.09.-09.09 Пищеварительная система. 12.09.-16.09 Пищеварительная система. 12.09.-16.09 Дыхательная система. 19.09.-23.09 Кровеносная система. Практическая работа
«Подсчёт пульса» 19.09.-23.09 Как организм удаляет ненужные ему жидкие вещества. 26.09.-30.09 Кожа. 26.09.-30.09 Как человек воспринимает окружающий мир. 03.10.-07.10 Как человек воспринимает окружающий мир. Зрение. 03.10.-07.10 Как человек воспринимает окружающий мир. Слух. 10.10.-14.10 Как человек воспринимает окружающий мир. Обоняние. Вкус. Осязание. 10.10.-14.10 Мир чувств. 17.10.-21.10 Внимание. 17.10.-21.10 Память. Тест по разделу «Человек - живое существо» 24.10.-28.10 Твоё здоровье (12ч.)
17 Ирок-игра. Режим дня. Высказывание предположений и оценивание физического развития. Составление режима дня. Работа в парах. Составление таблицы «Продукты питания».
Правила закаливания, работа с фотографиями. Правила здорового образа жизни. Составление плана поведения при пожаре. Практическая работа «Правила оказания первой медицинской помощи». Составление памятки «Признаки ядовитых растений». 24.10.-28.10 18 ИТБ. Режим дня. 07.11.-11.11 19 Правила закаливания. 07.11.-11.11 20 Можно ли снять усталость? 14.11.-18.11 21 Поговорим о вредных привычках. 14.11.-18.11 22 Поговорим о вредных привычках. 21.11.-25.11 23 Когда дом становится опасным. 21.11.-25.11 24 Когда дом становится опасным. 28.11.-02.12 25 Улица полна неожиданностей. 28.11.-02.12 26 Улица полна неожиданностей. 05.12.-09.12 27 Если случилась беда. Практическая работа
«Правила оказания первой помощи» 05.12.-09.12 28 Если случилась беда. Проверочная работа по разделу «Твоё здоровье». 12.12.-16.12 Человек - часть природы (2ч.)
29 Чем человек отличается от животного. Работа с иллюстративным материалом. Составление рассказа о значении речи в жизни людей. Работа в группах. Коммуникативная деятельность: описательный рассказ на тему «Развитие человека от рождения до старости». 12.12.-16.12 30 От рождения до старости.
19.12.-23.12 Человек среди людей (5ч.)
31 Ирок-викторина. Поговорим о доброте. Работа с иллюстративным материалом. Пересказ и умение делать выводы о прочитанном произведении. Умение вести беседу. Правила общения. Работа в группах. Моделирование ситуаций, раскрывающих поведение человека среди людей. 19.12.-23.12 32 ИТБ. Что такое справедливость? 10.01.-13.01 33 О смелости. 10.01.-13.01 34 Умеешь ли ты общаться? 16.01.20.01 35 Умеешь ли ты общаться? Тест по разделу «Человек среди людей» 16.01.20.01 Родная страна: от края до края (10ч.)
36 Природные зоны России. Зона арктических пустынь и тундра. Характеристика основных природных зон России. Различие (по описанию, рисункам, фото) природных зон. Работа с картой: выполнение учебных задач. Различие: кремлёвские города и их достопримечательности. 23.01-27.01 37 Природные зоны России. Тайга и зона смешанных лесов.
Практическая работа с контурной картой. 23.01-27.01 38 Природные зоны России. Степи и пустыни. 30.01.-03.02 39 Почвы России. Опыт "Состав почвы" 30.01.-03.02 40 Рельеф России. Экскурсия. 06.02.-10.02 41 Рельеф России. Практическая работа с контурной картой. 06.02.-10.02 42 Как возникали и строились города. 13.02.-17.02 43 Россия и ее соседи. Япония. 13.02.-17.02 44 Россия и ее соседи. Китай. 20.02.-24.02 45 Россия и ее соседи. Королевство Дания. Тест по разделу «Родная страна: от края до края » 20.02.-24.02 Человек – творец культурных ценностей (12ч.)
46 Что такое культура? Соотнесение произведения искусства с его автором.
Называние имён выдающихся деятелей литературы и искусства разных исторических эпох и их произведений. 27.02.-03.03 47 Из истории письменности. 27.02.-03.03 48 О первых школах и книгах. 06.03.-10.03 49 О первых школах и книгах. Виртуальная экскурсия. 06.03.-10.03 50 Чему и как учились в России при Петре I. 13.03.-17.03 51 Русское искусство до XVIII века. Тест по разделу «Человек – творец культурных ценностей» 13.03.-17.03 52 Русское искусство до XVIII века. 20.03.-24.03 53 Искусство России XVIII века. 20.03.-24.03 54 ИТБ. Искусство России XVIII века. 03.04.-07.04. 55 «Золотой век» русской культуры (XIX век). 03.04.-07.04. 56 «Золотой век» русской культуры (XIX век). 10.04.-14.04 57 Искусство России ХХ века. Тест по разделу «Человек – творец культурных ценностей» 10.04.-14.04 Человек – защитник своего Отечества (5ч.)
58 Как Русь боролась с половцами. Коммуникативная деятельность: повествовательные рассказы на темы «Войны и Древней Руси», «Великие войны России». Установление последовательности важнейших исторических событий. 17.04.-21.04 59 Битва на Чудском озере. Куликовская битва. Практическая работа с исторической картой. 17.04.-21.04 60 Отечественная война 1812 года. Экскурсия. 24.04.-28.04 61 Великая Отечественная война 1941– 1945 годов. Практическая работа с исторической картой. 24.04.-28.04 62 Великая Отечественная война 1941– 1945 годов. Тест по разделу « Человек – защитник своего Отечества» 02.05.-06.05 Гражданин и государство (4ч.)
63 Гражданин и государство. Характеристика прав и обязанностей гражданина России. 02.05.-06.05 64 Гражданин и государство. 10.05.-12.05 65 Итоговая контрольная работа за год. 10.05.-12.05 66 Урок-викторина. Гражданин и государство 15.05.-19.05 67 Резерв. 15.05.-19.05 68 Резерв. 22.05.-26.05 Рассмотрено на заседании
кафедры начальных классов
протокол № 1 от «30» августа 2016 года
Руководитель кафедры __________/М. А. Копылова Согласовано
Заместитель директора по УВР
__________/ О.М.Пискурева«30» августа 2016 года /